Источник

Письмо 102. Вдове, которая спрашивает, уходить ли ей в монастырь

Куда же Вам еще идти? Тем более, что Вы остались без детей. Знатная римлянка Мелания251 уговорила своего мужа, после того как они похоронили своих детей, разойтись по монастырям. Вам не препятствуют ни дети, ни муж. Не с кем Вам советоваться, кроме себя самой. Идите же во имя Бога живаго!

Вы вкусили брачной жизни. Говорите, разочаровались в ней. Разве только Вы одна? Разве не разочаровались сотни других, ожидавших от брака небесного рая? Сейчас говорите: довольно брака, больше никогда! Неужели придется вновь пережить все эти горести? Одна горесть – из-за плотской жизни и физического стыда, другая – из-за подчинения безбожному, бесчеловечному мужу и зависимости от него, третья – из-за постоянного страха за детей, рожденных и нерожденных, четвертая – из-за смерти мужа и детей. Апостол говорит о жене, как о первой преступившей заповедь Божию, что /спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием/ (1Тим. 2, 15). Этот путь Вами пройден, и Вы не хотите вновь ступить на него. Что же, хорошо, тогда во имя Божие идите в монастырь.

Как попугай, который быстро проговорит все, что выучил, так и мир сразу показывает все свои «наслаждения», а потом клюет и бьет немилосердно. Вы не хотите еще раз пережить «попугайство» обманчивой мирской жизни. Вы не хотите снова ступить на пестрый корабль, который сначала заманивает своей яркостью, но вскоре попадает в страшную бурю. Хорошо, если Вы, потерпев кораблекрушение, желаете пойти иным путем. Если Вы решите остаться вдовой, послушайте, что сказал апостол Божий об истинном вдовстве: /Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла/ (1Тим. 5, 5–6). Иметь надежду на Бога и непрестанно день и ночь молиться могут и супруги, если они единодушны в благочестии. Это могут и вдовец, и вдовица в миру. Но, конечно, легче всего исполнять это в тишине монастыря. Поэтому решайтесь и постучите во врата монастырские, подобно Растко Неманичу, княгине Милице, княгине Евфимии или блаженной Стойне Девичской.

В монашестве дается обет полной верности Христу. Собственно, монашество – это таинственное обручение души со Христом. В монашестве тело и душа одухотворяются и перерождаются в новое существо, которое Царь Небесный приемлет как Свою невесту. /Тайна сия велика/252, говорит ученик Христов, но это не какая-то сказочная тайна, а реальность, истинная небесная неизменная реальность. В этом новом обручении нет вдовства и не может быть никогда, если только душа человека не отпадет и не нарушит верности. Увы, тогда вдовство будет двояким – и телесным, и духовным. Этот духовный брак сильно отличается от плотского брака. Плотской брак начинается с радости, а продолжается горечью, в духовном же – наоборот: вначале – горечь, а потом – радость. Если хотите вкусить духовный брак, в котором любовь, чем дольше длится, тем больше возрастает, что еще могу посоветовать Вам: во имя Божие идите в монастырь.

Благословение Божие да пребудет с Вами.

* * *

251

Мелания Римляныня, Вифлеемская, Палестинская, преподобная († 439; память 31 декабря/13 января). Дочь богатого сенатора-христианина, прожив шесть лет в браке и похоронив сына и дочь, двадцати лет от роду, Мелания решила посвятить свою жизнь богоугодным делам, убедив поступить так же и мужа, знатного вельможу Пипиана. Все свое огромное богатство благочестивые супруги употребили на сооружение церквей и монастырей, на выкуп пленных и другие дела милосердия. Затем оба они поселились в устроенных ими обителях – мужской и женской, в Египте, в Нубии. Многие молодые девицы, видя подвижническую жизнь преподобной, обращались на путь добра и угождения Богу; также и немало язычников и евреев, имея перед собой такой образец христианского совершенства, крестились. Отправившись в Палестину для поклонения святым местам, преподобная Мелания поселилась в Иерусалиме, основала близ Елеонской горы женскую обитель и в ней подвизалась до глубокой старости. Сподобившись от Бога дара чудотворения, она почила пятидесяти семи лет от рождения, предузнав заранее о своей кончине.

252

Еф. 5, 32. – Ред.


Источник: Миссионерские письма / Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7

Комментарии для сайта Cackle