Ответ Господа саддукеям о воскресении... (Мф. 22:23–33)
«Едва успел Господь заградить уста фарисеям, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как уже к Нему приступают саддукеи. Пример фарисеев должен бы остановить их, но дерзость так безстыдна и безрассудна, что покушается даже и на невозможное. Потому и евангелист, удивляясь их безумию, указывает на него, говоря: В ТОТ ДЕНЬ ПРИСТУПИЛИ К НЕМУ САДДУКЕИ, которые составляли особую ересь между Иудеями, КОТОРЫЕ ГОВОРЯТ, ЧТО НЕТ ВОСКРЕСЕНИЯ. Они говорили, что нет воскресения, нет будущей жизни, нет ни Ангелов, ни душ человеческих». На Христа Спасителя саддукеи смотрели с высокомерным презрением, как на невежественного, по их мнению, Галилеянина, на Которого им не стоило много обращать внимания. Но теперь сильные, неотразимые ответы Господа фарисеям пробудили в них чувство зависти к славе Божественного Учителя: им захотелось посмеяться над Ним. Вместе с тем они надеялись и унизить гордость фарисеев, которые были их всегдашними соперниками и врагами, надеялись похвалиться перед ними: чего не удалось достигнуть фарисеям, того достигли они, саддукеи! «А может быть, они хотели изведать, не одобрит ли Иисус Христос, так злобно оскорбленный фарисеями, учения их секты? Постоянно обличая фарисеев, Он реже и менее говорил против саддукеев» (Иннокентий, архиепископ Херсонский). Они взяли тот самый вопрос, к которому постоянно обращались в спорах между собой фарисеи и саддукеи, вопрос о воскресении мертвых. «Впрочем, саддукеи, – говорит святитель Златоуст, – приступив к Спасителю, не прямо начинают говорить о воскресении, но измышляют какую-то басню и рассказывают о происшествии небывалом. Подобно фарисеям и они приступают как будто с кротостью», со всеми наружными знаками уважения: И СПРОСИЛИ ЕГО: УЧИТЕЛЬ! Что Ты скажешь нам по поводу вот какого нашего недоумения: МОИСЕЙ в своих законах СКАЗАЛ: ЕСЛИ КТО УМРЕТ, НЕ ИМЕЯ ДЕТЕЙ, и оставит жену бездетной, ТО БРАТ ЕГО ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ ЗА СЕБЯ ЖЕНУ ЕГО И таким браком ВОССТАНОВИТ СЕМЯ БРАТУ СВОЕМУ. Вследствие такого закона случилось вот что: БЫЛО У НАС СЕМЬ БРАТЬЕВ; ПЕРВЫЙ, ЖЕНИВШИСЬ, УМЕР И, НЕ ИМЕЯ ДЕТЕЙ,ОСТАВИЛ ЖЕНУ СВОЮ БРАТУ СВОЕМУ; ПОДОБНО И ВТОРОЙ, взяв ее, умер бездетным, И ТРЕТИЙ, и другие, ДАЖЕ ДО СЕДЬМОГО, но ни один из них не оставил детей. ПОСЛЕ ЖЕ ВСЕХ, наконец, УМЕРЛА И ЖЕНА.
Фарисеи учат, да и Ты также, что будет воскресение мертвых и душа человека безсмертна; но вот, видишь, в книгах Моисеевых не только нет никаких доказательств безсмертия душ, но еще есть нечто и такое, что совершенно противоречит учению о воскресении мертвых, именно – этот закон ужичества3: ИТАК, В ВОСКРЕСЕНИИ, когда, по вашему верованию, должны воскреснуть все семь мужей, КОТОРОГО ИЗ СЕМИ БУДЕТ ОНА ЖЕНОЮ? ИБО ВСЕ ИМЕЛИ ЕЕ, поэтому она должна принадлежать или всем семи мужьям, или никому, а это равно нелепо и такого нелепого закона Моисей, мудрейший законодатель, дать не мог. А если так, то значит Моисей не думал о воскресении мертвых, не верил в него, – иначе он не написал бы такого закона; следовательно, мы правы, что также не верим в воскресение мертвых. Что Ты скажешь на это? «Весь их рассказ, – говорит святитель Златоуст, – по моему мнению, был вымышлен, ибо третий не взял бы ее за себя, видя, что уже два ее мужа умерли; а если бы взял ее за себя и третий, то уже никак не взял бы четвертый или пятый, опасаясь той же участи. К таковым опасениям склонны были Иудеи, которые и без того избегали подобных супружеств, несмотря на то, что их обязывал к этому закон. Для чего же саддукеи выдумали, что не двух или трех, но семь мужей имела одна жена? Потому что они надеялись так еще более осмеять учение о воскресении мертвых. Теперь смотри, как Господь показывает и то, что будет воскресение, и то, что оно будет не такое, каким его себе представляют они». ИИСУС СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ЗАБЛУЖДАЕТЕСЬ, и не оттого ли именно и происходит ваше заблуждение, что вы рассуждаете, НЕ ЗНАЯ истинного смысла ПИСАНИЙ, НИ СИЛЫ БОЖИЕЙ, не имеете правильного понятия о всемогуществе Божием? Ваши понятия о будущей жизни нелепы и ложны. Жениться, выходить замуж свойственно только в настоящей жизни, в которой господствует чувственность. Но там нет ничего чувственного, а потому нет и брака. ИБО В ВОСКРЕСЕНИИ НИ ЖЕНЯТСЯ, НИ ВЫХОДЯТ ЗАМУЖ, НО ПРЕБЫВАЮТ, КАК АНГЕЛЫ БОЖИЙ НА НЕБЕСАХ, ибо и умирать уже не могут, и становятся сынами Божиими, как сыны воскресения, через воскресение родившись в новую жизнь. Для посрамления саддукеев этого было уже достаточно; «но Господь, вероятно, видел возможности вывести некоторых саддукеев из их заблуждений, поэтому не удовольствовался одним опровержением возражения, а присовокупил со Своей стороны весьма убедительное доказательство безсмертия» (Иннокентий, архиеп. Херсонский).
Ибо, замечает святитель Златоуст, «Он смотрит не только на вопрос, но и на самые мысли вопрошающих. Когда вопрошают Его не со злым намерением, но по неведению, то Он в ответе Своем более сообщает, чем требовалось в ответе на вопрос; а когда одна злоба внушает вопросы, то не ответствует и на то, о чем спрашивают». Вы несправедливо думаете, продолжал Господь Свою речь к саддукеям, что в законе Моисеевом нет ничего о воскресении мертвых и о будущей жизни. Разве вы никогда не читали тех мест в книгах Моисея, где описывается явление Бога Моисею в купине? Прочтите и увидите, как там называет Себя Сам Бог. А О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ НЕ ЧИТАЛИ ЛИ ВЫ РЕЧЕННОГО ВАМ БОГОМ: Я БОГ АВРААМА, И БОГ ИСААКА, И БОГ ИАКОВА? БОГ НЕ ЕСТЬ БОГ МЕРТВЫХ, НО ЖИВЫХ, ибо у Него все живы. Бог не есть Бог несуществующих и совершенно уничтожившихся, которые никогда уже не воскреснут, но Бог живых. Господь не указал на другие ясные места Ветхого Завета, где говорится о воскресении, но только на Моисея, потому что они не принимали других книг Священного Писания кроме книг Моисея. Саддукеи замолчали. Доказательство, приведенное Иисусом Христом, кроме неожиданности отличалось глубиной и духовностью смысла, неслыханной в умствованиях раввинов. До воскресения Христова ходили между людьми темные и нетвердые мнения о безсмертии души человеческой; не светел был и взор избранного народа Божия на сей предмет. Поэтому, когда Христос Спаситель в наименовании Бога Авраамовым, Исааковым и Иаковлевым открыл мысль о воскресении мертвых, тогда не только саддукеи, но и лучшие из мыслящих Иудеев были поражены новостью открытия: И, СЛЫША, НАРОД ДИВИЛСЯ УЧЕНИЮ ЕГО. Ответ был так божественно мудр, что из уст одного книжника даже вырвалось слово похвалы и удивления: «Учитель! Ты хорошо сказал» (Лк. 20:39). Ответ Господа саддукеям шире раскрыл внутренность рая и дал возможность видеть в нем то, чего никогда прежде не видели люди. Для чего Бог назвал бы Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, если эти праотцы давно были прахом и грудой костей, тлеющих в пещере Махпельской? Возможно ли, чтобы Он назвал Себя Богом праха и пепла? Саддукеи, вероятно, полагали, что слова эти просто означают: «Я Бог, на Которого Авраам, Исаак и Иаков уповали»; но к чему же, если не было воскресения, могло сводиться их упование? К смерти, ничтожеству, вечному безмолвию, к сени смертной и мрачной, и это после жизни, исполненной испытаний, жизни, про которую последний из этих патриархов сказал: «малы и несчастны дни жизни моей!» (Быт. 47:9). Нет, Бог разумел нечто большее.
Он разумел, и так именно истолковал это Единородный Сын Божий, что Он, содействуя уповающим на Него здесь, будет для них помощью и заступлением во веки веков, и будущий мир не будет для них страной забвения. И народ, слушавший Господа в простоте сердца, получил пользу, а саддукеи удалились со стыдом, как побежденные...
* * *
Закон ужичества (ц.-сл.) – брак, обязательный в силу родственной связи между брачующимися лицами. Действовал тогда, когда умирал муж, не оставив после себя потомства. Оставшуюся бездетной вдову должен взять замуж брат умершего, а первенец, родившийся от этого брака, считался по этому закону сыном умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле.