Библиотека преосвященного Феофана

Источник

«Скажи мне, с кем ты знаком и я скажу тебе, кто ты таков», говорит древняя пословица. Если пословица эта справедлива в применении к обыкновенным людям, живущим и обращающимся в среде себе подобных, то по отношению к людям исключительным и жившим в исключительной обстановке, как почивший преосвященный Феофан, она должна быть несколько изменена. Преосвященный Феофан последние двадцать три года своей жизни провел затворником, в совершенном уединении, ни с кем не видясь и никого не принимая. Общество людей заменяли для него книги. В ученых занятиях, занятиях физическим трудом и в самоуглублении проводил он эти годы. Ученые труды преосвященного Феофана, особенно в области толкования Священного Писания и христианской аскетики, были весьма многочисленны и доставили ему большую известность и даже славу; он был по преимуществу православным церковным писателем. Естественно поэтому, что большую часть своего времени он проводил так сказать в обществе книг, которых собрал так много, что оставил после себя обширную, ученую и разнообразную библиотеку. Таким образом вышеприведенную пословицу в отношении к преосвященному Феофану можно было бы изменить в таком смысле: «скажи мне, какие ты читал книги, и я скажу тебе, кто ты таков.» Поэтому некоторое знакомство с библиотекою преосвященного Феофана, помимо общего интереса, может представлять интерес и как материал для характеристики этой богато одаренной и разносторонней личности.

Общее количество отдельных сочинений и изданий в библиотеке преосвященного Феофана простирается до 1400 названий в 3400 томах, не считая журналов и мелких брошюр. Отличительною особенностью библиотеки служит ее энциклопедичность – энциклопедичность двоякого рода: 1) в смысле разносторонности, в подборе сочинений и изданий по всем отраслям человеческого знания и по всем по возможности важнейшим вопросам и 2) в смысле предпочтительного присутствия в ней изданий общего, энциклопедического характера: энциклопедий, совокупных комментариев (на Священное Писание), систем, общих курсов и проч. Если первое обстоятельство можно объяснить духовным складом натуры преосвященного Феофана, то последнее объясняется характером современной научной литературы в связи с родом занятий преосвященного. Дело в том, что в настоящее время не только каждая наука, но и отдельные части науки и даже отдельные вопросы имеют обширную литературу, которая вдобавок растет, можно сказать, с каждым днем. Поэтому для ученого, работающего не в одной только какой-либо части науки, а в области целой науки, да еще и не одной, как преосвященный Феофан, представляется не только наиболее удобным, но даже, пожалуй, и единственно возможным собирание в пособие при ученых занятиях изданий именно энциклопедического, общего характера, да и то требует немалых средств. В частности, при толковании Священного Писания, чем в особенности занимался преосвященный Феофан, для него всего удобнее были общие, совокупные комментарии, заключавшие в себе свод различных толкований. За всем тем энциклопедические издания не исключают в библиотеке преосвященного Феофана и отдельных сочинений по различным научным вопросам.

Главное богатство библиотеки составляют известные издания аббата Миня (Migne), которые имеются здесь почти все. Здесь есть: Démonstrations évangeliques, Патрология – обе серии: греческая и латинская, Encyclopedie théologique – все три серии, Theologiae Cursus completus, Cursus completus Scripturae Sacrae, Collection des orateurs sacrées (67 томов), Dissertations sur les droits et devoirs respectifs des évêques et des prêtres dans l'église cardin. De la Luzerne, Henrion Histoire ecclésiastique и другие, меньшие по объему, издания. Общее количество всех томов этих изданий здесь свыше 750-ти томов. Принимая во внимание то обстоятельство, что издания Миня составляют теперь по большей части библиографическую редкость, так как его издательская фирма была разрушена немецкими бомбами при осаде Парижа в 1870 году, большое количество этих изданий в библиотеке преосвященного Феофана придает ей большую ценность.

Самый большой отдел библиотеки – это, как и следовало ожидать, Священное Писание. Этот отдел заключает в себе до 280 названий. Из изданий Библии наиболее ценное – известное Тишендоршевское автотипическое издание Синайского Кодекса Библии (Bibliorum Sacrorum Codex Sinaitikus Petropolitanus), четыре тома с указателем. По введению в Священное Писание есть между прочим труды Де-Ветте, Шольца, Геферника, Генгстенберга, по истории канона и текста – Кюнена, Гильгенфельда. По толкованию Священного Писания – многотомные комментарии на все Священное Писание (Ветхого и Нового Завета): Розенмюллера (Scholia), Лянге (Theologisch-homiletisches Bibelwerk), Корнелия a Ляпиде – новейшее издание, 60-х годов (21 том) и Прибавление (Supplementum) к нему (3 тома), Bibel-Lexicon Шенкеля и jahrbücher der biblischer Wissenschaft Эвальда; на Ветхий Завет: Кейля и Делича, Бунзена (Bidelwerk), Штракка и Цоклера (Kurzgefasster Commentar); Колензо на Пятокнижие, Рейнке, Шегга, Генгстенберга, Макраки (греческ.) и др. на отдельные книги Ветхого Завета, Гитцига и Гупфельда на Псалмы. На Новый Завет – Фомы Аквината, Де-Ветте, Ольцгаузена, Мейера, Бельсера (Bibelstunden), Квиноэля, Шольца, Неандера, Клее, Толюка, Биспинга; из русских – блаж. Феофилакта, преосвященных: Палладия, Михаила, Виссариона. Довольно много греческих комментариев.

Следующий по величине отдел – христианская апологетика и история религий – до 140 названий. Здесь есть между прочим целая коллекция (иностранных) сочинений против Ренановой «Жизни Иисуса». Есть издание прот. Заркевича «Материализм, наука и христианство» (почти все выпуски), «Опыт естественного Богословия» Тихомирова и др.

Отделы догматического, нравственного и обличительного или сравнительного Богословия сравнительно невелики (все вместе – до 140 названий). И по догматическому и по нравственному Богословию есть системы – иностранные (между прочим латинские) и русские. Довольно значителен отдел назидательного чтения; есть много сочинений прот. В.П. Нечаева (преосвящ. Виссариона) и прот. И.И. Сергиева (Кронштадского).

Отделы библейской и евангельской истории заключают в себе до 50-ти названий. По библейской истории есть между прочим «История народа израильского» Эвальда; есть также довольно большое количество иностранных (немецких и французских) новозаветных историй.

Отдел патрологии естественно гораздо больше – в нем до 80-ти названий. Есть почти все русские издания отеческих творений.

Значителен отдел общей церковной истории – до ста названий. Здесь, как и в отделе Священного Писания, замечается преобладание курсов (совокупных изданий). Есть истории: Неандера, Гизелера, Геттэ, Флери, Селье, Робертсона, Дарраса; на русском языке – Деяния вселенских и поместных соборов, церковные истории Сократа, Евагрия, Феодорита, визаитийские историки, изданные при С.-Петербургской Духовной Академии, «Восток Христианский» преосвящ. Порфирия (Успенского), Сборник Православного Палестинского Общества (большая часть выпусков), Странствования В.Г. Барского – издание того же Общества и некоторые другие издания этого Общества. Есть довольно значительное количество (на русском языке) путешествий и описаний Святой Земли и Православного Востока (Святогорца и др.). По отделу христианской археологии есть известное издание Августи «Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie».

Отдел истории западных христианских исповеданий заключает в себе до 40 названий. История протестантства представлена в нем несколько полнее истории других исповеданий и сект.

Отдел русской церковной истории содержит в себе свыше 50-ти названий. Здесь есть «История русской Церкви» высокопреосвящ. Макария (неполная), Отчеты Обер-прокурора Св. Синода по Ведомству Православного Исповедания за большую часть лет и описания некоторых епархий, монастырей и церквей.

Отделы истории и обличения русского раскола и сектантства, церковного права и пастырского Богословия невелики и особенного ничего не представляют. История раскола представлена несколько полнее. Здесь есть некоторые издания материалов по истории раскола.

В отделе проповедничества (до 80-ти названий) есть сочинения по истории проповедничества, теории проповедничества (гомилетике) и довольно большое количество проповедей русских проповедников, в особенности высокопреосвященного митроп. Московского Филарета.

Отдел богослужебный (литургический) – до 80 названий – содержит в себе между прочим довольно значительное количество греческих сочинений и изданий и отдельных (славянских) служб и акафистов. Есть сочинения по истории и объяснению богослужения.

Философский отдел (философия, психология, логика и педагогика ) заключает в себе до 80-ти названий. Есть сочинения по истории философии вообще и некоторых отдельных ее направлений; исследования (русские) о некоторых немецких философах (Канте, Гегеле); сочинения В.Д. Кудрявцева; некоторые русские сочинения по истории и теории воспитания, между прочим и собственно христианского.

Отдел всеобщей истории невелик – 24 названия. Есть история Цез.Кантю, на русском языке – истории Вебера и Шлоссера («Всемирная история» и «История ХVIII столетия»). Отдел русской истории больше: до 50 названий. Есть «История России» Соловьева, несколько сочинений по истории краев России, сочинения Михайловского-Данилевского по истории войн начала нынешнего столетия, известное иллюстрированное издание «Император Александр I и его сподвижники», а также (иллюстрированная) «Галерея русских деятелей» Баумана.

Литературный отдел (около 40 названий) носит случайный характер. Здесь есть сочинения Шекспира, Пушкина, «Фауст» Гете, «Горе от ума» Грибоедова. Есть два-три сочинения по истории литературы. Но здесь заметили мы одну любопытную особенность. Литературные приложения к «Живописном у Обозрению» и некоторые другие современные литературные произведения разрезаны и, очевидно, читаны или по крайней мере просмотрены. Нам это обстоятельство не показалось странным. Мы решимся сказать даже больше: нам, пожалуй, скорее показалось бы странным, если бы ничего подобного не было. Дело в том, что преосвященный Феофан, удалившись от мира, не порвал связей с миром, а продолжал их – в лучшем значении этого выражения. Такие люди, как преосвященный Феофан, «бежали от мира, a мир бежал за ними». Живя в уединении, преосвященный тем не менее вел обширную переписку со своими многочисленными почитателями, которые отовсюду обращались к нему за советами и наставлениями. И он помогал всем – одним нравственно, черпая из своей богатой духовным опытом сокровищницы, другим материально, рассылая почти всю пенсию и те небольшие деньги, которые получал от продажи своих сочинений. Но при всем этом он не мог не знать, что жизнь общества и его нужды и потребности – уже далеко не те, как в то время, когда он еще жил если не в мире, то по крайней мере близ него; что люди «жить торопятся и чувствовать спешат»; что нравы, привычки, нужды и потребности общества меняются и растут с лихорадочной быстротой, так что

Что сегодня постыдным считается,

Удостоится завтра венца.

Он понимал, что для того, чтобы успокоить людей нередко нервно-больных, исстрадавшихся и измученных – именно современными социальными и нравственными язвами и недугами, простиравших к нему отовсюду руки за помощью, ему нужно между прочим познакомиться и с жизнью и психологией современного общества, познакомиться по сочинениям современных писателей. И это объяснение тем более вероятно, что литературные произведения, о которых идет здесь речь, относятся именно к самым последним годам.

Около тридцати сочинений есть по медицине, причем замечается преобладание сочинений по гомеопатии и отчасти по анатомии, по которой есть и атласы. Есть курсы гигиены, макробиотики (напр. Гуфеланда), терапии, фармакологии и столь знаменитый в прежнее время лечебник Распайля.

Отдел естествознания хотя не велик (до 35-ти названий) но разнообразен. Есть сочинения Дарвина, Фогта, Катрфажа, Гумбольдта, Гартвига, Фигье и др. По географии есть некоторые тома сочинения Реклю «Земля и люди», «Землеведение» Риттера и др. Есть сочинения по рисованию и ремеслам.

Отдел языкознания заключает в себе до 20 названий. Здесь есть словари и отчасти грамматики по многим языкам и некоторые сочинения по языкознанию.

Есть более 20-ти атласов, планов и карт – географических, исторических и др., русских и иностранных. Есть художественные иностранные издания (по религиозной живописи), а также издание Вольфа «Картинные галереи Европы».

Из русских энциклопедических изданий есть энциклопедические словари Березина и Толля.

Отдел периодических изданий (журналов) очень велик – до 120 названий. Много иностранных журналов – на разных языках. Журналы: «Annales de philosophie chrétienne» и «L'Université catholique» имеются за многие годы, «L'Union chrétienne» и «Theologische Studien und Kritiken» – за несколько лет. Из русских журналов преобладают духовные, важнейшие из которых имеются здесь почти за все годы издания. Есть некоторые Епархиальные Ведомости за некоторые годы, более полные – тамбовские и владимирские. Немало и светских журналов, преимущественно исторических и естественно-исторических, но только за отдельные годы; «Всемирный Путешественник» имеется за большее количество лет. За один – два года имеются журналы: «Беседа», «Нева», «Новь», «Живописное Обозрение», «Родина» и др.

«Душеполезное Чтение» в библиотеке преосвященного Феофана начинается с 1876 года и оканчивается первой, январской, книжкой 1894 года которая в день смерти святителя и найдена еще раскрытою на его столике.

Обозрение библиотеки преосвященного Феофана приводит к заключению, что она образовалась неслучайно, представляет собою разумный и основательный подбор ученых сочинений почти по всем наукам, преимущественно на иностранных языках, а о самом преосвященном Феофане дает понятие как о человеке ученом и разностороннем.


Источник: Библиотека преосвещенного Феофана / [Соч.] Н. Колосова. - Москва: Унив. тип., 1895. - 8 с.

Комментарии для сайта Cackle