сост. А.А. Маркова

Источник

Места, связанные с жизнью святителя

Святитель Николай Сербский был подвижником и паломником. За свою жизнь он побывал во многих святых местах. Однако были места, по-особому связанные с жизнью святителя. Это Вознесенский монастырь в Жиче, о котором святитель имел особое попечение, Тихоновский монастырь в Саут-Кейнан, где прошли последние годы жизни святителя, и монастырь во имя Николая Чудотворца в Леличе, храм в котором был построен святителем и где сейчас почивают его мощи.

Монастырь Жича

Монастырь Жича (другое название – Дом Святого Спаса) – это женский монастырь (первоначально монастырь был мужским) в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Он расположен в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, в исторической области Рашка, близ города Кралево.

Монастырь был основан в начале XIII века, около 1206 года, братьями Неманичами – сыновьями князя Стефана Немани (в монашестве преподобного Симеона Мироточивого), Стефаном и Саввой. Князь Стефан – правитель Сербии – сделал значительное пожертвование на строительство обители, а его брат, тогда еще простой монах Савва, непосредственно наблюдал за строительством Жичской обители. «Сей боголюбец (святой Савва) основал великую Архиепископию, дом Спасов, зовомую Жича, кою начал и завершил с благословенным своим братом, великим жупаном кир Стефаном», – писал летописец, объясняя построение Жичи любовью меж братьями.

В 1219 году святой Савва Сербский отправился в Константинополь. Там, после переговоров с Константинопольским Патриархатом, он был рукоположен во архиепископа – Предстоятеля Сербской Церкви, а сама Сербская Церковь получила автокефалию. Вернувшись после хиротонии из Константинополя, святой Савва привез византийских мастеров для росписи собора Вознесения Господня в Жиче. Новоустроенный Жичский монастырь стал кафедрой Сербской архиепископии.

В 1220–1221 годах строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. По завершении строительства в Жичской обители были проведены собор и коронация князя Стефана Неманича как первого сербского короля (поэтому он получил свое прозвание Первовенчанный). Впоследствии в народном эпосе Жичская обитель была воспета как «седмивратная Жича», поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота.

По свидетельству Феодосия Хиландарца, королю Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал монастырю 3 грамоты-повельи и множество даров.

Благодаря попечению братьев Неманичей в Жичском монастыре было собрано множество святынь. Между 1224 и 1227 годами король Стефан издал новую грамоту. А после смерти короля его тело, первоначально захороненное в монастыре в Студенице, около 1230 года было перенесено в Жичский монастырь.

Наделенный исключительными привилегиями, монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими большие доходы. Природа, среди которой располагалась обитель, была не только прекрасной, но и плодородной.

В 1228 году в Жиче короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного.

В 1233 году там же был созван собор Сербской Церкви, на котором святитель Савва Сербский назвал имя своего преемника, Арсения Сремаца – будущего архиепископа Арсения I. По кончине святителя Саввы его преемник, святитель Арсений, некоторое время также жил в Жичской обители, однако Жича была не безопасна – монастырь находился в эпицентре вторжений иностранных агрессоров. Поэтому в 1253 году святитель Арсений переносит кафедру предстоятелей Сербской Церкви в Печ. Туда же были перевезены многие святыни и библиотека Жичской обители.

Жичский монастырь неоднократно подвергался нападениям куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана. Но, несмотря на это, обитель выстояла, и в 1285 году архиепископ Сербский, святитель Евстафий I, возвратил предстоятельскую кафедру в Жичу. Однако его преемник архиепископ Иаков счел Жичский монастырь небезопасным местом и вернул кафедру в Печ. Более того, он перенес и мощи умершего в Жиче святителя Евстафия. Предположительно в то же время мощи святого Стефана Первовенчанного также были перевезены из Жичской обители в монастырь Сопочани.

Архиепископская кафедра была вновь возвращена в Жичу в 1292 году при архиепископе Евстафии II. В то время Жичская обитель пребывала в расстроенном состоянии, так что предстоятелю Сербской Церкви пришлось заниматься возрождением обители. По кончине архиепископа Евстафия его дело продолжили архиепископы Савва III и Даниил II. Щедрое пожертвование на реставрацию Жичской обители сделал король Сербии Стефан Урош Милутин.

В это время были восстановлены разрушенные части соборного храма, укреплены столбы, переложена крыша, увеличена башня, построены хозяйственные палаты. Также солунскими мастерами были выполнены новые фрески, возведена и расписана трапезная. Однако, несмотря на зримое возрождение Жичской обители, архиепископская кафедра оставалась там недолго. Архиепископ Даниил II перенес центр Сербской Церкви в Печ.

Но Жичская обитель с ее многочисленными святынями продолжала оставаться в числе основных мест паломничества. В 1335 году монастырь посетил король Стефан Душан. Он обратился к Пресвятой Богородице с просьбой о помощи в борьбе с венграми. Венгры отступили, и в благодарность Пресвятой Богородице король направил в Жичский монастырь Патриарха Сербского Иоанникия I.

Еще один предстоятель Сербской Церкви посетил Жичскую обитель в 1382 году – это был патриарх Сербский Спиридон. Во время паломничества им было принято решение об основании монастыря Дренча.

В течение некоторого времени, в XV веке, в Жичском монастыре располагалась резиденция Патриарха Сербского Никона, но в 1428 году из-за угрозы нападений турок он покинул монастырь. Вскоре после этого, по воле деспота (князя) Георгия Бранковича, Жичская обитель вынуждена была взять на себя заботу об Афонском монастыре Есфигмене, который был объявлен его ктиторией. В 1446 году, при патриархе Никодиме, в Жичский монастырь были вложены Евангелие и Пролог.

В 1455 году та область, где расположена Жичская обитель, попала под власть Османской империи. На несколько десятилетий все летописные упоминания о монастыре прекратились – обитель выживала под властью мусульман. Так продолжалось весь период турецкого ига, когда обитель то запустевала, то вновь возрождалась.

Следующее летописное упоминание о Жичском монастыре относится к 1520 году, когда жичский игумен Феофил с монахами Иларионом и Виссарионом основал монастырь Шишатовац.

Затем наступил период запустения обители: согласно турецким источникам, в 1560 году в ней проживало всего два монаха. В 1562 году митрополит Смередевский Захарий возродил Жичский монастырь и подарил соборному храму дискос.

По некоторым сведениям, в 1586 году на территории Жичской обители умер и был похоронен Патриарх Сербский Герасим (Соколович), но место его могилы неизвестно.

Патриарх Сербский Паисий (Яневац) в 1620 году посетил вновь запустевшую Жичскую обитель и забрал из нее Евангелие и две Минеи в Печ, чтобы сохранить их до восстановления монастыря, которое началось в тот же период. В 1730 году митрополит Арильский Иосиф сделал в обитель вклад, благодаря которому в храме была устроена новая кровля.

В начале XIX века Карагеоргий – политический и военный деятель Сербии, будущий основатель династии Карагеоргиевичей – обновил Жичскую обитель: были отреставрированы храмы и построен новый братский корпус.

Перед Первым сербским восстанием (1804– 1813) Жичская обитель пережила очередной кратковременный расцвет. Но в 1813 году все здания были разрушены турками в наказание восставшим сербам. Службы совершались в церкви святого Феодора, так как главный храм был осквернен. В 1824 году часть братии покинула разрушенную обитель из-за невозможности проживания в ней и отсутствия средств для ее реконструкции.

В 1822 году разоренную Жичскую обитель посетил секретарь сербского князя Милоша Обреновича Д. Давидович. Несколько лет спустя он опубликовал очерк о состоянии монастыря с чертежом его строений. На чертежах видно, что в храме разрушены своды, частично – купола и стены внешней припраты. Другие паломники, также посещавшие Жичскую обитель, писали о ее плачевном состоянии и о том, что прихожане горячо молились о восстановлении обители.

В 1855 году по благословению владыки Ужичско-Крушевацкого Иоанникия (Нешковича) начинается возрождение Жичской обители. В августе 1857 года был объявлен сбор пожертвований во всех храмах и монастырях Сербии. В 1858 году монастырь посетил сербский князь Александр Карагеоргиевич, он подарил колокол и 100 дукатов, а также передал обители от русского императора Александра II дарохранительницу, Евангелие в серебряном окладе и завесу для царских врат.

В 1881–1884 годах в Жичском монастыре работали специалисты – археолог М. Валтрович и архитектор Д. Милутинович. Они провели ряд археологических и восстановительных работ.

15 июня 1889 года в соборном храме Жичской обители состоялась коронация Александра Обреновича. Службу совершал митрополит Сербский Михаил. А 9 октября 1904 года, также в соборном храме Жичского монастыря, прошла коронация Петра I Карагеоргиевича. Службу совершал митрополит Сербский Иннокентий (Павлович).

Александр I Карагеоргиевич неоднократно обращал внимание на плачевное состояние монастырей в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Он создал комиссию по их поддержке и реставрации. В поле зрения комиссии попала и Жичская обитель.

Однако лишь тогда, когда Жичским монастырем занялся непосредственно святитель Николай (Велимирович), состояние обители было значительно улучшено. После возвращения на Жичскую кафедру в 1936 году святителя Николая (Велимировича) положение Жичской обители улучшилось: открылась духовная школа, братия насчитывала 40 монахов и 20 послушников. Мастерами из числа русских эмигрантов – Иваном Мельниковым и Николаем Майендорфом – были расписаны церкви святителей Саввы и Николая на монастырском кладбище.

Но уже с началом Второй мировой войны Жичскую обитель ждали новые разрушения. Она сильно пострадала во время бомбардировок. Часть северной стены собора была разрушена до основания, расположенные возле него строения – келейный корпус и типография – были сожжены, епископские палаты изрешечены осколками, погибли средневековые фрески. Большая часть братии покинула обитель – в монастыре осталось лишь шесть человек.

В 1947 году Жичская обитель стала женской. В 1950–1951 годах в Жичском монастыре под домашним арестом находился митрополит Скопский Иосиф (Цвийович).

В 1964–1967 годах в соборе были отреставрированы фрески, в 1967 году была заменена крыша. В 1978 году в монастыре открылась иконописная мастерская «Святой Лука».

В 1987 году во время землетрясения сильно пострадал соборный храм Жичской обители. В ходе предпринятых после этого археологических исследований и реставрационных работ Вознесенский храм обрел наиболее приближенный к первоначальному вид.

Во время реставрации трапезной произошло обретение образа святого благоверного царя-мученика Николая Александровича. Дело в том, что среди росписей выделялся небольшой прямоугольник, расположенный слева над входной дверью в северо-западном углу трапезного храма. Во время ремонтно-реставрационных работ, когда стали его расчищать, от стены отделился лист плотной синей бумаги. Под ним обнаружили образ царя-страстотерпца со всеми знаками царской власти: в венце и бармах, со скипетром и державой, в горностаевой мантии с двуглавыми орлами, из-под которой был виден мундир с золотым наборным поясом и муаровая лента через плечо, на груди крест. Крест же короны Российской империи, немного выступавший за край бумажного листа, был лишь слегка закрашен синей краской. Лист крепился к стене простыми кнопками. Предположительно этот образ был написан по благословению святителя Николая (Велимировича) русскими иконописцами.

Во время войны в Косово, сопровождавшейся массовым исходом сербов из края, в Жичской обители проживало большое количество беженцев.

Жичский монастырь считается самым крупным в Сербии – в нем проживают более сорока насельниц под окормлением настоятельницы игуменьи Елены. Были построены новые келейные корпуса, значительно расширена территория собственно монастыря с возведением новых стен и ворот.

Устав Жичской обители достаточно строгий. Ежедневные службы: в 4.30 утреня, затем Литургия, в 15.30 вечерня.

Помимо богослужений сестры постоянно заняты на послушаниях, обрабатывая обширные монастырские угодья. В обители по-прежнему действует иконописная мастерская, работа в которой также является одним из послушаний.

Архитектурный комплекс Жичской обители включает собор Вознесения Господня, церковь первоначально святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата, трапезную, кельи и хозяйственные помещения.

Собор Вознесения Господня является одной из первых построек в стиле так называемой рашской школы, для которой характерно сочетание форм византийской и западноевропейской романской архитектуры. Первоначально это было однонефное строение с равным ему по ширине нартексом с запада, полуциркульной апсидой с вимой с востока и двумя так называемыми певницами с севера и юга (рукава трансепта). Наос увенчан куполом на широком полуцилиндрическом барабане; как и в Студенице, он имеет дополнительный западный компартимент. Стена между наосом и нартексом была разобрана перед коронацией Стефана Первовенчанного или при реконструкции в конце XIII – начале XIV века. В подкупольном пространстве наоса рядом со стенами находились проскинитарии, в которых, вероятно, хранились святыни и стояли каменные троны короля и архиепископа. Певницы более высокие, чем в Студенице, увеличились и относительно размеров наоса, сблизились с экседрами для хоров, характерными для афонской архитектуры. План собора приблизился к квадрату за счет того, что его пространство в значительной степени слилось с наосом.

Одноглавые парекклисионы по обеим сторонам нартекса воспроизводили композицию кафоликонов Афонских монастырей Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Престолы посвящены небесным покровителям святого короля Стефана Первовенчанного и святителя Саввы Сербского – архидиакону Стефану (южный) и святому Савве Иерусалимскому (северный). Однако гипотеза о том, что парекклисионы задумывались в качестве усыпальниц основателей монастыря, не находит подтверждений.

Алтарное пространство до 1221 года было разделено на жертвенник и диаконник. Пастофории по сторонам алтарной апсиды (восстановлены после 1987 года) не входили в первоначальный замысел; их пристройка связана, по всей видимости, с превращением в кафедральный собор. Детали экстерьера (формы оконных проемов, ползучие арки) навеяны романским декором Студеницы, за исключением облицовки камнем.

Около 1230 года король Радослав пристроил к собору обширный двухэтажный экзонартекс с башней-колокольней перед ним. Сооруженный европейскими мастерами, он в западной части был по типу близок к монументальным романским соборам, архитектура которых восходит к каролингской традиции. Нижний этаж экзонартекса разделен четырьмя столбами на девять равных ячеек, перекрытых крестовыми сводами. Верхний, к сожалению, не сохранившийся до наших дней, имел, по-видимому, продольный полуцилиндрический свод.

Колокольня четырехъярусная, квадратная в плане, с молельней святого Саввы на третьем этаже. Верхняя часть колокольни после 1987 года была восстановлена в романских формах. Экзонартекс стал первым подобным сооружением в Сербии; вслед за ним те же мастера пристроили экзонартексы к соборам монастырей Студеница (около 1235 года) и Милешева (около 1236 года).

Архитектура собора оказала большое влияние на развитие сербского церковного строительства XIII века. В 1290 году собор почти полностью был разрушен, но был восстановлен в конце XIII – начале XIV века.

В начале XIX века, во время Первого сербского восстания, здание лишилось кровель, притвор и части парекклисионов обрушились. Основная часть здания была восстановлена между 50-ми и 80-ми годами XIX века, капитальная реставрация была произведена в 1925–1932 годах усилиями архитекторов А. Дероко и М. Коруновича.

Во время бомбардировки и пожара 1941 года были разрушены купола; восстановление закончилось к 1953 году, стены храма по афонской традиции получили темно-красную раскраску. Новая реконструкция, приблизившая внешний вид храма к первоначальному, была осуществлена после землетрясения 1987 года.

Первоначальная роспись собора Вознесения 1220–1221 годов сохранилась частично из-за разрушений в последней четверти XIII века. В южном рукаве трансепта сохранилось «Распятие», в северном – «Снятие с Креста». Расположение этих сцен в нижней зоне трансепта может быть связано с тем, что перед ними находились проскинитарии со святынями Страстей Господних, по сторонам композиций – фигуры апостолов. К древнейшему слою относится изображение ангелов в люнетах над проходами в парекклисионы. В росписи еще заметно влияние позднекомниновского искусства, хотя уже преобладает новый монументальный стиль, характерный для византийской живописи первых десятилетий XIII века, когда столица империи была оккупирована латинянами. Композиции ясные и хорошо обозримые, рисунок крупных, гармонично сложенных фигур чист.

Между 1228 и 1234 годами были расписаны экзонартекс и парекклисион на втором этаже колокольни. В экзонартексе, на южной стене, сохранилась лишь сцена «Воздвижение Честного Креста», в парекклисионе фрески были повреждены во время пожара, но их иконографическая программа поддается прочтению. Малую апсидальную нишу занимает поясное изображение Иисуса Христа с открытым Евангелием, на восточной стене – «Распятие», под ним, по обе стороны Животворящего Креста, – святые царь Константин и царица Елена, рядом изображен архидиакон Стефан. На остальных стенах – образы четырех святителей (надписи сохранились только возле Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и двух преподобных (Савва Иерусалимский и Феодор Студит), в люнетах окон находятся медальоны с поясными изображениями Пресвятой Богородицы и ангелов, над ними расположены поврежденные фигуры неизвестных святых. На крестообразном своде фрески не сохранились. Живопись этого слоя по художественному уровню слабее росписи 1220–1221 годов. Вероятно, она была также связана с заказом святителя Саввы, о чем свидетельствуют изображения святых Саввы Иерусалимского и Феодора Студита, пользующихся особым почитанием святого Саввы; следуя их примеру, он составил Хиландарский и Студеницкий типики.

В конце XIII века собор из-за разрушений восстанавливали, и он был расписан во второй раз при архиепископе Печском Савве III (1309– 1316) и сербском короле святом Милутине. Мастера бережно отнеслись к старым фрескам: в алтаре и наосе они поновили первоначальный слой, а остатки поврежденных фресок «похоронили» как святыню у церкви вместе с инструментами, прикасавшимися к ним.

Фрески начала XIV века сохранились частично. В алтаре – композиция «Поклонение Жертве», под ней – поясные изображения святых епископов Митрофана, Мефодия, Никифора, Тарасия, Иакова, брата Господня, Прокла и Фоки, заключенные в рамки наподобие икон. На боковых стенах – фигуры святых епископов, диаконов, ветхозаветных первосвященников (Аарона, Моисея и Мелхиседека), а также столпника и Ангела. Поясные изображения святителей в медальонах занимают свод триумфальной арки. В куполе располагалось «Вознесение», от которого сохранилась нижняя часть, на парусах – четыре евангелиста, между ними – Нерукотворенные образы Спасителя (Мандилион и Керамион). На восточной стороне подкупольного пространства изображено «Благовещение» с Христом Ветхим денми в верхней части композиции, ниже – пророки Давид и Соломон. На южной стене размещено «Сошествие Святого Духа на апостолов», на западной – «Тайная вечеря», на северной – «Благовестие Захарии» и «Уверение Фомы». На всех арках – медальоны с ликами святых мучеников, на стенах – образы пророков. Возле иконостаса под декоративными аркадами представлены изображения Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, святых архидиакона Стефана, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, преподобного Саввы Освященного. На юго-западном подкупольном столпе в верхнем ярусе, над местом, где находился трон архиепископа, образ Божией Матери «Страстная» – один из самых ранних сохранившихся в Сербии примеров данной иконографии: Пресвятой Богородице с Младенцем предстоит Ангел с орудиями Страстей Христовых. В западной части наоса находились сцены из земной жизни Спасителя (сохранился только фрагмент «Входа Господня в Иерусалим»), святых монахов и гимнографов, воинов, целителей и мучеников. Почти всю западную стену занимала композиция «Успение Пресвятой Богородицы».

В апсиде южного парекклисиона во имя архидиакона Стефана была изображена Пресвятая Богородица с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, ниже – «Служба святых отцов», около апсиды – поврежденное «Благовещение». Под куполом сохранился лик одного из ветхозаветных первосвященников, на южной стене – «Распятие». В средней зоне представлен житийный цикл архидиакона Стефана, включающий сцены испытания, побиения камнями, обретения мощей и их перенесения в Константинополь. Среди многочисленных фигур святых особенной статью, как воины Царя Небесного, отличаются святые Димитрий, Георгий, Прокопий и Артемий – они изображены мучениками, одетыми в роскошные одежды.

Росписи северного парекклисиона во имя святого Саввы Иерусалимского были утрачены во время бомбардировки монастыря в 1941 году. В алтаре была изображена композиция «Служба святых отцов», на парусах – образы ветхозаветных первосвященников, на северной стене – «Введение Богородицы во храм», в нижнем поясе и сегодня различимы образы преподобных Саввы, Евфимия, Антония и Афанасия Афонского.

Успение Пресвятой Богородицы. Западная стена нефа. Вознесенский собор Жичского монастыря («Спасов дом»)

Фрески в экзонартексе практически не сохранились. До 1941 года в восточной части можно было видеть композицию «Крещение Христово» и фигуру архидиакона Стефана. В настоящее время в этой части храма можно различить лишь остаток композиции.

В проходе под колокольней на своде представлены образы сорока Севастийских мучеников, ниже – тексты из трех грамот-хрисовулов, дарованных обители святым королем Стефаном Первовенчанным. На арке западного входа рядом со сценой «Будьте как дети» изображены апостолы Петр с церковью в руках и Павел с книгой своих посланий. На восточной стене над главным входом в храм находится пространная композиция «Что Ти принесем...», в которую включены портреты ктиторов архиепископа Саввы III и святого короля Милутина в сопровождении сановников. Ниже помещены портреты первых ктиторов Жичского монастыря, королей Стефана Первовенчанного и Радослава.

Фрагменты фресок начала XIV века содержат ряд особенностей и отражают процесс осмысления новой иконографической программы росписи храма. В куполе, следуя византийской традиции, принесенной в Сербию святителем Саввой, было представлено «Вознесение Господне». По указанию святителя Саввы под куполом были изображены (и поновлены в начале XIV века) сцены, связанные с событиями в Сионской горнице «Тайная вечеря», «Послание апостолов на проповедь», «Уверение Фомы» и «Сошествие Святого Духа на апостолов». Эти сцены символизировали для первого Сербского архиепископа образ основанной Христом Церкви, Матери всех Церквей, которую символически обновила Сербская Церковь. Той же идее следуют изображения апостолов в нижнем поясе наоса и архиереев Константинополя и Иерусалима на фресках-иконах в апсиде.

Создатели фресок в Жичской обители принадлежали к числу выдающихся мастеров своего времени, писавших в стиле так называемого раннепалеологовского ренессанса. Один из них в 1313 году работал в наосе кафоликона монастыря Ватопед на Афоне. Эти же или близкие к ним по манере живописцы создали и другие фрески в Сербии: в западной травее церкви святых Апостолов в Пече (ок. 1300) и в церкви Богородицы Левишки в Призрене (1310–1313). Иконографическая программа декорации собора в Жичском монастыре послужила образцом для других церквей области Рашка, например в Пече, сохранность которых могла способствовать воссозданию убранства Жичской обители.

К востоку от собора расположена церковь святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата. Это перекрытое полуцилиндрическим сводом небольшое здание середины XIV века с широкой полукруглой апсидой (вторая половина XVIII – начало XIX века) построено из кирпича и больших каменных блоков. Сохранились остатки фресок на фасаде и в люнете над входом (лики святых Феодоров).

Еще один храм находится к югу от соборного. Это небольшое здание с широким куполом, западный фасад которого соединен переходом с корпусом келий.

Согласно археологическим данным, Жичская обитель была обнесена стенами с башнями. Частично сохранились западные ворота монастыря с поствизантийскими фресками. При реставрации 1925–1932 годов монастырь был вновь обнесен невысокой каменной оградой.

Тогда же были возведены трапезная, келейные корпуса, надстройка над западными воротами и другие здания.

Тихоновский монастырь в Саут-Кейнан

Тихоновский монастырь в Саут-Кейнан – первый православный монастырь, устроенный в США. Инициатором устройства Тихоновской обители был иеромонах Арсений (Чаговцов). Он прибыл в США в 1902 году. Епископ Тихон (Беллавин) – будущий патриарх – назначил его настоятелем в Иоанно-Предтеченском приходе города Мейфилда. Вскоре отец Арсений выступил с инициативой устройства в США православной обители, на базе которой можно было бы готовить священнослужителей-монахов для новооткрывающихся приходов. Идея была быстро подхвачена другими деятелями Североамериканской миссии. Уже в 1903 году священник Александр Немоловский опубликовал в «Американском православном вестнике» статью, в которой предложил основать монастырь и пастырскую семинарию в штате Пенсильвания.

15 мая 1905 года вопрос об устроении в США первого православного монастыря активно обсуждался на шестом съезде Русского православного кафолического общества взаимопомощи в Кливленде. Кроме того, было предложено устроить при монастыре сиротский приют. Эта идея встретила широкий отклик. Сразу же по окончании съезда были предприняты шаги к основанию обители и устроению приюта.

В качестве участка для строительства была предложена ферма в северо-западной части штата, рядом с городом Мейфилдом, где активно селились русинские эмигранты. Собор создал строительный комитет, в который, в частности, вошли протоиерей Александр Хотовицкий, иеромонах Арсений, а также русины из Мейфилда и Уилкс-Барре. Выбранный участок вскоре осмотрели святитель Тихон и иеромонах Арсений. После этого было принято окончательное решение о выкупе фермы и устроении монастыря.

Земля на ферме в Саут-Кейнане площадью 82 акра была выкуплена 26 июня 1905 года, а 31 июля викарный епископ Рафаил (Хававини) совершил на месте строительства монастыря и приюта первую Литургию. По благословению архиепископа Тихона строителем общежительного мужского монастыря в честь святителя Тихона Задонского стал иеромонах Арсений.

17 (30) мая 1906 года святитель Тихон вместе с епископом Рафаилом освятили храм в честь святителя Тихона Задонского. За службой пел хор из прихода Уилкс-Барре, приехавший вместе с отцом Алексием Товтом. Настоятелем новой обители стал возведенный в сан игумена Арсений (Чаговцев). С самого начала своего существования монастырь стал одним из миссионерских центров Северной Америки и играл огромную роль в деле распространения Православия на американском континенте.

В 1907 году на территории обители располагались братский корпус с трапезным храмом во имя святого Тихона Задонского и приют для 15 сирот. В составе братии числились: игумен, два иеромонаха и семь послушников.

Еще до основания семинарии монастырь святого Тихона вносил существенный вклад в православное богословское образование в Америке: в нем проходили подготовку будущие миссионеры и священнослужители. В это время финансовая поддержка Североамериканской миссии Русской Православной Церкви и богословского образования осуществлялась гражданскими и духовными лицами Российской империи.

После революции 1917 года Североамериканская епархия испытывала серьезные финансовые трудности, потому что помощь Церкви из России стала недоступной. В связи с этим семинария святого Платона в Нью-Джерси была закрыта в 1923 году, и монастырь святого Тихона становится единственным местом в Америке, где можно было получить православное богословское образование.

В 1938 году при Тихоновском монастыре открылась одноименная семинария, до 1942 года имевшая статус пастырской школы. Первым ректором семинарии стал архиепископ Арсений (Чаговцов).

В 1941 году в центре старого участка кладбища в память о митрополите Платоне (Рождественском) была возведена часовня. Впоследствии, в 1999 году, она была перестроена.

В 1950-х годах в монастыре поселился переехавший из Югославии святитель Николай Жичский, бывший в 1955–1956 годах ректором семинарии и скончавшийся в монастыре 18 марта 1956 года.

В 1965 году при активном участии священника Иосифа Свайко, будущего предстоятеля Православной Церкви Америки, в монастыре была осуществлена комплексная реставрация.

После получения Православной Церковью Америки автокефалии монастырь остался в ее юрисдикции. Он получил статус митропличьей ставропигии, подчиняясь непосредственно митрополиту всей Америки и Канады.

В 1994 году состоялись торжества по случаю прославления в лике праведных святого Алексия Товта. Его мощи были обретены и перенесены в монастырскую церковь.

Монастырь Лелич

Лелич – небольшое сербское село с шестью сотнями жителей. Главной его достопримечательностью является монастырь, основанный в первой половине XX века. В 1929 году владыка Николай Велимирович и его отец Драгомир, уроженцы села Лелич, своим трудом и на свои средства возвели церковь святителя Николая Чудотворца. Храм был освящен на праздник Преображения Господня.

Храм был расписан сразу после строительства знакомыми владыки Николая художниками Крсто и Рафаилом Николичами из Лазарева Поля (Македония). Художники следовали замыслу владыки – он сделал чертежи и записал свои размышления о содержании фресок. Сцена Страшного Суда является доминантой композиции. Те же художники расписали и четырехрядный иконостас.

Церковь святителя Николая Чудотворца узкими окнами и пропорциями напоминает византийские храмы Южной Сербии и Македонии, особенно Охрид, где владыка служил на епископской кафедре. Можно сказать, что в облике церкви прослеживается сочетание моравской школы и современных архитектурных элементов. Преобладают темные цвета, ощущение глубины здания усиливают колонны внутри.

Также во дворе монастыря находится красивая часовня, воздвигнутая владыкой Николаем в качестве задушбины (пожертвование во спасение души). Сейчас в ней похоронены некоторые Велимировичи, например владыка Йован (Велимирович), епископ Шабачско-Вальевский. Позднее, в том числе и в наши дни, были построены другие монастырские объекты, превратившие обитель в единое целое.

Поскольку сам святитель Николай (Велимирович) скончался вдали от Родины, первоначально он был похоронен в сербском монастыре в Либертвилле, близ Чикаго. Лишь в 1991 году его останки были перенесены в Лелич. Ковчег с мощами святителя расположен слева перед алтарем. В мае 2003 года владыка Николай был канонизирован в лике святителей.

Лелич, монастырь св. Николая Сербского

В 1996 году приходская церковь села Лелич была обращена в монастырь. Первое время обитель была метохом (подворьем) монастыря Каона. Сначала в обители была весьма немногочисленная братия, но затем число иноков увеличилось и обитель обрела самостоятельность. Сейчас в ней десять братьев во главе с настоятелем.

Монастырь в Леличе по праву считается одним из самых красивых и наиболее благоустроенных в Сербии. После перенесения сюда мощей святителя Николая (Велимировича) Лелич стал местом паломничества православных.

Гостевой дом монастыря может принять до 40 человек. Каждое воскресенье после Литургии открывают мощи святителя.

Рядом с храмом расположен музей святителя Николая Сербского. Он устроен в простом сельском доме, подобном тому, в котором прошло детство святителя. Музей всегда открыт, и в нем не застать смотрителя.

Экспозицию составляют снимки разных лет, личные вещи, книги и облачения святителя, а также его коллекция деревянных флейт фрул – инструмента, на котором любил играть святитель.


Источник: Святитель Николай Сербский. Агиографический сборник / Сост. А. Маркова. — М.: Благовест, 2016. — 288 с.: ил. ISBN 978-5-9968-0534-1

Комментарии для сайта Cackle