Азбука веры Православная библиотека протоиерей Николай Извеков Некоторые черты деятельности митрополита Макария (Булгакова) по управлению Литовскою епархией

Некоторые черты деятельности митрополита Макария (Булгакова) по управлению Литовскою епархией

Источник

Служение в Литовской епархии, после смерти митрополита Иосифа, управлявшего этой епархией 35 лет и потому сроднившегося с нею, не могло не представляться трудным для нового архипастыря Литовской кафедры – архиепископа Макария, который дотоле не служил еще в северо-западном крае, а потому недостаточно был знаком с его нуждами и потребностями. Затруднительность его положения усугублялась еще тем, что приходилось служить вместе с таким Виленским генерал-губернатором, каким был Потапов, оставивший по себе столь печальную память за свое антирусское управление северо-западным краем. Новому архиепископу была, конечно, хорошо известна история с смотрителем Виленского духовного училища, иеромонахом Смарагдом, которого Потапов выслал в 24 часа под конвоем жандармов из Вильны в Петербург за проповедь на 14 апреля, которая почему-то ему показалась затрагивающею иноверцев. В скором времени после вступления архиепископа Макария на Литовскую кафедру должен был оставить свой пост в Вильне один из высокопоставленных сановников в крае из-за того, что стойко отстаивал интересы православия и русской народности в северо-западном крае. Но, не смотря на все это, преосвященный Макарий показал себя на высоте своего положения и явился добрым пастырем, который не позволяет волку прийти и разогнать овец его стада. В доказательство сего мы приводим весьма любопытную переписку архиепископа Макария с Потаповым, из которой обнаруживается очень ясно, с одной стороны, насколько мало содействовали, или вернее, как много противодействовали успеху православия и русской народности большинство чиновников, служивших в Виленском генерал-губернаторстве, начиная с самого Потапова и кончая волостным писарем, а с другой – та энергия и твердость духа, с какою преосвященный Макарий выступил в защиту интересов православной церкви и русской народности.

«Ваше Высокопревосходительство, милостивый государь! – писал архиепископ Макарий Потапову, – При обозрении мною в июне и июле месяцах сего 1869 года церквей и приходов вверенной мне епархии, по Виленской и Гродненской губернии, я обращал особенное внимание на те приходы, где есть в большем или меньшем числе прихожане, недавно воссоединившиеся с православною церковью, и к великому прискорбию нашел большую часть таких приходов в положении весьма неутешительном. По свидетельству отцов благочинных и приходских священников, ново присоединившиеся прихожане неохотно и в весьма малом количестве посещали те храмы Божии, где можно было бы православному духовенству действовать на них словом убеждения; многие отказываются принимать православных пастырей в свои дома и вообще уклоняются от всяких случаев, при которых эти пастыри могли бы обращаться к ним со словом наставления; многие начали уклоняться от исполнения христианского долга исповеди и Святаго Причащения у своих приходских пастырей, а некоторые перестают приносить детей своих для св. крещения православным священникам и обращаются к латинскому духовенству с просьбами как о крещении детей, так и об отправлении других духовных треб, и не мало уже было случаев незаконного исполнения со стороны последнего духовенства таких треб, о чем имеются донесения в консистории и производятся дела. Одною из главных причин такого безотрадного явления, более и более усиливающегося, но объяснениям благочинных и приходских священников, служит далеко не сочувственное, по-видимому, отношение к делу поддержания православия в означенных приходах ближайших к народу властей, сильно действующих на умы ново присоединившихся. В подтверждение и ближайшее разъяснение этой мысли мне указывали на следующее: 1) Отношение господ посредников, исправников и других низших гражданских властей к православному духовенству не вполне благоприятное. Гораздо больше внимания и вежливости оказывается со стороны названных властей латинскому духовенству, нежели православному (что имел случай, отчасти, заметить и я сам во время моего путешествия по епархии), а в иных случаях бывает и прямо небрежное обращение с православными священниками, так что последние выражают опасение даже за личную свою безопасность от оскорблений и ругательств со стороны фанатизированных крестьян-латинян, которые легко могут увлекаться примером высших. 2) Мало усердия и энергии видно со стороны упомянутых властей к удовлетворению просьб духовенства о починках церквей, оград вокруг них, домов для помещения приютов, об отводе земель и необходимых угодий православному духовенству, в виду часто с избытком обеспеченного латинского духовенства. Дела по просьбам обо всем этом откладываются на неопределенное время, что иногда хуже прямого отказа. 3) При таком положении, когда течет сквозь крыши в домах православных священников и в самых церквах (что и мне случилось видеть), когда отказывают в содействии даже устройству ограды вокруг православной церкви, не удивительно, если простой народ охотно и легко верит всяким слухам, как бы они ни были нелепы, вроде таких, например, будто костелы, обращенные в церкви, возвратятся к католикам, все перевороты, т.е. присоединившиеся к православию, со стыдом должны будут возвратиться в католичество, будто не только ни священники, ни власти гражданские ничего не сделают с возвращающимися опять в католичество, но даже это разрешено теперь высшим начальством и т.п. А ближайшие к пароду власти, вместо того, чтобы опровергать все подобные слухи, только молчат и самым молчанием своим как будто подтверждают, по крайней мере, по мнению народа, справедливость этих слухов. 4) Те из обратившихся к православию, которые остаются твердыми в своем, однажды принятом решении – быть православными, или которые пока колеблются и смущаются, весьма часто подвергаются от окружающих их латинян оскорблениям и насмешкам, будто они де, т.е. обратившиеся к православию, обманулись в своих расчетах на покровительство со стороны гражданских властей, доказательством чего служит то, что при назначениях, например, в сельские должности, не оказывают им никакого предпочтения, а как будто нарочно устраняют их в этом случае, и еще более служит перевод волостного правления из одного прихода, присоединившегося к православию, в приход латинский, без особой якобы в том надобности. 5) Наконец, и латинское духовенство и смущаемый им народ не видят, по медлительности гражданских властей и безразличному отношению их к поддержанию православия, никаких законных последствий того, что первое незаконно вмешивается в исправление духовных треб для присоединившихся к православной церкви крестьян. А на жалобы священников и на их просьбы о содействии, хотя бы, например, в доставлении к ним для беседы и увещания уклоняющихся от церкви, отвечают отказом, под благовидным предлогом невмешательства в чужую, будто бы для них, духовную область. Безнаказанность же и видимая поблажка в настоящем случае плохая поддержка для усилий православного духовенства удерживать в исполнении долга тайно волнуемый простой парод.

Изложив пред Вашим Высокопревосходительством все эти заявления местных отцов благочинных и священников, не верить которым не имею основания, я прежде всего считаю долгом выразить мое мнение, что одно православное духовенство в означенных приходах своими только духовными средствами не имеет возможности удержать в православии всех недавно присоединившихся к нему из латинства, так как многие из них вовсе не приходят в церковь, не впускают священников в свои жилища и всячески уклоняются от сношений с православными пастырями и от их пастырских наставлений, и что, как самое присоединение этих христиан к православной церкви совершено не одним православным духовенством силою его проповеди, а преимущественно при содействии гражданской власти, так и удержание их в православии, по крайней мере, до полного утверждения их в нем, может и должно совершаться духовенством при содействии же гражданской власти. А вслед за тем, имею честь покорнейше просить вас, милостивый государь, не признаете ли возможным сделать начальственное распоряжение: 1) чтобы все гражданские власти, особенно в означенных приходах, оказывали должное внимание и уважение к православному духовенству, всем его просьбам о законном содействии, в чем потребуется; чтобы они поддерживали и ограждали подобающее уважение к нему и со стороны латинского населения, а для того сами первые показывали сочувственное отношение к нему и отнюдь не обнаруживали, по крайней мере, явного предпочтения ему духовенства латинского; 2) чтобы власти эти усерднее и энергичнее действовали в вопросах и хлопотах духовенства об устройстве и украшении церквей, устройстве и починке причтовых домов, отводе причтам земель, особенно в означенных приходах, и ни в каком случае не откладывали, будто с намерением, на неопределенное время удовлетворение просьб по упомянутым предметам. 3) Чтобы при всяком удобном случае разъясняли народу всю нелепость слухов о каком-то повороте будто бы правительства в пользу латинства, в пользу свободного пли произвольного перехода из православной церкви в латинскую, имея в виду, что одному православному духовенству, как стороне, заинтересованной в деле, простой народ, еще не утвердившийся в православии, в этом деле доверять не может. 4) Чтобы строго преследовать насмешки и ругательства над ново присоединившимися к православию со стороны преобладающего латинского населения, и чтобы им оказывалась, по крайней мере, справедливость, если не предпочтение, при назначениях на общественные должности, в разных льготах и прочее. 5) чтобы, наконец, быстро, энергично и, конечно, беспристрастно исследовались, кем должно, случаи совращений в латинство и требоисправлений латинским духовенством в семействах православных крестьян и немедленно применялись к этим случаям во всей точности требования законов».

Призывая на вас, милостивый государь, благословение Божие, с глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть Макарий, архиепископ Литовский и Виленский.

В ответе на это, исполненное достоинство и энергии, отношение преосвященного Макария, со стороны Потапова виден дух иезуитизма и даже глумления над православным духовенством.

«Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь, – так пишет Потапов преосвященному Макарию, – принося мою душевную благодарность за сообщенные в ответе от 4 сентября за № 6846, сведения о положении дела православия в среде недавно воссоединившихся, дела близкого сердцу каждого русского и потому составляющего предмет особенного моего внимания, спешу уведомить о тех распоряжениях, какие мною сделаны по вышеозначенному отзыву вашего высокопреосвященства. Воздавание православным священникам подобающего им, как пастырям господствующей церкви, уважения и внимания, поставляется непременным условием для каждого служащего в крае, и до настоящего времени я не получал заявлений, чтобы кто-либо из них был невежлив или небрежен в обращении с православными священниками. Усматривая же из отзыва вашего высокопреосвященства, что отношения низших административных властей к православному духовенству не вполне благоприятны, что некоторыми из них оказывается гораздо больше вежливости и внимания латинскому духовенству, нежели православному, я предложил господам губернаторам подтвердить всем служащим оказывать должное внимание и уважение православному духовенству и содействие всем законным его требованиям, ограждая и поддерживая подобающее к нему уважение и со стороны латинского населения. Но, имея при этом в виду, что несогласный с вышеуказанным образ действий служащих лиц противен видам правительства и допустившие его должны быть подвергаемы законному взысканию, я долгом считаю просить ваше высокопреосвященство не отказать поставлять меня в известность о всяком подобного рода случае.

Православное духовенство, как Ваше Высокопреосвященство изволите сообщать, заявило Вам о недостатке усердия и энергии местных властей к удовлетворению просьб их о починке церквей, об устройстве помещений для причта, об отводе земель и угодий. В этих случаях удовлетворение просьб духовенства большею частью от местных уездных чиновников не зависит и участие их в подобного рода делах заключается лишь в собрании требуемых высшею властью сведений, или исполнении её предписаний. Все строительное дело сосредоточивается в губернских церковно-строительных присутствиях, на обязанности которых лежит рассмотрение заявлений о сооружении, восстановлении и починке православных храмов и разрешение таковых не иначе, как в присутствии епархиального архиерея, или по соглашении с ним. В настоящее время ни в моем распоряжении, ни у губернаторов не состоит тех чрезвычайных средств из местных источников, которые были предоставлены года три тому назад, и которые можно было, между прочим, употреблять и на поправление церквей, кроме сумм, специально назначенных на церковно-строительное дело. Из отзыва же моего от 21 июля за № 78 Вашему Высокопреосвященству известно, что правительство, при настоящем финансовом положении государства, не может принять на себя возобновление всех без различия храмов, а потому и предположено озаботиться в настоящее время изысканием местных средств для образования постоянного фонда на содержание приходских церквей. В виду такого положения дел, я полагаю, духовенство должно не увеличивать затруднения Правительства, но прийти ему на помощь и в заявлениях своих о пособии из казны ограничиваться самыми необходимыми требованиями, и только в тех случаях, когда исправления не могут быть произведены на счет добровольных пожертвований прихожан. Устройство причтовых помещений составляет обязанность прихожан и к местным административным властям относится лишь понуждение к исполнению законных требований духовенства поэтому предмету; сумм от казны на устройство причтовых помещений не отпускается, а энергичные понуждения не всегда бывают успешны, ибо весьма часто предстоящий расход не по силам прихожанам; в местностях же с недавно присоединившимися к православию энергия власти может вызвать расходы, обременительные для прихожан, и, таким образом, принести вред самому делу православия. Я полагаю, что лучшим рычагом для побуждения крестьян к заботливости о материальном благосостоянии своих пастырей может служить нравственное на них влияние последних, приобретенное их доверием и уважением к себе. Но желая с своей стороны помочь духовенству всеми мерами, от меня зависящими, я имею честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство сообщить мне, в каких именно приходах не последовало удовлетворения просьб духовенства по вышеозначенным предметам, и указать церкви и священнические помещения, в которых Вы изволили заметить повреждения, требующие немедленных исправлений.

Обеспечение нуждающихся православных причтов дополнительными земельными наделами и угодьями зависит от министра государственных имуществ и производится по моему с ним сношению, на основании представлений губернских присутствий по обеспечению быта православного духовенства, куда должны поступать в установленном порядке все заявления по этому предмету православных причтов. Медленность в удовлетворении, быть может, вполне справедливых и заслуживающих уважения ходатайств о наделе земельными угодьями весьма часто происходит от того, что православное духовенство в делах подобного рода, как Вы изволите усмотреть из моих к Вам отзывов, от 17 и 28 июля за № 10076 и 10792, не всегда обращается в установленном порядке, чрез свое ближайшее духовное начальство. Если же Вашему Высокопреосвященству известно какое-либо уважительное заявление духовенства поэтому предмету, оставленное без удовлетворения, то не откажите сообщить о таковом мне для зависящих с моей стороны распоряжений.

Относительно прекращения распространения слухов, будто бы костелы, обращенные в церкви, возвратятся католикам, а присоединившиеся к православию должны будут возвратиться в католичество и что это даже разрешено начальством, а также устранения и преследования насмешек и ругательств над ново присоединившимися, мною предложено губернаторам, чтобы, независимо от строжайшего преследования распространителей ложных толков, при всяком удобном случае мировые посредники и полицейские власти разъясняли народу всю нелепость слухов о каком то будто бы перевороте правительства в пользу латинства, всю невозможность осуществления оных, а также, чтобы насмешки и ругательства над ново присоединившимися со стороны католиков строго преследовались.

Что же касается того обстоятельства, что новообращенным, при назначении в сельские должности, не оказывается никакого предпочтения, и они как будто нарочно устраняются от них, то для предупреждения таковых случаев я признал только возможным предложить гг. губернаторам принять все зависящие от них меры к соблюдению установленных правил при производстве выборов в означенные должности, избрание в которые на основании 51 и 78 ст. положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, предоставлено сельскому и волостному сходам, и чтобы вообще православные и ново присоединившиеся, соответствующие требуемым законом условиям, не были устраняемы от избрания в общественные должности. Для расследования причин перевода волостного правления из одного прихода, присоединившегося к православию, в приход латинский, я покорнейше прошу почтить меня уведомлением, в какой местности этот перевод последовал.

На вмешательство католических ксендзов в совершение треб для православных я предложил губернаторам обратить особенное внимание и внушить полицейским властям строжайше преследовать подобные действия во всевозможных их видоизменениях, а как Вашему Высокопреосвященству от подведомственного Вам духовенства, быть может, известны случаи такого вмешательства католических священников, то не изволите ли признать возможным поставить меня в известность о них для принятия соответственных мер по каждому случаю.

Доставление к священникам для беседы и увещания лиц, только не отличающихся особенным усердием к делу веры, не разрешается законом, и жалобы священников по подобным предметам должны быть удовлетворяемы, по моему мнению, только в тех случаях, когда это относится к явному уклонению от общения с церковью, т.е. когда это уклонение рассматривается, как преступление и преследуется законом; и если Вашему Высокопреосвященству известны случаи неисполнения гражданскими властями законных требований духовенства в подобного рода делах, то я покорнейше прошу сообщит мне об них для соответственных с моей стороны распоряжений. Случаи же явного отступления от православия составляют предмет особенного внимания администрации; за правильностью производства подобного рода дел имеется строжайшее наблюдение, а вместе с сим мною вновь подтверждено губернаторам принят все зависящие меры к скорейшему рассмотрению еще неоконченных дел этого рода для подтверждения виновных законному взысканию.

Поручая себя архипастырским молитвам Вашим, с глубочайшим почтением и совершенною преданностью имею честь быть … Вашего Высокопреосвященства....

В виду сего ответа Потапова, преосвященный Макарий уже фактически подтверждает то, что им было изложено в первом своем отношении к нему.

«Вследствие отношения Вашего Высокопревосходительства от 17 сентября за № 174, – писал Владыка генерал-губернатору, – честь имею в дополнение к отношению моему от 4 сентября за № 6846 сообщить следующее:

1) Под содействием местных властей хлопотам духовенства об устройстве и украшении храмов и их починках я разумел не распоряжение об отпусках сумм и тому подобном, что предоставлено губернским церковно-строительным присутствиям, а только ускорение хода дел по заявлениям о нуждах, по собранию сведений, по освидетельствованию ветхих церквей, по производству уже разрешенных построек и починок, а с другой стороны, помощь прихожан трудом и ничтожным материальным пособием при церковных починках, в пределах материальной возможности прихожан, как например, новая настилка соломенной или деревянной крыши, чтобы она не протекала; пола, чтобы было безопасно, починка дверей, окон, ограды и т.п. В таких размерах может быть значительным содействие усилиям духовенства и самых низших властей. Положение же церковно-строительного дела именно не соответствует этим ожиданиям, чему есть не мало примеров. Гродненское церковно-строительное присутствие предписало от 2 июля прошлого 1868 г. за №№ 212 и 213 архитектору Андреевскому и приходскому попечительству Чернавчицкой церкви, Брестского уезда, приступить в нынешнем же 1868 году к перестройке Чернавчицкого костела, закрытого и переданного на православную церковь 2 октября 1867 года, отпустив потребную на работу сумму из наличного церковно-строительного капитала, но по сие время (5 августа 1869 г.), как пишет священник Чернавчицкой церкви, ничего не сделано, и ходит слух о возвращении католикам оного костела. С 1 октября 1868 г., со времени истечения срока для окончания постройки церкви и колокольни в селе Рясной, Брестского, пишет благочинный Высоколитовский от 29 июня сего года, из упраздненного костела, подрядчик не продолжает и не оканчивает обозначенных работ. Роснянское церковное попечительство неоднократно обращалось с просьбою в Гродненское губернское присутствие, – прежде о распоряжении касательно обеспечения окончания переделки Роснянского костела, так как бывший уездный комитет выдал подрядчику денег больше, с чем следовало ему, соразмерно произведенным работам, а потом о распоряжении, соответствующем настоящему положению дела. Что сделано после того присутствием, – неизвестно. Тот же подрядчик оставил неоконченною перестройку зданий упраздненного Мариинского монастыря в месте Рясной, предназначенного для помещения причта. В Остринской церкви, Лидского уезда, пишет Щучинский благочинный в рапорте от 25 июля сего года, не делается доселе исправления недостатков и опущений в казенной постройке, на ассигнованную уже на сей предмет от Министерства Государственных Имуществ сумму 5.905 р. 60 к., каковых работ ожидали еще прошлым летом. На починку церкви в местечке Бытене, Гродненское церковно-строительное присутствие поручило архитектору еще в прошлом году составить смету и план, но он еще не составил. Вязынская церковь, рапортует от 13 июля Молодечнянский благочинный, Вилейского уезда, совершенно ветха, и, хотя еще в 1864 г. была составлена Вилейским церковно-строительным комитетом смета на постройку новой из кирпича, но до сих пор к этой постройке никто не приступает, несмотря на то, что для этой цели уже третий год заготовлены дерево, кирпич и камедь. Дерево, лежащее под открытым небом, значительно подверглось порче, а кирпич, сложенный в наскоро сделанном сарае, от течи сверху, а снизу от подходящей воды, наполовину перепортился. Носиловская церковь – совершенно ветхая, и, хотя на устройство новой составлена Вилейским комитетом смета и весь нужный материал заготовлен и также гниет, но, когда будет приступлено к работам, неизвестно. Лотыгольская церковь, хотя совершенно ветха и нуждается в неотложном исправлении или возведении новой, но проекта ни на то, ни на другое не сделано, и никаких к тому приготовлений не видно, а колокольня грозит скорым падением. Марковская церковь, построенная в 1859 году из булыжного камня, нуждается в капитальной починке; крыша пропускает течь, а пол совершенно обрушился. В селе Турейке, Щучинского благочиния, церковь деревянная ветхая, соломою крытая, до неприличия скудна, чтобы быть приходскою. Во время моего обозрения епархии мною лично была замечена течь в Шумской и Островецкой церкви.

Впрочем, долго было бы исчислять все церкви, нуждающиеся в таких или других починках. Литовская консистория относилась по сему предмету, куда следует, с просьбою о починке многих церквей, но на свои отношения ответа не имеет. В рапорте благочинных за первое полугодие 1869 г. указано, кроме вышеупомянутых, еще до 20 церквей ветхих и требующих починок, о чем консистория сообщит Церковно-строительным присутствиям.

II. Еще труднее было бы поименовать все те приходы, где причтовые помещения крайне ветхи и убоги и где даже вовсе нет таковых, особенно для церковнослужителей. О положении этого дела в консистории известно следующее. На основании Высочайше утвержденного положения об обеспечении сельско-православного духовенства, 1842 г. Св. зак. тома IX изд. 1857 приложение к 323 ст., по утвержденным губернскими комитетами об обеспечении сельского православного духовенства разновременно с 1844 г. проектам уездных комитетов, производились, по сношениям консистории с губернскими начальствами, постройки и починки домов с хозяйственными строениями для причтов там, где прихожане помещичьи крестьяне, – помещиками, где казенные крестьяне – палатами государственных имуществ, а где смешанные прихожане, т.е. помещичьи и казенные – помещиками совместно с казною. Постройки эти производились весьма медленно помещиками, и потому Министерство внутренних дел вошло в Правительствующий Сенат с представлением о том, чтобы, в случае уклонения помещиков от уплаты следующих с них денег на обеспечение сельского духовенства в западных губерниях, взыскание было производимо в порядке, установленном для казенных взысканий. Вследствие сего 16 декабря 1864 г. воспоследовал указ Правительствующего Сената о взыскании тех недоимок в установленном для казенных взысканий порядке, и, по отношению Министра Внутренних дел, Господин Главный Начальник края от 28 февраля 1865 г. за № 91 предложил губернским присутствиям об обеспечении духовенства сделать распоряжение о приведении в точную известность, какие из сельских причтов остаются необеспеченными по проектам, утвержденным после сего срока, затем сделать определение, какие из неисполненных повинностей должны относиться на основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета в помянутом Сенатском указе и положении 1842 г. к обязанности владельцев имений и, оценив эти повинности, произвести взыскание с владельцев, на точном основании сей Высочайшей воли. Собрание таковых сведений о взыскании с помещиков тех недоимок Виленское Губернское присутствие об улучшении быта духовенства 16 марта 1865 г. поручило военным начальникам Виленской губернии. Между тем, когда были представлены требуемые сведения и взыскивались с помещиков деньги, Генерал-губернатор 7 марта 1867 г. за № 324 дал предложение Виленскому Губернатору об отмене порядка ко взысканию сказанных недоимок и предварительном представлении сведений о том Министру Внутренних дел в шестимесячный срок. Вследствие сего, Виленское Губернское присутствие об улучшении быта духовенства 7 апреля 1867 г. поручило уездным предводителям дворянства, чтобы совместно с мировыми посредниками, благочинными, местными священниками, при участии владельцев имений, а по смешанным приходам, состоящим из конфискованных и секвестрованных имений, при участии чиновников Министерства Государственных имуществ, составили требуемые ведомости и оценки, и таковые доставили присутствию. Но таковые ведомости, как видно из дел губернских присутствий, и после разновременных повторений еще не все представлены. При таком положении дела, постройки и починки домов и хозяйственных строений приостановились и вовсе не производимы в настоящее время, и прихожане, когда духовенство обращается к ним, откладывают дело впредь до решения вышеозначенного вопроса; так как осмотр причтовых помещений и все относящиеся к этому обстоятельства открыто обследовались во многих местах комиссиями, так что в настоящем обстоятельстве едва ли помогло бы самое неотразимое нравственное влияние духовенства на прихожан, разумея здесь священников, а не низших членов причта, от которых, по степени их образования, собственно трудно ожидать настолько могучего нравственного влияния, чтобы оно послужило рычагом в деле снабжения их помещениями.

III. В подобном же положении находится и дело об обеспечении причтов земельными угодиями, которое, на основании Высочайше утвержденного положения об обеспечении сельского православного духовенства, отнесено губернскими присутствиями на обязанность помещиков и на палаты государственных имуществ, смотря по тому, какого ведомства крестьяне составляют приход. Посему о дорезке недостающей доузаконеной 33-х десятинной пропорции и о замене чрез полосных или неудобных земель, производилась консисторией с 1844 года с губернскими правлениями и присутствиями по обеспечению духовенства, а также с палатами государственных имуществ, переписка, и вследствие сего многие причты обеспечены узаконенною пропорцией земли, где дорезка или замена относились до палаты Государственных имуществ; где же это зависело от помещиков, – весьма немногие причты обеспечены узаконенною пропорцией земли. По причине уклонения помещиков от исполнения сей обязанности, в силу указа Правительствующего Сената от 18 Декабря 1864 г. сделано распоряжение, – при составлении ведомостей о недоимках по обеспечению духовенства помещениями внести и то, что не исполнено помещиками в отношении обеспечения причтов землями, а между тем на основании циркуляра Министра Государственных Имуществ от 21 сентября 1863 г. за № 42, вследствие ходатайств Губернских присутствий, отведены и отводятся ведомством Государственных имуществ фермы, оброчные статьи, т.е. рыбные ловли и мельницы, произведены и производятся дорезки в усиленной, и более чем удвоенной против 33-х десятинной нормы, – пропорции, а также замены неудобных и чрез полосных земель. Но не все предположения губернских присутствий удовлетворены. Наконец, в ответ на отношение бывшего генерал-губернатора графа Баранова от 6 апреля 1867 г. за № 456 на имя Митрополита Иосифа с требованием ведомости о числе приходов Литовской епархии и заключения, – во что могут быть оценены натуральные повинности духовенству Северо-западного края, которые отдавались в пользу его на основании положения 1842 г. (в замен каковых повинностей сему духовенству положено по 100 р. на причт), от 24 июня того же года за № 4943 сообщено Митрополитом Иосифом заключение, что за эту повинность должно бы вознаграждать ежегодно причты церквей Литовской епархии по городским и сельским двуклирным приходам 250 р. а по одноклирным 125 р. Последовала ли по сему предмету какое-либо распоряжение, доселе нет сведений.

IV. Кроме сего были и другого рода частные случаи бесплодной доселе переписки с подлежащими инстанциями, как касательно помещений, так и касательно земельных владений церковных. Например, Щуминскому духовенству в 1864 г. велено передать упраздненный монастырь сестер милосердия со всеми пристройками и плацами, – Лидский уездный комитет затянул это дело до сих пор. Священник владеет пока деревянными постройками монастыря, и теперь дело запутано так, что трудно надеяться на передачу во владение духовенства всех означенных строений, так как на них заявлена претензия дворовым управлением князя Друцкого-Любецкого. Предположенная, по распоряжению бывшего генерал-губернатора Фон-Кауфмана, перестройка по-Бернардинского Слонимского монастыря под помещение соборного причта доселе не состоялась.

Давно ведется и ничем не разрешается переписка о части сада, отторгнутой крестьянами села Лебедева, Вилейского уезда, от их приходской церкви. В 1865 г. заведено дело о шестидесяти десятинах земли, отторгнутой от Глубокской церкви, Щукинского благочиния, Лидского уезда, и находящейся во владении помещика Янковского. В 1866 г. была в Глубоком комиссия временного отделения Лидского полицейского управления. В 1867 г. дело передано в Лидский уездный суд. Но решения доселе нет.

V. Что касается до упомянутого мною в отношении к Вашему Высокопревосходительству о намеренном, будто бы, по мнению народа, устранении обратившихся в православие крестьян от общественных должностей, то в доказательство этого указывается на перевод сельских управлений в католические приходы следующих православных и ново обратившихся к православию приходов: в одном Вилейском уезде: из Интурок, из Островца, из Гейшишек и из Дукшт в Мойшаголы.

VI. Случаев вмешательства латинского духовенства в требоисправления в семействах лиц, обратившихся к православию известно мне от подведомого мне духовенства не мало! Я укажу здесь на те, по которым подведомые мне консистория вступала в сношение как с католическою консисторией, так и с гражданскою властью. В первую послано было сообщение в мае месяце настоящего года, по донесению Сокольского благочинного от 30 января 1868 г. за № 40 о погребении православного крестьянина села Ячна Ивана Семенчика ксендзом Новодворского костела; но ответа в консистории не имеется; а по рапорту его же за № 41 о незаконном крещении младенца крестьянина деревни Острова Ивана Марцинчика викарным ксендзом Домбровского костела Фомою Сембаловичем, консистория сносилась с Сокольским уездным полицейским управлением, и о наказании виновного не имеется сведений. По жалобе священника Волковысского уезда, Гудзевичской церкви, Виктора Абрамовича об уклонении некоторых прихожан от исполнения христианского долга, по каковому обстоятельству обвиняется в попущении и подстрекательстве местный мировой посредник, судебный следователь и становой пристав, а также ксендз соседнего костела Ольшевский, Литовская духовная консистория от 10 апреля и 30 мая за № 2430 и 4147 сообщала Гродненскому губернскому правлению о производстве следствия по сему делу, – ответа не имеется. Шумский благочинный от 27 февраля сего года за № 77 рапортует, между прочим, консистории: в Быстрицком приходе из 850 душ обоего пола, присоединенных, 370 лиц не бывает у исповеди и 6 младенцев не крещено; в Островецком из 700 душ присоединенных, более 500 душ не бывает у исповеди и 37 младенцев не крещено; в Рукойнском приходе из 605 присоединенных около 300 уклоняется от исповеди и более 20 младенцев не крещено. В Шумском – из 600 присоединенных более 300 не бывает у исповеди и более 30 младенцев не крещено. В Рудоминском приходе из 300 присоединенных – 180 лиц уклоняются от исповеди и 2 младенца не крещены. При сем рапорте приложен и именной список родителей некрещенных детей по православному обряду. В 6 означенных приходах благочинный указывает, что совершают крещение и принимают на исповедь присоединившихся к православию духовенство Виленских костелов Всех Святых и св. Яна. Неоднократные просьбы по сему случаю благочинного и священников к уездной полиции остались недействительными. Виленский благочинный в рапорте своем от 30 июня сего года уведомляет о таковых же уклонениях от исповеди и св. причастия в приходе Подберезском до 150 человек, и в Дукштах 84. Все, по большей части, уклонившиеся от исповеди у своих священников, едва ли решились бы оставаться совсем без исповеди, и исповедовались, по всей вероятности, у латинского духовенства, в чем, конечно, духовенство православное не имеет возможности само уличить виновных.

ѴII. Наконец, не излишним считаю присовокупить, что мне, как епархиальному архиерею, предоставлено присутствовать в заседаниях губернских церковно-строительных учреждений, находящихся в моей епархии, только по временам, в случаях, указанных № 12 и приложением к параграфу 32 правил для устройства православных церквей в 9 губерниях западного края. А постоянное течение дел в тех учреждениях или присутствиях совершается совершенно вне моего ведома. И входить или вмешиваться в эти дела, давать им направление и движение я не имею никакого права. Потому я и не могу принимать на себя ответственность за исправность или неисправность означенных присутствий».1

В ответе на это ясное и обстоятельное изложение фактов, рисующих далеко не с привлекательной стороны администрацию Северо-западного края по отношению к православной церкви и русской народности, Потапов уже совершенно переменил тон и пишет одно за другим два отношения к преосвященному Макарию, в коих отвечает более или менее обстоятельно на каждый пункт отношения к нему архиепископа.

«Спешу уведомить Ваше Высокопреосвященство, – писал Потапов преосвященному Макарию, – что по изложенным в отзыве от 6 октября за № 7944 делам, разрешение или дальнейшее направление которых зависит от губернских властей, мною предложено губернаторам, не зависимо доставления сведений о настоящем положении таковых, принять все зависящие от них меры к возможно скорейшему окончанию оных.

Выработанные проекты по вопросам о переложении на деньги натуральных повинностей в пользу православного духовенства и устройстве причтовых помещений сообщены мною для дальнейшего в установленном порядке направления господином Министром Внутренних дел, по первому, 9 ноября 1868 г. за № 16786, а второму, 20 июля того же года за № 11660, по утверждения оных еще до сих пор не последовало.

Из числа означенных в отзыве Вашем дел, два дела, разрешение которых зависело от меня, именно: по Щучинской и Чернавчицкой церквам, уже окончательно разрешены. Каменные строения, сад и землю, принадлежавшие упраздненной Щучинской общине сестер милосердия и оспариваемые владельцами местечка Щучина, князьями Друцкими-Любецкими, по непредставлению последними доказательств к оправданию прав собственности на эти угоды, предложено передать причту Щучинской церкви, а но Чернавчицкой церкви, предположенной к устройству из упраздненного костела, впредь до составления смет на капитальные работы и открытия на это кредита, разрешено устроить временный иконостас и открыть богослужение по обрядам православной церкви. Заявления и ходатайства о возвращении Чернавчицкого костела католикам не только не уважены, но, напротив, подавшие мне поэтому предмету прошение, бывшие прихожане означенного костела, за противозаконные домогательства и подачу прошения скопом преданы мною уголовному суду. Видя в православии и православном духовенстве Северо-западного края одну из прочнейших опор успеха русского дела, я всегда радуюсь случаю оказать мое содействие, как успеху господствующей церкви, так и улучшению быта её пастырей».

В другом своем отзыве к преосвященному Макарию Потапов дает уже более обстоятельный ответ на остальные пункты, изложенные в отношениях к нему преосвященного Макария, и на которые он не ответил в первом своем отзыве к нему.

«От 17 октября 1869 г. за № 14278, – пишет Потапов, – мною сообщено было Вашему Высокопреосвященству, что по всем делам, упомянутым в отношении Вашем от 6 октября того же года за № 7944, разрешение и дальнейшее направление которых зависит от губернской власти, мною предложено губернаторам принять все возможные меры к скорейшему окончанию оных и о последующем меня уведомить.

В дополнении к вышеозначенному моему отзыву за № 14278, по получении сведений, доставленных мне Виленским и Гродненским губернаторами, имею честь сообщить Вашему Высокопреосвященству следующее:

1) работы по устройству Роснянской церкви с колокольнею и помещениями для причта в бывшем Мариинском монастыре совершенно окончены в 1870 году.

2) Остринская церковь еще не устроена потому, что потребовалось составление новой сметы, каковая определилась в сумме довольно большой, в счет коей отпущено уже 3.000 рублей; работы по этой церкви будут мною разрешены, если ее положено оставить самостоятельною приходскою, о чем сведения затребованы от Виленского губернатора 16-го сего мая за № 5164.

3) На починку Бытейской церкви предположено испросить особый кредит, смета же необходимым исправлениям не была составлена во время, за смертью архитектора, на которого возложено было это поручение.

4) В виду вызываемого настоящим положением Государственного Казначейства сокращения церковно-строительных расходов, к устройству церквей в Вязыне, Носилове, Лотыголе, Маркове и Быстрицах никаких распоряжений делаемо не было и, по совещании с преосвященным Иосифом, епископом Ковенским, дело это на некоторое время отложено.

5) На устройство Турейской церкви утверждена смета в сумме 11.838 р. 78 к. и работы по ней разрешены к производству предложением моим от 29 минувшего апреля, за № 4460.

6) Исправление Шумской церкви совершенно окончено, по Островецкой же церкви составлена дополнительная смета, находящаяся ныне в рассмотрении.

7) На починку Гвозницкой церкви предположено испросить особый кредит; исправление Бельского собора совершению окончено; на Вязовецкую церковь испрашивается кредит в сумме 9.223 р. 46 коп., в счет которых уже отпущено 6.000 руб., а к производству работ церковно-строительное присутствие обязано приступить в текущее лето. Рендиновский и Рогожненский костелы переделаны в церкви, освящены и сданы в духовное ведомство 23 мая 1870 г. Что же касается обязательства помещика Ельского возобновить Высоцкую церковь, то из представления Гродненского губернатора оказывается, что помещик сей никогда не выдавал обязательства на поддержание починками сей церкви, почему ныне заставить наследников его, по требованию Литовской Духовной Консистории от 27 апреля и 24 сентября, за №№ 7106 и 7762, поддерживать эту церковь нет законных оснований, тем более, что заботливость об этом по силе 226 ст. XII т. Ч. 1 Уст. Строит. и 178 ст. Положения 19 февраля 1861 г. относится к обязанности прихожан, но так как исполнение сего для прихожан было бы затруднительным, то об устройстве этой церкви сообщено Гродненскому церковно-строительному присутствию, о чем уведомлена уже консистория.

8) Вопрос об обеспечении причтов православных церквей Северо-западного края помещениями и угодьями, равно о взыскании недоимок по этим статьям за прежнее время находится еще в рассмотрении высших правительственных инстанций; относительно же обеспечения быта 43 церквей Виленской губернии, о коих, как упомянуто в отзыве Вашего Высокопреосвященства за № 7944, консистория не получала ответов от Люстрационной комиссии и Управления Государственных Имуществ, – будет сообщено мною дополнительно, по получении сведений этих от Губернского присутствия по улучшению быта православного духовенства.

9) Приспособление Слонимского Бернардинского монастыря под помещение православных причтов г. Слонима приведено уже к окончанию.

10) О земле, отнятой крестьянами села Лебедева от приходской церкви и о земле Глубокской церкви, Лидского уезда, ожидаются еще дополнительные сведения, по доставлении которых не премину уведомить Ваше Высокопреосвященство о распоряжениях, какие по сему предмету будут сделаны.

11) Относительно преднамеренного, будто бы, перевода сельских управлений из православных приходов в римско-католические – из сведений, доставленных Виленским губернским по крестьянским делам присутствием оказывается, что до введения государственных крестьян в общий состав сельских обывателей в деревне Гейшишках и местечке Островце состояли волостные правления, а в местечке Дукштах и Интурках казенные сельские правления; при преобразовании же управления государственных крестьян, деревня Гейшишки и местечко Дукшты вошли в состав Мойшегольской волости, а Островец – Верхнянской. Затем с 1866 г., т.е. со времени преобразования сельских обществ государственных крестьян, никаких перемен в составе волостей не происходило.

12. По делу о погребении крестьянина Семенчика окончательные сведения мною еще не получены; что же касается крестьянина Марцинчика, то отношение Литовской духовной консистории от 5 сентября 1868 г. за № 7101 о высылке этого крестьянина с неправильно окрещенным по римско-католическому обряду младенцем к православному священнику, для совершения над сим младенцем обряда миропомазания, Сокольским уездным полицейским управлением исполнено, и о том уведомлена им Литовская духовная консистория 24 ноября 1868 г.

13) Литовская духовная консистория своими отношениями от 10 апреля и 30 мая 1868 г. за №№ 2430 и 4147 сообщала Гродненскому губернскому правлению на его распоряжение жалобу священника Гудзевичской церкви Абрамовича об уклонении некоторых прихожан той церкви, присоединившихся в 1866 г., от исполнении христианского долга, вследствие попущения и неправильных действий производящей о том следствие особой комиссии из жандармского офицера, судебного следователя и станового пристава, и просила о скорейшем окончании следствия. Между тем, по сделанным справкам, ни у одного из вышеупомянутых должностных лиц в производстве дела о Гудзевичских прихожанах не оказалось, а равно в канцелярии губернатора, губернского правления, уездном суде и судебной палате не имеется переписки о назначении таковой комиссии. Поэтому Гродненское губернское правление 8 июля 1871 г. за № 4131 с препровождением отзывов консистории предписало Гродненскому уездному исправнику внушить присоединившимся в 1866 г. к православию о необходимости исполнения обрядов православной веры и, если по дознании окажется, что присоединившимися нарушены условия 27 и 49 ст. т. XIV Уставов о предупреждении и пресечении преступлений, то дознание передать судебному следователю для произведения следствия и дальнейшего законного направления дела, о чем тогда же за № 4129 послано уведомление Литовской духовной консистории.

14. О воспрещении ксендзам костелов Св. Иоанна и Всех Святых принимать к исповеди присоединившихся к православию прихожан Быстрицкой, Островецкой, Шумской, Рудоминской, Подберезской и Дукштанской церквей, и также совершения над младенцами упомянутых лиц обряда крещения, Виленский Губернатор входил в сношение с управляющим Виленскою римско-католическою епархией, и прелат-препозит Жилинский уведомил, что поэтому предмету Виленскою римско-католической консисторией послало соответственное предписание настоятелям костелов св. Иоанна и Всех Святых.

Это отношение Генерал-губернатора последовало только от 26 мая 1872 г., но и при этом оказалось, что не все изложенное в сом довольно позднем отношении было справедливо. Так, Литовская Духовная консистория, после справок, донесла преосвященному Макарию, что, хотя в отзыве генерал-губернатора сообщено, что исправление Шумской церкви и Бельского собора совершенно окончено, а между тем преосвященный Иосиф, епископ Ковенский, передал в консисторию прошение священника Шумской церкви, Виноградова, от 15 мая сего года, которым он просит ходатайство Его Высокопреосвященства о скорейшем произведении починки в Шумской церкви. Устроенная в 1871 году на Шумской церкви железная крыша до настоящего времени не окрашена; в том же году приготовлен материал для устройства на церковном здании глав, по таковые еще не устроены. Сверх того, фронтонная часть церкви осыпается и падает. Таковое ходатайство Виноградова о производстве починок по Шумской церкви в настоящем году, по журнальному определению консистории 23/24 июля передается на распоряжение церковно-строительного присутствия. 2, Произведена ли церковно-строительным присутствием починка повреждений в крыше и штукатурке Бельского Троицкого собора, о чем консистория сообщила в это присутствие 19 августа 1868 г., в делах сведений нет. В клировой же ведомости собора за 1871 г. показано, что соборный пол требует немедленного исправления. Касательно остальных пунктов отзыва г. начальника края, сведения, имеющиеся в делах консистории, сходны с доставленными ему сведениями, изложенными в том отзыве.

По этой переписке преосвященного Макария с Генерал-губернатором Потаповым можно уже судить о нем, как об опытном и с твердым характером администраторе, который, не смотря на свое еще кратковременное знакомство с Литовскою епархией, сумел подметить ненормальные отношения гражданской администрации по отношению к православной церкви и её служителям и поставить их на вид Главному Начальнику края. И вообще за свое десятилетнее управление Литовскою епархией Преосвященный Макарий сделал много добра для неё и пользовался глубоким уважением за свое благородное обращение со всеми и за неизменную справедливость в решении дел.

И. Извеков

* * *

1

Эта 7-я статья написала в черновике собственноручно преосвященным Макарием.


Источник: Извеков Н.Д. Некоторые черты деятельности митрополита Макария (Булгакова) по управлению Литовской епархией // Богословский вестник. 1892. Т. 3. № 12. С. 411-434.

Комментарии для сайта Cackle