Источник

№ 82. 1667 г., апрель (до 25). Выпись из греческого письма поданная патриархом Никоном святейшим восточным патриархам, на крещёных жидов Михаила и Дамиана, в произнесённой будто бы ими хуле на св. евангелие, Божию Матерь и на всё христианство, со ссылкой на свидетелей

Выпись из греческого письма, что подал Никон монах, бывший патриарх, в столовой палате святейшим вселенским патриархам, на Михаила и Дамиана, жидов крещёных, оглашая их, что они православной христианской веры не держат, и, яко тот Дамиан левит-евреин, глаголал хульные речи на святое евангелие и к Пресвятой Богородице. И на те хульные речи приводит свидетелей; первое – кто ему известил о том – сын боярский Михаил Луцкин и Явтана <…> иеромонаха, который Михаилу Луцкину приказывал известить Никону о таких делах, как он слышал от монаха Иеремии и от иных, – пред Воскресенского монастыря архимандритом Акакием, по повелению монаха Никона, бывшего патриарха, поставлен бысть в вопросе Иеремии монах о Дамиане жидовине, какие и когда хульные речи о православной нашей вере христианской слышал от него. И монах Иеремий сказал в вопросе: во 175 году, как славили Христа, с иеромонахом Далматом, в Вознесенском селе, пошли и в дом к Дамиану славить Христа. И тут, меж беседы с ними, почал тот Дамиан жидовскую веру хвалить, и нашу православную веру и святое евангелие хулить. И опричь того сын боярский Павел Гризда и сын боярский Тихон Булдиский и старец Филагрий сказали, будто они слышали в Новодевичьем монастыре от иеромонаха Дорофея, что тот Дамиан, бывший жидовин, держит жидовскую веру по-прежнему; и чтоб им известить бывшему патриарху Никону монаху о том; и они, по его Дорофееву приказу, иеромонаха известили.

Ещё в свидетели приводит Никон монах многих разных чинов людей о хульных глаголах, что тот Дамиан говорил на святое евангелие и на нашу православную христианскую веру разные речи хульные и на Пресвятую Богородицу.

Подиакон Герман. Подиакон Иоанн Корнилион. Иеродиакон Пафнутий. Иеродиакон Герондий: он о Михайле говорит порицательные речи и за Дамиана, якож и прочие. Иеродиакон Пармен тож, яко и Герондий. И сын боярский Михайло тож. Сын боярский Михайло Магнус тож. Иеродиакон Иоасаф тож на Михайла порицает, будто что слышал от него хульные речи на нашу православную веру христианскую, и на то свидетелей приводит: сына боярского Михайла Магнусина и Иоанна Марушкина и Василия Иаковлева и Степана Матвеева и подьячего Тимофея Максимова.

Иконописец Михаил Алексеев на Дамиана порицает.

Старец Косма на Дамиана и на Михаила порицает.

Работник Савва Иоанов порицает на Дамиана, что слышал от немчина Ивана Мартинова, что сткляницы делает: будто что он был на торгу, что у Воскресенского монастыря в великой четыренадесятнице, и призвал его к себе Дамиан и кормил его мясом и сам Дамиан с ним ел.

Саввы чудотворца Сторожевского монастыря Тимофеева приказу стрелец Семён Корцов порицает на Дамиана, будто слышал от людей, а не ведает от кого иного мнит слышал.


Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с.

Комментарии для сайта Cackle