Письмо 264. Одному простому человеку, об исповедничестве
Вы молча ехали в поезде. Ваши попутчики вели оживленную беседу о великих людях. Один из них перечислял имена выдающихся людей, которых он особенно уважает, среди них он упомянул имя Иисуса Христа. Другой сказал, что не считает Христа великим человеком, третий сказал иное, четвертый еще что-то… и возник спор о Господе Иисусе Христе, по пророчеству святого Симеона Богоприимца: /на восстание многих и в предмет пререканий/447. Спорщики обратились к тебе и спросили:
– Считаешь ли ты Христа великим человеком?
– Нет, – ответил ты, – Христа нельзя сравнивать ни с кем из людей. Он не великий человек: Он – Бог.
Они посмеялись над твоими словами и стали глумиться над твоей верой в Сына Божия. Еще несколько минут назад разделенные между собой, они объединились против тебя и Христа, подобно тому как когда-то объединились Пилат с Иродом, чтобы осудить Господа448. И ты до конца пути ехал под градом насмешек и поруганий. Блажен ты! Лучшие из лучших, мученики и угодники терпели унижения за Христа. Младший брат святителя Григория Богослова, Кесарий, считался видным философом, и император Юлиан, окаянный отступник от христианства, хотел обратить его против христиан. Он призвал Кесария к себе во дворец и начал уговаривать отказаться от христианства и вернуться в язычество. После долгих пререканий Кесарий решительно ответил императору: «Я – христианин и христианином останусь».
Недавно один молодой черногорец рассказывал, что когда он служил в армии, то не скрывал своей веры и не стыдился, за что претерпел много унижений. На построении командир кричал ему:
– Эй, Иван, кто твой Бог?
– Мой Бог – Бог Всевышний, Который на небесах.
Командир ему пощечину:
– Я, – говорит, – твой Бог!
– Нет, не ты, а Бог Небесный!
И снова пощечина. «Но мне не было обидно, – продолжал он, – только какое-то умиление разливалось в сердце, что пусть немного, но приходится пострадать за Господа».
Блажен ты, Иван, сказал я ему, что был бит и унижен ради Господа.
А сейчас тебе и Ивану говорю: «Радуйтеся и веселитеся, ибо мзда ваша многа на небесе»449.
* * *
См.: Лк. 23, 11–12. – Ред.