О свящ. изображениях (иконах) и других свящ. предметах
I
Какая еще есть у христиан чтимая вещественная святыня, кроме св. креста Христова?
Христиане имеют и чтут священные изображения Господа Бога, в Троице славимого, изображения событий нашего спасения, изображения Божьей Матери, св. Ангелов и свв. Угодников Божьих.
Упоминается ли в св. Писании об изображениях вообще?
Упоминается, и очень часто.
Как относится св. Писание к изображениям?
Одни из изображений св. Писание совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: их нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения в Писании повелевается делать, повелевается считать их священными и почитать их. Св. Писание, таким образом, все изображения разделяет на два разряда: одни – ложные, а другие – истинные священные.
Что такое – ложные изображения?
Ложные изображения суть бесчувственные идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Таковы: телец (Исх. 32:4); Молох (Лев. 18:21); Ваалфегор (Чис 25:3); Ваал и Астарта (Суд. 2:13; 3Цар. 18:21–29); Дагон (1Цар. 5 гл) и др.. Эти боги суть идолы.
Почему идолы считаются ложными изображениями?
Потому что ничего соответствующего этим изображениям в действительности нет. Это – выдумка невежественных людей.
Когда у нас изображается Спаситель, то Он и на Самом деле существует; но ничего подобного какой-либо Астарте, или Ваалу, или других идолов в действительности никогда не существовало да и существовать не может. Нехорошо поступали и поступают люди, делавшие и делающие идолов, но еще хуже то, что они эти изображения несуществующих, выдуманных существ ставили и ставят вместо истинного Бога. Поэтому-то Ап. Павел и говорит, что идолы – суть изображения несуществующего. "Мы знаем, – пишет Апостол, – что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4–6).
Что же такое идолы на самом деле?
Это – изделие рук человеческих. «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах... Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут» (Иер 10:2–5, 14, 15).
Есть ли в Писании прямое запрещение делать ложные изображения?
Таких запрещений очень много. Господь всюду указывает на преступность делания ложных изображений – идолов, которыми язычники заменяют отвергаемого ими истинного Бога. В Синайском законодательстве Господь говорит:
«Я Господь Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле, внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...» (Исх. 20:3–5; ср. Втор. 5:6–9).
Что запрещается этими словами Господа?
Этими словами запрещается идолопоклонство, т.е. запрещается делать ложные изображения несуществующих богов и поклоняться им, вместо истинного Бога, Творца и Избавителя.
Не запрещается ли этими словами делание всяких, вообще, изображений?
Нет, не запрещается, потому что в том же Синайском законе Сам Господь повелевает сделать истинные изображения: ковчег с литыми херувимами, скинию и завесу с вышитыми на ней изображениями.
Какими словами Господь повелевает делать истинные изображения?
Запрещение делать ложные изображения изложено в 20 гл кн. Исхода (Исх. 20), а повеление делать истинные священные изображения и предметы изложено в 25, 26, 30 и 40 главах той же книги. "Сделайте, – говорит Господь, – ковчег из дерева ситтим.... Сделай также крышку из чистого золота ... и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. .... Я буду открываться тебе (т.е. Моисею) и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исход 25:10, 17, 18–20, 22).
Кроме литых изображений, Господь повелел сделать еще шитые: «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою... И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы» (Исход 26:1, 31).
Как Господь повелевает смотреть на священные изображения?
Господь повелел освятить их и считать «великою святыней». "Сделай, – повелел Господь Моисею, – миро для священного помазания. И помажь им скинию собрания (на которой вышиты были херувимы – Исх. 26:1) и ковчег откровения (на котором были литые херувимы – Исх. 25:18–20)... И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:25, 26, 29).
Как относились Израильтяне к этим священным предметам?
Величайшие ветхозаветные праведники, пророки и цари благоговели пред вещественной святыней, имевшей на себе истинные изображения. Ковчег Завета в знак того, что чрез него открывался Израилю Господь Бог, и что он напоминал собою Иегову, – назывался Господом и Богом. «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» (Чис 10:35, 36). Царь Давид скакал пред ковчегом, когда переносили его, и за это был осужден своею женою Мелхолою; но сам Псалмопевец не признавал себя достойным осуждения за свое скакание пред ковчегом «и сказал Давид Мелхоле: пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» (2Цар 6:21, 22). Царь Давид называл ковчег Господом потому, что ковчег означал, изображал собою Господа.
Какое у нас доказательство того, что ковчег означал, изображал собою Господа Бога?
Это можно доказать тем, что действия Божии соединялись с выходами ковчега Божия. "Боже! – восклицает Псалмопевец, – когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею, земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия» (Пс. 67:8, 9). Это царь Давид вспоминает, как ковчег предшествовал Израилю в пустыне, как чрез ковчег творились чудеса.
Были ли в Ветхом завете истинные изображения после того, как скиния была заменена храмом?
Истинные изображения украшали также и храм Соломонов. «И построил, – читаем в Писании, – Соломон храм, и кончил его... И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей... И обложил он херувимов золотом... И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3Цар 6:14, 23, 29).
Как отнесся Господь к Соломону за построение храма с изображениями?
«После того, как Соломон кончил строение храма Господня ...., явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне. И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. ....Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего» (3Цар 9:1, 2, 3, 6, 7).
Итак, истинные священные изображения приятны Господу, и Господь хвалит за устроение их.
Если Господь благословляет истинные изображения, то неужели он осуждает другие какие-либо?
Да, Господь осуждает и строго карает за ложные изображения. Бог, благословивший Соломона за истинные изображения, осудил и покарал его за ложные.
Писание передает, что «стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа ...Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь» (3Цар 11:5–10).
Почему было преступным делание ложных, язычеких изображений?
Потому что они вели к разврату. Так, около идола Астарты были блудилищные дома. Иосия Царь решил уничтожить ложные изображения, которые были поставлены в храме Иерусалимском. Он «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4Цар. 23:6, 7).
Почему к священным изображениям всегда относились с высоким почтением?
Потому что Господь чрез истинные изображения творил чудеса. Когда Ковчег Завета попал в плен к Филистимлянам и его поставили в храм Дагона, то ложное изображение Дагона было низвергнуто и разбито невидимою силою Божией (1Цар. 5 гл).
В другой раз Господь «поразил.... жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в Ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1Цар. 6:19). Господь поразил также и Озу за то, что он прикоснулся к Ковчегу, чего нельзя было делать (2Цар. 6:7).
В чем выражалось почтение к священным изображениям?
Пред священными изображениями и, вообще, пред вещественной святыней поклонялись. «Поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5:8; ср. Пс. 137:2), говорил Псалмопевец. Моисей и Аарон у скинии «пали на лица свои» (Чис. 20:6) Иисус Навин «пал на лице свое пред Ковчегом» (Нав. 7:6).
II
Как отнесся Спаситель к истинным изображениям?
Господь был в храме Иерусалимском, где были истинные изображения, и Он не осудил их, но, напротив, сказал: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мр. 11ср. Мф. 21:13; Лук. 19:46; Ин 2:16).
Но, может быть, вещественная святыня почиталась только в Ветхом Завете?
После создания Церкви Христовой Апостолы продолжали ходить в храм Иерусалимский. «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1). Ап. Павел во время проповеди христианства приходил в Иерусалим для поклонения. «Ты можешь узнать, – говорил Павел правителю Феликсу, – что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11). Значит, Апостол поклонялся пред священными изображениями Иерусалимского храма.
Не осудил ли Господь Ап. Павла за поклонение пред свящ. изображениями, как осуждают христиан всякие сектанты?
Нет, Господь не только не осудил Ап. Павла, но и Сам явился ему во время молитвы в храме пред священными изображениями. Апостол говорит о себе: «когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме пришел я в исступление и увидел Его» (Христа) (Деян. 22:17, 18). Господь же является только исполнителям Его воли (Ин. 14:21). Значит, молитва Ап. Павла в Иерусалимском храме пред священными изображениями была угодной Господу.
Были ли у христиан свои храмы, где бы им можно было молиться?
Христиане весьма рано начали устраивать свои храмы, как это было выяснено в главе о св. храмах.
Были ли в храмах первенствующих христиан священные изображения?
Были и очень много. Об этом мы знаем из истории, в особенности же убеждаемся, исследуя катакомбы, то есть места молитвы первых христиан в Риме. Катакомбы – это огромные подземелья, огромные пещеры с множеством всяких коридоров и больших комнат для собраний христиан. Боясь преследований язычников иудеев, христиане приходили сюда для совершения своего богослужения, а также хоронили здесь христианских мучеников и, вообще, своих усопших единоверцев. Подземные храмы сохранились до наших дней, хотя и были долгое время в неизвестности и запустении. Теперь же в этих подземных храмах находят множество всяких священных изображений первых христиан.
Есть ли в св. Писании свидетельство о том, что у христиан были священные изображения, и вообще, вещественная святыня?
Есть. Ап. Павел говорил, что антихрист, когда придет, будет глумиться над святыней христианской: «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес 2:3, 4). Итак, у христиан, по Апостолу, будут св. храмы всегда до второго пришествия Господня; в храмах же будет вещественная святыня, называемая Богом, то есть, значит, в храмах всегда будет образ Спасителя. Антихрист, как пророчествуется в Откровении, вместо образа Спасителя Бога принудит многих поклоняться ему, «зверю и образу его» (Откр. 14:9).
III
Зачем у христиан существуют священные изображения?
Священные изображения существуют у христиан: во-первых, для напоминания о Боге; во-вторых, для научения христиан; в-третьих, для возбуждения религиозного чувства; в-четвертых, для прославления Божия.
Как могут свящ. изображения напоминать о Боге?
За жизненными хлопотами люди часто забывают о Боге. Свящ. изображения, поставленные в храме, в доме, на дорогах, или носимые христианами на себе, напоминают им о Боге, удерживают часто от худых поступков. Множество было случаев, когда люди останавливались пред преступлением и не совершали его, благодаря тому, что их взоры в минуту искушения встречали свящ. изображения, напоминающие о Боге, суде и воздаянии.
Каким образом свящ. изображения могут научать нас?
Они научают нас чрез наглядное сообщение нам событий нашего спасения. На иконах написаны явления Бога человеку, написаны события земной жизни Спасителя, Его страдания, погребение, воскресение и вознесение на небо; написаны Божественные чудеса и научение Господне притчами; написан предсказанный Спасителем Страшный Суд; написана Божия Матерь, Ангелы, Угодники Божии и поучительные события из их жизни. Христиане смотрят на все эти священные изображения и, как по книге, читают для себя научения от всех этих событий. Та только разница у книг с изображениями, что книги могут читать не все, а изображения – понятны и для неграмотных.
Как служат свящ. изображения для возбуждения в нас религиозного чувства?
Так же, как изображения близких нам людей возбуждают нашу любовь к ним; так же, как письмо, напоминающее о дорогих для нас людях, наполняет наше сердце нежностью и благожелательством к ним.
Когда мы стоим в храме, и нас окружают свящ. изображения Господни и лики святых Божиих, то мы чувствуем себя более близкими к небу, убеждаемся в необходимости добродетели, укрепляем свою волю, усердие и смелее молимся о том, чтобы Господь послал нам всесильную благодать Свою. Благодаря тому, что свящ. изображения постоянно напоминают нам о Боге, мы делаемся более и более религиозными.
Как возможно прославлять Бога священными изображениями?
Так же, как прославляем мы людей, созидая им памятники. Мы прославляем Бога искусством рисования изображений точно так же, как прославляем Его и другими искусствами, как, например, пением, писанием и под. Всюду мы ставим свящ. изображения Божии и изображения событий нашего спасения и этим всюду возвещаем о Господе и величии Его.
Почему же мы молимся пред иконами?
Потому что пред священными изображениями мы скорее возбуждаемся к усердной молитве, яснее и точнее вспоминаем о милостях Божиих к нам.
Что отвечать сектантам, когда они говорят, что христиане молятся пред иконами, как пред идолами?
Должно сказать, что никто из христиан не считает святых икон богами; никто из православных не думает, что икона сотворила или будет судить его на Сташном Суде. Если бы христиане почитали иконы так, как язычники своих идолов, то они считали бы, что молиться можно только пред иконами; но христиане молятся Богу не только пред иконами, но часто и не имея пред своими глазами икон: на поле, в лесу, на реке и т.д.
Почему христиане поклоняются пред иконами?
Потому же, почему и в Ветхом Завете поклонялись пред храмом (Пс. 5:8, 137:2), пред скинией (Числ. 20:6) и пред ковчегом Завета (Нав. 7:6). Поклоняются христиане не доске, на которой нарисована икона, а тому, кто нарисован на ней: Господу Богу, Божией Матери, Ангелу или Угоднику Божию.
Почему христиане возжигают пред иконами светильники и воскуряют фимиам?
Во-первых, потому, что так чтили вещественную святыню в Ветхом Завете: возжигали лампады в святилище: Исх 25:31, 27:20, 21; Числ. 8:2, и воскуряли фимиам: Исх 30:8, 40:5; Лев. 16:12, 13; во-вторых, христиане делают это в обозначение своих чувств и желаний: христиане желают, чтобы, как горят лампада и свеча, так горело и их сердце к Богу, они желают, чтобы, как поднимается дым кадильный к небу, так поднималась и их молитва к Богу, и – чтобы, как благовонно курение, так была благоприятна Господу и их молитва.
Для чего христиане лобызают свящ. изображения?
Для выражения почтения и любви к тем лицам, которые нарисованы на них. Почтение и любовь при целовании св. икон относятся не к доске, но к изображенным священным лицам, – точно так же, когда мать целует изображение, находящегося далеко, сына, то не бумаге относит свою любовь, но изображенному на ней.
IV
Как оправдываются сектанты в том, что у них нет священных изображений?
Сектанты приводят из Писаний все те места, в которых запрещаются или которыми осуждаются ложные изображения – идолы – служение им вместо Творца.
Что должно указать сектантам?
Должно указать, что в приводимых ими местах осуждаются ложные изображения, а в других местах Господь повелевает сделать и почитать истинные изображения.
На какие места в особенности ссылаются сектанты, когда оправдываются в своем отвержении священных изображений?
Они ссылаются на Исх 20:4, 5 и Втор. 4:13, 15–19, 23, 24,28, 5:8, 9.
Что говорится в этих местах Писания?
Здесь изложена Синайская заповедь Божия, запрещающая ложные, а не истинные изображения. Христиане же должны иметь истинные священные изображения, которые приказывалось иметь: Исх 25:8–10, 17–21, 26:1, 31 и др. Истинные священные изображения признавал у христиан и Ап. Павел: 2Фес. 2:3, 4.
Какие еще места из св. Писания приводят сектанты в свое оправдание?
По порядку книг св. Писания места эти следующие: Лев. 26(о высотах и идолах); Втор 12:2, 3 (о богах ложных, истуканах и жертвенниках им), Втор 27:15 (о ложных литых кумирах); Нав 24(о богах Египетских); 3Цар. 18:21–40 (о посрамлении пр. Илией жрецов идола Ваала); 4Цар. 17:9–41 (о служении истуканам, идолам и мерзости); Пс. 113:12–16 (о серебряных и золотых идолах); Пс 134:15–18 (о языческих идолах и мастерах их); Прем. Сол. 13:10–19, 14:8–31, 15:8–19 (о пустоте идольского служения); Ис. 2(об идолах), Ис. 17:7–8 (о служении Богу, вместо Ваала и Астарты), Ис. 42(о том, что Господь не даст славы Своей истуканам), Ис. 44:8–21 (идолы – не Бог, и делание их – глупо); Иер. 2:26–28 (об идолопоклонстве Израильтян), Иер. 10:2–5, 14, 15 (пустота идолов и глупость идолопоклонства); Послание Иеремии (в нем осуждается идолопоклонство Вавилонян); Иер. 6:4–6 (предсказание о поражении идолопоклонства),Иер. 30(об уничтожении идолов в Египте); Дан. 2 гл. (о золотом истукане Навуходоносора); Дан. 14 (об идоле Виле); Авв 2:18, 19 (о бесполезности истуканов).
Оправдывают ли эти места сектантов в том, что у них нет истинных священных изображений?
Нет, не оправдывают, потому что в перечисленных местах вовсе не говорится об истинных изображениях, а идет речь об изображениях ложных, об идолопоклонстве и кумирах.
Что должно сказать сектантам, когда они говорят, что они не признают истинных изображений потому, что поклоняются Богу в духе и истине?
Должно ответить, что свящ. изображения не препятствуют поклонению в духе и истине, а напротив, научают добродетели и богопознанию.
Что должно сказать сектантам, когда они говорят, что не имеют свящ. изображений, так как не могут думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого (Деян. 17:29)?
Должно отвечать, что христиане никогда не думали и не думают, что Божество – похоже на золото или камень, или дерево, как не думал и Моисей, что Всевышний подобен ковчегу, которым означалось присутствие Божие, и на котором значилось имя Божие. Божество не подобно бумаге, исписанной буквами; однако, мы изображаем на бумаге буквами имя и свойсва Господа Бога. Мы знаем, что Божество не похоже на Ангела или странника; однако, Бог являлся в образе Ангела (Гедеону – Суд. 6) и странников (Аврааму – Быт. 18). Вот и христиане изображают Бога в тех образах, в которых Он являлся людям: в виде «Ветхого днями», то есть, старца, как открывался Он Даниилу (Дан. 7:9); Сына Божия, как Он воплощался (Ин 1:14; Гал. 4:4; Филип. 2:6, 7); Духа Святого «в телесном виде», в виде голубя, как явился Он при крещении Господнем (Лук. 3:22); Св. Троицу христиане изображают в виде трех странников, как было явление Аврааму (Быт. 18).
Что должно разъяснить сектантам, когда они приводят Рим. 1:23?
Должно указать, что в Рим 1говорится не об истинных изображениях, а о ложных: об идолах, которым служат язычники вместо Творца, как разъясняет Ап. Павел (Рим. 1:25). Христиане же служат Творцу, и свящ. изображения не заменяют им Бога; но, как царский портрет не заменяет собою царя, а только напоминает о нем, так и изображение Божие не заменяет собою Господа Бога, но только постоянно напоминает о Нем.