Источник

Письмо 141. Крестьянину Николе Ч., о внутренней милостыне

Некий фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед. Позвал не из уважения, а из личного расчета. Иисус, прозревая нечистые побуждения фарисея, не омыл рук перед трапезой. Разве не справедливо принимать нечистое нечистыми руками? Фарисей возмутился против этого, а Господь использовал возмущение его, чтобы обличить фарисеев, которые внешне показывали свою чистоту, а внутренность их была /исполнена хищения и лукавства/ (Лк. 11, 39). Фарисей думал, что он своим приглашением оказывает особую милость Господу, но Господь укорил его, говоря: /Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто/ (Лк. 11, 41). Ты спрашиваешь меня, что значат эти слова Господа.

Означают они милостивое сердце, которое побуждает руку подать милостыню. Господь, Который сердце видит, принимал только такую милостыню. Если же сердце злое и черствое, напрасно рука будет давать: отвергнет ее Господь. Людей можно обмануть внешней милостыней, а Бога – никогда. Сердце нечисто – нечист и дар, как бы велик ни был. Из нечистого сердца вытекают нечистые мысли и нечистые желания и грязнят и внешние дела человеческие, какими бы добрыми и чистыми они ни выглядели. Что пользы мыть руки, если нечистота сердечная делает их грязными? Если дом изнутри полон смрада и мерзости, что пользы мыть и украшать двери и окна? Своей Божественной прозорливостью Христос прозирал и чувствовал нечистую душу фарисея. Он не захотел вымыть рук Своих, Он не захотел исполнить малого долга, чтобы напомнить хозяину о большем, не захотел исполнить незначительного, чтобы укорить в значительном. Самые нечистые руки чисты в сравнении с нечистым сердцем. Омоем же свои сердца, и все будет у нас чисто.

О грозном царе Калигуле302 рассказывают, что он как-то пригласил сенаторов на трапезу со злым умыслом. Царский двор сиял чистотой. И ничего нечистого не было в нем, кроме сердца самого царя. По обычаю он умыл лицо и руки и натер их дорогими благовониями. Только сердце его было переполнено нечистотой. В тот момент, когда он любезно раскланивался со своими гостями, восхваляя и превознося их, его палачи убивали их сыновей по его приказу.

Эти примеры и тысячи других ясно говорят о том, что Сын Божий должен был сойти на землю, ибо такая нечистота воцарилась в сердцах человеческих, такое смещение ценностей, что существование мира, населенного столь развращенными людьми, становилось бессмысленным. И никто другой не мог очистить сердца и изменить мир, кроме единого Бога. Господу нашему слава и похвала, а тебе живот и спасение.

* * *

302

Калигула (12–41), Римский император из династии Юлиев-Клавдиев, правивший с 37 года. Сделался особенно известен из-за своей поразительной жестокости, сочетавшейся с нравственной распущенностью. Его стремление к неограниченной власти, требование себе подобающих Божеству почестей вызвали недовольство сената и императорской гвардии (преторианцев), и в результате заговора после своего четырехлетнего правления Калигула был убит.


Источник: Миссионерские письма / Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7

Комментарии для сайта Cackle