Источник

Призвание первых апостолов (Мф. 4:18–24)

В первые же дни Своего пребывания в Капернауме, Господь Иисус призвал четырех апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Нужно было, чтобы они были свидетелями Его жизни, учения и чудес, до самого Его вознесения на небо. ПРОХОДЯ ЖЕ БЛИЗ МОРЯ ГАЛИЛЕЙСКОГО, – повествует евангелист, – Господь знал, что в это время четыре будущих Его апостола занимаются там рыбной ловлей, и пришел призвать их к апостольству: ОН УВИДЕЛ ДВУХ БРАТЬЕВ: СИМОНА, НАЗЫВАЕМОГО (которого Господь еще раньше, при первом свидании, назвал именем Петр) ПЕТРОМ, И АНДРЕЯ, БРАТА ЕГО, которого Церковь наименовала Первозванным, ЗАКИДЫВАЮЩИХ СЕТИ В МОРЕ, ИБО ОНИ БЫЛИ РЫБОЛОВЫ, люди бедные, простые, неученые; вот из каких людей избрал Себе Господь первых апостолов, да не похвалится перед Ним мудрый мудростью своей. И ГОВОРИТ ИМ: ИДИТЕ ЗА МНОЮ, И Я СДЕЛАЮ ВАС ЛОВЦАМИ ЧЕЛОВЕКОВ. Мир со всей его суетой то же, что бурное море; души человеческие то же, что рыбы в этом море житейском. Мрежа или невод, коим апостолы уловляют людей, это – Святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия, в благодатный корабль Христов, т. е. в Церковь Божию, которая приводит их в светлое Царство Небесное. Воистину счастлив тот, кто уловлен мрежею Христовой и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного змия, диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, т. е. не уйдет из Православной Церкви в расколы и ереси. Но поняли ли тогда апостолы-рыбари, что означает это обещание Христово – сделать их ловцами человеков? Едва ли... И, однако же, они ни на минуту не задумались, не остановились даже, чтобы передать кому-нибудь свои рыболовные сети, дабы они без пользы не пропали: они просто их бросили и с полной готовностью тотчас же последовали за Иисусом: И ОНИ ТОТЧАС, ОСТАВИВ СЕТИ, ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМ.

Такова сила Божественного слова Иисусова. Но велика была и их вера Христу: хотя Он и призвал их, но не принуждал; могли и не пойти, но, однако же, пошли, и пошли тотчас же. Вот такого же послушания желает и от нас Христос Спаситель наш: чтобы мы ни на минуту не откладывали того, чего требует Его закон. И как тогда говорил Он апостолам: «идите за Мною», так и теперь всех Он призывает к Себе: «придите ко Мне все..».  (Мф. 11:28). Если и ты, христианин, услышишь слово Божие или голос твоей собственной совести, призывающий тебя на молитву или на дело доброе, Богу угодное, то ведай, что это Христос невидимо мимо ходит и взирает, и зовет тебя. Пошли апостолы за Христом, это значит – стали неразлучными спутниками, учениками Его, и всем сердцем отдались на Его святую волю. С ними Христос Спаситель идет далее по берегу. ОТТУДА, ИДЯ ДАЛЕЕ, УВИДЕЛ ОН ДРУГИХ ДВУХ БРАТЬЕВ, ИАКОВА ЗЕВЕДЕЕВА И ИОАННА, БРАТА ЕГО, В ЛОДКЕ С ЗЕВЕДЕЕМ, ОТЦОМ ИХ, ПОЧИНИВАЮЩИХ СЕТИ СВОИ. Им не на что было купить новые сети, и потому они чинили старые, изорванные сети; в такой бедности Иаков и Иоанн питались от праведных трудов своих и, связанные союзом братской любви, они не покидали старика отца и служили ему, как любящие дети. Мать их, благочестивая Саломия, впоследствии сама ходила с другими святыми женами во след Господа и служила Ему, чем могла. И ПРИЗВАЛ ИХ – призвал их Господь Иисус, конечно, тем же властным словом Своим: «идите за Мною». Он не обещал им даже того, что обещал Симону и Андрею, но и они, по примеру своих товарищей по ловле рыб, безпрекословно, без всяких колебаний, последовали за Господом. При этом им нужно было расстаться с тем, что дороже рыболовных сетей: оставить отца своего, но и сила сыновней любви не могла устоять против силы слова Иисусова; И ОНИ ТОТЧАС, ОСТАВИВ ЛОДКУ И ОТЦА СВОЕГО, ПОСЛЕДОВАЛИ ЗА НИМ. Достойно примечания, что Господь не говорит апостолам: «оставьте мрежи, оставьте корабль и отца своего», Он говорит: «идите за Мною» (Мк. 1:17); но когда они хотят исполнить это слово, то оказывается, что надо начать именно с оставления и мрежей, и отца. Значит, кто желает действительно быть на пути к небу, тому необходимо оставить все земные привязанности, все, что препятствует ко спасению души. «Вот случай, – замечает блаженный Феофилакт, – когда нужно оставлять отца: когда он препятствует к добродетели и богоугождению». Должно веровать, что Отец Небесный, за твое послушание воле Его, не только самого тебя приведет на небо, но и противящегося отца твоего земного может привлечь туда же твоей верой.

Итак, послушные гласу Господа новопризванные апостолы, рыбари, простились со своим озером, с прежним занятием, с отцом и пошли за Господом. Так, можно сказать, рыболовное судно стало колыбелью христианства, а его повивальными пеленами – рыболовные сети. И ХОДИЛ ИИСУС ПО ВСЕЙ ГАЛИЛЕЕ, проходил по всем местам области, чтобы творить людям различные благодеяния духовные и телесные. Не ученики собирались к Учителю, как имеющие в Нем нужду, но Учитель ходит повсюду, чтобы собрать учеников. Не болящие ищут Врача, дабы получить от Него исцеление, но Врач ищет болящих, чтобы подать им исцеление. Воистину, как Сам сказал Он: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить»  (Мф. 20:28). И служил Он, проходя по Галилее, УЧА В СИНАГОГАХ ИХ, т. е. в тех местах, куда Евреи собирались по праздникам, чтобы молиться, читать и слушать слово Божие. Сонмища или синагоги для Евреев были почти то же, что для нас, православных христиан, церкви Божии: только жертв не могли они приносить в синагогах, так как жертвы можно было приносить только в храме Иерусалимском. Христос Спаситель каждую субботу приходил в синагогу, молился здесь, как всякий благочестивый израильтянин, подавая и нам пример не дома только молиться, но и в церкви Божией, особенно в праздники, Церковью установленные. И Евреи могли видеть, что Он не враг Закона, что Он охотно исполняет все его предписания; могли слышать из уст Его, что Он не противник Моисею, потому что после молитвы Спаситель открыто поучал в синагоге народ, И ПРОПОВЕДУЯ ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВИЯ, возвещал радостную весть, что настало, наконец, давно желанное время, о котором предсказывали Моисей и все пророки, что открывается Царствие Божие на земле. Невидимо было это Царство Божие, о котором говорил Господь; никогда Иудеи не слыхали такого учения, какое Он проповедовал, и вот, чтобы уверить их в истине Своего Божественного учения, Он подтверждал слова Свои дивными чудесами, И ИСЦЕЛЯЯ ВСЯКУЮ БОЛЕЗНЬ, всякую застарелую, неизлечимую болезнь, И ВСЯКУЮ НЕМОЩЬ, всякую случайную немощь, В ЛЮДЯХ. Быстро пошла народная молва о новоявленном Пророке, Чудотворце: И ПРОШЕЛ О НЕМ СЛУХ – слава о Нем – ПО ВСЕЙ СИРИИ, по всей той области Римской, которая простиралась от реки Ефрата до моря Средиземного, и от Малоазийских областей до пустынной Аравии. И ПРИВОДИЛИ К НЕМУ ВСЕХ НЕМОЩНЫХ, ОДЕРЖИМЫХ РАЗЛИЧНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ И ПРИПАДКАМИ, И БЕСНОВАТЫХ, т. е. одержимых злыми духами, которые Божиим попущением овладевают людьми за их нечистую, греховную жизнь, особенно за гордость, нераскаянность во грехах.

Овладевают такими бесы и мучают их; приводили к Спасителю И ЛУНАТИКОВ, которых особенно мучил бес в полнолуние, которые бродят во сне по крышам домов и лазят, где придется, И РАССЛАБЛЕННЫХ, или разбитых параличом, лежащих без движения, И ОН ИСЦЕЛЯЛ ИХ всех, исцелял не человеческой силой, не врачебным искусством каким, а Своей всемогущей Божественной силой – одним прикосновением, даже одним словом Своим. И так много было этих чудесных знамений, что евангелист Матфей не считает нужным описывать каждое чудо отдельно, а только кратко упоминает о всех вообще. Христос разливал вокруг Себя, по выражению святителя Иоанна Златоуста, целое неизреченное море чудес. 


Источник: Святое Евангелие с толкованием святых отцов. - Москва : Синтагма, 2010. - 639 с. ISBN 978-5-7877-0053-4

Комментарии для сайта Cackle