Письмо 151. Русскому К. Т., о русской трагедии
Как русский, Вы лучше меня должны знать причины страшной трагедии, которая произошла с русским народом. Но, насколько известно мне, беда в России произошла не по грехам русского народа, а по грехам части русской «интеллигенции», точнее из-за иудействующей русской интеллигенции.
Вам известно, что русский народ выбрал Царство Небесное, еще когда принимал крещение от святого князя Владимира Киевского. И выбора своего он доныне не менял. Но русская интеллигенция поколебалась и изменила основополагающим жизненным понятиям, и то не вся интеллигенция, а некоторая ее часть. Еще во времена легковерной царицы Екатерины315 русская интеллигенция стала раскалываться на два лагеря. В одном лагере были те, кто вместе с народом хотел, чтобы Россия навсегда осталась Святой Русью, сохранила идеалы христианской святости в каждом человеке и во всем народе. В другом лагере те, кто хотел, чтобы Россия восприняла идеал земного владычества и земной культуры. Первые видели цель человеческой жизни над земным, в Царстве вечной духовной действительности – в Царстве Божием. Вторые ограничивали все цели жизни пределами времени и границами плоти. Говоря сербским, косовским языком, можно сказать так: первые избрали Царство Небесное, вторые – царство земное. Нет ничего удивительного в том, что те, другие оказались в одном лагере с иудеями, которые еще до Голгофской Жертвы выбрали земное царство и распяли на Кресте Начальника Царства Небесного.
Когда Христос благословил и чудесно умножил хлебы и накормил пятью хлебами пять тысяч человек, противники Его, приверженцы земного царства, сразу восхотели сделать Его своим царем. А когда Иисус узнал, что /хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один/ (Ин. 6, 15). Он мыслил о небесном – они о земном. Чудом над хлебами Он хотел явить неограниченную силу духовного мира по отношению к материальному, пассивному и бессильному. Однако иудеи истолковали это материально, и сущность Христова чуда была потеряна для них. Они хотели сделать Его царем, как своего рода волшебника, который освободил бы их от Рима и создал бы для них великое земное царство, и только земное. За такие приземленные и извращенные помыслы укорил их Господь словами, сказав им в глаза: /Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего/ (Ин. 8, 44).
И действительно, с духовной точки зрения, порождение сатанино все те, кто, потеряв из вида бессмертное Царство неба, единственную цель и единственное достояние человеческое, ищет исключительно земного. Ибо очевидно, что не может быть конечной цели человека там, где царит смерть, как бы ни был богат человек. Известно и другое, что плата дается в конце службы, а конец нашей службы наступает в конце нашей жизни. Следовательно, награда воздается после смерти. А человеческая служба в этом мире в соответствии с понятием жизненной цели может быть троякой: служба Богу; служба Богу и маммоне; служба диаволу.
Истинная служба только первая, ни с чем иным не смешанная. Две другие – службы диаволу. Народная русская интеллигенция совершала службу Богу, подчиняя все интересы земного царства интересам Царства Небесного, Царства «не от мира сего». Антинародная русская интеллигенция хотела служить и Небесному, и земному царствам, при этом первое используя как средство для получения второго, поэтому сбылись на ней слова Спасителя: /не можете служить двум господам/316. Антинародная русская интеллигенция, презирая народ, как «непросвещенную массу», как бесформенное и слепое болото, желала, так сказать, осчастливить народ укреплением земного царства, отвергая Небесное.
Около двух веков велась борьба между двумя лагерями русской интеллигенции – и в политике, и в литературе, и в искусстве. Наконец антинародная русская интеллигенция с земными умом и сердцем возобладала над народной интеллигенцией с небесными сердцем и умом, и первая осталась в отношении ко второй, как два относится к единице. Попущением сил небесных возобладали и пришли к власти иудействующие, они и поныне властвуют над Россией – Русской землей, но не русской совестью. Подобно слову, которое сказал Господь сатане об искушении праведного Иова: /вот, он в руке твоей, только душу его сбереги/ (Иов. 2, 6).
Сколько бы сатана ни выглядел умным в своих собственных глазах, он глуп во всех своих кознях против святой небесной логики. И рука сатаны не коснется души русского народа: Господь не попустит. И сила иудействующих в России не означает их победы, но только прелюдию к русской победе. Как и в случае с Иовом, так и в случае с Россией диавол покорно рабствует Всевышнему, всемогущему, непобедимому, победоносному Отцу Света. Об этом свидетельствует и это подтверждает нам иудейская Библия, которую отвергли иудействующие. Словно странствующие акробаты, иудействующие безбожники ходят по канату князя ада, от провала к провалу, от поражения к поражению, со времен истории змия-искусителя и доныне. Их всегдашнее дело, испокон веков, – дерзко оболгать Бога, злобно отрицая Небесное Царство, и тщетно строить земное царство. Но, когда воссияет свет Христов, их тень в истории станет мрачным пугалом человечеству и толкнет его еще ближе ко Христу.
* * *
…Во времена легковерной царицы Екатерины…» Вероятно, имеется в виду Екатерина II Великая (1729–1796), Российская императрица, правившая с 1762 года. «Легковерной» владыка Николай именует, по всей видимости, ее за известные симпатии к французским философам-просветителям – Дидро, Монтескье и Вольтеру. Последнего из них, богоборца, она почитала своим наставником.