Письмо 62. Сербской женщине, которая спрашивает, почему русские особо почитают Богородицу
А разве сербы не почитают? А греки, а болгары, а румыны? Самое большое количество наших царских задушбин(благочестивые сербские князья и цари строили при своей жизни монастыри и церкви – задушбины, то есть за душу, во спасение души. – /Перев/.) посвящено Богородице. Хиландар, пример многим задушбинам и жемчужина драгоценная среди них, прославляет введение Ее во храм. Святой Савва посвятил Хиландар Божией Матери. Была ли ты в приморской Савине (монастырь на побережье Черногории. – /Перев/.) и видела ли икону Пресвятой Девы, всю украшенную золотыми ожерельями, серьгами и подвесками? – Стольких и таких драгоценных наград не знал ни один воевода! Это особое признание за то, что Она воюет против зла в мире и побеждает его. Так приморские жители украшали Ее, Защитницу свою в коварной морской пучине. Была ли ты, дочь сербская, в Чайниче, ничем другим, кроме имени Богородицы, не известном? Икона Ее чудотворная, что в Чайниче, славится по всей Боснии и Герцеговине и в дальних странах. Если бы ты видела перед Чайницкой иконой почитание и восхищение, покаянное воздыхание и благодарное величание Божией Матери тысячами паломников! Если бы ты слышала удивительные повести о Ее дарах и милостях, которые Она людям посылает! Но услышишь ты множество подобных повестей и в Печи, и в Охриде, и в Прилепе – по всем Балканам, от моря до моря. Из всех молитв, что звучат из уст сербских, не чаще ли других молитвы «Помоги, Боже» и «Богородице»? Почитание Богородицы жило в душах славных представителей народа. Когда умирал наш величайший поэт, владыка Раде145, он попросил принести ему икону Пресвятой Богородицы из Цетиньского монастыря. Заплакал перед ней и, приложившись к ней, воскликнул: «Пресвятая Богородице, спаси мя!».
А тому, что наши русские братья особо почитают Богородицу, думаю, есть и особые причины, помимо наших общих, а именно: русские многократно получали от Нее помощь во времена самых судьбоносных государственных и церковных событий. Когда языческие русские князья Аскольд и Дир двинулись в поход на Цареград, они не только не смогли разорить его, но даже приняли крещение. Цареградские христиане молились о спасении города; патриарх Фотий146 вынес икону Богородицы, и крестным ходом народ направился с ней к морю. Вдруг море разбушевалось и потопило все русские корабли. Аскольд и Дир едва добрались до берега и, узнав причину бури и своего спасения, приняли крещение и вернулись на Русь христианами. Когда возводилась Киево-Печерская Лавра, колыбель русского христианства, Богородица явила Свою чудесную помощь при строительстве монастыря и при написании для него икон.
Владимирская икона Божией Матери прославляется трижды в году. Три праздника посвящены ей в ознаменование трех великих побед, одержанных русскими над татарским войском. При окончательном освобождении Руси от татар царь Иоанн III с Владимирской иконой двинулся навстречу врагу. На реке Угре несколько месяцев стояли два войска друг против друга. Просто стояли, без битвы. Наконец, когда русские подняли икону вверх и запели величание Богородице, татары развернулись и бежали. Русская победа была одержана без единой капли крови, заступничеством Пресвятой Владычицы. Эти и другие выдающиеся события, в которых участие Богородицы было решающим, глубоко запечатлелись в душе русского народа. И чувство благодарности передается из поколения в поколение.
Мир тебе и милость от Господа.
* * *
Владыка Раде (Радивой) – Петр 2, митрополит Черногорский (1813–1851), из династии Петровичей-Негошей, племянник святителя Петра 1 Цетиньского (см. примечание 62) – знаменитый черногорский поэт и философ. В 1825 году в возрасте двенадцати лет Раде приходит в Цетиньский монастырь, где его начинают учить грамоте. Через полгода, научившись читать и писать, он отправляется в один из приморских монастырей, в школу монаха Иосифа(Троповича). За полтора года обогнав в науках всех своих сверстников и перечитав все книги в монастырской библиотеке, Раде возвращается в Цетинье. Последующие три года он проводит рядом со святителем Петром, своим дядей, выполняя секретарские обязанности и помогая владыке в его повседневных заботах. Накануне своей смерти митрополит Петр I оставил завещание черногорцам, в котором назначил своим преемником племянника Радивоя. Семнадцатилетний Раде принимает монашеский постриг с именем Петра и становится правителем Черногории (в этот период Черногорские митрополиты являлись обладателями как духовной, так и государственной власти в Черногории). В 1833 году Петр II Петрович-Негош предпринимает свое первое путешествие в Россию. В Петербурге в присутствии императорской семьи в Спасо-Преображенском соборе молодой черногорский правитель архимандрит Петр был рукоположен в сан епископа. Двадцать один год находился он у власти в нелегкие для Черногории годы. Ему приходилось заниматься внутренним устройством страны, народным просвещением, бороться с притязаниями соседей, защищаться от клеветы. На долю ему выпало пережить крушение надежд на объединение всех славян для общей борьбы за независимость, непонимание современников и соплеменников, собственное одиночество. Жизнь его была так тяжела, что порой он признавался, что хочет сложить с себя сан и покинуть страну. Однако именно благодаря его неустанной деятельности Черногория, давний форпост борьбы балканских славян с турками, вошла в число независимых европейских государств и сыграла важную роль в освобождении южных славян. Его литературная деятельность достигает расцвета во второй половине сороковых годов. Он пишет три поэмы: «Свет микрокосма» (философия веры), «Горный венец» (судьба народа в истории) и «Самозванец Степан Малый» (законность власти). В 1844 году владыка воздвиг храм в честь святителя Петра Цетиньского на вершине, называемой «Озерный верх», горного массива Ловчен, вид на который открывается из Цетиньского монастыря. В этом храме он и завещал себя похоронить, чтобы и после смерти быть на «страже сербского Православия» и видеть всю свою «милую Черногорию». Храм был снесен в 1972 году, во времена безбожного режима Тито (1953–1980).
Фотий, патриарх Константинопольский, святитель († 891; память 6/19 февраля). Одна из наиболее заметных фигур в Византии IX века. Святитель состоял в родстве с императорским домом. Получил прекрасное образование и имел глубокие познания в философии, богословии, истории и математике. В 857 году император Михаил III (856–867) предложил ему патриаршую кафедру и Фотий был возведен в патриархи прямо из мирян, в течение нескольких дней пройдя все степени священства. В борьбе против главенства Римской церкви дважды был несправедливо низложен, но пользовался огромным авторитетом в народе и у большей части духовенства. В лице патриарха Фотия лучшие пастыри Восточной Церкви видели воплощение ее независимости от Запада. Не только догматические и обрядовые споры, но и глубокая национальная и культурная рознь между Западом и Востоком неминуемо вела к разделению и в церковном отношении. Святой Фотий умер низведенным с кафедры в Армонийском монастыре в 891 году. Среди сохранившихся его сочинений особенно ценны две гомилии по поводу нападения русских (860), принадлежащие к древнейшим свидетельствам о предприятиях русских против Византии. Фотий видит в нашествии грозных варваров тяжкую кару Божию за грехи христиан.