Письмо 213. Состоятельной женщине, о безработном
Недалеко от Вас живет один «трудолюбивый, честный и надежный работник», так Вы сами пишете о нем, но сейчас он остался без работы и без хлеба. Вы спрашиваете, можем ли мы ему помочь. Можем помочь, и поможем. Но почему бы Вам не помочь ему от избытка средств? Вам представилась чудесная возможность исполнить евангельскую заповедь – накормить алчущего. Почему Вы уступаете ее другому и предлагаете другому спасение души, которое Вам Богом послано? Этого человека отделяют от нас сотни километров, а от Вас – сотня метров. «Он досаждает мне своими просьбами», – говорите Вы. Поверьте, и Господу досаждают богатые, которые получают, не желая отдавать. А того горемыку съедают досада и стыд, который мучительнее любой досады, оттого что он вынужден стучать в чужие двери и побираться.
Не просим ли мы каждый день Отца нашего Небесного о «хлебе насущном»381? Но, как только получим его, говорим: «Мой хлеб!». Разве это по-христиански? Разве за это Господь пошел на крестные муки? Нет, конечно. И когда человек просит хлеба, он это делает по своему христианскому праву, а когда имущий подает, подает по христианскому долгу. Ибо заповедь о помощи нищим так же строга, как и заповедь: «Не убий»382 Исторический опыт нас учит, что лучше дать, пока голодный просит, чем ждать, пока он станет отнимать. Не исполненный одними долг вызывает у других желание завоевания своих прав. Помните о словах Божиих: /Отче наш/ и /хлеб наш/, и, когда познаете всю их глубину и силу, Вам легче будет спасти и свою душу, и жизнь Вашего «трудолюбивого, честного и надежного», но голодного соседа.
* * *
Ср.: Исх. 20, 13; Втор. 5, 17. – Ред.