Источник

Айн – Карем – Горний град Иудов

Храм Рождества Иоанна Предтечи

Из ближайших окрестностей Иерусалима русские паломники чаще всего посещают Айн- Карем – «Горний град Иудов», как называет его Евангелие. Это место рождения святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна.

Поселок расположен на расстоянии 10 км к юго-востоку от Иерусалима. Сегодня это в черте города. Спустившись с горы, пустившись с горы Герцля, дорога начинает пологий подъем вверх, на первый хребет Иудейских гор. И почти сразу открывается справа живописнейшая панорама плодоносной долины Айн-Карема (само название означает в переводе с арабского «Источник в винограднике»). Это место памятно для православного читателя по трогательным событиям, описанным в Евангелии от Луки. Сюда пришла Богородица Мария, узнав, что станет Матерью Богочеловека, навестить Свою двоюродную сестру Елизавету, здесь воспела Свой знаменитый гимн «Величит душа Моя Господа». Здесь, под горой, доныне бьет чтимый даже и мусульманами источник, к которому ходила за водой Пресвятая Дева...

На месте дома праведных Елизаветы и Захарии, где родился Предтеча, еще в византийские времена был воздвигнут храм. Русский паломник XII в. игумен Даниил уже застал здесь то ли монастырь, то ли замок, построенный крестоносцами: «Есть место то городом отделано каменным, и церковь над пещерою, где родился Иоанн Предтеча». После изгнания крестоносцев церковь была обращена мусульманами в конюшню, но, несмотря на это, даже по прошествии более трехсот лет стены храма были совершенно целы и раз в году, в праздник Рождества Предтечи, здесь совершалось католическим духовенством богослужение.

В 1621 г. представитель францисканского ордена, Фома из Наварры, убедил местных правителей уступить место рождения Крестителя францисканцам. Назначенный в Иерусалим новый, легко поддавшийся подкупу кадий (судья), призвав к себе мусселима (иерусалимского градоначальника), муфтия (церковного главу) и других виднейших представителей администрации, прибыл в Айн- Карем, осмотрел развалины и, сидя на мягком диване, под тенью олив и смоковниц, меж кустами роз, у «Источника Марии» (он существует и сейчас), начал свой суд. Он призвал Фому с несколькими монахами и в их присутствии объявил, что, конечно, лучше возвратить это место, посвященное столь чтимому и великому пророку, христианам, чем быть в нем конюшне, а потому он и отдает эти развалины с прилежащим участком земли в вечное владение францисканцам – с обязанностью выстроить для жителей особую конюшню.

Место в том же году было очищено и обнесено стенами, на деньги, присланные из Испании, была построена церковь. В благодарность за пожертвования, новосозданный монастырь был предоставлен испанским монахам (орден святого Франциска является, как известно, международным). До сих пор гвардиан (настоятель монастыря) выбирается обязательно из испанцев.

Храм не очень большой, но запоминается подчеркнутой красотой и строгостью. Мощные колонны делят его на три нефа – с куполом посредине, из барабана которого яркий свет заполняет внутреннее пространство храма. Главный алтарь посвящен праведному Захарии, и запрестольный образ изображает его в момент явления ему Ангела, возвещающего ему о рождении сына. Правый придел посвящен святой Елизавете (запрестольный образ изображает посещение ее Пресвятой Девой Марией).

Главная святыня храма находится в левом приделе – пещера, ставшая местом рождения Предтечи. Мы спускаемся туда по восьми ступеням и под небольшим мраморным престолом видим шесть серебряных неугасимых лампад над резной мраморной звездой с лучами. Латинская надпись гласит: Hic praecursor Domini natus est, т.е. «Здесь родился Предтеча Господень». Вокруг находится пять рельефных изображений из белого мрамора в черной мраморной оправе, посвященных основным событиям жития Иоанна Крестителя: его рождество, встреча Елизаветы и Марии, проповедь в пустыне, крещение Иисуса Христа на Иордане и усекновение главы Иоанна. Эти барельефы – подарок неаполитанского короля. Своды и стены пещеры обложены мрамором, пол украшен разноцветной мозаикой. Картины, украшающие стены храма, – старинной испанской школы. Одна из икон («Иоанн Креститель в пустыне») принадлежит, по преданию, кисти Мурильо.

Выйдя из монастыря и направившись вниз по склону в направлении к холму, ограждающему долину с юга, на котором расположен Русский Горненский монастырь, мы встречаем на окраине поселка, у самого подножья Горненского склона, мечеть, построенную над упомянутым Источником Марии. По преданию, Пресвятая Богородица во время трехмесячного пребывания у своей двоюродной сестры Елизаветы ходила сюда за водой.

Ныне мечеть закрыта. Айн-Карем стал с 1948 г. чисто еврейским селением. Площадка вокруг мечети и источника (он действует и сегодня) благоустроена в последние годы на средства одного из небезызвестных Ротшильдов – в память о его бабушке, как явствует из специальной посвятительной надписи.

От источника Богородицы дорога раздваивается: вверх и влево уходит тропа к воротам Горненской обители, вверх и вправо – к францисканскому монастырю Магнификат.

Русский Горненский монастырь

В октябре 1869 г., обозревая окрестности Иерусалима с сановным паломником из Петербурга, членом Государственного Совета, бывшим министром путей сообщения П.П. Мельниковым, архимандрит Антонин рассказал ему, что владелец одного из айн-каремских участков на склоне холма с двумя домами и садом, араб Х.К.Джель-Яд, бывший драгоман французского консульства, готов продать свою землю Русской Миссии за четыре тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) плюс «орден от русского царя». Ни у Антонина, ни даже у бывшего министра таких денег не было. Но загоревшийся идеей Павел Петрович, человек православный и государственно мыслящий, по возвращении в Петербург организовал подписку для сбора необходимых средств, которые и были затем высланы в Иерусалим.

Над входом в Большой дом Русского Горненского монастыря установлена мемориальная доска с именами жертвователей – П.П. Мельникова, К.Ф. фон Мекка (5 тыс. руб.), П.И. Губонина (4 тыс.), А.М. Варшавского (3 тыс.), Н.М. Журавлева (2 тыс.), Н.И. Путилова (1 тыс.), А.Б. Казакова (1 тыс.), С.П. Елисеева (1 тыс.), Д.М. Полежаева (1 тыс.), А.Г. Гладина (1 тыс.), А.Л. Морка (1 тыс.), С.С. Полякова (1 тыс.), М.И. Горбова (500 руб), И.А. Бусурина (200 руб.), Б. и С. Перовских (125 руб).

В феврале 1871 г. купчая была оформлена, участок на месте встречи Богородицы с Елизаветой, в поселке, где родился Иоанн Креститель, стал русской собственностью. Нужно было его осваивать. Антонин планировал создать здесь со временем женский скит – разновидность монашеской общины, не связанной жестко общежительным уставом, но более приноровленной к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц, каждой в своем отдельном и уединенном домике-келье.

В Горнем создавалась обитель, возглавляемая Самой Богородицей, «по уставу древнего скитского жительства, без игумений, без казначей, без благочинных и тому подобных формальностей, и в основу которого положены будут тайноводственные слова вдохновенной песни Богородицы». И храм монастыря должен быть посвящен празднику, специально учреждаемому в память евангельского события – Целования Божией Матери и праведной Елизаветы в Горнем граде Иудове.

Правда, на первых порах, во избежание трений с Иерусалимской патриархией, ревниво следившей за соблюдением своих канонических прав на устройство церковной жизни (в том числе церковного строительства) в Палестине, настоятель Русской Миссии повел речь о создании на своей земле в Айн-Кареме (Антонин называл это место по-библейски «Горний град Иудов» – сокращенно «Горний», или «Горнее») «русско-арабского» храма – как бы приходского для местных православных арабов.

Первая временная домовая церковь была открыта в Горнем в 1880 г. с благословения патриарха Иерофея, который по просьбе Антонина прислал служить в ней священника- араба. До зимы храм располагался по походному принципу – в палатке, в саду, зимой (в Палестине это время дождей) был перемещен в находившийся на участке «большой» (то есть двухэтажный) дом Миссии. Одновременно матушка Леонида, самая активная из горненских «первопоселенок», отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви. Место для строительства выбрал сам Антонин – на нижней террасе довольно круто поднимающейся вверх по склону территории будущего монастыря. Архитектурный план церкви, весьма несложный, он также начертал строителям сам. В течение двух строительных сезонов (1880–1881 гг.) подрядившийся «каменных дел мастер» с примитивной «бригадой» помощников возвел за триста наполеондоров (полторы тысячи рублей серебром) небольшое здание храма да еще тридцать взял за отдельно поставленную, чуть выше по склону, колокольню.

Матушкой Леонидой в России был заказан иконостас, приобретены плащаница, сосуды, иконы и другая утварь. Большой колокол в 41,5 пуда был пожертвован Ф.Н. Самойловым, он же, как писал в своем дневнике Антонин, «отсыпал на дела мои 2 тысячи», а затем прислал ризу на икону Божией Матери «ценой в 2400 золотых».

Русское строительство вызвало неоднозначную реакцию. Ханна-Карло («Иван Карлович») Джель-Яд умер через несколько дней после оформления купчей. Католики, не стесняясь, утверждали, что отставного драгомана покарал Господь: узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружен владениями русского архимандрита. На самом деле, Ивана Карловича убили собственная жена с любовником, чтобы заполучить вырученные за продажу деньги. Греки тоже были недовольны. Патриарх Иерусалимский Иерофей жаловался Св. Синоду, что Антонин «поступает невыносимо и окончательно истощил наше терпение». Сменивший Иерофея Никодим заявлял, что он «единственный хозяин и в Горней, и на Елеоне», и высказывал надежду, что им, грекам, «достанется и Горняя, и Елеон, и Иерихон».

Пришлось воспользоваться межпатриаршеством. 7 февраля 1883 г. местоблюститель патриаршего престола, митрополит Петры Аравийской Никифор, после троекратной попытки консула В.Ф. Кожевникова добиться от него письменного разрешения, дал Антонину устное благословение «учинить перенос антиминса из дома в церковь».

Обратимся вновь к дневнику Антонина. «13 февраля 1883. К 5 часам достигаем своих владений, идем в церковь и часа два готовим в ней все, что нужно, даже перестраиваем жертвенник. Звон на всю окрестность при полной темноте и тишине. Всенощная со всем праздничным апломбом. Поклонников набралась почти полная церковь. Помазание елеем длилось до конца канона. Кончили свою молитву уже в 11-м часу. 14 февраля. Перенос из временной церкви в новосозданную икон и др. вещей. Молитвы там же. К 8 часам по возможности все приготовили, чтобы начать дело. Облачились 4 иерея и два диакона, с большим торжеством перенесли антиминс, совершили водосвятие, надели св. трапезу и жертвенник, обошли с антиминсом по уставу церковь, переговорились с певцами при входе в нее и положили на св. престоле антиминс. Первая литургия в храме, конечно, преисполнила сердце мое умилением».

Полное освящение храма было совершено тем же местоблюстителем Никифором полтора месяца спустя, 30 марта. Это был третий по времени возникновения русский храм в Палестине – первый и единственный из русских храмов, посвященный здесь Богородице.

Архимандрит Антонин установил, с благословения Святейшего Синода, особый праздник Целования, или Прихождения Божией Матери в Горний град Иудов 30 марта (обычно он совершается в первый воскресный день после Благовещения). Соответственно глубокая литургическая связь соединила, по замыслу основателя, Горненский храм с Троицким собором Иерусалима: начиная с Благовещения, 25 марта, чудотворная икона Благовещения, стоящая в специальном киоте в правом крыле трансепта Троицкого собора, переносится в Горнее, где поставляется на игуменском месте и пребывает там до времени Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля нового стиля). Именно столько, три месяца, гостила в Горнем у Елизаветы Богородица – Небесная Игумения Русской Горненской обители.

К 1886 г. сложилось ядро «русского поселка» вокруг храма. В акте об учреждении Антонином вакуфа от 12 сентября 1889 г. отмечено 14 домиков-келий, в документах 1894 г. названы, кроме домов для ризницы и для трапезной, 2 дома для приема паломников, а также 6 казенных (т.е. уже перешедших в собственность общины) и 30 частных домиков (по несколько комнат в каждом), в которых проживало более 80 человек. К 1917 г. в отдельных домиках-кельях, окружавших храм, жили около двухсот монахинь и послушниц. В мае 1948 г. почти все они, под грохот орудий первой еврейско-арабской войны, были вынуждены уйти из монастыря. Вернулись далеко не все. Государство Израиль передало русские храмы и участки, оказавшиеся на израильской территории, в том числе Горненский монастырь, Советскому правительству. Не желавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата остались тогда на Елеоне – в Вознесенском монастыре.

В августе 1955 г. в Горненский монастырь прибыла первая группа монахинь из СССР, и с тех пор состав обители пополнялся регулярно сестрами, прибывавшими на послушание из России.

30 января 1991 г. игуменией назначена насельница Пюхтицкого монастыря монахиня Георгия (В.А. Щукина). В ее настоятельство были выполнены большие работы по благоустройству обители и храмостроительству, упорядочены хранящиеся в монастыре архив и библиотека (в основе которой лежит уникальное книжное собрание архимандрита Антонина). В 1997 г. в честь 150-летнего юбилея Русской Духовной Миссии в Иерусалиме возле Казанского храма установлен бюст основателя Горнего архимандрита Антонина (Капустина) и оформлена мемориальная аллея. К Пасхе 1997 г. завершена реконструкция одного из домов монастыря под двухэтажную гостиницу для паломников.

В 1910 г. на территории обители началось возведение соборного храма во имя Святой Троицы. События последующих десятилетий надолго задержали строительство. В 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II, прибывший в Святую Землю для участия в торжествах 150-летия Русской Духовной Миссии, благословил достроить храм и освятить его во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Проект был завершен десять лет спустя. В октябре 2007 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, совершил освящение церкви.

В 1987 г. был освящен пещерный храм в честь Рождества святого Иоанна Крестителя. Храм находится в глубине монастырской территории, в одной из естественных пещер. Другая, большая, принадлежит соседнему францисканскому монастырю Magnificat. На католической стороне находится и источник, который забил, по преданию, в момент целования Пресвятой Девы с праведной Елисаветой.

В Горнем продолжается подвиг инокинь из России. Их сейчас здесь не более 60 (больше не позволяют израильские власти), и притом хорошо, если треть находится в самом монастыре. Остальные – то постоянно, то временно – в командировках, на послушаниях в Иерусалиме, Яффе, Хайфе, Тиверии. Их трудом и молитвой стоит и держится Русская Палестина.

...Инокини, послушницы и престарелые сгорбленные схимницы склонились в молитве, одна за другой, вдоль стен вытянутого с запада на восток храма... На одном из южных пилястров – список Пюхтицкой иконы Божией Матери (раньше очень многие из горненских монахинь поступали сюда из Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии)... На игуменском месте, как сказано, убранное синим покрывалом-фатой чудотворное «Благовещение» из Троицкого собора: Архангел Гавриил на облаке, опустившись на правое колено, благословляет Марию, склонившуюся за пюпитром с книгой, над Ее головой – луч Святого Духа.

А над игуменьей-иконой, и над игуменьей матушкой Георгией, уступившей Ей свое настоятельское место, и над всеми молящимися – в куполе храма, приходящемся здесь в точности над просторной, почти квадратной в плане солеей, – Божья Матерь Знамение, осеняющая Своим благословением этот островок Святой Руси на далекой Святой Земле.

«Величит душа Моя Господа»: монастырь Магнификат

Клином в территорию Русского Горненского монастыря вдается католический францисканский монастырь Магнификат. Восстановить древний, существовавший здесь во времена Византии и крестоносцев храм было поручено в 1937 г. известному уже нам по многим постройкам в Святой Земле итальянскому архитектору Антонио Барлуцци.

...Снова источником вдохновения было для архитектора Евангелие. Речь шла о воплощении не только исторического, но и мистического, космического события – встречи Марии и Елизаветы, двух беременных женщин, носивших в те дни под сердцем одна – будущего Предтечу, последнего из пророков Ветхого Завета, другая – младенца Христа, Сына Божия, основателя Нового Завета. Предстояло воздвигнуть в буквальном смысле слова храм Встречи – встречи двух Заветов, двух разных религиозно-космических эпох. Но одновременно, помимо этой всемирно-исторической идеи, храм должен был воплотить в пластической, даже лирической форме ликующую душу Матери, обычной земной женщины, но рожающей не простого младенца – Бога и Спасителя мира.

Перед Антонио стояла задача перевести на язык камня и фрески молитву – на сей раз гимн Богородицы: «Величит душа Моя Господа». Ведь монастырь, для которого строили церковь, так и зовется «Магнификат» (Magnificat – «величит» – первое слово молитвы в латинском переводе).

С другой стороны, как во всех святых местах, имеющих давнюю традицию литургического почитания и сложную по архитектурно-археологическим напластованиям предысторию, Антонио должен был сохранить и ввести тактично в тело нового храма остатки прежних, существовавших на этом месте христианских святилищ.

...Тщательные археологические раскопки показали, что место дома Елизаветы и Захарии на склоне Айн-Каремского холма было обитаемо еще с незапамятных времен, более чем за тысячу лет до Рождества Христова. Сохранились остатки жилищ эллинистического периода, монеты и керамика времени Христа Спасителя.

В V–VI вв. нашей эры здесь был построен первый христианский храм. На обнаруженных фрагментах штукатурки отчетливо читаются процарапанные верующими кресты, слова греческих молитв и литургических надписей.

Археология надежно подтверждает свидетельства письменных источников. В апокрифическом «Первоевангелии Иакова» (конец II в.) рассказывается о бегстве Елизаветы с младенцем Иоанном в горы от убийц, посланных Иродом (в дни «избиения младенцев»). Сохранились пещера, где они прятались (ныне францисканская пустынь во имя Иоанна Предтечи, в часе ходьбы от Магнификата), кусок скалы с выемкой, куда Елизавета укрыла ребенка (Барлуцци сохранил эту древнюю реликвию в специальной, отделенной железной решеткой нише Нижнего храма). Писатели VI в. определенно говорят о «доме Елизаветы в Айн-Кареме», входившем в маршруты паломнических посещений. В месяцеслове Иерусалимской Православной Церкви VII – VIII вв. отмечается особое празднование: «28 августа. В селении Айн-Карем, в церкви Праведной Елизаветы, служба в ее честь».

Крестоносцы в XII столетии возобновили святилище, превратив небольшую по размерам старую византийскую церковь в крипту нового, двухъярусного храмового комплекса. Именно тогда над пещерой, почитаемой остатками дома Елизаветы и Захарии, воздвигается Верхняя церковь – мощное, почти фортификационного типа сооружение со стенами до 3 м толщиной. Достаточно сказать, что лестничный подъем в Верхнюю церковь, сохранившийся до наших дней, был устроен в толще одной из стен.

Крестоносцам принадлежит и общая структура монастыря – с небольшим внутренним двориком и высокими внешними стенами.

К лету 1938 г. начинается строительство нового монастырского ансамбля. Строить приходится на крутом склоне холма, откуда открывается дивная панорама долины. А Антонио живет внизу, в обители францисканцев, в долине, с тремя старыми монахами, приобщаясь понемногу к их опыту духовной жизни, подчиняя волю и время монастырскому уставу и распорядку дня.

Ситуация в Палестине становится, между тем, взрывоопасной. Палестинцы пытаются заставить Английскую колониальную администрацию остановить нашествие на Святую Землю евреев-сионистов, вытесняющих мирное арабское население с исконных обжитых земель. Британцы оказались между двух огней: арабским сопротивлением, переходящим от демонстраций протеста к вооруженному восстанию, и сопротивлением еврейским, отрабатывающим тактику террористической борьбы и считающим своим ближайшим врагом не только арабов, но и препятствующих сионистской колонизации англичан.

Многие из палестинцев, работавших у Барлуцци на строительстве в Айн-Кареме, вчерашние мирные феллахи, вооружившись кирками и лопатами, уходят в окрестные горы, в партизанские отряды. И Антонио не может и не считает себя вправе их останавливать. Англичане ужесточают репрессии, против кайла и лопаты бросают танки. Хватают не только подозрительных мусульман – арестован и брошен в тюрьму, по грубому недоразумению, один из итальянцев, ближайший помощник Барлуцци. Лишь с большим трудом удается добиться его освобождения...

Начинается Вторая мировая война – Антонио строит храм Любви и Радости Материнства. Работы продолжаются в 1939-м... 1940-м... Он теперь не успеет довести до конца задуманное – ни на интерьерах Верхней и Нижней церквей, ни по оформлению традиционного монастырского дворика, клуатра. Вынужденный покинуть Святую Землю и уехать в Италию, он сможет вернуться лишь в 1947-м. Окончательный современный вид Магнификат приобретет лишь к середине пятидесятых...

...Итак, Антонио предстояло соединить почти несоединимое: древнееврейское, прислоненное к естественной пещере жилище родителей Предтечи, крипту византийского времени, мощную архитектонику руинированной Верхней церкви крестоносцев...

Но главное, та историко-философская сверхзадача, о которой говорилось выше, – тема встречи Ветхого и Нового Заветов. Ее Барлуцци решил с геометрической простотой и изяществом. Ведь Новый Завет не только «вырастает»» над Ветхим, но и во всем, образно говоря, «перпендикулярен» ему. Соответственно Барлуцци искусственно удлиняет западный фасад Нижней церкви, создавая за счет пристроенной к храму галереи-аркады отчетливую линию север-юг. А для церкви Верхней, базиликально вытянутой в направлении запад – восток, делает главный вход – после нескольких поворотов лестничного восхождения по террасам монастырского сада – с южной, солнечной стороны. В результате Верхняя церковь оказывается действительно перпендикулярна Нижней – при том, что алтари обеих обращены к востоку.

Нижняя церковь представляет собой небольшую по площади, почти квадратную в плане капеллу, как бы прислоненную к скале и врубленную в толщу горы алтарной своей частью. Напротив входа в алтарной стене симметрично расположены две, не одинаковой глубины, ниши. В левой, неглубокой, – мраморный алтарь-престол с барельефным изображением Агнца и тернового венца – в напоминание слов Крестителя об Иисусе: «Се, Агнец Божий, берущий на Себя грех мира».

В правой нише, совпадающей по размерам с древней пещерой и укрепленной современным сводом, с древней криптой, находится главная святыня монастыря: колодец над святым источником. В тот миг, по Евангелию, когда Елизавета вышла встречать Марию, «взыграл младенец во чреве ее» – Предтеча приветствовал Мессию – и забил источник, горный ключ, из безжизненных недр скалы.

Совсем по-другому решен интерьер Верхней церкви. Это типичная, довольно высокая однонефная базилика с кронштейнами кровли, явно стилизующими эпоху Юстиниана, также украшена фресками – но совсем иного уже времени и подобия. Некоторые называют такие стилизации «джоттесками» – в стиле Джотто. Всю восточную, запрестольную стену создатель росписей итальянский художник К. Вагарини занял огромной композицией, изображающей «Триумф Марии». Северная, находящаяся напротив входа стена (вход в храм с южной стороны) занята пятью живописными сюжетами: «Третий Вселенский Собор», утвердивший именование Марии Богородицей, «Брак в Кане Галилейской», где по просьбе Матери Господь сотворил первое чудо, «Защитница грешных», напоминающая нашу православную иконографию Покрова, и другие эпизоды, связанные с прославлением Царицы Небесной в истории Церкви. Храм очень светлый – каждому из названных «северных» сюжетов соответствует расположенное строго напротив в южной стене большое окно, так что в целом в храме почти до само¬го вечера господствует праздничная атмосфе¬ра золотого, пропитанного солнцем воздуха и ярких нарядных фресок.

Важным элементом ансамбля стала кампа- нилла – колокольня у правого, северо-запад-ного угла комплекса. Барлуцци впервые проявил себя в проектировании звонниц еще в 1912 г. – при строительстве храма и кампа- ниллы Итальянского госпиталя в Иерусалиме (совместный проект с братом, Дж. Барлуцци). Здесь, на склоне Айн-Каремского холма, колокольня была более чем уместна – благовест наступления Новой Эры.

Клуатр Магнификата тоже стал своего рода архитектурной достопримечательностью. Вся его западная (отчасти и северная) стена, подпирающая крутой склон и отделяющая францисканскую обитель от Русского Горненского монастыря, занята майоликовыми плакетками, каждая из которых содержит текст Молитвы Богородицы на разных языках мира. Сейчас их более сорока, для других еще есть место.

Одна из надписей содержит наш, церковнославянский текст молитвы, ежедневно звучащей в богослужении Православной Церкви: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем».

Пустынь Святого Иоанна

Дорога в пустынь Святого Иоанна идет по краю Айн-Каремской лощины, полностью занятой огородами, виноградниками, масличными садами. Пешком это около часа довольно трудного пути, что, впрочем, вполне окупается прекрасным и разнообразным ландшафтом. На половине пути показывали прежде большой белый камень, возвышающийся в виде холма, с которого, по преданию, Иоанн Предтеча еще в молодости начинал поучать народ. Неутомимый Антонин (Капустин) перенес часть этого камня в Горненский монастырь и поместил справа у входа в храм Казанской Божьей Матери. Другая отколотая часть камня находится на специальном налое в самом храме.

Пустынь святого Иоанна называется так потому, что здесь Предтеча Господень в молитве и уединении провел первую, сокровенную часть своей жизни – до выхода на проповедь. Проясним разницу между церковным понятием п у с т ы н ь и географическим термином п у с т ы н я. Трудно найти место более красивое и жизнерадостное, чем эта «пустыня». Перед нами глубокое длинное ущелье, на одном из крутых берегов которого таится пещера – меж зарослей цветов и деревьев, теревинфов и акрид. Только здесь узнаешь, что акриды, которыми питался, по Евангелию, Предтеча, – это вовсе не «сушеные кузнечики», как пишут иногда даже в ученых словарях, а стручки рожкового (хлебного) дерева, от которых – в сочетании с диким медом – и сегодня не отказался бы ни один любитель экологической диеты.

Пещера Предтечи невелика – восемь шагов в длину, четыре в ширину. Стены хранят очевидные следы позднейшей архитектурной обработки. Кроме аккуратно растесанных дверей, есть два окна – одно маленькое, круглое, другое – побольше, квадратное, за которым высечена в скале своеобразная галерея с прекрасным видом на долину. В самой глубине пещеры, напротив входа, небольшой выступ скалы используется в виде престола. Говорят, на этом каменном выступе отдыхал юный Иоанн.

В десяти минутах ходьбы, в отдельной пещере, также превращенной в церковь, находится место погребения праведной Елизаветы. Это она принесла в уединенную пустынь младенца Иоанна, спасая его от убийц Ирода. «Когда казалось, что погоня вот-вот настигнет их, Елизавета с молитвой сказала: “Гора Божия, приими мать с сыном”. И тотчас расступилась гора, и приняла ее в свои недра. И просвечивал им свет, и был с ними Ангел Господень, охраняя их». Камень с выемкой, как раз удобной для того, чтобы положить в нее младенца, был перенесен францисканцами, которым принадлежала прежде пустынь святого Иоанна, в монастырь Магнификат.

Мать вскоре умерла, и Иоанн остался в своей пустыни круглым сиротой. Но Матерь Божия, по преданию, послала Ангела для погребения своей сестры Елизаветы и для охранения и воспитания малолетнего пустынника. Здесь пребывал Иоанн до 30-летнего возраста, возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1, 80).

Источник, изведенный из скалы Ангелом, образует небольшую, но довольно глубокую купель. Арабы называют его Айн аль-Хабиз (Источник Отшельника). Источник является чудотворным, и омовение в нем бывает целебным, хотя вода даже в самые жаркие дни чрезвычайно холодна.

В настоящее время пустынь принадлежит католикам-униатам. В отличие от греко-униатов, т.е. бывших православных, сохранивших восточное богослужение, но перешедших под власть католического Рима, эти, наоборот, перешли к православному богослужению (а во многом и богословию), не порывая административной связи с Католической Церковью. Удивительно слышать в храме обители литургию киевского знаменного распева, исполняемую католиками на чистейшем французском языке (община является преимущественно французской по составу иноков). В сувенирной лавке при монастыре можно купить великолепный «дикий мед» – ничем, наверное, не отличающийся от того, на котором вырос великий Предтеча Господень.


Источник: Откровение Святой Земли / Н.Н. Лисовой. - М.: ДАРЪ, 2012 г. - 476 с. ISBN 978-5-485-00372-2

Комментарии для сайта Cackle