Источник

Горе затворяющим Царство Небесное... Горе поедающим домы вдовиц... Горе развращающим других... Горе лукавнующим в клятвах...  (Мф. 23:13–22)

После предостережения ученикам от подражания фарисеям, Господь обращает грозное слово Свое уже прямо к самим фарисеям. Подобно древним пророкам, в повторяющихся восклицаниях Он грозит им страшными неизбежными карами суда Божия за их нечестие и пороки. Гласом Судии всей земли Он изрекает им восьмеричное горе, обнажая и поражая всю мерзость их внутреннего запустения. «Первое горе» Он возглашает им за ложное толкование Закона Божия и Священного Писания, за извращение самого духа Закона Божия, из-за чего они и себе и другим затворяли Царство Небесное.

Второе горе» – за ненасытное корыстолюбие, прикрываемое лицемерной набожностью. «Третье горе» – за развращение и погибель тех, кого они обращали к вере из язычников. «Четвертое горе» – за то, что они извращали смысл клятвы, и делали это ради корысти. «Пятое горе» – за то, что не хотели понимать самого духа Закона и, исполняя неважные предания своих старцев, забывали заповеди Божии о правде, милосердии и верности Божию Закону. «Шестое горе» – за то, что слишком много заботились о внешних омовениях и очищениях и вовсе не думали о душевной чистоте. «Седьмое горе» – за то, что по душе были мертвы для доброделания, и это омертвение и неплодие прикрывали лицемерным благочестием. И последнее, «восьмое горе» – за их упорную ненависть к посланникам Божиим, пророкам, которую лицемеры скрывали от глаз народа под видом усердия к украшению их гробниц. В заключение этих, поистине громоносных обличений, Господь наш, воспламенившись праведным негодованием, называет фарисеев змиями, порождениями ехидны: эти пресмыкающиеся, внушающие каждому ужас и омерзение, могли служить народу вполне понятным образом пронырливых, лукавых и злобных врагов Господа, заражавших ядом лжеучения простые души. ГОРЕ ВАМКНИЖНИКИ И ФАРИСЕИЛИЦЕМЕРЫ, – воскликнул Он, – ЧТО ЗАТВОРЯЕТЕ (делаете недоступным) ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ЧЕЛОВЕКАМ! Бог отверзает двери этого Царства для всех, Бог всех зовет в него, но вы стоите в дверях: ИБО вы САМИ НЕ ВХОДИТЕ И ХОТЯЩИХ ВОЙТИ НЕ ДОПУСКАЕТЕ. В угоду своим страстям вы извратили понятие о Мессии и Его Царстве; присвоив себе право толковать Закон, вы взяли ключ разумения Писаний и исказили их чистый смысл своими измышленными преданиями; вы упорно отвергаете Меня! злобно клевещете на Меня, называя ядцей и винопийцей, льстецом и другом мытарей и грешников, богохульствуя, будто Я совершаю чудеса силой князя бесовского... Многие из народа готовы уверовать в Меня, готовы войти в Царство Небесное, но вы смущаете их совесть, на вас они смотрят как на учителей, Богом поставленных, они ждут вашего слова и колеблются, и остаются за дверями Моего Царства... Многие жаждут истины, жаждут спасения, но видят ваше лицемерие, вашу ложь в жизни, вашу алчность и пустосвятство, и соблазняются; вы, как противники Божии, сами не идете и другим затворяете двери рая Божия... Вас, по справедливости, должно назвать язвой народа, губителями, а не учителями!.. А сколько зла творите вы ближнему в угоду своей ненасытной алчности и тщеславию! ГОРЕ ВАМКНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ, ЛИЦЕМЕРЫЧТО ПОЕДАЕТЕ ДОМЫ ВДОВ.

Мало вам людей богатых, вы не щадите и бедных, ложью и обманом отнимаете у беспомощных вдовиц последние крупицы, вместо того, чтобы облегчать их бедность. И, что всего возмутительнее, это хищничество вы прикрываете самым низким лукавством, ЛИЦЕМЕРНО ДОЛГО МОЛИТЕСЬ, напоказ, и этой мнимой набожностью входите в доверие простых людей, особенно женщин, и безсовестно, под предлогом благочестия, обираете их, издеваясь над их простотой! «Если всякий, делающий зло, заслуживает наказания, – говорит святитель Златоуст, – то какому же жестокому наказанию подвергнетесь вы, принявшие на себя образ благочестия и употребляющие его для прикрытия своих злых дел»: ЗА ТО ПРИМЕТЕ ТЕМ БОЛЬШЕЕ ОСУЖДЕНИЕ. Вам следовало бы помогать бедным вдовицам, а вы их же обижаете. И в то же время вы стараетесь выставить себя ревнителями славы Бога Израилева: ГОРЕ ВАМКНИЖНИКИ И ФАРИСЕИЛИЦЕМЕРЫЧТО ОБХОДИТЕ МОРЕ И СУШУ, не щадите, по-видимому, никаких трудов, ДАБЫ ОБРАТИТЬ ХОТЯ ОДНОГО чужестранца язычника в свою веру, но и после всех ваших трудов и усилий вы не умеете сберечь обращенного; И КОГДА ЭТО СЛУЧИТСЯ, когда он сделается Иудеем, ДЕЛАЕТЕ ЕГО СЫНОМ ГЕЕННЫВДВОЕ ХУДШИМ ВАС, развращаете его примером своей лицемерной жизни, делаете достойным сожжения в геенне, вдвое худшим вас самих! Он становится вовсе неспособным к познанию истины Божией, и гибнет навеки... И этой гибели вы сами содействуете, извращая заповеди Божии, научая его обходить Закон Божий. ГОРЕ ВАМВОЖДИ СЛЕПЫЕ, вы беретесь указывать другим путь в Царство Небесное, а сами этого пути не видите. До каких нелепостей в смышлениях доходите вы, например, КОТОРЫЕ ГОВОРИТЕ: ЕСЛИ КТО ПОКЛЯНЕТСЯ ХРАМОМ, ТО НИЧЕГО; это, по-вашему, ничего не значит, – можно, будто бы, изменить такой клятве; А ЕСЛИ КТО ПОКЛЯНЕТСЯ ЗОЛОТОМ ХРАМА, золотыми украшениями храма, золотыми сосудами, священными принадлежностями его, или золотом, которым покрыты врата и разные части храма, или, наконец, тем золотом, которое находится в сокровищнице храма, ТО такой человек ПОВИНЕН, обязан непременно сдержать свою клятву, а если не сдержит, то должен быть наказан как клятвопреступник. БЕЗУМНЫЕ И СЛЕПЫЕ! ЧТО БОЛЬШЕ: ЗОЛОТО, ИЛИ самый ХРАМОСВЯЩАЮЩИЙ ЗОЛОТО? Неужели вы не понимаете, что потому и делается золото священным, что оно находится в храме, – не безумно ли считать более священным то, что само имеет нужду в освящении от храма, чем храм, его освящающий?

ТАКЖЕ: вы говорите, ЕСЛИ КТО ПОКЛЯНЕТСЯ ЖЕРТВЕННИКОМ, на котором приносятся жертвы и всесожжения, ТО НИЧЕГО, по-вашему, это ничего не значит; ЕСЛИ ЖЕ КТО ПОКЛЯНЕТСЯ ДАРОМКОТОРЫЙ НА НЕМ, т.е. жертвой, которая на нем, ТО ПОВИНЕН, обязан представить в храм то, чем клялся: вола, овцу или другое, что приносилось в жертву.БЕЗУМНЫЕ И СЛЕПЫЕ! ЧТО БОЛЬШЕ: ДАРИЛИ ЖЕРТВЕННИК,ОСВЯЩАЮЩИЙ ДАР? От жертвенника получает освящение жертва; следовательно, жертвенник важнее и священнее, чем дар, освящаемый от него. И ради чего это лукавое разделение клятв на важные и неважные? Это для вас выгодно. И вот, из-за своих корыстных расчетов вы так исказили истинный смысл всякой клятвы, что забыли самое главное: дело не в вещи, которой клянутся, а в том, Кому посвящена эта вещь; человек призывает Самого Бога в свидетели своей правоты и искренности, а потому всякая клятва, чем бы то ни было священным, имеет одинаковую силу: ИТАК КЛЯНУЩИЙСЯ ЖЕРТВЕННИКОМ КЛЯНЕТСЯ ИМ И ВСЕМ, ЧТО НА НЕМ; И КЛЯНУЩИЙСЯ ХРАМОМ КЛЯНЕТСЯ не только ИМ, но И ЖИВУЩИМ В НЕМ Самим Господом Богом, так что клянущийся храмом клянется небом; И КЛЯНУЩИЙСЯ НЕБОМ КЛЯНЕТСЯ ПРЕСТОЛОМ БОЖИИМ, как местом особого присутствия Божия, И СИДЯЩИМ НА НЕМ во всем величии, славе и свете неприступном.4 

* * *

4

Блаженный Феофилакт замечает: «В Ветхом Завете Христос не позволяет считать дар более алтаря, а у нас алтарь святится от Даров. Ибо по Божественной благодати хлебы преложатся в самое Тело Господне, потому и освящается ими жертвенник. В Ветхом же Завете мясо и кровь животных возлагались на жертвенник и освящение их зависело от жертвенника».


Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4

Комментарии для сайта Cackle