Письмо 20. Студенту, который спрашивает, кто такие «нищие духом»
/Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное/, – сказал Господь наш Иисус Христос55. Тебя это смущает. Смущение происходит оттого, что ты путаешь скудоумие неразвитых людей с нищетой духа, которую восхваляет Христос.
Нищета духовная, или сокрушенность, есть особенность лучших умов, которые когда-либо посещали мир. Это сознание своего недостоинства перед величием Божиим, сознание своей нечистоты перед чистотой Творца, сознание своей полной зависимости от безграничной силы Божией.
Царь Давид говорил о себе: «Аз же есмь червь, а не человек»56. А царь Давид скудоумным не был; напротив, он обладал богатым, гениальным умом. Сын его, премудрый Соломон, пишет: /Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой/57. Это и значит быть нищим духом, то есть полностью ввериться Господу и не доверять себе.
Блажен тот, кто способен искренне исповедать: моя сила ничтожна, мой разум немощен, воля моя неустойчива. Господи, помоги мне!
Нищий духом – это тот святой, который может вслед за апостолом сказать: я не знаю ничего, кроме Христа58.
Нищий духом – это тот ученый, который, подобно Ньютону, признаёт, что его незнание бесконечно больше его знания.
Нищий духом – это тот богач, который вместе с богатым Иовом говорит: «наг я пришел в этот мир, наг и отойду из него»59.
Святой Савва, Стефан Дечанский и князь Лазарь чувствовали себя нищими духом. Да что говорить? Апостолы, святители и праведники, весь благочестивый миллионный народ Божий – и они считали себя нищими духом, потому и стали, по обетованию Божию, наследниками Царства Небесного.
Считай скудоумным не того человека, знание которого ограничено, но того, который хвалится своим знанием.
Нищета духовная – прямая противоположность надменности и хвастовству. От глупой-преглупой надменности и пагубного хвастовства хотел защитить нас Христос, когда восхвалял нищих духом.
Мир тебе и радость от Господа!
* * *
Притч. 3, 5. – Ред.
См.: 1Кор. 2, 2. – Ред.
Ср.: Иов. 1, 21. – Ред.