Азбука веры Православная библиотека священник Николай Романский Чин, бываемый в церквах, находящихся на пути высочайшего шествия, и порядок, наблюдаемый при служении литургии, панихиды и молебствии в высочайшем присутствии

Чин, бываемый в церквах, находящихся на пути высочайшего шествия, и порядок, наблюдаемый при служении литургии, панихиды и молебствии в высочайшем присутствии

Источник

Содержание

Предисловие I. Предписание Владыки Митрополита Филарета благочинным и священно-церковнослужителям церквей, состоящих на С.-Петербургском тракте от Клина до Можайска и села Бородина и отселе на Москву II. Чин, бываемый в церквах, находящихся на пути Высочайшего шествия III. Порядок, наблюдаемый в служении литургии при Высочайшем присутствии IV. Порядок, наблюдаемый в соборном служении при Высочайшем присутствии V. Порядок, наблюдаемый при исправлении панихид в Высочайшем присутствии VI. Порядок отправления молебнов – благодарственных и праздничных во время полковых праздников и парадов в церкви, в манеже или на поле при Высочайшем присутствии и войске VII. Список с записки замечаний, сделанных в июле 1830 г., об особенных обрядах, наблюдаемых во время отправления литургии в Высочайшем присутствии Государя Императора  

 

Предисловие

По предмету об особенностях Богослужения православной церкви в нашей духовной литературе существует много печатных руководств, но в них и доселе ощущается существенный пробел, так как кроме напечатанного в Церковных Ведомостях, издаваемых при Св. Синоде (1890 г. № 45), составленного Филаретом, Митрополитом Московским, в 1824 году чина встречи Государя Императора во время Его путешествия и перепечатанного в “Настольной Книге” С.В. Булгакова, (1900 г. стр. 1270) в этих руководствах и до сего времени нет никаких сведений о порядках, наблюдаемых в служении литургии и других служб в Высочайшем присутствии.

Между тем обнародование этих сведений не только интересно для русского общества, но весьма полезно для епархиального духовенства, особенно провинциального.

Желая восполнить этот пробел, мы предлагаем в настоящей брошюре чин встречи Государя Императора во время Его путешествия с предварительными к нему распоряжениями Владыки Митрополита Филарета, равно и порядок служения в Высочайшем присутствии, рассмотренные и утвержденные 1 Августа 1839 года присно памятным Филаретом, Митрополитом Московским, по случаю Высочайшего Государя Императора Николая I Павловича путешествия из С.-Петербурга в село Бородино, Можайского уезда, на открытие и освящение памятника на Бородинском поле. Сведения эти, заимствованные нами из дел Архива Московской Духовной Консистории, весьма ценны еще и потому, что в современной практике имеются лишь самые небольшие отличия, о которых мы и помещаем в подстрочных примечаниях брошюры.

I. Предписание Владыки Митрополита Филарета благочинным и священно-церковнослужителям церквей, состоящих на С.-Петербургском тракте от Клина до Можайска и села Бородина и отселе на Москву

1. Чтобы они, по случаю Высочайшего Государя Императора путешествия до села Бородина, от мест служения своего отнюдь не отлучались и были в готовности к сретению Его Императорского Величества, если где благоугодно будет Его Величеству посетить какую-либо церковь, собор или монастырь.

2. О времени путешествия старались иметь предварительно сведения с почтовых станций.

3. Кто получит таковое сведение, тот должен сообщить следующему по тракту, а также и благочинному.

4. Во время путешествия Его Императорского Величества днем (не ранее восхождения и не позже захождения солнца) производить звон и встречу по чину.

5. Особенно подтверждается, чтобы при проезде Его Императорского Величества в ночное время при церквах городских и сельских колокольного звона не было, равно как и выходов духовенства с крестами (ср. Высоч. ук. 10 апр. 1828 г., II. С. З. № 1930)

6. Об исполнении сего предписания и не случится-ли где притом, чего особенного – репортовать Его Высокопреосвященству в тоже время.

II. Чин, бываемый в церквах, находящихся на пути Высочайшего шествия

1. По приближении Его Императорского Величества к селению начинается благовест, а по въезде в селение – звон.

2. Когда Его Императорское Величество проезжает мимо церкви, священник стоит пред церковью на паперти в праздничном облачении, держа в руках Святой Крест; дьякон с кадилом, а причетники со свечами в стихарях; могут быть при том и хоругви, смотря по удобности.

3. Если Его Императорское Величество не изволит останавливаться, священник осеняет Его Величество Крестом, не сходя со своего места, дьякон кадит, а потом возвращаются в церковь.

4. Если Его Императорское Величество изволит выйти из коляски к церкви, священник поднесет Его Императорскому Величеству Крест для целования, держа оный в руках, а не на блюде. В сие время звон прекращается.

5. Если Его Императорское Величество изволит идти в церковь, священник с причтом предшествует Ему с пением стиха „Бог Господь и явися нам“ и проч. однажды, и, показав Его Императорском Величеству между амвоном и клиросом место (на котором прилично быть ковру), становится на своем месте за амвоном, дьякон по левую руку священника, а причетники по клиросам.

6. Дьякон говорит ектенью „Помилуй нас, Боже“ и проч. „Еще молимся о Благочестивейшем“ и проч. „Еще молимся о Святейшем“ и проч. „Еще молимся о всем их христолюбивом воинстве“ и проч. „Еще молимся за всю братию и вся христианы“.

7. Священник говорит возглас „Яко милостив“ и проч.

8. По сем отпуст.

9. Дьякон говорит многолетие Государю Императору и Высочайшей фамилии, начиная так: „Благоденственное и мирное житие“ и проч. Певцы поют „Многая лета“. Должно полагать, что в сие время Его Императорское Величество изволит прикладываться к местным иконам Спасителя и Богородицы.

10. В шествии Его Императорского Величества из церкви священник с причтом предшествует Ему по-прежнему, и звон опять начинается.

11. Наблюдать, чтобы во время пребывания Его Императорского Величества в церкви народ не теснился к алтарю, а кольми паче, чтобы не входил в алтарь.

12. Когда Его Императорское Величество отправится в дальнейший путь, священник с причтом в тоже время совершает о благополучном шествии Его Императорского Величества молебное пение со звоном.

Примечание. По сему же чину поступать и при встрече Государыни Императрицы, Государя Наследника и прочих особ Высочайшей Фамилии (ср. Цер. Ведом. 1890 г. № 45).

III. Порядок, наблюдаемый в служении литургии при Высочайшем присутствии

Проскомидия совершается прежде прибытия Государя Императора в церковь; часы, блаженны и псалом „Благословлю Господа“ вычитывается также прежде. Преосвященный, управляющий епархией, при Высочайшем присутствии в церкви при всех священнослужениях, кроме архиерейских служений, не воспоминается служащим иереем и дьяконом. Для каждения в церкви употребляются порошки, а не ладан1.

При вступлении Государя Императора в церковь священник в алтаре, а дьякон, стоя у левого клироса близ местной иконы Богоматери, покланяются Государю Императору. Дьякон, став на свое место, начинает „Благослови Владыко“ и великую ектенью; по прочтении оной, по возгласе, без остановки читает малую – вторую ектенью; при пении „Единородный“ дьякон отходит к левому клиросу; после пропения „Единородный“ третью ектенью читает на своем дьяконском месте и входит в алтарь чрез царские врата.

При первом выходе один и, где есть, два псаломщика выходят с подсвечниками в одинаковых стихарях – из той же материи, каковое облачение на священнике и дьяконе, но в сие время псаломщики Государю Императору не покланяются. Священник при малом выходе, идущий за дьяконом и Евангелием, кланяется Государю Императору. Дьякон „Господи, спаси благочестивыя и услыши ны“ говорит в алтаре, а „И во веки веков“ обычно, в царских вратах.

Апостол и Евангелие всегда читается один.

Дьякон во время чтения Апостола окаждает алтарь, престол, жертвенник и иконостас, потом Государя Императора трижды по трижды и, если присутствует Государыня Императрица в церкви, то и Ее Величество трижды по трижды, Их Императорские Высочества Великих князей, Великих княгинь и Великих княжен по порядку – каждое Высочайшее лицо по трижды, потом по обыкновению служащих в алтаре, клироса и предстоящих в церкви, после – читающего Апостол. Священник во время чтения Апостола в Высочайшем присутствии не садится2.

Дьякон начинает Евангелие „Благослови, Владыко, благовестителя“ и проч.

Каждение во время Херувимской песни бывает таким образом, как и во время чтения Апостола.

После великого выхода3 затворяются царские врата и отворяются пред появлением Святых Тайн.

Дьякон по прочтении ектеньи „прости, приимите“ становится у левого клироса; священник пред чтением заамвонной молитвы покланяется Его Величеству, а по прочтении оной оба вместе кланяются Государю Императору.

По окончании всей литургии, дьякон выносит на тарелке просфору из северных врат; в то же время и священник, исходя из царских врат подносит просфору Государю Императору и целует Его руку. Если же присутствует в церкви Государыня Императрица, тогда дьякон выносит две просфоры4, и священник, взяв с тарелки, подносит оную Государыни Императрице.

Дьякон в сие время к руке Государя Императора не подходит. После сего возвращаются в алтарь и по выходе Государя Императора затворяют царские врата.

IV. Порядок, наблюдаемый в соборном служении при Высочайшем присутствии

Старший протодьякон при начале литургии действует так же, как и при одиноком служении. Пред чтением на первой великой ектеньи „Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную“ исходят южными и северными дверями два дьякона из алтаря, останавливаются на правой и левой стороне против местных образов каждый, и когда старший протодьякон, окончив „Пресвятую, Пречистую“, кланяется Государю Императору; вместе с ним кланяются и два сии дьякона и, по прочтении малых ектений, не кланяются Его Величеству и входят в алтарь в царские врата.

В Господние же праздники поются антифоны без опущения; тропарь и кондак поются по входе; в Богородичные праздники тропарь и кондак также поются.

При первом выходе на литургии идущие иереи покланяются Государю Императору, выйдя из алтаря, на своих становясь местах. Два предыдущие дьякона с кадилом пред Евангелием окаждают Евангелие.

В соборном служении всякий дьякон, первый раз выходя из алтаря, покланяется Государю Императору.

В соборном служении дьякон для чтения Апостола выходит в северные двери, не кланяясь Государю Императору, и возвращается в царские врата.

Протоиереи и иереи, сослужащие в соборном служении, после литургии к руке Его Величества не подходят, а один старший, – начальствующий, поднося просфору, целует руку Государя Императора.

V. Порядок, наблюдаемый при исправлении панихид в Высочайшем присутствии

Столь заблаговременно поставляется – одетый в черное облачение; на нем кутья, порошки на тарелке и Крест на подножии; пред Крестом в малом подсвечнике ручном свеча и книжица на 29 августа для чтения ектеньи.

По прибытии Государя Императора в церковь, кланяются священник, дьякон Его Величеству. Начало по чиноположению. „Аминь“. „Приидите, поклонимся“, и несколько из псалма „Живый в помощи“, но не весь. При пении „Аллилуйя“ псаломщик в черном стихаре на блюде подает свечи дьякону, дьякон оные священнику с огнем, а священник оные подает Государю Императору и, если присутствует Государыня Императрица и Их Императорские Высочества, целуя у каждой Высочайшей Особе руку, подает свечи также; потом окаждает стол единожды, алтарь, иконостас, потом Государя Императора трижды по трижды и, если присутствует Государыня Императрица, окаждает также трижды по трижды, а Их Императорские Высочества – каждого по трижды, стоящих в алтаре, клироса и предстоящих в церкви. Свечи предстоящим5) подает псаломщик на блюде. Дьякон во все продолжение панихиды, имея кадило в руке, во время ектений и пения „со Святыми упокой“ кадит. Во время пения девятой песни6) дьякон берет свечи у Государя Императора, у Государыни Императрицы и у Их Императорских Высочеств, рук же не целует. При пении „Вечная память“ священник окаждает стол на месте, не ходя вокруг оного и отдает кадило дьякону, дьякон окаждает кратко священника, и оба становятся у левого клироса и покланяются Государю Императору при выходе Его из церкви. Если же Его Императорское Величество останавливается в церкви для слушания литургии, тогда стол с кутиею становится у образа Спасителя на правой стороне у иконостаса и начинается литургия. Апостол и Евангелие читают за упокой. „со Святыми упокой“ после малого выхода поют певчие на клиросе; при чтении заамвонной молитвы два псаломщика в черных стихарях стол ставят на место, где отправляема была панихида, и по заамвонной молитвы певчие поют „со духи праведных“. Дьякон в сие время стол окаждает, стоя на месте. После возгласа „Яко Ты еси воскресение“ – „Аминь“. „Буди имя Господне“ и отпуст литургии обыкновенный. Кутья относится в алтарь тотчас после литии. Просфора Государю Императору во время таковых заупокойных литургий также подносится.

VI. Порядок отправления молебнов – благодарственных и праздничных во время полковых праздников и парадов в церкви, в манеже или на поле при Высочайшем присутствии и войске

На означенном для сего месте по средине к востоку становится аналогий, а если можно, – два; на левом аналогии полагается икона праздника, а на правом Евангелие. Если один аналогий, то одно Евангелие. Потом ставится столик, посреди которого Св. Крест на блюде: на левой стороне чаша или блюдо со Св. водою и кропилом; по бокам на столике – два ручные подсвечника. На столике и аналогиях одежда должна быть одинаковая с ризницею служащих.

При вступлении Государя Императора и по приближении к месту служения, духовенство, делая Государю поклон, начинает молебен. При чтении Евангелия псаломщики в стихарях держат ручные подсвечники по сторонам Евангелия. Служащий при окончании, обратясь на запад, с крестом делает отпуст и стоит, пока дьякон пред ним возглашает обычное многолетие Императорской Фамилии. При пении „многая лета“ служащий обращается на восток и делает поклонение, потом, обратившись на запад, когда дьякон возглашает многолетие христолюбивому, победоносному, всероссийскому воинству, при пении „многая лета“, служащий осеняет Крестом на три стороны Государя и воинство; потом подходит к Государю, дает целовать Св. Крест и Святою водою, которую держит дьякон, кропит Государя и целует Его Величества руку; сие делается и для прочих Высочайших лиц Императорской Фамилии, если присутствуют. Потом, в сопровождении Государя, священник идет с Крестом и кропит знамена, стоящие пред аналогиями, а после кропит и все воинство вокруг. Между тем аналогий и стол относятся в сторону для очищения места для парада, а по окончании кропления служащий, делая Государю поклон, удаляется в сторону и разоблачается.

VII. Список с записки замечаний, сделанных в июле 1830 г., об особенных обрядах, наблюдаемых во время отправления литургии в Высочайшем присутствии Государя Императора

Сей список с записки, хранившейся в Московском Архангельском Соборе, также утвержден 1 августа 1839 года Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, для особенного руководства духовенства, и служат важным дополнением к вышеписанным порядкам.

1. Часы читаются до прибытия Государя Императора.

2. Псаломщики и пономари во время служения, выходя со свечами или с аналогием, поклонения Государю Императору не делают.

3. По прибытии Государя Императора в церковь, (когда одинаковое служение) дьякон, стоя у левой стороны амвона, отступя от оного шага на два или как позволит место, а иерей, стоя в алтаре, кланяются Государю Императору, наблюдая, чтобы Государь Император не предупредил их своим поклоном (царские врата бывают отверсты до прибытия Государя Императора и не затворяются до принесения Св. Даров). Дьякон без промедления становится на амвон и возглашает „Благослови, Владыко“ и проч. по чину (на всех ектеньях и на великом выходе имя Преосвященного не упоминается). Блаженны не читают, а читают прежде с часами. Во время пения „Единородный“ дьякон отступает с амвона к левой стороне, по пропении становится на амвоне и читает третью ектенью; по окончании оной, отступает с амвона, не кланяется Государю Императору и уходит в алтарь чрез царские врата. Иерей при выходе с Евангелием, выйдя из алтаря, кланяется Государю Императору, остановясь уже на место.

4. Два псаломщика в одинаковых со служащими облачениях выходят из алтаря с двумя подсвечниками. Обойдя по обычаю один по правую, а другой по левую сторону амвона, поставляют подсвечники – один по правую, а другой по левую сторону царских врат; поставив таким образом, отступают оба по своим сторонам на три шага. Когда иерей входит в алтарь, – псаломщики ставят подсвечники со свечами на середине пред отверстыми царскими вратами, покланяются иерею, который благословляет их, а потом оставляют подсвечники на показанные места у царских врат и уходят в алтарь – один через левую, а другой через правую двери. Дьякон „Господи, спаси благочестивые и услыши ны“ говорит в алтаре среди царских врат, а „И во веки веков“, выйдя к народу.

5. Читающий Апостол за амвоном, если псаломщик – то в одинаковом со служащими стихаре, становясь на место, кланяется Государю Императору и по прочтении также кланяется (двух Апостолов не читать; чтение Государь Император т.е. Николай I Павлович предпочтительно пред другими любит Киевское). Во время чтения Апостола дьякон кадит Государя Императора трижды по трижды, по окончании алтаря и местных икон, иерея, лики и прочих; в кадило ладан не класть, а класть порошки и самую чашечку кадильную выжечь, чтобы не был слышен запах ладана. Иерей во время чтения Апостола не сидит, стоит косвенно за престолом, смотря от царских врат с правой стороны.

6. Когда приспеет время чтения Евангелия, тогда третий псаломщик в одинаковом со служащими стихаре выносит из алтаря с правой стороны аналогий, покрытый такой же пеленою, какое облачение будет на служащих; в одно и то же время, когда третий псаломщик берет аналогий в алтаре, выходят из алтаря и первые два псаломщика – один с правой, а другой с левой стороны, подходят к подсвечникам, стоящим у царских врат, и, ставя подсвечники на середину, ожидают дьякона с Евангелием; потом, когда дьякон выходит, идут пред Евангелием к амвону, относят несколько в сторону подсвечники, чтобы дьякону дать свободный ход с Евангелием к аналогию, и после ставят пред аналогием и сами отступают на три шага в сторону. Дьякон, став на амвон, возглашает „Благослови, Владыко, благовестителя“ (хотя бы совершал литургию один священник). По окончании Евангелия псаломщики относят подсвечники в алтарь и ставят по углам престола и не гасят на них свеч до великого выхода и даже чрез всю литургию. Псаломщики должны заблаговременно смотреть, чтобы свечи не оплывали, также светильни снимать, чтобы сего не видал Государь Император, и чтобы от них не было ни малейшего запаха. Все трое псаломщика – не слишком различного роста.

7. Во время великого выхода за амвоном выхождения не делают, а становятся пред амвоном, а также псаломщики пред служащими священником и дьяконом с подсвечниками – один против дьякона, другой против иерея и сами отступают по своим сторонам на три шага. Дьякон же, выходя из алтаря, возглашает „Благочестивейшего, Самодержавнейшего“ и пр. по чину, а иерей, становясь уже на месте, т.е. пред амвоном читает Августейшую Фамилию7, а в алтаре или идучи отнюд не читать; по окончании же уходят в алтарь. Иерей, преклонив голову, не глаголет „Священство ваше“, но „Вас всех православных христиан да помянет“…, а псаломщики идут позади с подсвечниками, останавливаются по обыкновению против царских врат и, поклонившись кадящему дьякону, уходят в алтарь.

8. Во время литургии в алтаре для служебника ставится малый аналогий, покрытый такою же пеленою, какое будет облачение. Мелких свечей на лампадах во всей церкви кроме местных не зажигать и не иметь.

9. Во время провозглашения „со страхом Божиим“ свечи не выносят и не спускают лампад, буде находятся над царскими вратами. Дьякон выходит из алтаря, по обыкновению имея орарь уже разрешенный, становясь на место, читает ектенью „Прости, приимите“, по окончании оной отходит к левому клиросу и не делает поклонения. Иерей, выходя из алтаря, для чтения заамвонной молитвы, выступя из алтаря три шага, кланяется Государю Императору; по окончанию заамвонной молитвы, оба вместе с дьяконом кланяются и уходят в алтарь. Псалом „Благословлю Господа“ не читать, а читают в алтаре для служащих весьма тихо, что бы отнюдь не слышно было в церкви8.

10. Иерей, когда оканчивается многолетие, выходит из царских врат, дьякон же из северных дверей, имея на тарелочке просфору Богородичную, а в случае присутствия Государыни Императрицы и другую просфору9 с одной же вынутой частицей на той же тарелочке и, приближаясь оба к Государю Императору, иерей берет с тарелочки просфору, кланяется и подносит оную. Когда изволит принимать Государь Император тогда иерей целует руку, а как Государь Император Николай I Павлович всегда изволит удостаивать целовать руку иерея, подносящую просфору, то отнюдь не отнимать оную, а Государыне Императрице, поднося просфору, иерею отнюдь не давать целовать своей руки10. Потом останавливаются у левого клироса на короткое время, уходят в алтарь и стоят в алтаре у царских врат, обратившись лицом к Государю Императору, также покланяются, когда Он изволит кланиться11.

Священник Московской Космодамианской, на Покровке, церкви

Николай Романский

* * *

1

Ныне употребляются курительные свечи.

2

Тоже соблюдается в придворных соборах и без Высочайшего присутствия.

3

О поминовении Царской Фамилии на великом выходе см. ниже в списке замечаний.

4

О просфорах см. ниже в списке замечаний.

5

Обыкновенно свита стоит позади Августейшей Фамилии.

6

Если Их Величества изволят загасить свечи и ранее, то наблюдать за сим и отобрать свечи.

7

В современной практике после поминовения Государя Наследника поминают и Августейших Детей Государя Императора. Если же присутствуют Великие Князья или Великие Княгини, то после Государя Наследника поминают Великих Князей и Великих Княгинь (всех, кто присутствует) и чад Их, а затем Августейших Детей Государя Императора.

8

В современной практике этого псалма совсем не читают.

9

Просфоры заранее приготовляются и вынимают из них за здравие только одну (большую) частицу. Такие же просфоры подаются и Великим Князьям и Великим Княгиням, если присутствуют они в церкви.

10

В современной практике это предписание не исполняется, так как Государыня Императрица изволит удостаивать целовать руку иерея, подносящего просфору.

11

Указом Св. Синода 15 октября 1843 г. № 14285 подтверждено не произносить речей во время путешествий Государя Императора.


Источник: Чин, бываемый в церквах, находящихся на пути высочайшего шествия, и порядок, наблюдаемый при служении литургии, панихиды и молебствии в высочайшем присутствии / священник Николай Романский. - Москва: Типо-литография И.П. Гаврилова, 1901. - [2], 16 с.

Комментарии для сайта Cackle