Письмо 218. Торговцу М. С.: и слуга тоже человек
Ко мне пришел один из Ваших слуг, по имени Спасое, с жалобой на несправедливое увольнение с работы. Не понимаю, почему Вы уволили его, если вина лежит на обоих. Он толкнул Вас, и Вы ударились о стену. Если было бы известно только это, ему не на что было бы жаловаться, но выяснилось и другое.
Вы праздновали свою серебряную свадьбу. Когда разошлись гости, Вы пригласили слуг и стали пить с ними. Опьянели Вы, опьянели слуги. Опьянел и Спасое, который никогда прежде не напивался. Опьянев, он запел и не дал Вам произнести тост. Вы в гневе ударили его по губам, он толкнул Вас, и Вы ударились о стену. Так закончилось празднование вашей серебряной свадьбы и началась безработица для Спасое. Пьяный ударил пьяного: они в расчете. Мера за меру. Но Вы превысили меру, когда на следующий день уволили Спасое с работы.
С польским королем Казимиром387 произошел такой случай. Он был страстным игроком и однажды играл с одним из своих придворных. Придворный проигрывал, король выигрывал, придворный разгневался и дал королю пощечину. Дело дошло до суда, и он был приговорен к смертной казни. Когда королю принесли на подпись приговор, он не стал его подписывать, сказав: «Виноват я, а не он, ибо не подобает королю разжигать страсти своих подданных». Так и Вы должны были рассудить, как мне кажется. Не столько виноват слуга, сколько хозяин, который вынудил его напиться. Вы позвали его пить, а не он Вас. А пьянство, как и безумие, уравнивает всех. В опьянении уже не разобрать, кто слуга, а кто господин. Так почему же один Спасое несет наказание, которое вы оба заслужили? Большая часть недоброй заслуги принадлежит Вам, но Вы все возложили на него. А если бы бедный Спасое нашел у Вас во дворе клад, Вы и тогда бы отказались от своей доли?
Некогда апостол Павел писал одному господину, Филимону, о его рабе Онисиме, прося Филимона принять его обратно, и принять /не как раба/, а как /брата возлюбленного/. /Прими его, – говорит он, – как меня/388. Вот и я прошу Вас: примите этого благочестивого Спасое, христианина, такого же, как Вы. Господь наш Иисус Христос умер на Кресте за вас обоих. Слуга напился по Вашему повелению: видите, он предан Вам настолько, что даже впал в грех ради Вас. Примите его скорее, чтобы он невольно не разгласил неправду Вашу перед людьми и пред Господом.
* * *
С польским королем Казимиром…» Известно несколько польских королей с этим именем: Казимир I Восстановитель (1039–1058); Казимир II Справедливый(1177–1190; 1191–1194); Казимир III Великий (1333–1370); Казимир IV Ягеллончик(1445–1492).
Ср.: Флм. 1, 10–17. – Ред.