Источник

Письмо 166. Славянофилу, о голоде в «раю»

Вас удивляет, что в России царит такой страшный голод. Такой голод, что даже в маленькой Австрии милосердные люди собирают милостыню для голодающей России! Почему же нет хлеба в безбожном «раю», где обожествлен хлеб телесный, где он поставлен выше Бога, где все принесено в жертву плоти и плотскому хлебу? Потому, что русские безбожники принесли в жертву хлебу и Бога, Господа Иисуса Христа, и Церковь, и веру, и душу, и Царство Небесное, и десять тысяч церквей и монастырей, сотни тысяч священников, монахов и монахинь, миллионы людей дворянского и других сословий. В жертву хлебу принесено все, что было неприкосновенным, в хлеб превращено все, и все же нет хлеба!

Огромный континент от Польши до Японии превращен в хлебный завод, и нет хлеба!

Сотни миллионов человеческих рук брошены на непрерывное производство хлеба, и – нет хлеба!

Весь человеческий разум, весь рабочий скот, все стальные машины работают без остановки, чтобы извлечь из земли прах, что хлебом зовется, чтобы наполнить людское чрево, и все-таки чрево поет унылую песню голода и пустоты.

Что это значит?

Это значит, что господа хлеба не люди: Господин хлеба – Творец мира. Значит, верны слова Христа, что Творец дает хлеба в изобилии, когда ищут его не как единственно важное, а как второстепенное. /Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам/338, – такую заповедь оставил людям Господин духа и Господин хлеба.

Когда животные ищут хлеба, как первое и главное, то им дается, потому что это животные. Когда люди ищут хлеба, как первое и главное, не дается им, чтобы поняли, что они люди, а не животные.

Какой смысл пахать тракторами и сеять с аэропланов, если облака и небо в чужих руках? Что толку засеять весь мир, если человеку не дано власти заповедать семени прорасти, и земле – родить, и червям – не поедать, и солнцу – не сжечь, и туче – напоить, и воде – не залить?

Россия – богатая страна, но и Египет был богат. И богатый Египет страдал от голода семь лет. Почему? Не от лености или неумения человеческих, совсем не от них: люди всегда умели хорошо обрабатывать землю. Причиной семилетнего голода было сопротивление фараона Богу Всевышнему, Который держит в Своей власти и землю, и солнце, и дождь, и червей, и саранчу. Один богобоязненный человек, по имени Иосиф, во имя Божие спас Египет от голодной смерти339. И спасение наших братьев в России не в стали, не в деньгах, не в изобретательности человеческого ума, но только в Боге. И спасение это пошлет Всевышний через тех людей и ради тех людей, которые Его убоятся.

* * *

338

Ср.: Мф. 6, 33. – Ред.

339

См.: Быт. 41. – Ред.


Источник: Миссионерские письма / Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7

Комментарии для сайта Cackle