Азбука веры Православная библиотека протоиерей Николай Извеков Церковь во имя св. великомученицы Екатерины в Большом Кремлевском дворце в Москве

Церковь во имя св. великомученицы Екатерины в Большом Кремлевском дворце в Москве

Источник

Находящаяся в Большом Кремлевском дворце, в Москве, церковь во имя св. великомученицы Екатерины и расположенная под храмом Воскресения Христова, была первоначально деревянная и построена в 1536 г., а освящена 8-го января 1537 г.1. Вероятно, тогда же в нее был перенесен из Рождественской церкви предел во имя препод. Онуфрия2. После пожара 3-го мая 1627 г., не пощадившего и Екатерининскую церковь, известный иностранный архитектор Джон Толер построил в сем же году на место сгоревшей церкви новую, каменную, которая была освящена 1-го ноября 1628 г. в присутствии царя и царицы. Церковь св. великомуч. Екатерины находилась с одной стороны в смежности с патриаршею Ризположенскою церковью, соединяясь с нею лестницею и темным коридором, а с другой – подле меньшей царициной золотой палаты, почему и называлась, что «у государыни царицы на сенех»3. О каких-либо работах по возобновлению храма до шестидесятых годов ХѴII века не сохранилось сведений. В 1660 г. Савка Иванов расписал 2 подсвечника в Екатерининскую церковь 4, а в 1664 г. был возобновлен иконостас. По указу царицы Марии Ильиничны от 11-го марта сего года, велено было написать деисусы, праздники, пророки и праотцы и против того переводу, как деисусы написаны в Успенском соборе, самым добрым письмом. При измерении иконостаса оказалось, что длина одного деисуса была 4 аршина, а ширина пол-аршина, возле сего деисуса с правой стороны было 9 икон, а с левой – 8. Длина другого деисуса с праздниками равнялась аршина, а ширина – пол-десята вершка, по правую сторону в нем было б икон, а по левую – 7, размер третьего деисуса был такой же, как и второго. При измерении иконостаса у «скаски» был иконник Симон Ушаков, да дворцовый плотник Осип Иванов, а надсматривать над работами велено было самопальному Ивану Алексееву5. Работы по возобновлению иконостаса продолжались еще и в 1667 г., когда Афанасий Иванов левкасил северную дверь6, Симен Андреев с другими писал эту дверь, а Филипп Павлов с другими был у починки деисусов и праздников7. Царь Феодор Алексеевич, занявшись реставрацией других дворцовых церквей, немного сделал для Екатерининской церкви и, вероятно, потому что она не особенно нуждалась в возобновлении ее. Посему при нем в 1676 г. велено было лишь «к образу Иверской Божией Матери на деревянном киоте с лица, во главе и ниже, подписи и по столбцам написать образцы живоначальной Троицы, 12 праздников и разных святых». Эту работу произвел живописец Сергей Васильев 8. Кроме того, в 1670 г. Иван Безмин расписал клиросы 9. Существенная реставрация внутреннего украшения храма иконами и другими предметами была произведена в следующее царствование, а именно с 1686–1688 г. Так, в 1686 г. Иван Максимов вместе с другими живописцами писал в царские двери образа Благовещения, Архангела Гавриила и 4 евангелистов, во фрамугу тайную вечерю на меди да северную и южную дверь золотил и красками расписал самым добрым мастерством, да деисусные иконы, пророки и праотцы 10, а Тихон Филатьев писал местную икону великомученицы Екатерины 11. В 1687 году был сделан резной столярной работы иконостас с флемованными дорожниками и вызолочен сусальным золотом 12, а также написаны местные иконы св. Николая, преп. Сергия Радонежского, св. Алексия Митрополита и преп. Варлаамия хутынского, сделано два клироса столярных с расписанием их краскою 13, мерою по образцу против воскресенских, две ризницы, вышиною по три аршина и шириною – 2 1/2 арш., 2 шкафа с 3 ящиками вставными, вышиною по и 1 1/2 арш., а шириною – 2 1/4 арш., и 6 аналоев, и в том числе 2 флемованных с дорожниками 14. Самую работу по расписанию клиросов, ризницу и шкафов «фрукты, ленчафты и травы» разными красками производил Евтихий Богданов с другими 15. В сем же году Карпом Золотаревым был позолочен резной иконостас в трапезе 16, а другими лицами расписана перегородка 17. В 1688 г. в оружейной палате было сделано к местным иконам 4 гонтаба железных 18, Дорофеем Ермолаевым позолочен к местному старому образу св. великому ч. Екатерины киот с флемованными дорожниками, шпренгелями, крыльями и подвесом 19, а Кириллом Ивановым был написан в «пятерной иконостас» местный образ Покрова Пресв. Богородицы, вышиною l ¾ арш. 20, и напрестольный крест 21, Дмитрий же Балашов с другими живописцами писал в Екатерининскую церковь «шкаф большой о 14 ящиках выдвижных травы цветные и аспид цветной» 22, двери церковные с сивиллами и по сторонам ангелами и поверх дверей – деисус 23, да в той же церкви и трапезе серебрил оконные решетки 24. В сем же году к празднику Пасхи иконостас, иконы, стенное иконописное и живописное письмо были вычищены и вымыты мастерами из оружейной палаты25 и к распятию живописцами Лукою Емельяновым и Григорием Одольским были написаны живописным письмом на атласе образа пресв. Богородицы и апостола И. Богослова 26 и поставлено три кленовых креста 27. Самое освящение церкви состоялось 1-го апреля сего года и было совершено патриархом, по каковому случаю ходил к нему от Государей со столом стольник Василий Семенов Толочанов 28.

На основании сохранившихся исторических данных от двадцатых годов XVIII ст. Екатерининская церковь представляется в таком виде. Длина ее вместе с алтарем и трапезою равнялась пол – 10 саженям и поперек – 3 саженям. В ней было 9 окон, мерою 8 окон по пол – 3 аршина, а шириною по 2 арш. без чети, с железными решетками и слюденными окончинами; 3 дверей столярных, в том числе 2 вышиною по 3 аршина с четв., а шириною по 2 арш. Пол был дубовый, косящетый. Алтарь, церковь и трапеза были подписаны левкасом, около клиросов были железные решетки. Возле церкви находилась паперть, длиною 23 сажени, и поперек 4 аршина, с перилами, настланная лещедьми29. Иконостас был деревянный, золоченый. В нижнем его ярусе, с правой стороны, в числе местных икон были образа Спасителя в среброзолоченом венце, с финифтью, и св. великомуч. Екатерины – в сребровызолоченом венце и в золотой с драгоценными камнями короне. По левую сторону царских дверей был образ пресв. Богородицы с предвечным Младенцем в сребровызолоченом венце и образ св. преподобномуч. Евдокии в таком же венце. Царские двери были гладкие, позолоченные, с 6 резными иконами; над ними – образ Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле, с предстоящими Богоматерью и И. Богословом; по правую сторону Спасителя-архангел Гавриил и 5 апостолов, а по левую – архангел Михаил с 6 апостолами; над царскими дверьми и над местными иконами было 7 образов двунадесятых праздников на круглых медных досках. В верхнем ярусе, над Спасовым образом, находилось резное распятие30 . Над престолом была устроена осень столярная, золоченая и с резьбою31 . По сторонам престола были подвешаны тафтяные занавески зеленого цвета, а на царских дверях – завеса тафтяная же рудо – желтая 32. Длина завесы была 3 аршина, а ширина 2 арш. 33. В трапезе, где прежде, до 1654 г., находился предел преп. Онуфрия, иконостас был деревянный со столбами, украшенными резьбою. Против царских врат были устроены перегородки с дверкою и на них подвешено 4 тафтяных занавеса на железных прутах, длиною каждая по 2 арш. без 1 1/2 вер., а шириною по 1 арш. и 6 вер. К стенам, где стояли царевны, было сделано по два привеса атласных, дымчатых, стеганных на бумаге, длиною по 2 арш., а шириною 1 аршин, подложенных тафтою и с 2 медными кольцами 34. Из предметов церковной ризницы наиболее были замечательно большое печатное напрестольное евангелие на александрийской бумаге35 . На позолоту чеканных серебреных евангелистов к сему евангелию дано было в 1624 г. из собственной казны царя Михаила Феодоровича мастеру Третьяку Пестрикову полчетверти золотых угорских 36 . Напрестольный крест с мощами в 15 местах, среброзолоченый и с ликами по сторонам Распятия, св. Марфы и Марии, Иоанна Богослова и Логгина Сотника, был дан в храм в 1690 г. 37. Сосуды были: потир среброзолоченый с чернию, весом 2 фун. 62 зол., дискос такой же с прорезным поддоном и с ликами евангелистов, весом 2 фун. 33 зол., 2 блюдца, лжица и звездица – такие же, весом 2 фун. 26 зол. 38. Плащаниц было две; из них одна, писанная по лазаревому атласу с червчатым атласом кругом, а другая греческой работы, шитая золотом с серебром по червчатому атласу, – длиною пол-третья аршина без полутора вершков и шириною 1 арш. с четыо и 11/2 вершка 39.

В начале XVIII столетия в Екатерининской церкви оказалось немало ветхостей. Так, при осмотре храма в 1722 г. было найдено, что в окнах обветшали как железные решетки, так и слюденые окончины, а равно и пол. Железные решетки около клиросов обломались в 15 местах. Печей в церкви совсем не было. Паперть кругом церкви требовала починки, особенно же вследствие того, что под нею сквозь своды шла течь40 1). При новом осмотре храма архитектором в 1730 г., оказались, кроме уже отмеченных выше, другие ветхости, а именно: вследствие гнилости тесовой крыши над всем храмом, течь через своды была уже в алтаре и повредила горнее место и пол. Посему, по заявлению архитектора, прежде всего, надлежало перекрыть вновь всю кровлю, которая была покрыта тесом, и в сводах, где шла течь, подмазать и выбелить; затем требовалось исправить 5 ветхих слюденых окончин, две двери, пол и в паперти обсевший местами в столпах кирпич и, наконец, устроить вновь над престолом сень столярной работы с резьбою и возобновить совершенно облинявший иконостас в церкви и трапезе 41. Был ли произведен указанный архитектором ремонт в храме, неизвестно. Пожар 1737 г. произвел весьма значительные повреждения в Екатерининском храме. Так, каменная штукатурная подмазка облупилась, пол, окна, дверь, иконостас и почти вся церковная утварь сгорела 42. Сохранились в целости иконы лишь только в нижнем поясе иконостаса, а именно: по правую сторону – Спасителя и великомуч. Екатерины, и по левую – Богоматери с предвечным Младенцем и преподобномуч. Евдокии, причем у всех этих четырех икон слюденые окончины с тафтяными занавесками сгорели. В трапезе погорел деревянный иконостас с образом Спасителя со скипетром, резное кипарисное распятие, при котором на белом атласе были написаны образа Богоматери и Иоанна Богослова, а вверху распятия – надпись на жести и, кроме того, иконы Вознесения Господня и Софии премудрости Божией 43. Из церковной утвари погорела спускная чеканная, ложчатая лампада с коронами, с изображением 14 херувимов и на трех медных цепях с 9-ю лицами херувимов и 6-ю колокольчиками, вверху цепи – с иорданью и репьями, а сверх иордани над «отцом» медною кровлею, что вкладывалась в лампаду, с медным подсвечником да с кистями 8 яблоков медных. У четырех деревянных подсвечников погорели подзоры, обгорели медные блюдечки и шандалы; Погибли также в огне 7 медных лампад с железными цепями, весом 26 фунтов 44. Кроме четырех местных икон, успели вынести антиминс, крест, евангелие и ризы 45. Находившиеся в палатке около церкви, на площадке, за печатью 46 вещи, взятые из хором царевен Марии и Екатерины Алексеевне, а именно: ветхий образ, резной иконостас, лампада, подсвечник, вериги, 2 железных сундука, 2 аналоя, три ветхих женских башмака и точеная сень, что ставится над гробом 47, частью сгорели, а частью обгорели 48.

Вследствие полного разрушения храма и невозможности совершать в нем богослужение, согласно приказанию Императрицы, работы по возобновлению Екатерининской церкви начались в том же 1737 г., когда был настлан пол из дубовых квадратных лещедей от сохранившихся старых досок 49, и составлена была смета на устройство иконостаса, на написание икон, позолоту иконостаса и починку прочих предметов в сумме 482 р. 50. В июле месяце 1738 г. состоялись самые торги, по публикации из дворцовой канцелярии, на устройство иконостаса как в Екатерининской церкви, так и Сретенском соборе и церквах Успенской и Похвальской. Подряд остался за Яковом Меркуловым Поспеловым на том условии, чтобы он построил вновь иконостасы: верхний, средний и апостольский и написал на готовых выданных досках образа, «какие прилично», и распятие с предстоящими, оставшиеся, после пожара, иконы в апостольском круге отдал в починку, а негодные для починки написал вновь с изображением тех святых, которые повелено будет написать, а ежели которые образа против того иконостаса не придутся, то оные вставить в новые уки и на последних написать «самым добрым и прочным мастерством» и на новых уках, где сколько лиц будет, написать надписи, а венцы позолотить красным листовым червонным золотом самого лучшего достоинства, а также ризы, где надлежит, в сильных местах прописывать добрыми красками с золотом мастеровыми людьми за свидетельством «того иконного писания: добрых мастеров». В случае же признания, что «то иконное писание написано не по существу», Поспелов обязывался написать его вновь «самым добрым мастерством». На устройство иконостасов во всех вышеуказанных церквах была ассигнована сумма в 1000 р., причем в Екатерининском храме эта работа должна была бысть окончена в течение 2-х месяцев. На переторжке, состоявшейся в августе того же 1738 г., Поспелов согласился устроить иконостасы в 4-х церквах за 880 р., золочение же икон принял на себя за 230 р. сторож бывшей дворцовой овощной палаты Дмитриев 51. Пока устраивался иконостас, деревянные переходные места между Екатерининскою и Рождественскою церквами, в предупреждение опасности от огня, были заменены каменными 52, а также была произведена при церкви пристройка и сделаны новые окончины53. Освящение церкви последовало 4-го февраля 1739 года 54.

К сожалению, в скором же времени оказалось, что произведенный Поспеловым в Екатерининской церкви работы были очень невысокого достоинства. Доказательством сего служит донесение в 1745 г. священника Гавриила Федорова в главную дворцовую канцелярию о настоятельной необходимости, вместо уже успевших обветшать икон в иконостасе, написать новые. По осмотре иконостаса, на исправление иконостасных работ Поспелова, согласно составленной смете, потребовалось не менее 33 р. на покупку серебра, красок и других материалов55. Работа была произведена на сей раз дворцовыми иконописцами. Но это не были художники ушаковской школы, оставившие своими произведениями славную память о себе в истории русского искусства. Насколько недобросовестно произвели возобновление иконописи дворцовые иконописцы времен Анны Иоанновны, видно из донесения в главную дворцовую канцелярию в 1752 г. священника Екатерининской церкви Василия Алексеева, в котором он указал на то, что написанный вновь в Екатерининскую церковь дворцовыми иконописцами Николаем и Владимиром Поповыми образ Спасителя, сидящего на облаке, вышиною от пола 1 1/2 арш., по мнению пономаря той же церкви, Алексея Иванова, «который в том иконном писании искусство знает», написан «несущественно», потому что на написание его пошли краски «самые подлые», а именно: белила с чернилами, вохра жженая, крутик, сурма и мумия, употребление которых в иконном деле недопустимо. Надо полагать, что донесение священника вполне подтвердилось, потому что на сей раз дворцовая канцелярия преподала своим иконописцам, братьям Поповым, такой урок, который должен был на будущее время заставить их более добросовестно относиться к поручаемой им работе, а именно: велела сыскать сих иконописцев в дворцовую канцелярию и «за несущественное того образа написание» учинить наказание: «бить плетьми нещадно, и тот образ для переправления и исправного написания отдать им по-прежнему, и как переправят, внести в контору, а таковые краски, каковые в написании оного образа употреблены в отпуске были, справив доложить немедленно»56 . К сожалению, по недостатку ли хороших иконописцев, или по другим причинам, тем же иконописцам – братьям Поповым и в следующем 1753 г. было поручено починить местные иконы Спасителя и великомученицы Екатерины, а также венцы на них и оклады 57.

В 1756 г., при осмотре церкви архитектором Мичуриным, оказалось необходимым починить лещедные полы, стены и своды подмазать и выбелить, а местами подделать кирпичом. В общем, требовалось на ремонт 61 р. 15 к. 58. Прошло 6 лет, и в храме в 1762 г. архитектором было найдено много уже других повреждений и ветхостей. Так, в алтаре, на горнем месте, крест с распятием местами был поврежден, сень над престолом, длиною и шириною 3 аршина, с карнизом, и сверх оной с дугою над шатром, внутри подбитым полотном, и писание истлели; цуга сгнила, самая сень рассыпалась, а бывшее на ней золото полиняло. Иконостас, вышиною 6 аршин и шириною 9 арш., вызолоченый, нуждался в ремонте, так как золото слиняло и самое дерево расклеилось. На местной иконе Спасителя было хотя и небольшое повреждение, но, тем не менее, оно требовало починки и укрепления уки. Местные же иконы по левую сторону царских врат: Богоматери, преподобно-мученицы Евдокии, вышиною по 1 арш. 14 вер. и шириною – по 1 аршину, были настолько ветхи, что нуждались в написании вновь и укреплении старых досок. На царских же дверях, где были изображения Благовещения Пресвятой Богородицы с четырьмя евангелистами и сияние вверху, иконописное писание оказалось поврежденным, а золото отставшим. В верху же, над местными иконами, в б резных клеймах с 12 праздниками писание также полиняло, резьба повредилась и самое письмо требовало полного возобновления. Образ Спасителя, сидящего на престоле с предстоящими, вышиною- 1 арш. 10 вер, а шириною 1 арш. 2 вер, находившейся над царскими вратами, по своей ветхости нуждался в написании вновь и на новой уке. Бывшие по сторонам сего образа на двух уках изображения 6 ликов были ветхи и также требовали написания вновь на новых уках «против тех лиц». Четыре изображения ангелов, писанные на уках, имели ветхие крылья и самое писание было повреждено и нуждалось в возобновлении и укреплении железными проволоками. Сверх иконостаса образ Господа Саваофа, сидящего на облаках, вышиною 1 арш., а шириною 4 аршина, был, ветх и требовал написания на новой уке. Бывшие же над местными образами тумбы, на которых по полотну были написаны евангельские притчи, также были повреждены и нуждались в поправке и прикреплении гвоздями с писанною рамочкою. Два шестилистовых образа по своей ветхости также подлежали написанию вновь на прежних уках. Того же, наконец, требовали и бывшие в трапезе, над дверьми, в киоте – в деисусе три образа, вышиною 12 верш, и шириною 8 верш., а самые киоты – починки и окраски. Смета на исправление указанных повреждений была составлена в сумме 423 руб., но, кроме того, после открылась еще нужда во вставке стекол, в количестве 17, в трех окончинах в алтаре и трапезе, в починке самых рам и навешении растворов на новых петлях, а в двух окнах и в двух окончинах слюденых, где слюда попортилась, в починке и прибавке слюды. На весь этот ремонт потребовалось 3 p. 55 к. 59.

Надо полагать, что указанная архитектором починка не была произведена, так как всего чрез четыре года, а именно в 1766 г., священники Екатерининской церкви Симеон Кузьмин и Василий Федоров подали новое донесение в контору главной дворцовой канцелярии о том, что иконостас совершенно обветшал и самые иконы облиняли и потому необходимо иконостас сделать вновь и вызолотить, а иконы одни – поправить, а другие вновь написать и, кроме того, в алтаре старую подмазку отбить и возобновить 60. Но, несмотря на то, что справедливость сего донесения была подтверждена архитектором, церковь осталась без исправления, и потому в 1777 г. священник Иосиф Иванов был вынужден подать в экспедицию кремлевских строений заявление о неотложной необходимости починить хотя бы вывалившийся местами из стен в алтаре кирпич и оштукатурить. И на сей раз состоялось обычное распоряжение, чтобы архитектор осмотрел церковь и доложил о том, что следовало исправить 61. Но, к сожалению, никаких сведений о результатах осмотра архитектора Бланка не сохранилось. Ветхости самого храма соответствовала и ризница его. Из донесения священника Симеона Кузьмина, поданного в главную дворцовую канцелярию в 1762 г., узнаем, что храм нуждался в облачениях для священно-церковно-служителей, в одеждах на престол и жертвенник, в сундуке для хранения утвари в алтаре, в облачениях к престолу и жертвеннику, в жаровне и мехах для разведения ее, в замках для за пора церковных дверей и даже в метле для метения пола 62. В виду наступившего времени коронации Екатерины II были сделаны 63 только облачения на престол и жертвенник и некоторая часть из облачений для служащих 64.

Были ли произведены какие-либо исправления в Екатерининской церкви в последних годах осьмнадцатого столетия и первых – девятнадцатого, нам неизвестно. При нашествии же неприятелей в Москву в 1812 г. церковь пострадала от хищников, хотя самое здание храма осталось невредимым,. Лучшая утварь церковная была заблаговременно вывезена из Москвы, но оставшаяся для постоянного богослужения была разграблена, а равно сняты и оклады с икон 65. Прошло два года и в Екатерининской церкви было совершено новое хищение драгоценного дара царского усердия, а именно: двух яхонтов и двух лалов от образа св. великомученицы Екатерины, причем святотатцем оказался пономарь сей же церкви Федор Иванов, который за это преступление был сослан на работы в г. Нерчинск 66. Это преступление пономаря подало повод к возбуждению местным священником в том же 1814 г. вопроса о поставлении караула около храма, в виду того, что оный находился в глухом месте и потому могло произойти повторение кражи, совершенной пономарем 67. Между тем крайняя запущенность Екатерининской церкви обратила на себя внимание в 1817 г. преосв. Августина, который счел нужным лично от себя отнестись к начальнику экспедиции кремлевских строений, князю Юсупову, об исправлении храма штукатуркою, починкою пола и дверей с окончинами, что и было исполнено 68.

С прекращением ежедневного богослужения в храме в 1818 г., вследствие причисления его к Верхоспасскому собору и закрытия особого причта при нем, Екатерининская церковь пришла в еще большее запустение, и потому, при осмотре ее архитекторами в 1840 г., были найдены ветхости в сводах, стенах и арках, на исправление которых по приблизительной смете требовалось 493 р. 69. Впрочем, в сем году была устроена лишь одна лестница для входа от Екатерининской церкви в галерею Воскресенского храма за 260 р. 70; и только с 1843 года началось полное возобновление храма. В сем году барон Воде поручил архитектору Чичагову составить смету на реставрацию всего храма. Чичагов положил произвести штукатурные работы внутри храма и прилегающей к нему галереи на сумму – 325 р., сделать лепные украшения в церкви и трапезе – на 406 р., новый паркетный пол здесь же – на 624 р., каменный пол в галерее с высечкою орнаментов – на 220 р., пневматическую полупечь для отопления церкви, трапезы и галереи – на 1771 р., дубовые переплеты в окнах со стеклами, в сосновых рамах, с приборами, окраскою, и лакировкою – на 978 р., устроить вновь иконостас с клиросами, с резьбою и позолотою под масть и колер – на 350 р., написать вновь 22 образа разной величины – на 1150 р., раскрасить стены на масле колером, с написанием трех образов – 350 р., устроить в окнах железные решетки, заделать окна кирпичом и отделать двери – на 350 р. Всего по смете на возобновление Екатерининской церкви требовалось 10255 р. В оправдание же столь большой составленной им сметы архитектор указал на то, что Екатерининский храм находился в весьма ветхом состоянии и стены его имели от ветхости и запущение настолько значительные повреждения, что со временем могли угрожать опасностию и всей части сего строения, почему он и нашел необходимым устроить совершенно новый иконостас и всю внутренность исправить, как следует.

В 1844 г. последовало разрешение на устройство нового иконостаса, и архитектор Тон составил было уже и рисунок оного в новом стиле. Но Государь нашел необходимым в Екатерининской церкви, как древнем храме, сохранить и древний стиль иконостаса. Посему было поручено составить новый рисунок иконостаса академику Солнцеву. Производство каменных работ в храме взял на себя подрядчик Челноков, а устройство нового иконостаса вместе с новым престолом и жертвенником – художник Тер за 2790 р. 71. Самое написание икон на выданных от дворцовой конторы досках производил художник Петенкин за 570р., причем он обязался написать иконы по образцу последних в Воскресенской церкви, в древнем стиле. По условию он обязался написать четыре местные иконы в иконостас, а именно: Спасителя, сидящего на престоле, Богоматери с Предвечным Младенцем, великомученицы Екатерины и святителя Николая, для царских врат – на двух досках: Благовещение пресв. Богородицы, на северной двери – архидиакона Стефана, на южной архидиакона Лаврентия, над царскими дверями – деисус, над ним – Господа Саваофа и над местными иконами – четырех евангелистов; в церковной трапезе, в двух простенках, те образа, какие будут назначены, и также на данных из конторы досках. Местные иконы Петенкин должен был написать с цированными украшениями, и всю вообще работу в храме произвести самым художественным образом, одинаковою кистью и во всем, согласно указаниям архитектора, и приступить к работе непременно к 15-му ноября 1845 г., а в трапезе написать исторические картины в течение – 11/2 месяца со дня допущения к работам 72. В следующем, 1846 году, тому же Петенкину было предложено произвести живописную на масле работу, а именно: написать в алтаре, над престолом, картину: «слово плоть бысть», где должен был быть изображен предвечный Младенец в воздухе в блестящем сиянии, окруженный херувимами; над жертвенником: се звезда ста вверху» причем самая звезда должна была быть представлена с сиянием, окруженная херувимами, и над горним местом, на каждом простенке по два. святителя, а именно: св. Василия Великого . и Иоанна Златоустого – на одном, и св. Григория Богослова и св. Иакова, брата Господня – на другом и каждого из них в святительском облачении. По сводам надлежало написать в ограниченных лепных украшениях над сими изображения: Преображение Господне с апостолами и Воскресение Иисуса Христа с ангелами; в трапезе же, в сводах, в круглом клейме, украшенном лепным крестом, – Господа Иисуса в воздухе, с сиянием вокруг него, благословляющего руками и сидящего на херувимах, с присовокуплением признаков евангелистов – орла, тельца, ангела и человека, и в оном же своде, в четырех лепных кругах, написать иконы, избранные из жития и подвигов великомученицы Екатерины, а именно: 1) обручение ее Христу в невесты, в присутствии Богоматери; 2) посещение Христом великомученицы Екатерины в темнице; 3) диспут ее с языческими мудрецами; 4) погребение ее ангелами на горе Синае. На паперти же должно было написать в круглом лепном украшении всевидящее око или всесвятое имя «Бог», в полном сиянии, с херувимами; с трех же сторон арок, в лепных украшениях, написать три иконы, которые имели быть указаны, над входною дверию – Господа Вседержителя, Богоматери, св. Иоанна Крестителя, а по сторонам дверей – с правой – архангела Михаила, а с левой – архангела Гавриила с написанными на хартиях церковными постановлениями. Вся эта работа должна была быть произведена самыми лучшими масляными красками, в греческом стиле, сообразно с иконами, написанными в эту церковь, и не позже 1-го июня 1846 г. Вместе с Петенкиным последнюю работу производил за 700 р. цеховой Никита Козлов, окраску же стен в церкви на клею и масле – подрядчики Большаков и Ефимов за 145 р.; они же за 23 р. окрасили стены и своды в галерее обращенной к Екатерининской церкви и кухонному двору 73.

По желанию же барона Воде, на двух простенках церкви были написаны по данному тексту слова золотом по гольдфарбе, а на двух простенках трапезы слова были написаны красками. Кроме того, на двух образах в церкви написанных на стене, назначенные части под золото были, вызолочены по гольдфарбе червонным золотом, причем последняя работа была исполнена Петенкиным 74. По указанию же архитекторов, в изготовленном иконостасе были поставлены в разных местах небольшие стекла под вид рубина, изумруда, аметиста и топаза в количестве 182 штук, которые были сделаны в медной, золоченой оправе художником Кузнецовым по 2 р. 86 к. за камень 75. В то же время в 1845 и 1846 гг. производились и другие работы по возобновлению Екатерининской церкви. Так, в 1845 году делались лепные украшения по сводам и стенам, за что подрядчик Амилаев получил 400 р.76, были устроены новый окна и двери как в самом храме, так и в галерее при ней, подрядчиком Покрушиным за 1680 р. 77. В виду же того, что изготавлившийся паркетный пол из дубового дерева имел быть сделан ниже существовавшего раньше на пол-аршина, как во избежание вынутия железных связей, находившихся в стене алтаря 78, так и во избежание препятствия к отверзанию царских врат, изготовлявшихся для нового иконостаса, полы двух коридоров при Екатерининской церкви, из коих один был при золотой палате а другой – при входе в церковь с западной стороны, также были опущены на пол-аршина. Всю эту работу произвел Челноков за 129 р.79, причем самый, пол и ступени в коридоре церкви были сделаны тем же Челноковым из подольского камня за 387 р.80. Что же касается паркетного пола в самой церкви, то он был устроен Покрушиным из паркета же, снятого из грановитой палаты, всего мерою 25 квадратных саженей по 5 р. 10 коп. за каждую сажень 81. В 1846 г. были сделаны из дубовато дерева одна ступень пред иконостасом и амвоном и плинтусы при стенах во внутренности церкви и из соснового дерева тумбы под вытяжные наличники арок и плинтусов в коридоре храма. Работы эти были произведены Бутиным за 80 р. 82. В сем же году во внутренности алтаря церкви и нише, для вида была сделана лучшим мастерством двойная дверь мастером Соловьевым за 62 р. 83, подрядчиком же Сантонино-Компиони были положены в окна церкви подоконные доски из русского мрамора, которые были взяты из числа снятых с окон бывших строений дворца в Кремле, с добавкою к ним новых из Коломенского мрамора 84. Крестьянин же Федоров за 26 р. произвел окраску железных решеток в пролетах окон и дверей на масле белою краскою по шпаклевке и белилами за два раза и за третий – шлифервейном 85. Так как одно окно в алтаре возобновленной церкви, заложенное кирпичом, в видах лучшего освещения алтаря, было вновь открыто, то в оное была сделана деревянная колода и двойные переплаты из дубового дерева с приборами, окраскою и стеклами подрядчиком Бутиным за 30 р. 86. Испортившаяся же на стенах церкви от сырости краска была очищена и загрунтована опилками на масле, а после вновь раскрашена колерами, какими была окрашена раньше, а попортившиеся на стенах в живописи места и на плафоне пятна были исправлены за 45 рублей подрядчиками Большаковым и Ефимовым 87. По распоряжению же барона Боде, для отделки внутренности храма было куплено малинового сукна для обивки боковых мест у стен, и внутри клиросов 113/4 арш. по 4 р. 10 к. за аршин, трика малинового для обивки подушек и сверху клиросов – 5 арш. по 3 р. 76 к. аршин, малинового атласа для драпировки стен под иконостасом – 33 арш. по 1 р. 28 коп. за аршин и такового же атласа для завесы к царским дверям – 131/2 арш. по 1 р. 70 к. за аршин. Все эти работы были произведены драпировщиком Шульцем 88. По заявлению же благочинного Покровского, были сшиты в 1847 году облачения на простыл и жертвенник из бархатной малинового цвета материи, подложенной малиновою тафтою по низу и по бокам обитые золотою бахромою с канителями, а сверху в два ряда по вырезкам и поперек в один ряд обитые позументом односторонним, а также был сделан подрядчиком Дмитриевым из соснового дерева шкаф с двумя ящиками и полками, вышиною 3 арш., шириною – 21/2 арш. и глубиною – арш. для хранения ризницы. Незадолго до освящения храма, которое состоялось 24-го ноября 1847 г., благочинным было куплено не мало предметов, для церкви вообще и к освящению ее в частности89.

Некоторые работы по возобновлению и украшению Екатерининской церкви производились и в последующие годы. Так,, в 1848 г. подрядчиком Вильгельмом Крумагелем за 100 рублей была переделана, соответственно новому назначению, переданная из теремного дворца бронзовая с позолотою люстра 90, а в следующем году подрядчиком Голиковым за 100 р. было произведено уравнение каменного пола и ступеней в коридоре церкви с верхним полом вновь устроенного перехода для соединения нового Кремлевского дворца с патриаршею ризницею и в то же время была переделана дубовая дверь в коридоре церкви, по случаю возвышения каменного пола, за что подрядчик Бутин взял 25 руб. 91. В 1854 г. художник Петенкин за 25 р. поправил и переписал две иконы, написанные им самим на двух древних стенах, вышиною и шириною 3 аршина каждая, и значительно повредившиеся от сырости 92, а в 1856 г., в виду предстоявшей коронации, были исправлены и вычищены за 45 руб. паникадило и подсвечник, подрядчиком Ефимовым за 150 р. вычищен иконостас и иконы, а Генрихом Беерклендом, по указанию благочинного, были починены за 700 р. различные металлические вещи, как в Екатерининской, так и в других церквах 93.

В настоящее время Екатерининская церковь не представляет ничего, заслуживающего внимания в археологическом отношении. В храм ведут две двухпольные двери, из которых одна железная решетчатая и одна дубовая. В каждой из частей храма, т.е. в алтаре, церкви и трапезе для нагревания их, устроено по два медных душника. Над аркою, устроенною над входом из трапезы в самый храм, 7 голосников в виде небольших отверстий. Пол во всем храме паркетный, окон 8 с таким же числом, подоконных досок из желтого мрамора, с дубовыми рамами, с медными слесарными приборами и с бемскими стеклами. Окна клироса внутри обиты красным сукном, а поверху – бархатом, и окрашены белою краскою и украшены резьбою. Престол сделан из белого камня, а жертвенник из дубового дерева. В северной стороне алтаря устроен небольшой шкафчик с двумя медными дверцами. Иконостас храма деревянный, резной, в два яруса, золоченый, с высеребренными цветами и украшен оправленными в золоченую медь разноцветными стеклами в виде камней: аметиста, топаза, рубина и изумруда в числе 182 камней. В средине – царские двери. Вверху их – крест в сиянии. В средине, в двух овальных кругах с резьбою, образа Богоматери и благовествующего Ей ангела. Над царскими дверьми – деисус с предстоящими Богоматерию и Предтечею, а по сторонам, в двух кругах, по два евангелиста? Местные иконы: по правую сторону царских врат: Спаситель, сидящий на престоле, и св. великомученица Екатерина, а по левую сторону: Богоматерь с Предвечным Младенцем и св. Николай Чудотворец; на северной двери изображен св. архидиакон Лаврентий, а на южной – архидиакон Стефан. Под местными иконами подзоры с резными украшениями. Верх иконостаса увенчан образом Господа Саваофа. За клиросом, на южной стене, помещены в двух иконостасах – в одном – 17, а в другом – 16 различных по величине и изображениям икон в окладах, поднесенных Государю Императору во время коронации в 1896 г. На той же стене, по средине, в двух киотах – в одном – 29, а в другом – 24 иконы в окладах, также поднесенные во время коронации. На северной стене, за клиросом,, в ореховой раме и без оклада – образа Св. Николая Чудотворца и Св. мученицы царицы Александры и еще трех святых с подписью вверху: «яко ангелом своим заповесть о тебе», а под образом: «крепость даяй царем нашим Господь» и еще две иконы: Св. Николая и Феодоровской Б. Матери, также поднесенные по случаю коронации. Живописные изображения на стенах и сводах храма следующие: над входом в храм из коридора написаны: Господь Вседержитель, Богоматерь, Иоанн Предтеча и архангелы Михаил и Гавриил, в трапезе на южной стене: обручение св. великомуч. Екатерины в невесты Христу, а на северной – явление ей Богоматери с Богомладенцем; над срединою трапезы – Спаситель. Над срединою самой церкви: Воскресение Христово и Богоматерь в облаках, окруженная сонмом ангелов, над аркою – посредине изображение Нерукотворенного образа Спасителя, на правой стороне арки – Спаситель в терновом венце и с тростью в ручке, а на левой – образ Богоматери «Умиление сердец». В алтаре, над престолом, Дух Святый в сиянии и окруженный ангелами, на горнем месте – вверху – Господь Саваоф, а на простенках – справа: Св. Григорий Богослов и Св. Иоанн Златоуста, а слева – Св. Василий Великий и Иаков, епископ Иерусалимский, – все в святительском одеянии; над жертвенником – звезда в сиянии.

Так как Екатерининская церковь по самому своему положению в XVII веке была назначена главным образом, для богомоления царевен, то понятые, что сюда цари и царицы очень часто совершали свои выходы и притом запросто94. Во дни храмовых праздников здесь часто совершал богослужение сам патриарх со властьми, как напр., в 1695 г.95. Царица Евдокия Лукьяновна, благоговея пред угодником Божиим, преподобным Онуфрием, в честь которого был устроен предел в Екатерининской церкви, и который был прославлен спасением от скоропостижной смерти, очень часто приобщала здесь своих детей во время болезни их96. Царь Алексей Михайлович, получивший откровение во сне о рождении у него дочери в 1658 г., которую он назвал Екатериною, в силу сего обстоятельства также имел особенное усердие к посещению Екатерининской церкви. В ней именно были крещены его дочери – Мария 19 февр. 1660 г., Феодосия – 10 июня 1662 г. и царевич Симеон – 22 апреля 1665 г. 97.

В настоящее время богослужение в Екатериненской церкви совершается два раза в году: в первый день Пасхи и 24 ноября.

Протоиерей Н. Извеков

* * *

1

Полное собрание русск. летоп. т. VII, 223.

2

Забелин. Дом. быт русск. цариц. 303.

3

Снегир. Памятники Московской древности с присовокуплением очерка мону­ментальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. Москва. 1841 г. 230.

4

Москов. отд. Архива Министерства Импер. Двора. № опис. 949.

5

Г. 172. №. Ст. 232, 351, 352.

6

№ оп. 955. л. 76 и наоб.

7

Г, 175. №. Ст. 645.

8

Г, 185. №. Ст. 683.

9

Г. 188. № ст. 78.

10

Г. 185. № ст. 69,152.

11

Г. 194. № ст. 892 и 895.

12

Г. 195. № ст. 29.

13

Г. 195. № ст. 223.

14

Г. 196. № ст. 89.

15

Г. 196. № ст. 225.

16

Г. 196. № ст. 134.

17

Г. 196. № ст. 103.

18

Г. 196. № ст. 524.

19

Г. 196. № ст. 436.

20

Г. 196. № ст. 103.

21

Г. 197. № ст. 196.

22

Г. 196. № ст. 630.

23

Г. 197. № ст. 4.

24

Г. 197. № ст. 22.

25

Г. 196. № ст. 401.

26

Г. 196. № ст. 169.

27

Г. 196. № ст. 178.

28

Забел. Матер. Ч.1,182

29

Забел. Матер, ч. 1, 1306, 1307.

30

№ оп. 1140.

31

Забел. Матер, ч. 2, 838.

32

№ оп. 1140.

33

г. 192. № оп. 412.

34

№ оп. 1140.

35

Ibid.

36

№ on. 1024, л. 37.

37

№ оп. 1140.

38

№ on. 36, г. 1740. № дела 520

39

№ оп. 1140.

40

Забел. Матер, ч. 1, 1306, 1307 стр.

41

Забел. Матер, ч. 2, 838 стр.

42

№ оп. 6, т. 2, № дела 876.

43

№ оп. 13. № 14.

44

№ оп. 13. № 50.

45

№ оп. 13. № 22.

46

Вероятно, по поводу именно этой палатки, главная дворцовая канцелярия по­требовала от Московской канцелярии сведений о том, в чьем ведении находится в Екатерининской церкви та дверь, на которой была печать с гербом. В ответ на этот запрос Московская дворцовая канцелярия донесла, что ничего о том не знает. № оп. 13. № 395.

47

№ оп. 1140. л. 46 и 48.

48

№ оп. 1?23.

49

№ оп. 36. №462

50

№ оп. 6, т. 2, № 838.

51

№ оп. 13. № 44.

52

Ibid. № 43.

53

ibid. № 42.

54

№ оп. 6, т. 2 №. 876.

55

№ оп. 13. л. 160.

56

№ оп. 13. № 298.

57

№ оп. 13. № 297

58

№ оп. 7. № 284

59

№ оп. 13. № 417.

60

№ оп. 13. № 48.

61

№ оп. 16. № 248.

62

№ оп. 13, № 418.

63

№ оп. 13, № 450.

64

С указанными историческими данными о бедности Екатерининской церкви совершенно не согласуется утверждение Снегирева, что при императрицах Елизавете Петровне и. Екатерине II церковь была обогащена утварью и облачениями. Памят­ники древности. 230 стр.

65

Ведомость Москов. дух. консистории о состоянии положения Москов. церквей после нашествия неприятеля.

66

Дело Москов. дух. конс, по Верхов. Собору; г. 1815, № 1.

67

Дело Москов. дух. конс, по Верхов. Собору; г. 1814, № 21.

68

Дело Москов. дух. к. по Верх. Собору; г. 1817, № 30.

69

№ оп. 29, № 156.

70

ibid. № 164.

71

№ оп.29, № 449.

72

№ оп.29, № 622

73

№ оп. 29, № 763.

74

ibid.

75

ibid. № 922.

76

ibid. № 659

77

№ оп. 29. № 669.      . .

78

Такое опущение пола потребовалось для отделения иконостаса посредством возвышения пола алтаря.

79

№ оп.29 №694.

80

Ibid. № 700.

81

Ibid. № 152.

82

№ оп.29 №828.

83

Ibid. № 855.

84

Ibid. № 749.

85

Ibid. № 773.

86

Ibid. № 840.

87

№ оп.29 №682.

88

Ibid. № 793.

89

Ibid. № 1158.

90

№ оп.29 №1215.

91

ibid. № 1428.

92

ibid. № 1823.

93

ibid. № 1587

94

Строев. Выходы царей. Указатель, 26 стр.

95

Забел. Матер. Ч.1,182 стр.

96

Снегирев. Памятники древности. 231 стр.

97

Строев. Выходы царей. Указатель. 323,380,439


Источник: Церковь во имя св. великомученицы Екатерины в Большом Кремлевском дворце в Москве / [протоиер. Н. Извеков]. - Москва : Рус. печатня, 1912. - 26 с. (Авт. указан в конце текста). (Отт. из журн.: Чтения в О-ве любителей духовного просвещения. – 1912 г.)

Комментарии для сайта Cackle