Часть третья. Конечные события евангельской истории в памятниках иконографии
Глава 6. Испрошение у Пилата тела Иисусова. Снятие Его с креста. Положение во гроб
Изображения этих событий (Мф. 27:57–60; Мк. 15:43–47; Лк. 23:50–53; Ин. 19:38–42) составляют три отдельные композиции; но вторая и третья иногда соединяются механически в одной картине. Первая подходит к шаблонной схеме бесед: Пилат в белой тунике и багряном, или иного цвета плаще сидит на троне; перед ним Иосиф Аримафейский в тунике и иматии, иногда в нимбе. Иногда при беседе Иосифа с Пилатом присутствуют воины и народ, как в Евангелии № 74 (л. 208). Памятники: Евангелие университетской библ. в Афинах (л. 169), лаврентиевской библ. № VI, 23 (л. 163), нац. библ. № suppl. gr. 914 (л. 90 об.) и кодекс Григория Богослова в нац. библ. № 239 coisl. (л. 18 об.)2456. Греческий подлинник превращает Иосифа – молодого или средовека2457 – в старца и дополняет сцену фигурой сотника, стоящего между Иосифом и Пилатом и разговаривающего с последним2458. Византийская картина снятия тела Иисуса Христа с креста есть видоизмененная форма распятия в простейшей композиции; здесь те же формы креста, распятого Спасителя и двоих предстоящих. Особый характер сообщают ей следующие черты: Иосиф Аримафейский поддерживает Иисуса Христа на кресте; Никодим вынимает гвоздь из пригвожденной руки или ноги; Богоматерь держит уже опущенную вниз десницу Иисуса Христа и иногда целует ее. Памятники: кодекс Григория Богослова № 510 (рис. 1692459): Иосиф и Никодим в коротких рабочих туниках (л. 30 об.), Евангелие № 74 (л. 59 об., 100 и 208 об.), елисаветградское Евангелие, гелатское (л. 85: Иосиф стоит на низкой скамейке; над крестом два паря́щих ангела; л. 1382460; 217 и 272 об.), лаврентиевское Евангелие № VI, 23 (л. 163; дополнение: Иисус Христос, снятый с креста, лежит на земле).
169. Миниатюра кодекса Григория Богослова № 510.
Евангелие № 54 (л. 107, рис. 170: Богоматерь лобзает десницу Иисуса Христа)2461, афоноиверское Евангелие № 5 (л. 129), давидгареджийская минея (л. 25: Иосиф стоит на лестнице и принимает с креста тело Иисуса Христа; Богоматерь приникает лицом к лицу Иисуса Христа; два ангела паря́щих; направо беседка, означающая гробницу), ипатьевское Евангелие № 1 (в Евангелии Марка), армянское Евангелие публ. библ. 1635 г. (л. 14, добавление: Иисус Христос лежит; возле Него Богоматерь и Иоанн (?); Иосиф, или Никодим, приносит на блюде сосуд с водой или ароматами).
170. Миниатюра Евангелия № 54.
Изображение это находится в мозаиках в Монреале2462 и во многих афонских и русских храмах2463; на иконах (греч. икона киевск. музея № 25), в лицевых Страстях, где в числе присутствующих являются се́стры Лазаря, иногда Логин и др. В греческом подлиннике: позади Богоматери стоят св. жены с ароматами, Иоанн Богослов лобзает десницу Иисуса Христа; Мария Магдалина – шуйцу, а Богоматерь – лицо; в перспективе го́ры2464. Памятники средневековья на Западе придерживаются той же схемы, но допускают уклонения в деталях. Сцена испрошения тела принимает иногда игривый характер: в приемной комнате Пилата размещены попугаи и собачки, не совсем дружелюбно встречающие Иосифа (Библия нац. библ. № 9561, л. 179). Обычный тип снятия тела: в Евангелиях ахенском2465 и трирском2466, на окладе Евангелия в церкви Св. Иоанна в Монце2467, в молитвеннике нац. библ. № 1176 (л. 121), 1161 (л. 181), в Библии № 9561, в рукописи нац. библ. № fr. 828 (л. 204); в рукописи, изданной Бастаром, над крестом помещены два ангела с кадилами в руках2468; а в Библиях бедных снятие с креста сопоставляется с созданием Евы из ребра Адама и изведением воды Моисеем в пустыне2469.
Положение тела Иисуса Христа во гроб по памятникам византийским и русским представляется в двух типах, или моментах. Самый древний тип есть в то же время тип, наиболее соответствующий евангельскому повествованию о погребении Иисуса Христа и еврейской погребальной обрядности. Гроб имеет вид пещеры в горной скале; тело Иисуса Христа завернуто в белую плащаницу и перевязано наподобие спеленутого младенца. Иосиф и Никодим, держа его в горизонтальном положении, приближаются с ним к входу пещеры. Единственную черту идеализации сцены составляют нимбы. Такова композиция в кодексе Григория Богослова № 510 (л. 30 об.; рис. 169)2470, барбериновой псалтири (Пс. 86), в Евангелии № 74 (л. 59 об.; 99 об.; 208), в Евангелии елисаветградском; гелатском (л. 138)2471. В последнем из этих кодексов в сцене перенесения тела участвует Богоматерь: она или следует за перенесением, или поддерживает тело Спасителя (л. 85 об.; 217, 272 об.), а вверху паря́щие ангелы (л. 85 об.). В ватиканском Евангелии № 1156 Богоматерь приникает к лицу Иисуса Христа; над погребальной пещерой три св. жены плачущие, три рыдающих ангела и солнце в виде красного круга с лучами2472. Простая схема на греческой резной (на камне) иконе XIII в. в средневековом отдел. Эрмитажа (зал резьбы по слоновой кости, шкаф I, № 14: Мария Магдалина и Мария Иаковлева стоят в отдалении за горой), также в армянском Евангелии публ. библ. 1635 г. (л. 15) и в коптском (сцена оживлена роскошным садом, л. 275), в мозаиках Монреале2473 и некоторых позднейших стенописях. На греческой иконе киевского музея (№ 25) – над пещерой изображен сумрак, в котором возможно различить звезды и несколько ангелов; так изображена славная таинственная ночь. Образцом второго типа композиции может служить миниатюра афоноватопедского Евангелия № 101–735 (л. 17 об.): у подножия креста, на котором уже нет распятого Спасителя, стоит каменный гроб и в нем лежит Спаситель; у главы Его стоят Богоматерь и Иоанн Богослов плачущие, у ног – старец Иосиф; на правой стороне молодой Никодим с лестницей в руках, внизу сидят три плачущие женщины; они в отчаянии простирают руки к гробу; из-под головных покровов их выбиваются распущенные волосы. Трактование сюжета, очевидно, уже не то, что в древнейших памятниках. Евангелие императорской публ. библ. № 105 различает два момента: положение тела во гроб в собственном смысле (л. 178) и перенесение спеленутого тела в пещеру и, таким образом, соединяет механически два типа композиции. К тому же, второму типу можно отнести миниатюру армянского Евангелия 1688 года (л. 10), где при положении тела во гроб присутствуют, кроме Богоматери и Иосифа, трое мужчин и женщина, стоящие позади гроба. Тип этот принят был во второй половине XVII в. для русских антиминсов2474: Спаситель, опоясанный лентием, полагается Богоматерью и Иосифом, или Иосифом и Никодимом, во гроб; иногда видны сосуды с ароматами; позади гроба стоят плачущие – Богоматерь, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Мария Клеопова и Иоанн Богослов. На заднем плане крест с терновым венком и два ангела с рипидами; вверху Бог Отец в виде старца или одно еврейское написание имени Иеговы; иногда Св. Дух, сходящий на гроб. По углам – евангелисты; на полях – орудия страданий Иисуса Христа (рис. 171)2475. Напрасно было бы искать здесь следы древности: стиль изображения на всех антиминсах, драматический характер сцены, жесты действующих лиц – все указывает на Запад. Рисунки для антиминсов изготовлялись западными граверами и их русскими учениками и иногда носили название фряжских2476. Все это в порядке вещей. Но вот характерная черта. На Соборе 1666–1667 гг. запрещено было изображение Бога Отца2477, а четыре года спустя, в 1671 г., при новгородском митрополите Корнилии награвирован был антиминс с этим изображением и таким образом явно нарушено, вероятно по случайному недосмотру, соборное постановление. Ошибка оставалась долго никем не замеченной и повторена на антиминсе, вновь награвированном в 1713 г. Только в 1722 г. по особому синодальному распоряжению заменено изображение Бога Отца еврейским написанием имени Божия, и таким образом иконография антиминсов приведена в согласие с названным постановлением Собора2478.
171. Антиминс 1765 г.
В лицевых Страстях преобладают две формы представления: изображается или тот момент, когда Иосиф и Никодим, в присутствии плачущих св. жен, полагают тело Иисуса Христа в саркофаг, в деревянный гроб; или же – тело Иисуса Христа лежит во гробе, а возле него плачущие. Эта последняя форма находит специальное объяснение в тексте Страстей, где подробно говорится о плаче присутствующих, особенно Пресв. Богородицы, над гробом Иисуса Христа. Как особенность, навеянная христианским погребальным обрядом, обращает на себя внимание присутствие ангелов со свечами, как на некоторых антиминсах, и даже со свитком, в котором написано: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» (О. Л. Д. П. № 91). Греческий подлинник различает плач над гробом и положение во гроб: первое есть та же композиция, которую мы видели на антиминсах; вторая – перенесение тела в пещеру: Никодим поддерживает голову Иисуса Христа, Иосиф – голени, Иоанн Богослов – ноги, Богоматерь обнимает тело; сзади следуют св. жены с ароматами; вдали за горами виден крест2479. Видоизмененную форму плача представляет другая композиция «Надгробного рыдания или Не рыдай мене Мати». Спаситель стоит во гробе; Его поддерживает плачущая Богоматерь. Она встречается в поздних греческих памятниках (соборы в Каракалле и Зографе); также на русских иконах «Единородный Сын» и отдельно, и в Страстях Господних. Греческий подлинник не знает этой формы; но она, в нескольких вариантах, известна по многочисленным памятникам западным, каковы: фрески во флорентинской рефектории Св. Марка, запрестольный испанский образ XV в. в музее Клюни (подарок Юлия Avdeovd) металлический ящик XV-XVI вв. в Лувре № 398 (два ангела поддерживают Иисуса Христа); там же золотая пластина № 181 (Богоматерь и Иоанн Богослов поддерживают Иисуса Христа; позади них ангелы; ср. № 399), картины Фра Джованни Анжелико (№ 200) и Фьезоле там же, образ Перуджино в церкви S. Pietro fuori le mura в Перуджии2480; резной (по дереву) триптих XV в. в средневековом отдел. Эрмитажа (зал резьбы по дереву № V, 33) и картина П. Веронезе в том же Эрмитаже № 145. В древнейших памятниках Запада сцена положения во гроб (= саркофаг) столь же проста, как и в византийских; так в кодексах архенском2481, трирском2482 (сцена обрамлена двумя деревцами с надписью: «hortus»), в рукописи XII-XIII вв., изданной Бастаром2483, в Библии нац. библ. № 9561 (л. 182), в молитвеннике той же библ. № 1161 (л. 187), 1176 (л. 121) и 1354 (л. 148), на эмалевой пластине Нардона Пенико в средневековом отдел. Эрмитажа (зал эмалей, витр. 8, № 190). В молитвеннике Марии Алоизии – прекрасный ландшафт, в перспективе город; Иосиф и Никодим в остроконечных шапках; четыре плачущие женщины (л. 22 об.). В бревиарии публ. библ. (№ Q. v. I № 78) и в Библии бедных2484 положение во гроб сопоставлено с Иосифом в яме и Ионой, ввергаемым в море.
* * *
Bordier, Descr., p. 207.
В афинском Ев. он в типе ап. Петра.
Ἑρμηνεία, σελ. 137, §252.
Виз. альб. гр. А.С. Уварова, табл. XV.
Наше опис., таб. VI, 2.
Bordier, р. 230: рисунок неполный.
Gravina, tav. 20-В.
Стенн. росписи, стр. 57, 62, 63, 86, 89, 93, 95, 101, 105, 149.
Ἑρμηνεία, σ. 137, §253.
Beissel, Taf. XXXII.
Kraus, Taf. LI.
Frisi, Memor. di Monza, vol. III, tav. XV.
Bastard, Hist. de J. Chr.
Laib u. Schwarz, tab. 12.
Визант. альб. гр. Уварова, табл. XV.
Опис. табл. VI, 2.
R. de Fleury, La S. Vierge, pl. L.
Gravina, tav. 20-B.
Иисус Христос, лежащий во гробе, изображался также на древних плащаницах: иногда над Ним киворий и ангелы с рипидами; вверху ангелы плачущие и бюсты солнца и луны (плащ. Успенского собора во Владимире на Клязьме XVI в.); иногда Св. Дух сходит на Иисуса Христа (плащ. боровского Пафнут. монастыря).
Прот. K.T. Никольский, Об антиминсах, табл. III-XIV. Наш рисунок передает не все подробности опис. типа.
Там же, стр. 183.
Деян. Моск. соб., л. 43. По изд. 1881 г., стр. 22. Исключение сделано для Апокалипсиса, л. 45, стр. 23 об.
Полн. собр. пост. по вед. правосл. исповед., II, 163–164, № 516.
Ἑρμηνεία, σ. 138, §255.
Förster, Denkmale ital. Maler., 64–67. Liefer, Taf. 20.
Beissel, Taf. XXXII.
Kraus, Taf. LI.
Bastard, Hist. d. J. Chr.
Laib u. Schwarz, tab. 13.