Пестов Николай Евграфович родился в Нижнем Новгороде 4 августа 1892 года. Его семья считалась вполне обеспеченной. Отец был мещанского, а мать — купеческого происхождения.
В детстве и юности он получил надлежащее образование, соответствовавшее его возрасту и социальному положению.
В 1911 году был зачислен в Императорское Высшее Техническое училище в Москве (впоследствии — МВТУ им. Баумана), на химический факультет. В 1915 году с четвёртого курса училища ушёл добровольцем на фронт.
Пройдя курс обучения в военном училище, получил звание прапорщика, а затем назначение в запасное пехотное подразделение. В августе 1915 года направлен в Ригу, в расположение артиллерийского полка, с целью организации защиты против химического оружия. На фронте заслужил отзыв со стороны воинского начальства, как выдающийся офицер, был представлен к наградам; получил слуховую контузию.
Деятельность Н. Пестова в послереволюционный период
После октябрьских событий 1917 года Н. Пестов отправился на малую родину, в Нижний Новгород. Здесь работал сперва делопроизводителем, потом сотрудником Горпродкома. Через некоторое время получил назначение на трудоустройство в органы Всевобуча, вступил в ряды коммунистов. Позже был определен курсантом на Центральные Высшие курсы, после чего получил звание и мандат военного комиссара. В сентябре 1919 года удостоился звания окружного военного комиссара, был направлен работать начальником Управления Всевобуча при Уральском Военном округе. На этой должности он оставался в Свердловске до 1921 года. Об этом периоде своей жизни он написал в своём дневнике:
"Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар … карамазовская грязь… Всё это было при отсутствии у меня христианской веры…"
Осенью 1921 года он присутствовал на лекции В. Ф. Марцинковского «Жил ли Христос». Содержание лекции глубоко тронуло душу комиссара. Увлекаемый духом Святого Евангелия, Н. Пестов уволился из рядов РККА, а в 1922 году вышел из партии. В том же году возвратился в Москву, и, восстановившись в студенчестве, продолжил учёбу в МВТУ. В свободное время посещал заседания христианского кружка.
Здесь он познакомился со своей будущей супругой, Зоей Вениаминовной. В 1923 году состоялось их бракосочетание.
В 1924 году как член христианского студенческого кружка он был арестован, но в этом же году освобождён. В Бутырской тюрьме он познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке, в котором вскоре стал исполнять обязанности старосты, а отец Сергий Мечев стал его духовным наставником и отцом.
Ещё до окончания МВТУ Пестов был зачислен сотрудником Научного института по удобрениям, позже перешел в Военную академию химической защиты, где в должности заведующего кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года.
В 1933—1937 годах он работал в Московском химико-технологическом институте им. Менделеева (с 1934 года - профессор). За отказ выступить на собрании с осуждением арестованного профессора Николая Юшкевича был уволен из МХТИ.
Дальнейшая деятельность
В 1939 году Н. Пестов получил приглашение от администрации МИЭИ. Выдержав конкурс, он занял место заведующего кафедрой химической технологии.
В 1941 году был утвержден соответствующим определением в степени доктора химических наук.
С началом Великиой Отечественной войны большая часть советской промышленности была переориентирована на нужды фронта. Н. Пестов был освобожден от призыва по причине болезни: бронхиальной астмы. Все его научные усилия были направлены на помощь стране.
В 1942 году на фронт попал его сын, а годом позже на него пришла похоронка.
В 1943 году Николай Евграфович получил должность заместителя руководителя института по учебной и научной работе. За военные и послевоенные годы он был представлен к ряду правительственных наград.
Богословская деятельность
В 50-х годах стали появляться сочинения Николая Пестова как христианского писателя. Это были выдержки из Святых Отцов и Учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединённые в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».
В 60-х годах в ВУЗ, где он работал заместителем руководителя по научной части, пришло распоряжение по поводу необходимости усиления научно-атеистической пропаганды; Николай Евграфович высказал к этому негативное отношение. Когда, по возвращении из отпуска, он пришёл в свой институт, ему сообщили, что он уже уволен специальным приказом: тихо, без лишнего шума и торжественных проводов.
В конце жизни Николай Евграфович пребывал в молитве и скором ожидании смерти, регулярно причащался Святых Христовых Таин. 11 января 1982 года он впал в беспамятство, а 14-го числа того же месяца мирно почил о Господе.
Погребён на кладбище в Гребневе, Московской области, рядом с могилой жены.