Источник

Письмо 125. Человеку, который жалуется на неразумную жену

«Как все, так и я!» – такими словами отвечает Вам супруга всякий раз, когда Вы пытаетесь образумить ее, когда упрекаете в расточительстве и щегольстве. Вы говорите ей: «Смотри, Господь дал нам троих детей: они словно три золотых яблока! И теперь мы должны жить не только для себя, но и для них. Мы с тобой уже не так молоды, чтобы гнаться за модой и увеселениями. Мы должны беречь свое здоровье ради наших детей. Ты часто жалуешься на головные боли, сама же делаешь все для того, чтобы у тебя болела голова. Нездоровые испарения парфюмерии, душный воздух ресторанов и театров, возлияния, игорные страсти, нерегулярный сон – все это не ведет к добру». Но на все Ваши аргументы жена отвечает Вам одно: «Как все, так и я!».

Кто эти «все», несравненная? Разве весь мир заключен в той разнузданной толпе, из которой ты не хочешь вырваться, которая поглощает все твои мысли день и ночь? Ты настолько ограничила свой мир, что не видишь мира Божия, который простирается за пределами твоего тесного мирка. Такой образ жизни не ведут не только женщины в мире, но и женщины твоей улицы. Огромное множество матерей, вдов и девиц живут совершенно иной жизнью. Как же ты можешь говорить: «Как все, так и я!»? Ты берешь пример с нескольких распущенных и безответственных женщин и только на них смотришь, по ним судишь, в них весь мир видишь. В то время как большинство смотрит на вас как на цирковую труппу, в которой вы и звери, и дрессировщики.

Допустим, что весь белый свет пойдет по пути безумия и погибели. Разве тогда ты, мать троих сыновей, не найдешь в себе мужество сказать: «Нет, я по этому пути не пойду!»? Воистину, это было бы мужество, которое приклонило бы к себе небеса. Такое мужество вписано в золотые страницы Священного Писания. Таким мужеством обладали две дочери Лота, покинувшие Содом276. Если бы дочери Лота, девицы, рассуждали так же, как мать троих детей в наши дни: «Давайте же и мы будем, как все», мир не узнал бы ни их имен, ни имени их отца, имена эти не упоминались бы в вечной Золотой книге. Но они не говорили так, как говоришь ты. Поэтому благословение Божие почило на Лоте и дщерях его. И когда пробил час, Ангел Божий вывел эту благочестивую семью за пределы города, чтобы не видели они отмщения тем, кто осквернял небеса; и ушел под землю развратный город, а на его месте возникло Мертвое море.

Или, скажем, если бы Растко Неманич сказал: «Как все, так и я!». Разве стал бы он святым Саввой, отцом своего народа и вечным укором совести потомкам, говорящим: «Как все, так и я!»? Если же эти примеры и множество других не трогают твоей души, то не знаю, что сказать тебе. Если примеры доброй жизни не научают тебя, тогда ужаснись примерам страшной смерти. Посмотри, какой смертью умирают те, за кем ты следуешь, оставив мужа и детей. Неизлечимые болезни, преступления и самоубийства – без исключения!

Могу ли я обратиться к лучшему в твоей душе, дочь примерных родителей? К тому, что еще не совсем помрачилось в тебе от мрака ночной жизни? Отрезвись, одумайся, воспрянь! Вспомни, когда будешь хохотать в дыму полночной оргии, свое проснувшееся в слезах дитя, которое ищет в темноте твою руку и ждет твоего ласкового слова.

Забудь опасные слова: «Как все, так и я!». Чтобы благословение Того, Который благословил тебе трех детей, осталось с тобой до конца веков.

* * *

276

См.: Быт. 19. – Ред.


Источник: Миссионерские письма / Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7

Комментарии для сайта Cackle