Источник

Св. иконы, кресты, евангелия

Священными древностями Крестовоздвиженский храм не столько богат, сколько можно-бы ожидать при трех с половиной веках его исторической известности. Как и в других древних храмах Москвы, многие памятники старины погибли в погром 1812 года, но не мало древних вещей уничтожено и помимо неприятелей127.

Из икон, особо чтимых. а также замечательных по древности, живописи и ценности украшений, должно отметит следующие:

В иконостасе главного храма Воздвижения местные иконы – Богоматери (Боголюбская), св. пророка Илии, трех вселенских и четырех московских святителей – первоначально писаны по «указу Святейшего Патриарха Московского и всея Русии Иоакима», в 1680 – 81 гг., под наблюдением патриаршего иконописца Федора Елизарьева, для Патриаршей крестовой церкви Дванадесяти Апостолов; в Крестовоздвиженскую церковь поступили по Синодскому указу от 25 июня 1724 г. весте с иконостасом, по прошению игумена Макария128. При постановке в Крестовоздвиженском храме не только иконостас, но и иконы, как выше замечено, потерпели значительные изменения.

Местная икона Спасителя не значится в числе изготовленных по Патриаршему указу в 1680 – 81 гг. и написана, нужно полагать, ранее. И действительно, ни размер иконы, ни самое устройство доски ее, ни даже самое изображение не подходят к другим местным иконам. На иконе внизу, у ног Господа, были написаны, в значительно меньшем против изображения Христа размере, евангельские сестры Марфа и Мария; эти изображения впоследствии неизвестно когда и зачем замазаны масляной краской129. Храмовая икона Воздвижения написана, вероятно, при устройстве иконостаса. Серебряный оклад ее устроен из «лишних» богослужебных сосудов в 1793 году130.

Следует отметить еще очевидно очень древнюю икону св. Николая, за левым клиросом.

Внутренний вид нижнего храма Успения Пресвятой Богородицы.Снимок 1903 года

Иконы в приделах верхнего храма все новые писаны при устройстве иконостасов в 1858 г. В нижней церкви в главном храме местные иконы в серебряных вызолоченных ризах, живописные131, написаны, вероятно, при устройстве иконостаса в 1836 г., а иконы Воздвижения Креста Господня, святителя Леонтия, дванадесятых праздников и Тайной вечери написаны в 1892 г.

Небольшая икона Успения Б. М. над царскими вратами имеет следующую надпись; «Изображение и мера с чудотворного образа Успение Пресвятой Богородицы; обретается в Киево-Печерской лавре, над царскими вратами. Явилась в 6593 (1085) году».

За правым клиросом, на боковой стене, Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая как чудотворная. Икона древняя, в серебряной вызолоченной, с таковым же венцом, ризе, весом в 9 фун. 81 золот.

За левым клиросом иконы: св. Николая, в серебряной вызолоченной ризе; Неопалимой Купины, в серебряной вызолоченной ризе, со следующей надписью: «1803 года месяца ноября 1-го числа вризи весу 10 ф. 1 з., цена за фунт 36 рублей итого сумы 350 руб». Икона поступила из Николо-Сапожковской церкви. Небольшая икона Распятия и Благовещения и святителей Николая и Спиридона с частями св. мощей132.

В трапезе иконы Божией Матери; 1) Абалакская Знамения, в серебряной вызолоченной чеканной ризе, древнего письма, бывшая храмовая Знаменского придела Николо-Сапожковской церкви; 2) Иверская и 3) «Всех Скорбящих Радость», над аркой, в серебряной вызолоченной ризе.

В приделе св. Николая местные иконы из Николаевской, в Сапожках, церкви, все в серебряных вызолоченных ризах. Образ Спасителя в царском одеянии, в короне, со скипетром в левой руке и с благословляющей правой, поясной. На ризе по сторонам, на особых накладках, надписи: вверху слева: «Верен и истинен и правосудны и воинственный, очи же ему еста яко пламень огнен, и на главе его венцы мнози»; справа: «Имы имя написано, еже никто же весть, такмо он сам и облечен в ризу червлену кровию и нарицается имя его»; ниже, слева: «из уст его изыде оружие остро»; справа: «да тем избиет языки»133. Внизу иконы, с левой стороны, вырезана надпись: «1803 го месеца маия 1 числа, вризи весу 15 ф. 64 з., цена за фунт 38 рублей»; с правой стороны: «итого сум. всей 596 р. 66 коп».

Образ Знамения Б. М., Храмовой образ св. Николая, меньшего сравнительно размера, вставлен в вызолоченную доску.

Донская икона Б. М., в особом киоте, в серебряной вызолоченной ризе, с таковым же венцом. Убрус был, но ныне нет. Внизу на ризе следующая надпись: «1771 году октебря дня церквы Николая Чудотворца, что у Старого Каменного мосту, тоя же црквы при свещеннике Андрее Максимове на образ Тонской Пресвятой Богородицы сделана сия риза, весу 7 ф. 47 зол. фунтов».

В приделе св. Марии Магдалины иконы не имеют признаков древности, но напоминают древние, бывшие во имя изображенных святых, приделы. Так, местная Казанская икона напоминает существовавшую в монастыре Казанскую церковь; близ северной двери находится икона св. Симеона Персидского, имя которого носил прежде Магдалининский придел; на стенах помещаются прежние храмовые иконы верхних приделов – свв. Василия Парийского и Александра-монаха.

Кроме того, следует отметить следующие иконы: запрестольный крест и Страстную икону Б. М., тоже запрестольную, в сереб. вызол, окладах; оклад на крест устроен в 1854 г. иждивением полковника Н. В. Зворыкина.

Толгская икона Б. М., в сереб.-вызолоч. ризе; пожертвована в 1827 году графа Шереметева служителем Филиппом Жуковым. Помещается на жертвеннике верхнего храма.

Ахтырская икона Б. М., в серебр. ризе, весом в 1 ф. 4 зол,, пожертвована в 1855 году графа Шереметева дворовою женщиною Мельниковой.

Небольшой образ св. Димитрия Ростовского, финифтяный на золоте, с частицами св. мощей.

Образ св. Троицы, древний, с изображениями по сторонам: воскрешения Лазаря, Тайной вечери, Положения во гроб; Иис. Хр., беседующего в храме, во время своего отрочества; «Преполовения Господа Нашего Иисуса Христа» (Спаситель среди народа); Иис. Христа, объясняющего кн. пр. Исаии; свв. – кн. Владимира, пр. Харитония, пр. Евфимия Великого, Саввы Освящен., кн. Бориса, кн. Глеба, пр. Феодосия, Симеона-Столпника. Образ находится под горним местом Николаевского придела.

В числе икон, поступивших из Николаевской, в Сапожках, церкви, в описи значится резная икона св. Николая, «на нем шапочка, венец и риза, евангелие и сапожки134 серебряные вызолочены; шапочка низана жемчугом и разными простыми камушками и финифтяными штуками»... Этой иконы в настоящее время в церкви нет.

Следует отметить еще икону «Пресвятой Богородицы, в молении св. апостола Филиппа, да Филиппа митрополита», бывшую местной в церкви ап. Филиппа, в Кремле. Икона древняя, в 1684 году возобновлявшаяся попом Иваном Николаевской, что в Китае, у Красных колокол, церкви. В Крестовоздвиженскую церковь поступила вместе с иконостасом в 1724 году. Помещена она в верхней галерее135.

СВ. КРЕСТЫ: 1) Напрестольный крест, с частями св. мощей136. На нем верхняя доска с изображением Распятия, золотая, над головой Спасителя свиток; по концам на накладках изображения Господа Саваофа, Пресв. Богородицы, Иоанна Богослова и Адамовой головы; на кресте три голубые яхонта да два изумруда; в подножии алая яхонтовая корка; кругом верхней доски обнизано крупным, средним и мелким жемчугом; в возглавии шесть зерен бурмицких. У креста серебряная витая ручка; весу в нем золота, серебра, жемчуга и камней 1 ф. 18 зол.

2) Крест напрестольный, серебряный вызолоченный, с частями св. мощей137; верхняя доска обнизана средним жемчугом; весу в нем 1 ф. 12 зол.; дан вкладу по дьяке Венедикте Махове 7144 (l636) года.

3) Крест небольшой четырехконечный, без ручки, с частями св. мощей138. На верхней доске изображено Распятие Господне, на верхнем конце – Св. Троица, на боковых концах: на одном – Божия Матерь и две жены мироносицы, на другом – св. Иоанн и Лонгин, на нижнем конце – преподобные Зосима, Сергий и Савватий.

4) Крест напр., с частицами св. мощей, серебр. вызолоч., гладкий с ручкой, весом 48 зол.

5) Крест напр., большой, серебр. вызолоч., с 6 финифтяными, осыпанными стразами, накладками.

6) Крест напр., серебр. вызолоч., с 6 таковыми же черневой работы, накладками, весом в 1 ф. 30 зол.

7) Крест напр., серебряный вызолоч,, с таковыми же рельефными изображениями, пожертвов. наследниками пот. поч. граж. М. П, Шевелкина в 1858 г., весом в 1 ф. 34 зол.

8) Крест напр., серебряный, с резным узором, с 5 финифтяными накладками, пожертв. наслед. М. П. Шевелкина в 1858 году, весом в 89 зол.

9) Крест небольшой серебряный, гладкий, с ручкой, с частицами св. мощей,

10) Небольшой наперсный крест, с частицами св, мощей, серебряный вызолоченный.

ЕВАНГЕЛИЯ: 1) Евангелие напрестольное, печатанное в Москве в 1657 году. На нижней серебряной вызолоченной доске наугольники гладкие; на верхней доске по углам изображения евангелистов, а в средине Деисус, – накладные, чеканной работы, трубы кругом верхней доски обведены гладкие; на верхней серебряной вызолоченной доске около труб и изображений обнизано средним жемчугом; около средней накладки гранатный яхонт, четыре изумруда, два яхонта голубых сверленых и яхонт алый. Евангелие поступило от княгини Прасковьи Ромодановской лета 7173 (1665), августа 15 дня.

2) Евангелие напрестольное, печатанное в Москве в 1698 году, в малиновом бархатном переплете; верхняя доска серебряная, вызолочена, с пятью таковыми же гладкими черневой работы накладками; на нижней доске пять накладок серебряных вызолоченных.

3) Евангелие напрест., отпеч. в 1854 году, in f⁰, в бархатном переплете, с серебряными вызолочен. досками На верхней доске 5 финифтяных, осыпанных стразами, накладок. Пожертвовано наследниками пот. поч. гр. Мих. Петр. Шевелкина в 1858 году.

4) Евангелие напрестольное, отпеч. в Москве в 1805 г., в малиновом бархатном переплете; верхняя доска серебряная вызолочена, с 5 чеканными изображениями; на нижней – пять серебряных же вызолоч. накладок. Поступило из Николо-Сапожковской церкви в 1818 году.

5)      Евангелие напрестольное, отпеч. в Москве в 1781 г., в малиновом бархатном переплете; верхняя доска серебряная, вызолочена, чеканной работы, с 5 финифтяными накладками; на нижней доске 5 серебряных вызолоч. накладок. Пожертвовано церков. старостой Ник. Алек. Арбузовым в 1851 году.

6)      Евангелие, in 4⁰, отпечатано «в лето 7136 месяца июня в 1 день». На книге по листам надпись: «лета 7142 сентябри в 13 день положил сию книгу глаголемую Евангелие..., всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста, что на Острову, Лукиян Клобуков по своих родителех по отце своем иноке Герасиме, да по жене своей Василисе, да по.... по своей иноке Марфе и по своих родителях в вечный помин при игумене Иосифе, да при священниках при Геннадие, да при Ионе»139.

Внутренний вид храма Воздвижения Креста Господня. Снимок 1903 года

7)      Евангелие, in 4⁰, без выходного и начальных листов, печати времени первых патриархов140.

Кроме указанных, имеются еще три евангелия малого формата с серебряными вызолоч. верхними досками и три больших, in 2⁰, в бархатных переплетах, на одном с серебряными и на двух с медными вызолоч. накладками. Одно из этих последних в 1898 г. усердием церков. старосты Е. И. Никитина вставлено в новый темно зеленого бархата переплет, а серебряные накладки вызолочены.

* * *

127

Напр., в 1785 г. исключены из описи 40 древних икон в серебр. окладах, с драгоцен. украшениями. Из окладов сделан сосуд для благословения хлебов, а драгоцен. камни употреблены после на украшение архимандричьей митры. См. в арх. М. Д. Кон. в вязке по Крест. мон. дд. №№ 35 и 92; дела за №№ 75 и 118, а также церков. опись 1842 г.

128

См. выше историч. очерк монастыря.

129

Слой краски по местам не особенно густ и дозволяет различать некоторые части фигур, а надписи видны ясно. Мария изображена с левой стороны от Спасителя; к ней направлена благословляющая рука Его. Не было ли также на Боголюбской иконе обычных изображений?

130

Свящ. сосудов в то время было 13 приборов серебр. и одни золотые. Арх. М. Дух. Кон. по Крестов. м., д. № 75.

131

Лампады пред иконами серебряные вызолоченные, пожертв. московск. купеч. вд. Натальей Иван. Голубковой.

132

Части: древа Креста Господня, ризы Б.М.; части мощей св. Иоанна Предтечи, св. апп.: Матфея, Андрея Первозв., Филиппа, Иакова, брата Господня, Иакова Алфеева, Марка, Луки, Тита, Иасона, Варнавы, прав. Лазаря, пр. Даниила, свв. Василия В., Григ. Бог., Иоан. Злат., св. Николая Мирл., Спирид. Тримиф., архид. Стефана, прав. Анны, св. Марии Магд., ц. Константина, п. Германа, свв. Петра, Алексия, Ионы и Филиппа; св. Василия Амас., свв. Акепсима, Никиты, Василия, Иоанна Новгор., Варсонофия, Моисея Новг., Арсения Твер., Петра Александр., Елевферия, Ермолая, Ипатия, Георгия, Димитрия, Пантелеймона, Меркурия, Феодора Стратил., Феодора Тирона, Прокопия, Никиты, Адриана, Димитрия царевича, Андрея Стратилата, Агафоника, Авксентия, Евгения, Мардария, Евстратия, Ореста, Христофора, Сергия, Меркурия, Каллиника, Иоанна Воина, Алексия челов. Б., Кирика, Лукиана, Нестора, Иакова Перс., архидиак. Евпла, Игнатия Богон., Сергия Радон., Антония Вел., Евфимия Вел., Пимена Вел., Ефрема Сирина, Григория Селун., Григория Нисск., Иоаннa Дамаск., Михаила Малеина, Иоанна Кущ., Иоанна Милост., Григория Декап., Иоанна Нового, Иоанна Леств., Иллариона Нов., Сампсона Стран., Феодора Сикеота, Александра Нев., Михаила Твер., Феодора, Давида и Константина, Александра Свир., Нила Столб., Максима Блаж., Стефана Сур., Ефрема Новг., свв. Варвары, Параскевы, Феодосии, Евфимии, Марины, Екатерины, Феодоры, Анастасии, свв. Никона, Николы Святоши, Сисоя Постн., пр. Григория, Онисима, Дамиана целеб., Евстафия, Феофана Постн., Никиты Затвор., Спиридона просфор., Лаврентия Затв., Симеона.

133

Слова из XIX гл. Апокалипсиса, ст. 11, 12, 13 и 15.

134

Весьма вероятно, что и самое название церкви «в Сапожках», произошло от этой иконы.

135

Иконы, помещенные в верхней галлерее, заботами церковного старосты Е. И. Никитина возобновлены реставратором П. Е. Назаровым в 1899 году.

136

Часть древа Креста Господня; части мощей: св. апост. Андрея Первозв.; св. ап. и еванг. Матфея; св. Спиридона чудотв.; св. Михаила Синайского; св. великомуч. Пантелеймона; св. Соломонии; преп. отец, избиен. в обители св. Саввы; св. в.-м. Дмитрия; св. Феодора Страт., св. Иакова Персского; св. Анастасия Персского и часть ризы пр. Сергия Радонежского.

137

Часть др. Кр. Госп.; части мощей: св. Григория Бог., св. Иоанна Злат.; св. ап. и ев. Матфея; св. Николая чуд.; св. Андрея Стратилата; св. Тихона Амаф.; св. Игнатия Богон.; св. ап. Андрея Первозв.; св. м. Евстратия; св. в.-м. Георгия; св. в.-м. Никиты; св. в.-м. Христофора; св. Феодора Анкир.; свв. Космы и Дамиана; св. Феодора Страт.; св. архидиак. Стефана; св. м. Христины; св. м. Акепсима; части: от гроба пр. Сергия и от гроба пр. Макария Унжен.

138

Часть древа Кр. Госп.; части мощей: св. ап. Иакова, брата Госп.; св. Василия Вел., св. Николая чуд., св. Иакова Персского; пр. Марфы; св. Симеона Столп.; св. Иакова Боров.; св. Феодора Тирона; св. Акепсима; пр. Домники; св. Соломонии; св. муч. Севериана; св. Климента Римского; св. Антония Пергам.; св. Макария Казан.; свв. Зосимы и Савватия Соловецких; св. в.-м. Пантелеймона; части: срачицы в.-м. Пантелеймона; ризы пр. Богородицы; поручей и омофора св. Никиты Новгор.; омофора и креста св. Алексия, м. Моск.; епитрахили св. Иосифа Пресвитера; фелони св. Афанасия Александр.; мантии пр. Сергия и миро св. Симеона Сербского.

139

Евангелие это найдено в 1891 г., между другими богослужебными книгами, изъятыми за ветхостью из употребления, с оторванными крышками. Вставленное в переплет из темно-зеленого манчестера, оно хранится в ризнице. Надпись по листам, сделанная очень близко к краю, обрезана переплетчиком.

140

Найдено там же. Переплетенное в коленкор, хранится в ризнице.


Источник: Крестовоздвиженский монастырь, ныне приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Москве на Воздвиженке : Ист. очерк, сост. диак. Н. Кедров. – 2-е доп. и ил. изд. - Москва : тип. «Московского листа», 1903. - 130 с.

Комментарии для сайта Cackle