Письмо 187. Братству святого Стефана, о Благом дне
С Рождеством Христовым, чада Божии! Вот и наступил Благой день. Наш народ называет Благим днем каждый большой церковный праздник. Рождество – первый христианский Благой день, который осветил своим светом детей Адама и внес радость в их души, первый сладкий день после многих горьких дней безбожия.
Рождество – Благой день прежде всего из-за того, что в этот день пришел в мир благий Царь. Города вписывают в каменные летописи зданий и памятников дни, когда посещали их земные цари. А мы впишем в сердца свои день посещения Царя Небесного. Дерево истлеет, камень разрушится, а то, что хранится в сердце, преодолеет смерть и обручится с вечностью. Святые люди вспоминают имя Царя Христа так же естественно, как дышат. Когда звери растерзали святого Игнатия в Колизее, сердце его было найдено невредимым, и на нем были как будто вырезаны две буквы И(исус) Х(ристос).
Рождество – Благой день и из-за явленной Христом жизни вечной. До этого дня лишь крошки падали в мир, чтобы напомнить людям о трапезе небесной жизни. Люди судорожно хватали их, не зная, ни откуда, ни от Кого они. Христос пришел в мир, чтобы открыть людям неиссякающую трапезу жизни и позвать их на вечный пир. И каждый, кто принял приглашение и поверил Непогрешимому, начинал чувствовать голод полноты жизни, голод Божественной обильной трапезы жизни. Когда святому мученику Зиновию355 предложили выбирать между жизнью и смертью, он ответил: «Жизнь без Христа не жизнь, но смерть, а смерть ради Христа не смерть, но жизнь» (Пролог, 30 окт.).
Рождество – Благой день и из-за явленной во Христе любви. /Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими/, – пишет видевший Христа (1Ин. 3, 1). До явления Христа человеческий род не знал о любви Отца к детям и детей к Отцу. Но с рождением в нашем мире Сына Божия Единородного открылись человеческие глаза на единого Родителя Небесного и на Его, до той поры не познанную, любовь небесную. Не этой ли небесной любовью согретая, святая великомученица Екатерина отвергла земной царский венец и приняла смерть через усекновение главы? И какое множество мучеников вслед за ней пошло на смерть, сбрасывая оболочку плоти, словно ветхие одежды.
Наконец, Рождество – Благой день, ибо с явлением Сына Божия – Царя и Слуги, Господина и Мученика, Любящего и Гонимого, Распятого и Воскресшего – открылись людям сила, и мудрость, и благодать, и полнота других Божественных даров.
Да откроет и Вам Господь зрение духовное, да видите все блага, явленные и принесенные нам рождением Сына Божия.
* * *
Зиновий, священномученик († 285; память 30 октября/12 ноября), епископ Киликийский, Егейский. При императоре Диоклетиане (284–305) был убит мечом за исповедание христианства.