Н.Р. Антонов

Источник

II. Перечень сочинений и разделение их

Сочинения Н. П. очень разнообразны. Полный (относительно) перечень их следующий.

Die Idee der Gottheit (Halle, 1868).

О свободе совести. «Беседа» 1871 г. II и IX книги.

Людв. Кондратович. «Русская Мысль» 1880 г., кн. I.

Общественная собственность и демократия. «Р. Мысль»

1885 г., VI (изложение книги Фульда на ту же тему).

Ив. Серг. Аксаков. «Русский Курьер» 1886 г., № 28.

Критика начал и выводов так называемого славянофильства.

а) Предисловие. Предшественники славянофильства. «Р. Кур.» 1886, №№ 166, 172 и 187.

б) Славянофилы, Запад и Петр. Там же, № 191.

в) Государственное учение славянофилов. № 196 и 204.

г) Взгляд славяноф. на сущность и строй русской истории. № 213 и 221.

д) Основы исторического предания. № 235 и 236.

е) Москва и московский народ. № 245.

ж) Славянофильство и славянство. № 255 и 256.

Всеславянство. «Р. К.» 1887 г., №№ 143 и 176, 194, 206, 225, 268 и 2952.

Исторический характер Прусской политики. «Р. К.» 1887 г., № 212.

Кобургиада с психологической точки зрения. «Р. К. » 1887 г., № 212.

Обзор европейской филантропии. «Р. К.» 1887 г., № 276.

Воспоминания о Гилярове-Платонове. «Р. К.» 1887г., № 288.

Идее славянского братства. «Р. К.» 1 887 г., 304, 305 и 31 1.

О земском самоуправлении. «Русск. Дело» 1888 г., 46.

Что надлежит сделать Госуд. Сов. в вопросах о земских начальниках. «Р. Дело» 1889 г., № 6.

Неверие его причины. «Благовест» 1890 г., вып. II, III и IV.

И. С. Аксаков. «Бл.», вып. 17.

Классицизм и причины его несостоятельности. «Благ.», вып. 1 9.

О старом и новом славянофильстве. «Благ.», вып. 22.

О христианском Востоке и Западе. «Вл.», вып. 33 и 34.

О народности вообще и о русской народности по преимуществу. «Благ.», вып. 41, 43, 44 и 4 5.

А. С. Хомяков. «Благ.», вып. 42.

Задачи Благовеста. «Благов.», вып. 53.

Духа не угашайте. СПб. 1895 г.3

К истории церкви Абиссинской и Коптской. «Русск. Бес.» 1895 г., № 10.

Свобода, Любовь и Вера. «Р. Бес.» 1895 г., № 1, 2, 3, 4, 6, 8.

О Церкви или в Церкви. «Р. Труд» 1897 г., № 1 .

Русские Леклерки. «Р. Тр.» 1897 г., № 2, 4, 5, 7.

Клир и миряне. «Р. Тр.» 1897 г., № 23, 26, 28, 30 и 32.

О браке и безбрачии. «Р. Тр.» 1899 г.4

Церковное ведомство и Церковный Собор. (Напечатана в. газ. «Русь» № 245 и 246 и в «Сборнике», изданном группой петербургских Священников: «К Церковному Собору»).

Всецерковный Собор и выборное начало Церкви. (В том же «Сборнике»).

Соборы и патриархи. (Там же).

Канон и свобода. «Церк. Вестн.» 1905 г., № 17 и 18.

Минута высокого озарения. «Слово» 1905 г., № 211 и 213.

Об избрании епископов в древнехристианской Церкви. «Ц. гол.» 1906 г., № 45.

К Церковному Собору. «Церк. Гол.» 1906 г.6

Что говорят каноны о составе Соборов. Там же, № 13 – 147.

Несколько примечаний к канонам. Там же, № 17 – 198.

39-е апостольское правило и предсоборные канонисты. Там же, № 22 – 24.

Моя апология на обвинительную речь профессора Глубоковского. («Церк. Ведом.», № 24, стр. 1320 – 1324).

Там же, № 25 – 26.

Опыт церковного катехизиса. Там же, № 28.

Возможны ли в Церкви решающие и совещательные голоса. Там же, № 40 – 509 .

43. Патриаршество и каноны. «Церковн. Вестн.» 1906 г., № 4 – 510.

Православное христианство и мир. «Церк. Гол.» 1907 г., № 12 –17.

«Духовенство» и «миряне» – причт и прихожане. «Церк. Вестн.» 1907 г., № 9 – 14.

Формулы церковного судоустройства. Там же, № 3 – 5.

Беспредельность невежества и Апокалипсис – против книги г. Морозова11. «Церк. Вестн.» 1907 г.

Когда был написанье Апокалипсис. «Церк. В; » 1908 г.12

Предание Церкви и предание школы. «Богосл. В.» 1908 г.,

№ 2, 3, 6, 7, 8, 9 и 12; 1909 г., № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11.

Стихотворения:

Стихотворения, напечатанные в «Русском Курьере» 1887г.:

Фридрих Барбаросса (№75).

2) Великий курфюрст (№ 166).

3) Воскресение Христово (№ 93).

4) Доктор Вагнер и его дух (№ 259).

5) Белая женщина (№ 266).

6) Славянский барабанщик (№ 280).

7) Последний славянин (№ 281).

8) Воскресение славянства (№ 206).

9) Два орла (№ 228).

10) На славянском кладбище (№ 252).

Напечатанные в «Русском Деле»:

11) Новый год (1889 г., № 1).

12) Памяти Юрьева. Там же, № 1.

Напечатанные в журн. «Труд»:

13) Лаворская девушка. 1893 г., № 10.

Напечатанные в «Благовесте»:

«Звонарь» (№ 1).

Среди Земного Сна (вып. 5).

Ханджар 1890 г., (№ 9).

Десницей Вышнего храним (№ 8).

Грешница (№ 54).

Из Адратического альбома (№ 10).

д) Напечатанные в «Наблюдателе»:

20) На смерть Пальмина (1891 г., № 12).

21) Черный привратник (1892 г., № 1).

22) Подвижник (1892 г., № 5).

23) На лоне природы (№ 2).

24) Утес. Там же, № 12.

25) Озеро (1 893 г., № 1).

е) Напечатанные в «Р. Мысли» за 1885 г.:

26) Вассшита (индийск. лег.) в V кн.

27) Море (кн. VI).

28) Моя невеста (VIII).

29) Смех (IX кн.). Напечатано в «Извест. Слав. Благ. Общ.» 1887 г., № З.

30) «Памяти И. С. Аксакова».

31) «Илья Муромец» и др.

Третий род сочинений Н. П. Аксакова составляют беллетристические и полубеллетристические произведения: 1) Дневник аббата Опетита (историко-психологический очерк, «Тр.»1891 г., № 20); 2) Фауст древнего мира (рождественская легенда) «Тр.» 1891 г., № 24; З) У креста. Истор. рассказ. (Там же 1893 г., № 1); 4) Леон-врач. Повесть. «Восх.» 1893 г., № 10 – 12; 5) Замок Зора. Повесть. Прилож. «Благов.»; 6) Дети-Крестоносцы; 7) Старички (размышления и грезы). «Благовест», вып. 29, 30 и 31.

Сочинения Н. П. Аксакова можно разделить на группы: в одних, московского происхождения обсуждаются вопросы преимущественно государственно-политического быта, а в других – позднейшего петербургского периода – вопросы церковно-религиозного строя и быта... Однако между теми и другими можно найти три формальных признака объединения: 1) установление и там, и здесь прав, достоинств и подготовки всей массы к государственной и церковной самодеятельности; 2) обсуждение выдвигаемых временем вопросов государственных и церковных, не с точки зрения только минуты и ближайшего общественного настроения, но сточки зрения «высшего назначения человека и «государства» и 3) призыв там и здесь к «объединенности» – к единству в идеях и формах человеческой жизни.

* * *

2

Эти статьи изданы в 1910 г. отдельным изданием С. Ф. Шараповым.

3

Приложение к журн. «Благовест», изд. А. В. Васильевым.

4

Перепечатана в сборнике С. Ф. Шарапова („Сущность брака“) и к книге В. В. Розанова („В мире неясного и нерешенного“).

5

Изданы отдельными брошюрами.

6

Изданы отдельными брошюрами.

7

Изданы отдельными брошюрами.

8

Изданы отдельными брошюрами.

9

Изданы отдельными брошюрами.

10

Изданы отдельными брошюрами.

11

Изданы отдельными брошюрами.

12

Изданы отдельными брошюрами.


Источник: С.-Петербург. Типография М. А. Александрова (Надеждинская, 43). 1912г.

Комментарии для сайта Cackle