Ответ фарисеям и ученикам Иоанновым о посте... Вино молодое и мехи... (Мф. 9:14–17)
Когда Господь заградил уста фарисеев, осуждавших Его за близкое общение с мытарями и грешниками, ТОГДА ПРИХОДЯТ К НЕМУ УЧЕНИКИ ИОАННОВЫ, которые, по замечанию святителя Златоуста, завидовали Христу, ревнуя о славе своего учителя, и только тогда смирились, когда Иоанн ввержен был в темницу. Иоанн сам был великим постником, и учеников своих приучал к строгому посту. Они слышали, что говорил Иоанн о грядущем Мессии, и теперь недоумевали, почему этот, указанный Иоанном, Мессия не только Сам не постится, но и учеников своих освобождает от строгого поста? «Вероятно, – говорит блаженный Феофилакт, – они недоумевали, каким образом без подвижничества Он может побеждать страсти, чего Иоанн не мог сделать. А того, что Иоанн был простым человеком и праведным стал по причине подвигов добродетели, а Христос же – Бог и Сам весь добродетель, – этого они не хотели знать». Может быть, ученики Иоанна Крестителя удивлялись и тому, почему это ученики Иисуса Христа не соединяют своего поста с их постом, чтобы выразить скорбь свою о заключении в темницу такого учителя, который крестил даже и их Учителя. Святой евангелист Лука говорит, что учеников Христовых обвиняли фарисеи; может быть, говорит Златоуст, фарисеи, не зная, что им делать, взяли с собой и учеников Иоанновых, как позже брали иродиан. Но как могло случиться, что ученики Иоанна, этого строгого обличителя фарисеев, соединились с этими лицемерами, чтобы допрашивать Господа? Можно предположить, что это были те из учеников Иоанновых, которые не понимали сущности проповеди своего учителя, когда он поучал их строгому посту, а фарисеи рады были кого угодно привлечь на свою сторону, лишь бы отомстить Господу за свой стыд, порицая слабость Его правил, будто ни Он, ни Его ученики ничем не отличаются от грешников в деле воздержания. И вот, может быть по их научению, ученики Иоанновы, не смея сказать прямо Христу: для чего Ты не постишься, указывают на учеников Господа, И ГОВОРЯТ: ПОЧЕМУ МЫ И ФАРИСЕИ ПОСТИМСЯ МНОГО, А ТВОИ УЧЕНИКИ НЕ ПОСТЯТСЯ? или, по крайней мере, менее нас постятся? Пусть Ты Сам, как врач, поступаешь так, но для чего же ученики Твои, оставив пост, участвуют в таких трапезах, как теперешняя?
Вот та болезнь, которую Христос врачевал и прежде, когда говорил: «когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6:17). Эта болезнь – тщеславие. Оно в очах Божиих похищает цену у всякого доброго дела. Ему приносил в жертву свой пост и велехвальный фарисей, когда говорил: «пощусь два раза в неделю» (Лк. 18:12). Господь мог сказать: «вы не имеете права устанавливать законы о посте. Какая польза от вашего поста, когда душа ваша полна лукавства, когда вы осуждаете других, чтобы показать себя? Изгоните прежде тщеславие, исполните заповеди о любви, кротости, смирении»... Но Господь не укоряет учеников Иоанновых; не называет их «тщеславными и кичливыми»; Он видит томление их духа по случаю заключения их учителя в темнице, сочувствует им, и потому с кротостью отвечает на их неразумный вопрос: И СКАЗАЛ ИМ ИИСУС: МОГУТ ЛИ ПЕЧАЛИТЬСЯ и поститься СЫНЫ ЧЕРТОГА БРАЧНОГО, т.е. те, которым доверена женихом забота о чертоге брачном – искренние друзья жениха и первые гости на пире брачном, ПОКА С НИМИ ЖЕНИХ? Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице; поэтому для вас – это время скорби и поста; вы слышали от него, что он только друг Жениха, а Жених – это Я, обручающий Себе Новую Церковь вместо умершей синагоги; итак, настоящее время, когда Я нахожусь с Моими учениками, есть для них время радости, как и ваш учитель говорил: «а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» (Ин. 3:29). Пост, действительно, имеет в себе нечто печальное, не по свойству своему, ибо для желающих духовного преуспеяния он составляет приятное и вожделенное занятие, а потому, что ученики Мои еще слабы, и теперь он для них неуместен. Но так не всегда будет продолжаться; НО ПРИДУТ ДНИ, КОГДА не Сам удалится, а насильственно будет удален, ОТНИМЕТСЯ У НИХ ЖЕНИХ, как у вас отнят был Иоанн, – придет время, когда Я предан буду на крестную смерть, и потом вознесусь на небо, И ТОГДА БУДУТ ПОСТИТЬСЯ, тогда они, выражая свою скорбь, сами будут налагать на себя пост и, подвергаясь гонениям за имя Мое, будут и во алчбе и в жажде. «В этих словах, – замечает святитель Златоуст, – Господь впервые начинает предсказывать о Своем страдании, заранее приучая учеников Своих помышлять о происшествиях, по-видимому, скорбных. Если бы Спаситель сказал об этом им самим, это было бы для них особенно тяжко и прискорбно; и позже, когда Он прямо говорил им о Своем страдании, они приходили в смущение. Но когда Он говорил об этом другим, ученикам Его слышать это было менее тягостно».
Слова Господа о том, что ученики будут поститься, когда Он не будет видимо пребывать с ними, сбылись в точности: по вознесении Его мы видим их пребывающими в посте и молитве. А чтобы показать, как слабы были ученики Его в то время, Он присовокупляет: И НИКТО К ВЕТХОЙ ОДЕЖДЕ НЕ ПРИСТАВЛЯЕТ ЗАПЛАТЫ ИЗ НЕБЕЛЕНОЙ, из сурового полотна, ИБО ВНОВЬ ПРИШИТОЕ ОТДЕРЕТ ОТ СТАРОГО, И ДЫРА БУДЕТ ЕЩЕ ХУЖЕ. Мои ученики еще не обновились духом, поэтому не должно налагать на них тяжких заповедей; они требуют еще снисхождения и легкого бремени. Говоря это, Он давал урок и ученикам, дабы и они, когда будут учить вселенную, снисходили, и с первого раза не налагали тяжких заповедей. Он не принуждал учеников Своих поститься, по выражению святителя Иоанна Златоуста, «не для угождения тела, но по особенному Своему смотрению», с особенной премудрой целью, как это и объяснил Он в следующих двух примерах, взятых уже прямо из домашней жизни: НЕ ВЛИВАЮТ ТАКЖЕ ВИНА МОЛОДОГО В МЕХИ ВЕТХИЕ (в ветхие кожаные бурдюки); ИНАЧЕ, если не так, ПРОРЫВАЮТСЯ МЕХИ, И ВИНО ВЫТЕКАЕТ, И МЕХИ ПРОПАДАЮТ, НО ВИНО МОЛОДОЕ, сильное и крепкое, ВЛИВАЮТ В НОВЫЕ МЕХИ, И СБЕРЕГАЕТСЯ ТО И ДРУГОЕ. Не следует младенцу умом предлагать высокое учение прежде времени; иначе он и впоследствии не будет расположен слушать это учение. Новая, суровая заплата и новое вино означают пост, а старая одежда и старые мехи – учеников. Вот почему и Сам Спаситель, беседуя с учениками Своими, часто употреблял простые выражения, как Сам же им и объяснил это: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12). Вот почему и мы должны быть снисходительны к другим и тогда только будем иметь успех. Под словами «новая одежда, новые мехи, новое вино» можно понимать и весь Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, как пишет и апостол Павел: «ветшающее и стареющее близко к уничтожению»; «древнее прошло, теперь все новое» (Евр. 8:13; 2Кор. 5:17). Новый Завет имеет и новые священные книги, и благодатные, обновляющие нас Таинства, и новое Богослужение, и новые посты, словом, – имеет все установления свои новые, потому что древнему ветхозаветному закону Христос дает новую жизнь. Он преобразовал древнюю субботу в праздник Своего воскресения; Он раскрыл и объяснил самый дух ветхозаветных заповедей, словом, основал новое благодатное Царство Божие на земле, которое есть Его Церковь Святая. И эта невеста Христова, Церковь Божия, следуя заветам Своего Жениха Небесного, Христа Спасителя, помнит и держит и это Его правило: не могут сыны чертога брачного плакать и поститься, пока с ними Жених.
Сохраняя строгий пост во дни покаяния, предшествующие светлому празднику Его воскресения, она прекращает этот пост с того мгновения, когда Христос, яко Жених от чертога, исшел от гроба. И в постах, и в праздниках Святая Церковь твердо руководствуется апостольским преданием, премудро распределяя дни поста и праздников в течение года, дабы посредством тех и других воспитывать чад своих для Царства Небесного, для вечной будущей жизни... Святые отцы, прилагая слова Спасителя о «ветхих и новых мехах» к духовной жизни, поучают, что не следует человеку, неопытному в духовной жизни, сразу вдаваться в чрезмерные подвиги; «прежде возгрей в себе дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, – пишет святитель Феофан затворник. – Если же, не имея этой ревности, возмешься за строгости, то не на пользу это будет. Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Это не значит, что строгости негодны, а только то, что надо все делать по порядку. Надо, чтобы все шло от сердца, от души, а не для показа»... Кроме того, одни внешние, телесные подвиги, без заботы о внутреннем очищении сердца от страстей, от грешных помыслов, а главное – без смирения, самоуничижения, могут даже повредить делу спасения души; такой неразумный подвижник, засмотревшись на свои мнимые подвиги, легко может возгордиться ими и впасть в прелесть; тогда действительно такому человеку, по слову Спасителя, «бывает... последнее хуже первого» (Мф. 12:45).