Письмо 60. Мелентию Д., на вопрос, что означают слова «вечная память»
Тебя мучает то, что ты не понимаешь значения этих слов, которые столько раз слышал и сам часто произносил над усопшими. Хорошо делаешь, что спрашиваешь: чем лучше человек знает нашу исконную и добрую православную веру, тем больше любит ее. «Вечная память» – вечное воспоминание о человеке. Однажды я слышал, как кто-то в прощальном слове над умершим воскликнул: «Вечная тебе память на этой земле!». Я был удивлен такому неверному истолкованию нашей веры. Может ли быть что-нибудь вечное на земле, где все преходяще, где все мы гости? В самом деле, ничтожного блага мы хотим покойному, если желаем вечного воспоминания о нем в мире, который сам приближается к концу. Но, даже если память о ком-то будет жить на земле до конца времен, что ему от того, если он будет забыт небесами?
Правильно думать, что мы желаем усопшему вечной памяти в вечности, в жизни вечной и в Царстве Божием. В этом заключен смысл слов «вечная память».
Однажды похвалились ученики Христовы Учителю своему, говоря: /Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем/. Господь же ответил им на это: /радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах/141, то есть тому, что их знают, помнят и поминают в Небесном Царстве света и жизни.
В Священном Писании часто говорится, что имена праведных будут записаны в Книгу живых, а имена грешников будут стерты и забыты. Из притчи о богаче и Лазаре мы знаем, что Господь Своими пречистыми устами называет имя Лазаря, имя же неправедного богача умалчивает142. Значит, Лазарь вошел в Царство Небесное и обрел вечную жизнь и вечную память, а грешный богач потерял жизнь, и Царство, и имя.
В божественной науке имя иногда отождествляется с самим человеком. В Откровении говорится: /произошло великое землетрясение, и погибло семь тысяч имен человеческих/ (ср.: Откр. 11, 13). Под землетрясением следует понимать великие искушения, которым поддались /семь тысяч имен/, отпали от Христа и погубили свои души. Погибли не только их тела – это менее важно, – но погибли имена и души. Их имена были вычеркнуты из Книги живых и из вечности.
Кто желает бессмертного поминовения в вечности, тот евангельского духа ищет. Кто хочет своему имени бессмертия на земле, тот тщеславится. Знай, что многие из тех, кто неслышно и незаметно прошел по этой жизни, обрели бессмертие именам своим в том мире, который выше смерти и перемен. Подумай об этом, брат Мелентий, и Господь еще многое откроет тебе. А когда услышишь о моей смерти, тихо помолись: «Вечная ему память».
Мир тебе и здравия от Господа.
* * *
Лк. 10, 17, 20. – Ред.
См.: Лк. 16, 19–31. –Ред.