Просящему у тебя дай... Любите врагов ваших... Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:42–48)
ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ – враг ли то, друг ли, или неверный у тебя просит – ДАЙ, глаголет Господь, И ОТ ХОТЯЩЕГО ЗАНЯТЬ У ТЕБЯ НЕ ОТВРАЩАЙСЯ, т.е. не откажи ему. Иной нуждается в пище или одежде, другой – в деньгах, тому нужен добрый совет, этому – слово сердечного братского участия; никому ни в чем не отказывай, делись даже последним – во имя Христово. И опять любовь подскажет тебе, когда полезно дать просящему, а когда и вредно; она не позволит тебе подать нож требующему его безумцу, или же яд желающему лишить себя жизни. Иной слабый человек просит на водку, на прихоти; такому иногда полезнее бывает вместо денег подать слово братского вразумления. И Спаситель не всякому просящему подавал именно то, чего он просил: один проситель, например, кричал Ему из толпы: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство», но Господь вместо этого подал ему и всем бывшим тут совет: «смотрите, берегитесь любостяжания» (Лк. 12:15). Повелевая давать взаймы, Он разумеет давать деньги не в рост, а просто одалживать. В другом месте Он требует еще большего: чтобы мы давали и тем, от которых не надеемся получить обратно. ВЫ СЛЫШАЛИ, ЧТО СКАЗАНО: ЛЮБИ БЛИЖНЕГО ТВОЕГО. Гордые Иудеи считали своими ближними только своих соотечественников и единоверцев, Иудеев же, а всех язычников, особенно Римлян, считали врагами Божиими и, конечно, своими.
Они слишком буквально понимали те места в Писании, где говорится о ненависти к ненавидящим Господа; им заповедано было не дружить, не сближаться с соседними идолопоклонническими народами, чтобы не заразиться их нечестием; но они не в состоянии были понять, что Бог повелевает ненавидеть только самое нечестие, самый грех, а грешника в то же время велит любить и жалеть. И вот, понимая заповеди о любви к ближнему в узком, буквальном смысле, они уже от себя прибавляли такой вывод: если ближнего, т.е. Иудея, надо любить, то значит всякого неиудея, как врага Божия, надобно ненавидеть: И НЕНАВИДЬ ВРАГА ТВОЕГО, хотя таких слов в самом Писании нигде и не было написано. А Христос Спаситель учит нас такой любви, которая обнимает всех людей без различия: А Я ГОВОРЮ ВАМ: ЛЮБИТЕ всякого человека, кто бы он ни был, любите и ВРАГОВ ВАШИХ, тех, кто делает вам зло, будет ли этот человек одной с вами веры или нет; БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ ПРОКЛИНАЮЩИХ ВАС – говорите о них только доброе, желайте им только добра, но мало и этого – сами БЛАГОТВОРИТЕ НЕНАВИДЯЩИМ ВАС. Если враг твой попал в какую-то беду, спеши к нему на помощь; если он голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Не допускай его до тяжкого греха, где можно – уступи ему, а где совесть твоя не дозволяет уступить, там постарайтесь вразумить его по-братски. И МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ ВАС И ГОНЯЩИХ ВАС, за всех тех, кто обижает, поносит вас, вредит вам. Жалейте их: они сами не знают, не понимают, что их учит делать вам зло отец всякого зла – диавол. Молитесь же за них, чтобы Отец Небесный не оставил их во власти диавола. Пожалейте их: это несчастные, больные люди; они больше себе вредят, чем вам. Вам они вредят временно, а себе вечно. Молитесь за них, они лучшие ваши благодетели: кто гонит и обижает вас, тот облегчает вам наказание за грехи ваши. Кто оскорбляет, поносит вас. тот дает вам случай заглянуть в ваше собственное сердце; загляни же каждый туда, и ты увидишь, какие там гады, страсти, живут… Пока не разломил ты хлеба, не видишь его гнилости, а разломи его – и увидишь, что он весь прогнил. Вот так же бывает и с сердцем нашим: пока тебя никто не трогает, ты думаешь, что ты свободен от злобы на ближнего, а скажут тебе слово обидное – посмотри, как закипит эта злоба в твоем сердце. Молись же за врагов своих: без них не увидеть бы тебе нечистоты твоей, а нечистые сердцем и Бога не узрят. Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за это – блистательна и награда! Спаситель обещает таковым, что они будут подобны Богу, насколько это возможно для человеков: ДА БУДЕТЕ СЫНАМИ ОТЦА ВАШЕГО НЕБЕСНОГО…
Итак, о чем возмечтал некогда праотец Адам в раю, то обещает, заповедует нам любовь Божия ныне. Бог обещает нас усыновить Себе, и хочет и требует, чтобы мы были Ему подобны. И как мало стоит нам этот великий дар! «Любите врагов ваших… да будете сынами Отца вашего Небесного!».. Все люди – дети одного Отца Небесного, их Творца и Промыслителя; но не все они чада Божии по благодати. Кто возлюбил врага своего братской любовью, кто плачет о его заблуждениях и молится за него, как за друга, за брата, за лучшего благодетеля, – тот воистину есть благодатный сын Небесного Отца, Который праведных любит и грешных милует, ИБО ОН ПОВЕЛЕВАЕТ СОЛНЦУ СВОЕМУ ВОСХОДИТЬ, проливать свет солнечный НАД ЗЛЫМИ И ДОБРЫМИ И ПОСЫЛАЕТ Свой благотворный ДОЖДЬ НА ПРАВЕДНЫХ И НЕПРАВЕДНЫХ. Какой прекрасный, понятный для всякого образ всеобъемлющей любви Божией! Господь щедрой рукой рассыпает дары Свои всем Своим созданиям; и добрые, и злые одинаково наслаждаются и пользуются и кротким светом солнца, и его живительной теплотой, и плодотворным дождем, который льется на поля и угодья и добрых, и злых. «Можно разуметь, – говорит блаженный Феофилакт, – под дождем и солнцем еще благодать Святаго Духа и учение Христово: Христос на всех готов излить Свою благодать и всех поучает. Поучайся же, человек, делать добро врагу своему, поучайся у Самого Отца Небесного. Подумай притом: Кто Он и кто ты?» – «Тебя оскорбляет подобный тебе, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а Его – раб, и притом такой, который получил от Него безчисленные благодеяния. Когда ты молишься за врага, то благодетельствуешь ему словами, а Бог благодетельствует ему весьма великими и чудными делами, освещая его солнцем и посылая дожди в нужное время. Но ты весьма тяжко обижен? Что же такое потерпел ты, что было бы подобно страданию твоего Владыки? Когда больные, находящиеся в сумасшествии, наносят удары и обиды врачам своим, то особенно в это время врачи и жалеют о них и наиболее стараются об их излечении. Избавь и ты врага своего от лютого демона ярости. Он несчастнее бесноватого, потому что хотя и беснуется, но еще не лишился ума, а поэтому и бешенство его непростительно. Сам Бог тебя наградит за то, что ты освободил брата своего от жестокой болезни. Для святых Божиих это было законом их жизни. А Спаситель побуждает тебя к этой добродетели не только примером благости Божией, но и от противного: ИБО ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ЛЮБИТЬ, – говорит Он, – только ЛЮБЯЩИХ ВАС, КАКАЯ ВАМ НАГРАДА? Тут нет еще никакого подвига: ты за то их и любишь, что они тебя любят, значит, ты при этом любишь только себя же самого. НЕ ТО ЖЕ ЛИ ДЕЛАЮТ И МЫТАРИ?
Даже и эти люди, которых Иудеи считали корыстолюбцами, отъявленными нечестивцами, и они вот любят любящих их: значит, это дело нетрудное, за что же таких людей награждать высокой наградой? И ЕСЛИ ВЫ ПРИВЕТСТВУЕТЕ при встрече ТОЛЬКО БРАТЬЕВ ВАШИХ, только родных и близких людей, ЧТО ОСОБЕННОГО ДЕЛАЕТЕ? НЕ ТАК ЖЕ ЛИ ПОСТУПАЮТ И ЯЗЫЧНИКИ? – эти люди грешные, забывшие Бога истинного и кланяющиеся идолам… Что же это за любовь? За что вас награждать Отцу Небесному? «Видишь ли, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как Христос малопомалу возводит нас на самое небо? Итак, чего будем достойны мы, которые получили повеление уподобляться Богу, а между тем, может быть, еще не сравнялись и с мытарями? Какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны быть превосходнее книжников?» Если ты не научился любить врагов своих, то напрасно носишь имя христианина. Для ученика Христова слишком мало, чтобы жить подобно язычникам. ИТАК БУДЬТЕ, – говорит Господь, – СОВЕРШЕННЫ, будьте так же святы, праведны и любвеобильны, КАК СОВЕРШЕН ОТЕЦ ВАШ НЕБЕСНЫЙ. Недостижимо это для человека, но в каждом человеке есть образ Божий, и каждый должен по мере сил своих, при помощи благодати Божией, очищать его, приближаться к Богу и уподобляться Ему. «Конечно, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – ты не можешь засветить другое солнце для мира, но ты можешь засветить свет спасительной истины в уме неверующего, ты можешь зажечь искру любви к добру в сердце жестоком; и вот ты – подражатель Богу, не только сияющему солнцем на видимый мир, но и просвещающему души светом духовным. Не дано тебе свести с неба дождь и оросить поля праведных и неправедных, но ты можешь оросить слезой сострадательной любви иссохшее от скорби сердце невинного страдальца, или сжигаемое раскаянием сердце грешника; и вот ты – подражатель Богу, Который посылает дождь на праведных и неправедных». – «Никогда, – говорит блаженный Августин, – не будь доволен собой; все прибавляй, все иди вперед. Если же скажешь – довольно, то ты погиб». Какое дивное, воистину Божественное учение! Как оно отвечает на все запросы сердца человеческого! Воистину здесь глаголет не человек, а Сам Бог – Сердцеведец…