Памяти историка Николая Ивановича Костомарова

Источник

Николай Иванович Костомаров (4.05.1817–7.4.1885) – выдающийся русский историк, этнограф, писатель, критик. Родился в селе Юрасовка, ныне Ольховатского района Воронежской области в семье помещика, отставного капитана, мать – крепостная крестьянка Мельникова малороссийского происхождения. Отсюда происходит и его основной интерес к Малороссии, почему его можно назвать и малороссийским историком (но никак не «украинским» в современном понимании этого слова).

Из воронежского пансиона, куда его отдала мать, он перешел сразу в третий из четырех классов гимназии, а затем, в возрасте 16 лет, единственный из всех гимназистов поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета (окончил его в 1837 г.).

О своем выборе профессии он говорил так: «История сделалась для меня любимым до страсти предметом; я читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришел к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженик, как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей?.. Но с чего начать? Конечно, с изучения своего русского народа; а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных памятников».

Таким обращением к жизни народа и откровенным описанием темных и светлых сторон его исторического бытия Костомаров занял в тогдашней исторической науке своеобразное место на общем фоне «военно-административной» истории, этим изначально объяснялись и его некоторые трения с властями, запретившими его первую диссертацию «О причинах и характере унии в Западной России». Весной 1843 г. Костомаров подал на факультет диссертацию на новую тему «Об историческом значении русской народной поэзии» и защитил ее. В январе 1844 г. он получил степень магистра исторических наук. Это была первая на Украине диссертация этнографического характера. И одновременно как поэт-романтик Костомаров тоже соединял в своем творчестве «исторические и легендарные мотивы, внес в перепевы из украинского фольклора конкретные черты исторического прошлого» – коллеги полагали, что этим нарушалась грань между наукой и литературой. Тем не менее в июне 1846 г. после выступления на заседании Совета с пробной лекцией он был единогласно утвержден преподавателем русской истории Киевского университета.

Основной задачей общества Костомаров считал «распространение идей славянской взаимности как путями воспитания, так и путями литературными» – для единения славянских народов. Правда, Костомарову в своем окружении не удалось избежать причастности к так называемым «вольнолюбивым» кружкам, каким стало Кирилло-Мефодиевское общество.

Предшествовало Кирилло-Мефодиевскому обществу тайное общество при Киевском университете, в которое входили П.А. Кулиш, Т.Г. Шевченко и др. Оно вело пропаганду среди студентов университета и населения, распространяло революционную литературу, в том числе произведения А. Мицкевича, среди них «Книги народа польского и польского пиллигримства», давшие мысль кирилло-мефодиевцам написать «Книги бытия украинского народа». Идея «революционного объединения славян», пропагандировавшаяся кирилло-мефодиевцами, возникла у них «по примеру и под влиянием такой же идеи декабристов». «Книга бытия украинского народа» повествовала также о мессианской роли Украины с якобы присущим ей революционным демократизмом.

Неудивительно, что в марте 1847 г. Кирилло-Мефодиевское общество было запрещено властями. Видные его члены были арестованы, и после следствия были приговорены к заключению или ссылке. Костомарова приговорили к годичному заточению в Алексеевском равелине Петропавловской крепости и административной ссылке в Саратов, где он находился до 1852 г. и подружился с революционером Н.Г. Чернышевским.

Впрочем, революционная «вольнолюбивость» была в молодости свойственна многим русским правым деятелям и объяснялась искренним нежеланием мириться с міром, во зле лежащим, при непонимании должных средств удержания зла. Так и Костомаров поначалу написал как-то о проблеме теодицеи: «Видя зло, не могу помириться с безконечною любовью Творца! Есть ли на самом деле промысел Божий?». Если такое непонимание продолжалось и в зрелом возрасте – получался революционер-разрушитель, если оно сменялось духовной мудростью и религиозной углубленностью (как у Гоголя, Достоевского, Тихомирова) – Россия обретала нового выдающегося деятеля, художника, ученого, мыслителя. Путь в этом направлении был открыт и для Костомарова.

Он был православным верующим человеком, а А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов подталкивали Костомарова на путь революционного украинского сепаратизма и критиковали за «буржуазную умеренность» и «религиозный мистицизм». Но поскольку ни сепаратистом, ни революционером-атеистом Костомаров быть не желал, на этой почве и произошёл его разрыв с Чернышевским и сближение со славянофильскими кругами. Хотя взаимопонимание с властями не налаживалось из-за его прежнего творческого несоответствия официальной линии в историографии.

Таковы были работы Костомарова по истории народных движений («Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России», 1857; «Бунт Стеньки Разина», 1858), которые создали их автору широкую известность. Затем Костомаров написал несколько работ по «диссидентам» в церковной истории («Великорусские религиозные вольнодумцы в XVI веке: Матвей Башкин и его соучастники. Феодосий Косой», «Воспоминания о молоканах», «История раскола у раскольников» и др.). Однако обвинения в свой адрес в «украинском» сепаратизме он находил несправедливыми, а сам сепаратизм считал безответственной политической абсолютизацией местных этнографических особенностей Малороссии.

Основное требование Костомарова к историку состояло в том, чтобы его труды имели целью «строгую, неумолимую истину» и не потакали застарелым предубеждениям национального чванства. Что касается замечаний в его адрес о свободном обращении с источниками и сочинительстве истории, то именно в этом ученый видел призвание историка: уразумевать смысл событий, давать им разумную связь и стройный вид, не ограничиваясь переписыванием документов.

Из современных ему историков Н.И. Костомаров выделял С.М. Соловьева как представителя государственного направления. Он подчеркивал его заслуги в установлении связей между новым временем и давно прошедшим. Костомаров отметил также вклад в русскую историю славянофила К.С. Аксакова, хотя и не во всем соглашался с его взглядами на историю Руси.

В 1859–1862 гг. Костомаров – признанный профессор русской истории Петербургского университета. В эту же пору он был избран членом археографической комиссии и предпринял издание актов по истории Украины XVII в. Подготавливая эти документы к изданию, он начал писать по ним ряд монографий, которые должны были в результате составить историю Украины со времени Хмельницкого; эту работу он продолжал до конца жизни. Кроме того, Костомаров принимал участие в некоторых журналах («Русское Слово», «Современник»), печатая в них отрывки своих лекций и исторические статьи.

Костомаров как бы охладел к современности и перестал интересоваться ею, окончательно уйдя в изучение прошлого и в архивные работы. Один за другим появлялись в свет его труды, посвященные крупным вопросам по истории Украины, Московского государства и Польши. Для этих работ характерна выдвинутая Костомаровым романтическая теория «безклассовости» и «безбуржуазности» малороссийской истории, а также ее «двух начал»  – вечевого и единодержавного.

Костомаров откровенно описывал жидовское иго в Малороссии и вообще не поддавался в этом вопросе всеобщей «юдофильской повинности». Так, например, в связи с затянувшимся расследованием Саратовского дела о ритуальном убийстве жидами христианских мальчиков (в 1850-х гг.) Костомаров был возмущен попытками еврейских ученых исказить фактически доказанную суть дела. Он спорил с лживыми попытками защитника евреев Хвольсона именно потому, что он это дело «близко знает», «жил в то время в Саратове и, находясь на службе, был прикомандирован к следователю». Этого текста нет в полном собрании сочинений Костомарова (Костомаров Н.И. «Употребляют ли евреи христианскую кровь?» // Новое время. 1879. № 1172).

В начале 1875 г. Костомаров перенес тяжелую болезнь. В это время скончалась его мать Татьяна Петровна. После смерти матери творческую деятельность историка поддерживала А.Л. Костомарова, обвенчавшаяся с ним 9 мая 1875 г. В 1976 г. Костомаров был избран членом-корреспондентом Петербургской АН, что означало официальное признание его научных заслуг и примирение с властями.

Лето 1883 г. Костомаров провел на Украине. Состояние его здоровья резко ухудшилось, но, несмотря на это, зиму он работал в архиве. Весной 1884 г. он снова покинул Петербург и уехал на Украину, его мечтой было окончить жизнь в Киеве – «матери городов русских». По возвращении в Петербург осенью Костомарова уже почти не оставляла болезнь, но он подготовил к печати «Семейный быт в произведениях южнорусского народного песенного творчества», а также все необходимые материалы для монографии о Ломоносове, начал писать исторический очерк из времен бироновщины, которому суждено было остаться незаконченным.

Менее известен Костомаров как поэт-романтик (сборники «Украинские баллады», 1839, «Ветка», 1840). В драмах «Савва Чалый» (1838), «Переяславская ночь» (1841) изображена национально-освободительная борьба украинского народа против поляков. Повести «Сорок лет» (1840), «Сын» (1865), «Холоп» (1878), «Черниговка» (1881) и др.

Огромное значение Костомарова в развитии русской историографии состоит в том, что им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея «народной истории» как местной истории каждой из отдельных ветвей русского народа – для их единения при осознании его нераздельной цельности. Этим Костомаров не находил понимания у твердолобых чиновников-бюрократов, но заложил необходимую основу для развития малороссийского особого культурного самосознания как неотъемлемой части русского – в противовес либеральному и революционному сепаратизму. И разве не должны русские православные патриоты культивировать подобную любовь к малой родине каждого из нас?

7 апреля 1885 г. Н. И. Костомаров умер в Петербурге.


Источник: rusidea.org

Комментарии для сайта Cackle