Источник

Письмо 247. Жителю Сараева, о «грехах» православной веры

С негодованием и гневом призываете: выбросить веру из школы! Пусть молодежь вволю слушает о кровавом Нероне, о людоеде Калигуле, только бы не упоминалось спасительное имя Христа!

Но рассудим спокойно: чем так согрешила христианская вера, что Вы хотите забросать ее камнями? Когда евреи схватились за камни, чтобы побить Христа, Он спросил их: /много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня?/ (Ин. 10, 32). И православная вера может справедливо спросить Вас: за которое из добрых дел хотите побить меня?

Может быть, за то, что научила Ваших предков-язычников верить в единого Бога, вместо вымышленного идола Перуна и его идольской семьи? Или за то, что из орды Ваших некрещеных прадедов создала благородный и культурный народ? Или за то, что сотворила для Вас духовного великана Савву Неманича, отца Вашего народа, и за ним целую плеяду святых, украшение народа? Или за то, что служила, как раба Божия, первому царству Вашему и напитала его духом и красотой святительства и геройства? Или за то, что воспламенила сердца косовских мучеников любовью, что сильнее смерти, к свободе и кресту? Или за то, что была лучом света народу в пятивековой тьме рабства? Или за то, что препоясала силой и самоотверженностью Карагеоргия418, Милоша419 и сыновей Герцеговины и Черногории? Или за то, что слепому Вишничу420 даровала пророческое зрение, а славному Негошу пламенный язык? Или за то, что исполнила грудь святосаввского народа силой, уста – песней, а руки – трудолюбием? Или за то, что слезами омыла и с молитвами окадила все могилы мучеников – на Каймакчалане, в Шабце, в Белграде и каждый уголок нашего народного жертвенника? Или за то, что была верна народу, а теперь алтари ее разрушены, храмы осквернены, а священники побиты? Или за то, что не примирилась с бездушными теориями и разрушением нравственности народа и со смертью, ибо это вера живота и воскресения?

За какое из этих дел Вы хотите отнять ее у молодежи? За какое из них хотите без суда и следствия осудить и побить ее камнями, лишив защиты?

Когда святого Поликарпа421 принуждали отречься от Христа и обещали сохранить жизнь, святой старец воскликнул: «Восемьдесят лет служу я Христу, и Он ничего, кроме добра, не сделал мне. Как отречься мне от моего Господа и Спасителя!».

Так и народ наш, от которого Вы ждете отречения, может ответить Вам: «Я служу Христу 1000 лет. И Он мне столько служит, и больше того. И Он служит мне вернее, чем я Ему. И ничего, кроме добра, Он не сделал мне. Как я могу сегодня, именно сегодня, в это страшное время, как могу отречься от Господа и Спасителя моего?».

* * *

418

Карагеоргий (Георгий Черный; настоящее имя и фамилия Георгий Петрович; 1768–1817), основатель династии Карагеоргиевичей, правивший с 1808 по 1813 год. В 1804 году в Сербии, находившейся под турецким господством, началось очередное восстание против османского ига, возглавленное Георгием Черным (Карагеоргием). Оно привело к тому, что Сербия при поддержке России добилась от Турции широкой автономии. Карагеоргий был провозглашен в 1808 году верховным предводителем сербского народа. Однако уже в 1813 году восстание было жестоко подавлено. После его поражения Карагеоргий бежал в Австрию, а в 1814 году выехал в Россию. В 1817 году тайно вернулся в Сербию, где был убит по приказу князя Милоша Обреновича (см. примечание 67). Впоследствии сербский народ выстроил на месте его убиения церковь «Покайницу» в знак покаяния перед ним.

419

Милош Обилич ( (?)-1389), сербский воевода. Был женат на дочери Сербского князя Лазаря (см. примечание 12). На военном совете, состоявшемся накануне Косовской битвы (см. примечание 24), Милош был заподозрен в неверности общему делу по наущению Вука Бранковича, женатого на другой княжеской дочери. Однако храбрый сербский воевода Милош Обилич во время боя сумел пробраться к шатру турецкого султана Мурада I и поразить его ножом, чем доказал свой патриотизм и личную преданность Сербскому князю. Был казнен вместе с тяжело раненым князем Лазарем, захваченным в плен. Сербский герой, одна из центральных личностей сербского народного эпоса; символ чести и подвига.

420

Вишнич Филипп (1767–1834), народный поэт и гусляр, автор цикла о восстании и других эпических сербских поэм; глубоко чувствовал суть поэзии, ее пророческий, христологический характер. О нем, к сожалению, мало что известно достоверно.

421

Поликарп, епископ Смирнский, священномученик(† 167; память 23 февраля/8 марта). Святой Поликарп обратился ко Христу из язычества, любимый ученик апостола Иоанна Богослова († между 98 и 117; память 8/21 мая, 26 сентября/9 октября), им же и был рукоположен во епископа Смирнской Церкви, которой управлял на протяжении нескольких десятилетий. Во время гонений на христиан, воздвигнутых в Азии, был схвачен мучителями, которые потребовали от него похулить Христа. На это святой отвечал: «Восемьдесят шесть лет служу Ему я, и Он ни в чем не оскорбил меня. Как могу хулить Царя моего, Который спас меня?». Решено было его сжечь. Однако когда Поликарпа хотели пригвоздить на месте сожжения, он сказал: «Тот, Кто дает мне силы терпеть огонь, даст силы быть на костре и без гвоздей неподвижным». Когда огонь разгорелся, он не опалил святителя, но принял вид свода, под которым исповедник остался невредим. Ожесточенные мучители пронзили его грудь мечом, и так угодник Христов принял смерть.


Источник: Миссионерские письма / Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7

Комментарии для сайта Cackle