Письмо 239. Священнику Станко С., о строительстве и разрушении
Спрашиваешь себя в недоумении, почему нам так трудно, если по всем монастырям и церквям служатся службы и возносятся молитвы Господу. Вот почему: перед алтарем Бога молят, а за алтарем поносят, – как сказал однажды митрополит Филипп Московский царю Иоанну Грозному. Было это так: царь Иоанн, будучи набожен и усерден в молитве, безжалостно расправлялся с неугодными ему людьми. Зная об этом, святой митрополит Филипп сильно скорбел и на одном из богослужений обличил царя: он подошел к нему и сказал: «Мы приносим здесь бескровную Жертву, а там за алтарем льется христианская кровь». Устами великого пророка Исаии Господь сказал народу израильскому: /когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови/, и продолжил: /князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них/ (Ис. 1, 15, 23). Так поступать, а в храмах молиться Творцу о милости – значит строить и разрушать, сажать и выпалывать, ткать и распускать.
Царь Небесный дает нам по молитвам нашим: один год урожайный и изобильный – по молитвам праведных, а в другой посылает наводнения и саранчу, засуху и голод – по делам хулящих Его. Поэтому Церковь призывает всех жить по закону Божию, зная, что нравственность людей управляет природными стихиями. Еще древний китайский философ Конфуций408 заметил, что состояние природы зависит от состояния человеческой нравственности. А русская пословица гласит: «Каково благородие (людей), таково и плодородие».
Мир тебе и радость от Господа.
* * *
Конфуций (кит. Кун Фу-цзы – «учитель Кун»; ок. 551–479 до Р.Х.) – древне-китайский мыслитель, основатель конфуцианства. В возрасте 27 лет он получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу (современная провинция Шаньдун). В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу покинул почти сразу же, уйдя в отставку и целиком посвятив себя педагогической деятельности. Нескончаемые междоусобные войны привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Конфуций не был основателем религии, однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения. Взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленной его учениками и последователями.