Азбука веры Православная библиотека протоиерей Николай Сергиевский Слово на молебствии по случаю торжественного акта Московской частной гимназии Фр. Креймана

Слово на молебствии по случаю торжественного акта Московской частной гимназии Фр. Креймана

Источник

Телесное обучение вмале есть полезно;

а благочестие на все полезно есть,

обетование имеюще живота нынешнего

и грядущего. (1Тим.4:8).

Каждый новый год жизни доброго училища есть живое свидетельство его пользы. Ныне новый год нашего училища, и притом уже 23 год его жизни. Итак вот сколько у него свидетельств, что оно полезно есть. – Без сомнения, полезно в свою меру, какая возможна для лучших целей и стремлений в человеческом деле образования. Никакое училище не может сделать всего, одно образование не может быть полезным на все, что требуется бесконечными целями и бесконечными стремлениями человеческой жизни, обнимающими не только настоящее имеющее предел, но и будущее в его беспредельности. Измеряя этою полною, бесконечною мерою, и указывая что собственно ей вполне соответствует апостол Павел, первоверховный учитель благочестия, сам воспитанный и в училище некоего Гамалиила, сказал что телесное обучение вмале есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего.

Не смущайтесь трудящиеся в учении, что бесконечная мера, приложенная к нему как телесному, или что то же – внешнему, образующему, показывает, что оно вмале есть полезно. Это вмале, само в себе велико, как велик телесный мир, хотя и самый этот мир в сравнении с беспредельностью сущего, по выражению Премудрого, так мал, якоже стражик в превесах, и яко капля росы утрения, сходящая на землю (Прем. 11:23). Итак не смущайтесь, лучше же возрадуйтесь, что ваше учебное дело, названное вмале полезным, нашло себе некоторую выразимую величину даже в беспредельной мере на все полезного. Это уже не малость, если внешнее человеческое учение есть нечто сравнительно со всесовершенною и всеобъемлющею истиною Божьею. Примем же слово апостольское как драгой ценный подарок в день нашего праздника, как олово свышнего ободрения, и с бодрым вниманием вникнем в полноту смысла этого слова, в настоящее время особенно открывающего свою знаменательность: телесное обучение вмале есть полезно; а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего.

Благочестие всеполезное, которому принадлежат все обетования жизни настоящей и будущей, жизни вечной, – мы христиане знаем, – нам ясно сказано, что это такое, в чем оно состоит? Сказал же сам Господь человеколюбец Своими устами, возведя очи на небо, в торжественный час неба и земли: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Егоже послал ecи Иисуса Христа (Ин: 17:1–3). К этому-то Господню слову несомненно зрит и слово св. Павла о благочестии: и исповедуемо, велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим. 3:16). Итак благочестие есть познаше Бога и Христа, Богочеловека; это – Вера наша христианская.

Но довольно ли знаем, и как может быть несомненно доказана сила благочестия–всезиждительного, вечно животворящего? – И это нам указано самим же Господом просто и общедоступно: аще кто хотеть волю Мою творити, разумеет о учении Божественном. И св. Павел согласно сему проповедует: обучай себе во благочестии (1Тим. 4:7), то есть упражняй себя в благочестии, и узнаешь, что благочестие на все полезно. Принятое всею душею, оно становится в ней живым и деятельным началом и раскрывает свою силу в самой жизни человека; у тогда из опыта жизни становится для него очевидным, что благочестие животворно. Если это недовольно видят, значит, недовольно живут познанием Бога и Христа, не довольно упражняют себя в благочестии. Если же вовсе не видят, значит совсем оставляют в небрежении или без употребления, без приложения к жизни, много обещающую жизненную истину. Недовольно же употребляющим ее, а тем паче небрегущим о ней, надобно серьезно размыслить об этом, особенно в настоящее строгое время.

Животворящая истина Христова, есть вместе всесодержительная истина. Она управляет миром, всем ходом его жизни, – хочет ли этого или не хочет мир. Прежде всего, Господь прямо предлагает Свой дар свободе человека, ставит Свою волю о нашем счастье, спасении, блаженстве – пред нашею волею, чтобы мы внутренне, жизненно испытали предложение любве истины, как это и достойно братий и детей Отца Небесного: аще кто хочет волю Мою творити, разумеет её спасительнсоть. Но когда любве истины свободно не принимают, когда таким образом тайну ее силы не уразумевают, тогда ее держава выражается так, что дает людям свободно же познать по крайней мере их духовное бессилие в противоположность не принимаемой духовной силы. Ныне именно таково управление державы Христовой, что она наконец этим путем свободы, печальным однако путем, дает знать о себе и не помышляющим о ней, если только они серьезно помышляют о текущей пред ними жизни. Человеколюбец Христос хочет всячески спасти человека, даруя верующему всемогущество веры, но и неверующему показывая наконец воочию, самим ходом явлений неверия, что вот: без Мене не можете творити ничесоже, или – вот вы сами о себе приходите лишь к ничтожеству!

В самом деле было время, когда сила истины благочестия, истины Христовой, положенной в основу жизни нового человечества, но начавшего опять, как древнее, ходить своими путями, – было, говорю, время, когда эта вседержительная сила действовала какбы незаметно, сокрывая свое величие в уничижении, давая людям испытать их гордое бессилие. Предложение Божьей любви, внутренно уже испытанной уже веками, люди начали отвергать произвольно, не желая продолжать внутренний спасительный опыт, как полное внутреннее познание истины. Льстились внешним знанием открыть свою истину, создать свою жизнь, изобресть свои пути к счастию и блаженству. Трудно тогда было возвращающему слово Христовой истины, Его жизни и Его пути, изъяснить, открыть сокровенную их славу, чтобы увидели ее не желающие ее видеть.

Было потом время, когда частью уже испытанная безуспешность стремлений человеческих, по самоизмышленным путям, давала несколько почувствовать душам, более других зорким, – почувствовать значение и пользу отвергаемого. Но прости сокрушенной не преломляя и льна курящегося не угашая, величие истины Христовой, преходя пред бессилием человеческим, как бы еще безмолвно давало людям всмотреться в ее божественный кроткий лик, и одуматься: не она ли разрешит все их сомнения, не она ли приведет их к счастию, к которому видимо не приводило отрицание благочестия? – Одумались некоторые. Но и тогда еще нелегко было служителям истины, изнести слово о ней всем приятное, то есть всеми приемлемое и всем разумное. Ибо не истощились еще надежды гордых, и нечестие или неверие напрягалось в измышлениях, в хитросплетениях, и себя и других обольщало. Нелегко было тут показать истину Веры.

И то и другое время не очень далеко от нас, а последнее даже близко к нашему времени, как знают изучающие историю, течение жизни человечества.

Наконец настало наше время, строгое время, когда развитие по ложным путям видимо кончается, хитрости истощены, измышления обессилели в конец, и Воля спасительная правящая миром, повелевает произнести над противлением ей решительный приговор самому миру, его собственными устами или самим ходом его жизни. Ничтожество жизни без Христа сказалось ныне разительно, грозно – смертию самых стремлений человеческих кроме одного – стремления к разрушению самой жизни. – В такие времена слепота непростительна. В такие времена нет нужды, с трудом добывать удобоприятное слово христианской проповеди. Нужно только, мужественно стать и указать на знамение времени, на изобличившую себя бесполезность нечестия, чтоб имеющие очи видеть вразумились, как напротив благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота не только грядущего, но и нынешнего.

Многие и вразумились, и считают своим священным долгом, всякий на своем месте и своими средствами указывать другим на свет, во тьме светящийся и тьмою необъемлемый, на свет и жизнь, на единую истинную жизнь человечества на Христа Богочеловека, событиями времени как евангельским гласом призывающего: приидите ко Мне, напрасно измучившие и обременившие себя, прииидите ко мне и Аз упокою вы, возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, иго бо Мое благо и бремя мое легко есть.– Так да вразумляем себя и друг друга, молящиеся на всяко время духом, да свет Христов просвещает всех, да откроется его слава во всей силе, силе же всеспасительной. Но и вразумляясь и вразумляя, – чтоб спасительный урок не изгладился из памяти в обычном течении жизни, – к опыту свободного сознания человеческого бессилия присоединим высший и достойнейший опыт свободного сознания духовной силы Христовой истины, Христовой жизни, Христова пути к блаженству. Будем творить Его волю, чтоб вполне надежно уразуметь, о учении кое от Бога есть; будем обучать себя во благочестии, упражнять себя в христианской жизни, внутренним знанием познав я, что благочестие на все полезно есть.

Дети сего доброго училища, но и дети благочестия всепросвещающего и спасающего! Не думаю, чтоб вы совсем не поняли моего слова, – чтоб истина Божия не сказалась своею силою яснее слова в ваших сердцах. Вы знаете, как она сказалась ученикам Христовым на пути в Еммаус, – сказалась горением их сердец при словах Господа из писаний яже о Нем, хотя Господь тогда еще не отверзал их ум понимать Писания. «Не сердце ли наше, говорили они себе, горело в нас, когда говорил Он нам на пути и сказывал нам из Писания.» Дайте же и вы нам утешение уверенности, что вы поняли сердцем, о чем говрено при вас ныне о Христе на одном из торжественных путей вашей ученической жизни, именно о том: как важно, как необходимо для истнно-человеческой жизни, для ее даже здешнего счастия, учение Христово; как особенно в наше время эта необходимость решительно выступила и строго говорить за себя; как ныне Христос Господь своим особенным повелением очищает путь к нему всем детям отца небесного, отстраняя тех, которые не допускали к нему детей. Пусть же сердце ваше, почувствовав все это, скажет вам: идите ко Христу, благо путь открыт, идите в Его объятия, ищите Его благословения, ревнуйте об обещанном вам Его царствии. То есть, усердно молитесь Богу утром и вечером, усердно посещайте храм Божий во дни праздников, усердно учитесь закону Божию, и слово Божие старайтесь не только слушать и изучать, но и исполнять; и вы будете воистину счастливы, и не только счастливы, но и блаженны. благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего.

Родители детей! Если вы, что несомненно, вразумились строгими уроками времени, если для вас дорого счастье и спасение ваших детей, а оно также без сомнения для вас дорого: то с особенным тщанием ныне обратите вашу заботу на воспитание их в вере и благочестии. Ваши дети не всегда в училище, где об этом всемерно стараются через слово самого учения. Ваши дети нередко в вашем доме: не только словами, но особенно примером приводите их ко Христу, пусть евангелие Христа читается и в доме вашем; пусть часы праздничного богослужения не отдаются развлечению или же бездействию; в эти часы идите и ведите ваших детей в храм Божий. Ныне нельзя оставлять этого в прежнем небрежении. Помогите училищу тем, что вне его средств. Помогите училищу, помогите себе. Заботьтесь об учении детей, позаботьтесь же особенно об их благочестии. Телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынетняго и грядущаго. Аминь.


Источник: Слово на молебствии по случаю торжественного акта Московской частной гимназии Фр. Креймана 2 октября..., говоренное законоучителем гимназии, заслуженным профессором Московского университета протоиереем Н. Сергиевским. - Москва : Унив. тип., 1878-1881.

Комментарии для сайта Cackle