Азбука веры Православная библиотека священник Николай Колосов Библиотека высокопреосвященного Саввы [Тихомирова], архиепископа Тверского и Кашинского

Библиотека высокопреосвященного Саввы [Тихомирова], архиепископа Тверского и Кашинского

Источник

Всяка премудрость от Господа, и с ним есть во век (Сир.1:1).

Книжное учение солнца светлейшее есть.

(Из старинных прописей).

I

Еще летом 1893 года в Московской духовной академии распространился слух, что архиепископ Тверской, высокопреосвященный Савва, намерен принести в дар академии большую часть своей обширной и богатой библиотеки. Слух этот не замедлил подтвердиться, и вскоре, по предложению высокопреосвященного Саввы, советом академии был командирован в Тверь профессор Иван Николаевич Корсунский «для личного обозрения библиотеки на месте и для выбора книг и рукописей, полезных и потребных академии».1 Приехав в Тверь, И. Н. отметил в библиотеке высокопреосвященного наиболее важные, нужные и полезные для академической библиотеки издания, а для более внимательного и обстоятельного рассмотрения всего, подлежащего выбору, с соизволения высокопреосвященного Саввы, взял с собою в Сергиев посад каталог библиотеки. Здесь, просмотрев каталог, он пополнил и увеличил выбор, сделанный им в Твери, а приглашенный для содействия ему автор настоящей статьи увеличил список отмеченных книг еще многими такими изданиями, которые хотя и имелись уже в академической библиотеке, но которых имеющегося экземпляра было для академии крайне недостаточно. Таким образом, к концу 1893 г., было предназначено из библиотеки высокопреосвященного Саввы для академической библиотеки 6147 названий из общего числа 8607 названий, значившихся по каталогу. Высокопреосвященный Савва не только милостиво согласился на столь значительный выбор, но еще предоставил академии и имеющиеся у него, но не значившиеся в каталоге издания Православного Палестинского Общества и Общества любителей древней письменности и искусства и, кроме того, книги, поступившие в его библиотеку после составления каталога.

Когда выбор книг был кончен и список их доставлен высокопреосвященному, он тотчас же составил и засвидетельствовал нотариальным порядком духовное завещание, которым предоставил в собственность Московской духовной академии все отмеченные ею из его библиотеки книги, и подлинное завещание препроводил в совет Московской духовной академии при следующем официальном заявлении от 4-го февраля 1894 г.:

«По окончании в 1850 г. образования в Московской духовной академии, я, свыше сорока лет проходя разные церковные служения и учебно-административные должности (в том числе должность ректора и профессора в Московской академии), а также состоя членом многих ученых обществ, имел возможность составить очень значительную библиотеку, состоящую из книг и, частью, рукописей разного, преимущественно богословского и церковно-исторического содержания. Собранными таким образом сокровищами я пользовался до сего времени при своих учено-литературных трудах. Ныне же, по преклонности лет и при оскудевающих силах, я не в состоянии более продолжать ученые занятия и потому не могу уже пользоваться помянутыми книжными сокровищами. Но чтобы эти сокровища не оставались без полезного и целесообразного употребления, я заблагорассудил лучшие и наиболее ценные книги и рукописи своей библиотеки принесть в дар Московской духовной академии, в благодарную память о моем воспитании в этой академии и о начальствовании в оной. Препровождая при сем в совет академии сделанное мною духовное завещание о передаче, после моей смерти, лучшей и важнейшей части моей библиотеки, по особому списку книг и рукописей, в собственность Московской духовной академии, покорнейше прошу принять от меня этот посмертный дар».

Совет академии, принимая столь щедрый и драгоценный дар, определил: благодарить его высокопреосвященство особым адресом от совета академии, а по получении книг, поместить их вместе с портретом Архипастыря в особом зале библиотеки. Благодарственный адрес был поднесен высокопреосвященному Савве особой депутацией, состоявшею из профессоров академии П. И. Горского, Г. А. Воскресенского и И. Н. Корсунского – в Твери – 23-го февраля 1894 года.2

Согласно завещанию высокопреосвященного Саввы, библиотека его должна была поступить в академию лишь по кончине его; но желая дать академии возможность пользоваться его книжными сокровищами теперь же, он тогда же предоставил ей право обращаться к нему за нужными ей книгами его библиотеки, пользуясь для этого оставшейся в академии копией с каталога её. И академия уже неоднократно пользовалась этим данным ей правом. В последнее же время высокопреосвященный Савва решил теперь же постепенно пересылать свою библиотеку в академию. Минувшим Великим постом академическою библиотекою получена была от него первая партия книг.

II

Каким образом высокопреосвященный Савва мог составить столь обширную и богатую библиотеку? В вышеприведенном его заявлении на имя совета Московской духовной академии он дает на это краткий ответ; но такая библиотека, как библиотека высокопреосвященного Саввы, настолько заслуживает внимания, что мы скажем об этом предмете несколько подробнее

Непосредственно после окончания курса в Московской духовной академии, в 1850 году, о. Савва сделан был синодальным ризничим в Москве и немедленно же принялся за ученые занятия. К этому, кроме его любви к науке, побуждали его и характер его должности и желание начальства. Высокопреосвященный Филарет, митрополит Московский, тогда же поручил ему составить описание более замечательных предметов, хранящихся в патриаршей ризнице и библиотеке.3 О. Савва немедленно же приступил к исполнению этого поручения; но столь специальный труд требовал и специальных познаний. Нужно было пополнять свои сведения по археологи и палеографии, а для этого нужны были книги. И о. Савва начал приобретать книги. Это обстоятельство было одним из толчков, побудивших высокопреосвященного о Савву начать собирание своих книжных сокровищ; но настоящею причиною этого собирания была его необыкновенная любовь к книгам. Обстоятельства помогали ему в этом стремлении. Прежде всего жалование синодального ризничего, при казенной квартире. было по тогдашнему времени довольно значительно – 3,000 рублей ассигнациями, т. е. более 800 рублей на наши деньги, и о. Савва большую часть этих денег употреблял на приобретение книг. За составленный им «Указатель для обозрения Московской патриаршей (синодальной) ризницы и библиотеки» о. Савва удостоился получить от Государя подарок в 429 рублей из духовно-учебных капиталов, а от Академии Наук (в 1859 году) Демидовской премии в 714 рублей. А в 1860 году, «в вознаграждение полезных трудов по патриаршей ризнице и библиотеке», по указу Св. Синода, согласно с ходатайством Московской Св. Синода конторы, ему было выдано 1,000 рублей.4 Все эти деньги, конечно, были употреблены на приобретение книг, причем о. Савва нередко обращался и к букинистам.

Синодальная библиотека издавна служила местом занятий для ученых – не только русских, но иностранных. В 1855 году праздновался столетний юбилей Московского университета. К этому юбилею профессора университета С. П. Шевырев, О. М. Бодянский, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и др. готовили различные ученые издания, для чего приходилось им заниматься и в синодальной библиотеке. И о. Савва не только оказывал им здесь всякое содействие, но отводил им для занятий собственные небольшие комнатки и, кроме того, обладая умением скоро переписывать рукописи, нередко и сам делал для них копии с различных рукописей.5 Так относился он и к прочим посетителям библиотеки.6 Благодарные ученые, конечно, присылали ему потом свои труды. Всеми этими путями у о. Саввы скоро составилась, по его собственным словам, уже довольно значительная библиотека, из которой он доставлял знакомым «книги и различные справки по части древности».7

Когда в 1866 году преосвященный Савва был сделан епископом Полоцким, библиотека его была уже настолько значительна, что он обратился к митрополиту Филарету за советом, везти ли ему с собою туда такую массу книг. Но высокопреосвященный Филарет посоветовал ему ни в каком случае не бросать своих книжных сокровищ.

На всех последующих местах своего служения высокопреосвященный Савва продолжал (и продолжает доселе) собирание книг. В особенности это нужно сказать о времени его пребывания на Харьковской кафедре (в 1874–1879 гг.), где и средств для этого собирания у него было более.

Кроме того, библиотеку увеличивали издания различных ученых обществ, членом которых постепенно делался высокопреосвященный Савва.

Но библиотека его никогда не была мертвым капиталом.

Все, имевшие нужду в ней, получали к ней свободный доступ, и это обстоятельство в свою очередь становилось причиною приращения библиотеки, так как авторы, обязанные появлением своих трудов между прочим и библиотеке высокопреосвященного Саввы, присылали ему, в благодарность, эти труды.

Всеми этими способами высокопреосвященный Савва и составил свою богатую и обширную библиотеку, которою ныне он, благодарный и благожелательный питомец, наставник и начальник Московской духовной академии, приносит ей в дар.

Приступая теперь к обозрению самой библиотеки, мы должны наперед оговориться, что не имеем ни намерения, ни возможности делать её подробный обзор. Мы постараемся только обрисовать характер библиотеки и её различных отделов, равно как и сравнительную величину их, и указать на находящиеся в ней наиболее замечательные, ценные и редкие издания.

III

Библиотека высокопреосвященного Саввы отличается следующими особенностями: замечательною разносторонностью, богатством археологического и отчасти библиографического отдела и преобразованием русских сочинений и изданий над иностранными. Последнее обстоятельство отнюдь, впрочем, не означает того, чтобы иностранный отдел носил здесь лишь случайный характер. Иностранные сочинения подобраны здесь в системе, и заметно стремление подобрать сочинения лучшие и более общего характера. Собиратель только, очевидно, не имел цели делать широких приобретений из иностранной литературы, что, впрочем, и весьма трудно. Помимо этого, в библиотеке высокопреосвященного Саввы имеется несколько больших и ценных иностранных изданий Библии и – по части археологии, искусств и библиографии.

Отдел Священного Писания, как и естественно было ожидать, один из наиболее обширных отделов. Здесь есть: Тишендорфское автотипическое издание Синайского кодекса Библии (Bibliorum Codex Sinaiticus Petropoditanus) в пяти томах, его же Codex Friderico-Augustanus; латинская Библия конца 15 века; Еврейско-греко-латинская Библия 1587 г.; латинская Библия 1602 г.; Polyglotten-Bibel Stier und Theile, Библии на кроатском, богемском (чешском), сербском, сирийском и итальянском языках и части Библии на санскритском языке; славянская Библия 1766 г.; различные иллюстрированные издания Библии, между прочим французское (двухтомное, 1866 г.), с гравюрами Дорэ, а также несколько изданий картин к Священной Истории. Новый Завет на многих языках, – между прочим и на еврейском;8 Новый Завет с Псалтирью также на многих языках, – между прочим на еврейско-немецком языке, издание Мёллера, во Франкфурте на Одере, 1700 г. – издание, которое евреи старались истребить. Евангелия: Рыльское, издание Ганки, 1846 г.; Туровское – 1868 г.; Остромирово, издание Савинкова и многие др., а также Притчи Христовы – издание журн. «Странник» (1864 г.), с политипажами и издания Евангелия, Апостола и Псалтири преосвященного Амфилохия. Из вспомогательных изданий, служащих для изучения Библии, есть: конкорданции на разных языках, Справочный и объяснительный словарь к Новому Завету Гильдебрандта и др. и славянские симфонии; комментарии на немецком (Кейля, Гитцига, Ольсгаузена и др.), и латинском языках; толкования на Священное Писание преосвященных, Феофана, Виссариона и пр.

Отдел патрологии менее обширен. Тем не менее здесь есть почти все творения св. отцов, переведенные на русский язык, в особенности Златоуста, Памятники древней христианской письменности – Преображенского и др. Из иностранным изданий св. отцов обращают на себя внимание: Codex Novi Testamenti deuterocanonicus sive Patres Apostolici издан. Муральта, греческое издание творений св. Григория Назианзена 1890 г., девятитомное издание творений св. Иоанна Златоуста и некоторые другие; из исследований по церковной литературе – Fabricii Bibliotheca graeca в семи томах, Cave Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria и др.

Отделы Богословия Догматического, Нравственного и Обличительного довольно обширны; отдел Пастырского Богословия невелик. Здесь можно встретить большинство сочинений, вышедших по этим предметам на русском языке и несколько иностранных сочинений и изданий; последних много в отделе Обличительного Богословия. Можно указать на сочинения: Anonymi – De Statu, loco et vita animarum postquam disecsserunt a corporibus… liber paradoxus et rarus, как замечено в заглавии книги; De vitis, sectis et dogmatibus omnium haereticorum Elenchus alphabeticus – двухтомный фолиант 1569 г.; Mansi – locupletissima bibliotheca moral.-praedicabilis – антверпенское издание 1701 г.; Станевича – Беседы на гробе младенца о бессмертии души (издан. 1828 г.); литографированные «Уроки Христианского Догматического Богословия» архим. Макария (1840 г.), Богословие Феофана Прокоповича на латинском языке – лейпцигское издание 1792 г., в трех томах, и его же Рассуждение о безбожии (на русском языке), 1784 г. и мног. др.

Довольно обширен и отдел проповеднический. Он содержит в себе и сочинения по гомилетике и многие издания проповедей, между прочим и прежнего времени, что особенно ценно, так как многие из этих изданий давно уже сделались библиографическою редкостью.

Но особенным богатством и обширностью отличается отдел литургики и церковной археологии. Помимо многих русских и иностранных сочинений по литургике, здесь есть много изданий литургии и богослужебных книг, напр. Евхологион Гоара (венецианское издание 1730 г.), Euchologion d. ortodox-katholischen Kirche – перевод прот. Раевского, в трех томах (Вена, 1861–1862 гг.), Ritus orientalium, coptorum, syrorum et armenorum – издание Денцингера, Rituale orantium Гильдебранда (1694 г.), Rituale sacramentorum… ecclesiae romano-catholicae caeremoniarum Missale et Breviarium romanum 1756 г.; Liturgia britannica; Annus ecclesiasticus – Мартынова, Сокращенный Молитвослов, издание Вольфа – известное великолепное издание; Молитва Господня на всех славянских наречиях и др. Есть издание – теперь уже редкое – Писаний св. отцов и учителей церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения. Очень много акафистов, служб, различных богослужебных чинов и месяцесловов.

По церковной археологии есть между прочим издания: Martigny, Bingami, Fleury, Roma (сборник фотографических снимков с римских храмов и древних икон и фресков в катакомбах); Памятники древней христианской церкви Ветринского, Иконологический лексикон (перевод с французского – Спб , 1786 г.), Прохорова – Христианские и Русские древности – большая часть этих дорогих и теперь уже очень редких изданий; Византийский альбом – издание графини П. С. Уваровой; сочинения по иконографии преосвященного Христофора, проф. Кондакова; есть несколько изданий и собственно по библейской археологии – труды Розенмюллера, Рима, Олеснинкого и др.

По русской церковной археологии: Строгановский иконописный лицевой подлинник (Москва, 1869 г.); преосвящ. Амфилохия – Палеографическое описание греческих рукописей IX–X вв. и Сборник изображений Спасителя и Божией Матери X–XV вв. его же; Кондакова – Миниатюры греческой рукописной Псалтири IX в.; Буслаева – Русский лицевой Апокалипсис; Фотографические снимки с замечательнейших вещей Московской патриаршей ризницы; «Москва – соборы, монастыри и церкви» издание, представляющее собою собрание прекрасных фототипических снимков в лист со всех московских церквей (издано в 1882–1884 гг. в Москве), Église cathédrale de Saint Isaac (St.-Peterbourg, 1845 г.); Альбом церквей Витебской губернии – Покровского, Древности ризницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле и несколько альбомов и собраний видов и снимков церковных древностей русских и восточных.

Довольно полно представлены и отделы церковного и гражданского права. Из более важных изданий здесь есть: Lexicon d. Kirchenrechts und d. römisch-catholischen liturgie Мюллера в ня и томах; Pitra; – свод законов, различные собрания постановлений и распоряжений, а также труды Розенкампфа, преосв. Иоанна, Неволина и др.

Философский отдел (метафизика, история философии, логика и психология) также довольно полон и разнообразен. Здесь есть между прочим довольно много изданий сочинений философов на русском и иностранных языках, курсов, систем и различных исследований и монографий. Из капитальных изданий есть между прочим Dictionnaire des sciences philosophiques par société d. professeurs de philosophie, шесть томов (Париж, 1844–1852 гг.). Тоже нужно сказать и об отделе педагогики.

Литературный отдел сравнительно не велик. В особенности это нужно сказать об отделе изящной словесности, по которому имеются лишь сочинения некоторых корифеев литературы, русской и иностранной (есть между прочим издание древних классиков для русских читателей в двадцати томиках (Спб., 1876 г.) и Данта «Ад» (3-я часть «Божественной Комедии»), с гравюрами Дорэ (на русском языке). – Отдел истории литературы гораздо больше: есть несколько курсов и много сочинений по истории литературы, русской и иностранной. Из более замечательных изданий есть труды: Срезневского, Калайдовича, Тихонравова, Кушелева-Безбородко, Афанасьева, Сборник отделения русского языка и словесности Академии Наук и др.

Исторический отдел вообще богат и разнообразен. В частности – по библейской и общей церковной истории есть между прочим следующие сочинения и издания: Jost – Geschichte d. Jsraeliten – 8 томов, Священная История на шести языках; Suiceri – Thesaurus ecclesiasticus (Амстердам, 1682 г.), в двух томах: Corpus scriptorum historiae byzantinae (несколько писателей), византийские историки, изданные при СПБ. Духовной Академии; Ὁ ἐν Κωνσταντινουπόλει ἑλληνικὸς φιλολογικὸς Σύλλογος (несколько томов); Uitae pontificum romanorum – Sandini, три тома; Деяния вселенских соборов, изданные при Казанской Духовной Академии; церковные истории: Неандера, Селье, Флери, Геттэ (на русском и французском языках); Феодорита – История боголюбцев; литографированный указатель статей по церковной истории С. Терповского; Жития святых – преосвящ. Филарета (Гумилевского) с рисунками Солнцева, 12 книг и др.

По русской церковной истории: Макарьевские Великие Минеи-Четьи издание Археографической Комиссии – сентябрь и часть октября; История российской иерархии преосвящ. Амвросия (Орнатского); много житий русских святых и биографий русских святителей и описаний церквей, монастырей и епархий; именные списки русских иерархов и начальников духовно-учебных заведений – с начала издания за многие годы; отчеты Обер-прокурора Св. Синода и различных братств и церковных обществ; Описание документов и дел Св. Синода; История Московского епархиального управления – Розанова; Юбилейный сборник по поводу столетия со дня рождения Митрополита Московского Филарета – два тома, все издания его писем, а также писем Филарета архиепископа Черниговского; Записки Иосифа Семашки, митрополита Литовского, три тома; Жизнь и труды Вас. Григ. Барского – Н. П. Барсукова (издание не поступавшее в продажу) и мног. др.

По истории и обличению русского раскола: несколько сборников статей против раскола; Собрание постановлений по части раскола, состоявш. по ведомству Министерства Внутренних Дел (Кельсиевское лондонское издание 1863 г.), в двух томах; восьмая (дополнительная) часть Истории Министерства Внутренних Дел – Варадинова: История распоряжений по расколу; Сборник Ливанова – Раскольники и острожники; Дело патриарха Никона – Гиббенета; История Белокриницкой иерархии – П. И. Субботина и другие его сочинения; литографированные записки по истории и обличению раскола – Скворцова; пресловутые «Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядства» – Карловича и др.

В отделе всеобщей истории и археологии обращают на себя внимание несколько великолепных иллюстрированных изданий, посвященных описанию религиозных и др. церемоний и костюмов различных народов земного шара: De Modem – о еврейских церемониях (1682 г.), Cérémonies et coutumes religieuses des tous les peuples du monde с гравюрами Пикарда (Амстердам, 1723–1743 гг.) в восьми томах in Fol., Racine – Le costume historique (Paris, 1876), Raph. Jacquemin – Jconographie du costumo du IV aux XIX Siècle (Paris, 1867), Weiss – Costümkunde и друг.

Отдел русской истории один из самых больших. Здесь есть много изданий летописей, актов, памятников, документов; много биографий и монографий, посвященных отдельным историческим деятелям, царствованиям, учреждениям и событиям (между прочим – книга Лонгинова о Новикове и московских мартинистах, Бантыш-Каменского «Словарь достопамятных людей русской земли» – все восемь томов (последние три тома этого издания очень редки); много, наконец, книг и брошюр, посвященных польскому (и римско-католическому в России) и еврейскому вопросам. Эти вопросы представлены здесь довольно полно и разносторонне. Есть также исторические атласы и картины России, описания городов и проч.

Но самый обширный и богатый отдел библиотеки – это отдел русской археологии. Здесь есть между прочим издания: Записки и Известия С.-Петербургского Археологического Общества, Записки и Труды Восточного отделения этого Общества, Древности, издаваемые Московским Археологическим Обществом, Древности Геродотовой Скифии, Славянские древности – Шафарика, Труды археологических съездов, с приложениями, Вестник археологии и истории с альбомом (1885 год); «Древности Российского государства» – Солнцева, издания Мартынова, Снегирева и Голышева и пр.; много ценных книг и изданий по архитектуре и орнаментовке, по нумизматике, по древнерусскому искусству; описания музеев, одежд, вооружения и утвари; есть надписи и снимки, наприм., фотографические снимки с миниатюр греческих рукописей Викторова и пр.

Немало хороших изданий и по истории искусств. Прежде всего словари: Watelet et Lévesque – Dictionnaire des arts de peinture, sculpture et gravure, пять томов (Paris, 1792), Boutard – Dictionnaire des arts…, Müller – Illustrirtes archäologisches Wörterbuch d. Kunst...: Художественная энциклопедия – Булгакова и др. Истории искусства: Куглера (История искусства и История живописи), Любке (История искусств и История пластики), Каррьера, Винкельмана, Байе, Гнедича и др.; Mery – Théologie de peintres. graveurs et dessinateurs (Paris, 1765) Сюда же нужно отнести издания: «Картинные галереи Европы», издание Вольфа, три тома, и «Картинная галерея» Плюшара.

К этому же отделу можно причислить довольно хорошее собрание портретов. Здесь есть следующие издания: Uerzeichnis d. geistlichen Ordens-Personen – Bonani (Нюренберг, 1711 г.), в двух частях; Галерея портретов Дома Романовых – Рихтера; «Портретная галерея» в 16-м томе сочинений Маколея; Портретная галерея русских деятелей – Мюнстера, два тома; Историческая портретная галерея – Суворина; «Отечественный Пантеон», три части, с 64 портретами (Москва, 1850 г.); Собрание портретов знаменитых россиян – Бекетова: «Портреты духовных лиц» (43 листа), СПБ., I860–1862 гг.; «Портреты героев Крымской компании»; Портреты русских деятелей – издания «Русской Старины» и Баумана; «Силуэты 50-ти русских литераторов» (СПБ., 1877) и др. Сюда же, наконец, можно отнести: «Палеографические таблицы почерков с XI по XVIII в.» (Москва, 1825 г.); «Снимки с подписей замечательнейших лиц древней русской истории»; «Списки с древних русских печатей» (Москва, 1880 г.) и нек. др.

В отделе языкознания много словарей, грамматик и отдельных сочинении. Из более крупных и замечательных изданий можно указать на следующие: Calepini – Dictionarium septem linguarum; Шишкова – Сравнительный словарь на 12-ти языках; Словари Дюканжа; некоторые филологические сочинения Лукашевича и серию ученых славянских словарей: Миклошича: Lexicon linguae slovenicae veteris dialecti, Lexicon palaeoslovenicograecolatinum, Etymologisches Wörterbuch d. slavischen Sprachen и его же – Radices linguae slovenicae veteris dialecti: Słownik jezika polskiego – Линде, в шести томах; Сербско-русский словарь Лавровского; Словарь болгарского языка – Дювернуа и нек. др. Из таких же русских словарей: Словарь церковно-славянского и русского языка – Академии Наук; Словарь церковно-славянского языка – Востокова; Словарь белорусского наречия – Носовича; Словарь областного великорусского наречия – издание Академии Наук; Толковый словарь живого великорусского языка – Даля; Словотолкователь – Яновского, в трех томах и др.

Есть немало сочинений по естествознанию вообще, по зоологии, ботанике, минералогии, геологии, химии, физике; по физиологии, медицине (с фармакологией), анатомии; по математике, астрономии; по антропологии, государственному и сельскому хозяйству, но географии, этнографии; географические атласы, карты, путешествия и мног. др.

Есть несколько энциклопедий – на иностранных и русском языке. Из первых есть: Богословская энциклопедия Герцога, Kirchenlexicon – Wetzer und Welte; Conversations-Lexicon Брокгауза, 9-е издание, в 15 томах и собрание рисунков и картин к нему; «Neue Encyclopädie d. Wissenschaften und Künste» (Штутгарт), в семи томах; Duval – Atlas universel des sciences (Paris, 1838), «Encyclopédie des gens du monde» (Paris, 1833), в 22 томах; Bayle – Dictionnaire historique et critique, четыре тома (Амстердам, 1740 г.) и дополнение к этому словарю («Nouveau dictionnaire») в четырех томах (Амстердам, 1750–1756 гг.) и др. Из последних: энциклопедические словари: Плюшара, Старчевского, русских ученых и литераторов, Толля (с дополнением), Клюшникова и Брокгауза и Ефрона (первые тома).

Из справочных изданий – много различных календарей и адрес-календарей за разные годы.

Очень полон отдел библиографии. Есть несколько иностранных сочинений и почти все русские библиографические труды и издания, как прежние, так и новые– даже и наиболее редкие из них (напр. Сахарова, Сопикова, Геннади) – и из числа тех, которые не поступали в продажу. Такое обилие библиографических сочинений представляет весьма отрадное явление и еще усиливает интерес, представляемый библиотекою высокопреосвященного Саввы. Дело в том, что библиография у нас в России доселе не может стать на твердую почву, доселе не пользуется вниманием общества и доселе составляет предмет изучения или интереса лишь для небольшого кружка лиц, преданных этой науке и любителей. Библиографические же издания, никогда не рассчитываемые на большое число покупателей, обыкновенно печатаются в небольшом количестве экземпляров, а иногда и совсем даже не поступают в продажу (это нужно сказать в особенности об описаниях библиотек и собраний частных лиц) и довольно скоро по своем появлении становятся сами, выражаясь языком антикварных каталогов, книгами rares et curioses. Поэтому такой полный подбор библиографических изданий заслуживает полного внимания.

Имеется в библиотеке немало и различных журналов, духовных и светских (между прочим и провинциальных), за разные годы. Есть журналы: L’Union chrétiene, Записки Академии Наук (журнал-сборник), журнал Министерства Народного Просвещения, Временник и Чтения в (Московском) Обществе истории и древностей российских, Чтения в Одесском Обществе истории и древностей и мног. др.

Рукописи библиотеки высокопреосвященного Саввы – преимущественно нового письма и содержат в себе сборники и исследования по различным предметам.

* * *

В заключение скажем несколько слов об общественном значении библиотеки высокопреосвященного Саввы. У нас в России, где книжное дело доселе развито еще слабо – сравнительно с заграницею, где оно достигло изумительных размеров; – где даже учреждения по большей части не могут похвалиться своими библиотеками, а сколько-нибудь значительные библиотеки частных лиц буквально наперечет – такая библиотека, как библиотека высокопреосвященного Саввы, не только представляет значительный интерес, но имеет и важное общественное значение. Самое зрелище такой полно и хорошо составленной библиотеки доставляет библиографу некоторое чувство удовлетворения. Прибавим к этому, что библиотека эта все время находилась в провинции и была широко открыта для всех имевших в ней нужду; а кто работал в провинции, тот знает, чего стоит и с какими, часто даже невероятными, трудами и усилиями сопряжено там добывание книг.9 Кроме того, собиратели книг являются, конечно и покупателями их, а тем самым – любителями и покровителями просвещения, ибо они обеспечивают авторам сбыт их трудов и вызывают к жизни все новые труды. Для нас же в особенности дороги ревнители просвещения духовного, как высокопреосвященный Савва. Они приводят нам на память одного средневекового монаха, который писал в похвалу книг: «О, книги! вы – древо жизни, вы – райская река, орошающая человеческий дух и оплодотворяющая его… В книгах всякий найдет мудрость, кто только ищет её. Там херувимы расширяют свои крылья… Там открывается природа неба, земли и ада… Это – учителя, которые обучают нас без розги, без гнева и наград. Когда ты приходишь к ним, они не спят; когда спрашиваешь их, они не замыкаются в себя; делаешь ли ты ошибку, они не ворчат и по смеются… Заниматься без книги – то же самое, что черпать воду решетом».10

Ныне высокопреосвященный Савва жертвует свою библиотеку библиотеке Московской Духовной Академия и этим пополняет и увеличивает имеющиеся в ней книжные сокровища. Этим он воздвигает себе памятник прочный: имя его всегда будет вспоминаться в Академии с признательностью.

Н. Колосов

* * *

1

«Редкий и драгоценный дар». Тверь, 1894, стр. 4.

2

Подробнее об этом – в упомянутой уже брошюре «Редкий и драгоценный дар», а также в журналах Совета Московской духовной академии за 1893 и 1894 годы.

3

Владиславлев. Празднование двадцатипятилетия в сане епископа высокопреосв. Саввы. Тверь, 1892, стр. 31–35.

4

Там же, стр. 169–170.

5

Там же, стр. 36–37. Владиславлев. Описание празднования пятидесятилетнего юбилея в священном сане высокопреосвяш. Саввы. Тверь. 1892, стр. 15–16

6

В особенности археологам, как И. И. Срезневскому и др.

7

Высокопреосвящ. Саввы «Воспоминания о высокопреосвящ. Леониде архиепископе Ярославском и Ростовском». Харьков 1877.

8

Печатные издания еврейской Библии обыкновенно содержат в себе лишь один Ветхий Завет, без Нового.

9

Да и не только в провинции… Нам известно, что заниматься в библиотеке высокопреосвященного Саввы приезжали и из Петербурга. И в больших городах у нас далеко не всегда и не все книги можно достать.

10

Иванов. Средневековый монастырь и его обитатели. Спб., 1895 г., стр. 143.


Источник: Колосов Н.А. Библиотека высокопреосвященного Саввы [Тихомирова], архиепископа Тверского и Кашинского // Богословский вестник. 1896. Т. 3. № 7. С. 97–112.

Комментарии для сайта Cackle