О Тимофее Александрийском
Предисловие
Тимофей Александрийский начал успешную церковную деятельность при императоре Валенте, в 372 г. Сменив своего брата Петра, который был изгнан императором Валентом за никейскую веру, Тимофей стал 24-м по счету Александрийским архиепископом260 и был великим защитником единосущия. Этот блаженный отец присутствовал на II Вселенском соборе, состоявшемся в 381 г., и проповедовал Божество Святого Духа. Почив о Господе на седьмом году после II Вселенского собора, он оставил своим преемником Феофила Александрийского.
Св. Тимофей написал немало житий замечательных подвижников (отметим житие аввы Аполлоса)261, а кроме того, составил настоящие правила в форме вопросоответов. Эти правила косвенно утверждены правилами IV Всел. 1 и VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и через это утверждение некоторым образом получили силу правил Вселенских соборов. Находятся они во 2-м т. «Пандект» и в 1-м т. «Синодикона», с. 352.
Тимофея, святейшего архиепископа Александрийского вопросоответы, или 18 правил с толкованиями
Вопрос 1. Если оглашенный ребенок лет семи или взрослый человек окажется где-либо при совершении приношения и по неведению причастится, то как должно с ним поступить?
Ответ
Должно просветить его крещением, ибо он призван Богом.
Толкование
Этого божественного отца спросили, что делать в том случае, если ребенок или взрослый человек, будучи еще оглашенными, окажутся в церкви при совершении литургии и по неведению, а не по дерзости причастятся, не зная, что оглашенные до крещения причащаться не могут. На этот вопрос он отвечает, что такого нужно крестить, потому что он призван к тому Самим Богом. Действительно, то, что ему не воспрепятствовали причаститься ни находившиеся в церкви христиане, ни сам причастивший его священник (а возможно, тогда они и не поняли, что он оглашенный, хотя знали его раньше), является Божественный призванием.
Смотри также примеч. 1 к I Всел. 2.
Вопрос 2. Если бесноватый является оглашенным и либо сам захочет принять святое крещение, либо этого пожелают его родственники, то должен ли он креститься или нет, особенно если он близок к смерти?
Ответ
Если бесноватый не очистится от нечистого духа, то он не может принять святое крещение, но при кончине крестится.
Толкование
Хотя нечист всякий оглашенный, не принявший крещения, потому что внутри него находится нечистота прародительского греха, а лукавый дух гнездится в его сердце и скрытно действует в глубинах души, толкая человека на грех262, но прежде всего считается нечистым тот некрещеный оглашенный, который и явным образом одержим бесом. Очевидно, что своими произвольными грехами он позволил бесу действовать так открыто и мучить его. Поэтому св. Тимофей, когда его спросили, можно ли крестить явно беснующегося, и ответил, что нельзя, пока он не очистится, т. е. не освободится от явного бесовского воздействия. Во-первых, потому, что человек сам своими произвольными грехами дал повод бесу овладеть им, а во-вторых, потому, что во время крещения может случиться приступ беснования и тогда бесноватый, будучи вне себя, не сможет разумно отвечать на вопросы, которые задаются при крещении, а значит, не ощутит благодати и силы таинства263.
Впрочем, говорит св. Тимофей, если такой человек находится при смерти, нужно крестить его, чтобы он не ушел из настоящей жизни без печати божественного крещения и не лишился тем самым Царства Небесного. Прочти также Апост. 79.
Вопрос 3. Если кто-то из верных одержим бесом, должен ли он приобщаться Святых Таин или нет?
Ответ
Если не разглашает о таинстве и не хулит каким-либо другим образом, то пусть причащается, но не каждый день, довольно для него только по воскресеньям.
Толкование
На вопрос, следует ли бесноватому приобщаться Божественных Таин, святой отвечает в этом правиле, что причащаться можно, но не каждый день264, а только по воскресеньям, согласно Аристину и Арменопулу (Краткое изложение правил. Разд. 5, тит. 2), или, по мнению других, в то время, когда он не беснуется265, и при условии, что, будучи в здравом уме, он не хулит Божественные Тайны и не разглашает о них, т. е., например, не утверждает, будто это обыкновенный хлеб и вино, не веря в то, что это поистине Тело и Кровь Христовы. Следовательно, здесь святой говорит о таком бесноватом, который находится под воздействием беса не постоянно, но иногда, в отдельные промежутки времени, как говорят Вальсамон и Зонара в толковании правила Апост. 79 (его и прочти).
Вопрос 4. Если кто-либо из оглашенных в болезни лишится ума и не сможет сам произнести исповедание веры, а его родные будут просить, чтобы он получил святое крещение, пока жив, должен ли получить или нет?
Ответ
Должен получить, если не искушается от нечистого духа.
Толкование
Святого спросили, следует ли крестить оглашенного, который настолько сильно заболел, что из-за болезни сошел с ума (как правило, это случается с больными чумой) и не может сам отвечать на обычные вопросы во время крещения. Родственники же, видя его в таком состоянии, просят его окрестить, потому что хотя из-за своей болезни он не может исповедать веру и попросить крещения, но само то, что до этого он стал оглашенным, показывает, что он добровольно, с любовью желает принять христианскую веру и крещение. И кроме того, до своей болезни он просил крещения, но по каким-то причинам отложил его, как говорит Зонара в толковании Карфаг. 52. Впрочем, если он сошел с ума под воздействием беса, то не должен креститься, пока не очистится, как мы прежде сказали.
Прочти также Апост. 79 и Неокесар. 12.
Вопрос 5. Если жена пребудет ночью со своим мужем или муж с женой, а совершается богослужение, то следует ли им причаститься или нет?
Ответ
Не следует, поскольку апостол призывает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7:5).
Толкование
Спросившему о том, должны ли супруги принять Божественные Тайны на совершаемой утром литургии, если только что минувшей ночью они вступили в плотское общение, святой в этом правиле отвечает, что причащаться им нельзя266. Он приводит в свидетельство изречение апостола, который заповедует супругам не лишать друг друга плотского общения, разве только по согласию обеих сторон в случае, если будет священная литургия, в субботу и воскресенье и вообще во все праздники, ради приобщения. Именно так в 13-м правиле того же Тимофея и в 3-м правиле св. Дионисия (прочти их) толкуются слова для упражнения в молитве. А потом они снова могут из-за неудержимости своего желания вступать в общение, чтобы сатана не искушал их, побуждая к блуду и прелюбодеянию с чужими женами и мужьями.
Вопрос 6. Если оглашенная женщина вписала свое имя, чтобы принять просвещение, а ко дню крещения приключится ей обычное у женщин, то должно ли ее крестить в тот день или отложить, и на сколько отложить?
Ответ
Нужно отложить, пока не очистится.
Толкование
Оглашенных мужчин и женщин, готовившихся креститься, заранее записывали церковные распорядители, после чего эти оглашенные назывались просвещаемыми и избранными (см. I Всел. 14). С этого времени они готовились к святому крещению с большей любовью и подвигом, чем во все остальное время оглашения.
Итак, св. Тимофей в настоящем правиле говорит, что в том случае, если оглашенная женщина запишется и будет готовиться к крещению, но в тот день, когда она должна креститься, у нее начнется обычное для женщин, то пусть не принимает крещения, но ждет, пока не очистится. Смотри также Дионисия Александр. 2.
Вопрос 7. Если жена заметит у себя обычное для женщин, должна ли она в тот день приступить к Святым Тайнам или нет?
Ответ
Не должна, пока не очистится.
Толкование
Подобно предыдущему, настоящее правило запрещает женщине приобщаться Божественных Таин в те дни, когда у нее обычное для женщин. Она может причащаться только тогда, когда очистится. Смотри также Дионисия Александр. 2.
Вопрос 8. Если жена родит на Пасху, должна ли она поститься и не пить вина или освобождается от поста и от запрещения пить вино ради того, что родила?
Ответ
Пост установлен для усмирения тела, если же тело в смирении и немощи, то пусть принимает пищу и питье, как пожелает и как сможет понести.
Толкование
Спросили этого отца, позволяется ли женщине, родившей в Великую Четыредесятницу перед Пасхой, по толкованию Вальсамона и Властаря267, ослаблять пост268 и пить вино. Он отвечает, что позволяется, потому что пост соблюдают ради того, чтобы смирять и держать в узде тело, а если тело и так усмирено и немощно, то следует употреблять в достаточном количестве ту пищу и питье, которые могут поддержать его в немощи и укрепить. Смотри также Апост. 69.
Вопрос 9. Должен ли священнослужитель молиться в присутствии ариан или других еретиков? Или ему это нимало не вредит, если он совершает свою молитву или приношение?
Ответ
За Божественной литургией диакон перед временем целования возглашает: «Не приемлемые ко общению, изыдите». Итак, они не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь.
Толкование
Спросили этого отца, должен ли иерей совершать бескровное священнодействие в присутствии ариан и вообще еретиков. Он отвечает, что во время священнодействия диакон произносит возглас, повелевающий оглашенным выйти из храма: «Елицы оглашеннии, изыдите» (именно это означают слова правила «не приемлемые ко общению, изыдите»). Итак, если во время Божественной литургии не разрешается оставаться в храме оглашенным, то что говорить о еретиках? Единственное исключение – если они обещают покаяться и оставить свою ересь (но и тогда они должны стоять не в храме, а снаружи вместе с оглашенными). А если они этого не обещают, то им не позволяется стоять и с оглашенными, но нужно их изгонять (по мнению Вальсамона).
Вопрос 10. Если кто-то болен и от сильной болезни совершенно истощен, а наступает Святая Пасха, обязательно ли ему поститься или по причине его сильного изнеможения священнослужитель имеет право разрешить ему употреблять, что тот может, или даже елей и вино?
Ответ
Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей – дело оправданное.
Толкование
Спросили этого божественного отца, обязательно ли человеку, тяжело больному и сильно истощенному долгой болезнью, поститься в Четыредесятницу перед Пасхой269, воздерживаясь от вина и масла наравне со здоровыми, или позволительно ему вкушать масло и пить вино из-за сильной болезни270. Св. Тимофей отвечает, что такому следует разрешить употреблять столько пищи и питья, сколько нужно для поддержания его немощи, как это определит богобоязненный врач. Ведь вкушать масло тому, кто совершенно истощен болезнью, есть дело оправданное.
Смотри также Апост. 69.
Вопрос 11. Если кто-нибудь позовет священнослужителя, чтобы он совершил бракосочетание, а тот услышит, что это противозаконный брак или кровосмешение, например намеревающаяся сочетаться приходится сестрой умершей жене, то должен ли священнослужитель пойти или совершить приношение?
Ответ
Решительно скажите: если священнослужитель услышит о противозаконности брака и если брак действительно противозаконный, то священнослужитель не должен приобщаться к чужим грехам.
Толкование
Святого спросили: если иерея позовут совершить таинство брака, а после он узнает, что этот брак противозаконный (например, мужчина собирается взять в жены свою тетку или сестру своей умершей жены, иначе говоря, хочет взять двух сестер или какую-то другую свою родственницу), то должен ли иерей их обвенчать или отслужить литургию271? В настоящем правиле святой отвечает, что если иерей узнает о противозаконности брака, то он не должен ни совершать таинство брака, ни служить литургию, а следовательно, и принимать участие в чужих грехах, т. е. беззаконном браке, а также подвергаться епитимиям, налагаемым на совершившего такой брак иереях272.
Вопрос 12. Если мирянин, осквернившийся во сне, спросит об этом священнослужителя, должен ли он допустить его до причащения или нет?
Ответ
Если имело место вожделение к женщине, то не должен; если же сатана искушает его, чтобы под этим предлогом лишить причащения Божественных Таин, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен причаститься.
Толкование
Спросили этого отца, следует ли причащаться мирянину в тот день, когда у него во сне случилось истечение. На это он в настоящем правиле отвечает, что если подобное случилось из-за вожделения к женщине или воспоминания о ней, то причащаться ему нельзя, поскольку страстное воспоминание, вызвавшее истечение, осквернило его ум. Если же такого вожделения или воспоминания не было, а сатана лишь по зависти навел на него искушение, чтобы воспрепятствовать ему освятиться Божественными Таинствами, то он должен причаститься. Ведь если он не причастится, то сатана не перестанет искушать его и тем самым препятствовать ему, когда он готовится приобщиться273.
Прочти также Дионисия Александр. 4.
Вопрос 13. На сочетающихся браком в какие дни недели должно налагать воздержание от совокупления друг с другом и в какие дни иметь им право на это?
Ответ
То, что сказано мной прежде, говорю и теперь. Апостол повелевает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (см. 1Кор.7:5). А в субботу и воскресенье необходимо воздерживаться, потому что в эти дни приносится Господу духовная жертва.
Толкование
Спросили святого, в какие дни недели супругам нельзя вступать в плотское общение. Он дает ответ в настоящем правиле, приводя в свидетельство слова Павла, сказанные супругам: не лишайте друг друга плотского общения и только по согласию обеих сторон воздерживайтесь на время, чтобы пребывать в молитве, а потом снова сходитесь, чтобы не искушал вас сатана вашим невоздержанием. И объясняя, какое время и какую молитву имеет в виду Павел, когда говорит о супружеском воздержании, святой указывает, что это суббота и воскресенье (и вообще всякий праздник). В эти дни они не должны были вступать в плотское общение, потому что, как правило, именно в эти дни тогда совершалась духовная жертва, т. е. священная литургия, и супругам следовало приготовиться к причащению Божественных Таинств274. Смотри также Дионисия Александр. 3.
Вопрос 14. Если кто, будучи вне себя, наложит на себя руки или повесится, за него должно быть приношение или нет?
Ответ
Священнослужитель должен рассудить, действительно ли такой человек был вне ума, когда сделал это, потому что часто родственники пострадавшего, желая добиться того, чтобы за него совершалось приношение и молитва, лгут и говорят, что он был не в себе. А человек поступая так или от обиды человеческой, или по какому-то иному поводу от малодушия, и о таком не подобает совершать приношения, потому что он самоубийца. Поэтому священнослужитель непременно должен со всей тщательностью исследовать дело, чтобы не подвергнуться осуждению.
Толкование
Спросили этого божественного отца, должны ли совершаться литургия и панихида о том человеке, который убил себя: или бросился с высоты, или утопился, или повесился, или как-то иначе сам себя умертвил, не будучи в здравом уме из-за бесовского воздействия или по болезни. В настоящем правиле он отвечает, что иерей или какой-либо другой клирик, которого попросят помянуть такого человека, должен тщательно и точно разузнать, действительно ли он убил себя оттого, что лишился рассудка. Ведь часто родные и близкие такого человека, желая, чтобы иереи отпели его и совершили панихиду, а также отслужили литургию о прощении его грехов, говорят неправду, утверждая, что человек лишился рассудка и потому убил себя. Однако иногда человек совершает самоубийство из-за убытка либо досаждения от людей, или от малодушия и неумеренной печали, или по какой-то другой причине, но добровольно и находясь в здравом уме. О таком человеке нельзя совершать литургию или панихиду, потому что он самоубийца275.
Вопрос 15. Если у кого-то жена одержима злым духом столь сильно, что даже носит оковы, а ее муж говорит: «Не могу воздерживаться и хочу взять в жены другую», должен ли он взять иную или нет?
Ответ
В этом заключается прелюбодеяние, и я не знаю и не нахожу, что отвечать на это.
Толкование
Спросили святого: если чья-то жена так сильно беснуется, что ее приходится связывать железными цепями (например, для того чтобы она не убежала или не убила себя или кого-то еще), а ее муж, будучи не в силах сохранять целомудрие и воздерживаться от плотского смешения, хочет взять в жены другую (потому что со своей женой, находящейся в таком состоянии, он не может иметь плотской связи), то следует ли ему взять другую жену или нет? В настоящем правиле св. Тимофей отвечает, что на этот вопрос у него нет ответа, потому что если такой мужчина женится на другой, то с этой женитьбой соединится прелюбодеяние, ведь он отпустил первую жену не по причине блуда, тогда как Господь сказал: Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать276 277.
Смотри также Апост. 48 и 79.
Кроме того, и Эклога законов императоров Льва и Константина (Греко-Римское право. Кн. 2, тит. 13. С. 107) предписывает им не разлучаться, говоря так: «Если же случится, что кто-то из них после брака подпадет под власть беса, то и по этой причине пусть не разводятся». Итак, здесь сам же Лев опровергает свою последующую новеллу.
Смотри примеч. к главе о помолвке.
Вопрос 16. Если кто-нибудь постится ради приобщения Святых Таин и, полоща рот или моясь в бане, нечаянно глотнет воды, должен ли он причаститься?
Ответ
Да. Потому что сатана, найдя способ не допускать его до причастия, чаще будет это делать.
Толкование
Святого спросили, следует ли причащаться тому, кто, постясь и готовясь к причастию, случайно глотнет воды, когда будет полоскать рот или мыться в бане278. В настоящем правиле он отвечает, что такой должен причаститься, потому что если ему это запретить, то бес будет часто заставлять его глотать воду, чтобы помешать ему приступать к Божественный Тайнам.
Вопрос 17. Оттого что часто слушаем слово Божие и не исполняем его, не подпадаем ли мы под осуждение?
Ответ
Пусть мы и не исполняем, но невозможно нам не укорять себя за то, что, слушая, не слушаемся. А укорение себя есть часть спасения.
Толкование
Спросили святого, не обречены ли мы на осуждение за то, что часто слушаем слово Божие, а на деле не исполняем то, что слушаем. Он отвечает: слово Божие слушать нужно, даже если мы не исполняем его на деле. Ведь хотя мы и не делаем, но невозможно при этом не укорять самих себя за то, что, слушая, мы не слушаемся и не исполняем услышанное. А такое самоукорение – часть спасения, потому что рождает в душе смирение, ради которого Бог становится милостивым к нашим грехам и оправдывает нас, как Он оправдал грешного, но смиренного мытаря более, чем добродетельного, но тщеславного фарисея279.
Вопрос 18. С какого возраста судятся Богом грехи?
Ответ
По мере познания и рассуждения каждого. У иных судятся с десятилетнего возраста, а у иных с более позднего возраста.
Толкование
Св. Тимофея спросили еще и о том, с какого возраста Бог судит грехи человека. На это он отвечает, что грехи судятся в соответствии с познанием и рассуждением человека. Действительно, дети, которые от природы понятливы и сообразительны, начинают отличать добро от зла легче и быстрее, а потому Бог судит их грехи с десятилетнего возраста. И напротив, те, которые от природы медлительны и несообразительны, приходят к различению добра и зла с бóльшим трудом и медленнее, почему Господь и судит их за грехи с более позднего возраста. Смотри также примеч. к VI Всел. 40.
* * *
Сократ. Кн. 4, гл. 36 (Socr. Schol. Hist. eccl. IV, 37 // PG 67, 557D.).
Созомен. Кн. 6, гл. 28 (Sozom. Hist. eccl. VI, 29 // PG 67, 1373B.).
То, что лукавый дух гнездится во всяком некрещеном, будь это взрослый человек или младенец, ясно, во-первых, из молитв, которые Церковь читает перед крещением над каждым некрещеным оглашенным, а в особенности из следующих слов: «И дует священник на уста его [оглашенного], на чело и на перси, глаголя: «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его»». Во-вторых, из 76-й гл. св. Диадоха (Добротолюбие. С. 224), где говорится: «Из Божественных Писаний и из самого чувства ума я постиг, что до святого крещения благодать извне побуждает душу к добру, а сатана гнездится в самых глубинах души, стараясь преграждать уму все правые пути. Но с того времени, как мы возрождаемся в крещении, бес оказывается вне, а благодать внутри» (Diadoch. Capita de perf. spirit. 76 // PG 65, 1194D.). И в-третьих, из слов Господа о том, что когда нечистый дух выходит из человека, он отправляется в безводные места, ища покоя, и не находит (Мф.12:43). Эти слова Григорий Богослов в своем слове о крещении понял так, что они относятся ко всякому крещаемому, из которого исходит нечистый дух (Greg. Nazianz. Or. 40. 35 // PG 36, 409AB.).
И отметь, что в одной и той же освященной воде крещения можно крестить многих, по мнению Иова (Хрисанф. Синтагматион. С. 130).
Вальсамон называет и третью причину. А именно: находящийся под видимым воздействием беса не может креститься, пока не очистится, потому что в крещении он должен стать обителью благодати Всесвятого Духа. Значит, вначале нужно изгнать противоположного духа, чтобы вошел Дух Святой. Ведь в одном человеке два противоположных духа находиться не могут. И если, как мы сказали, лукавый дух, гнездящийся и тайно действующий в сердце некрещеного человека, должен выйти из него прежде крещения (для чего и читаются над оглашенным заклинания), то тем более должен выйти дух, действующий явно. А то, что в одной душе не могут находиться одновременно и благодать, и лукавый дух, упомянутый св. Диадох доказывает в главах с 76-й по 88-ю (Добротолюбие, там же) (PG 65, 1194C-1202D.). Правда, св. Макарий говорит о том, что в душе присутствуют два лица – порока и добродетели, и в этом, как может показаться, два святых отца противоречат друг другу. Однако, вероятно, их можно примирить так: в одном человеке после крещения находятся двое, как сказал божественный Макарий (См., напр.: Macar. Aeg. Hom. 16. 2–3 // PG 34, 613C-616B, и др.), но в разных частях, т. е. благодать находится в глубинах души, а лукавый возле сердца и вообще в теле, причем он одурманивает душу телесной влагой. Бывает же это по попущению Божию, ради того, чтобы испытать произволение, и ради подвига, как говорит Диадох (Там же).
И заметь, что тот же св. Тимофей в 3-м правиле беснующегося не постоянно, а временами, верного и не хулящего таинство, дозволяет причащать, когда им не владеет бес, но ничего подобного он не говорит о некрещеном оглашенном, который одержим бесом, т. е. не объясняет, может ли тот, кто беснуется с перерывами, креститься тогда, когда не одержим, или нет.
Смотри Апост. 9.
Смотри с. 1046 «Евергетина», где приводятся слова аввы Кассиана о том, что бесноватым святое причастие преподавалось и этого никогда не запрещали древние старцы. Там же говорится, что Святые Тайны преподаются не в пищу бесу, но в очищение души и тела бесноватого, чтобы попалить лукавого духа, вселившегося в телесные члены человека, и если мы запретим бесноватым причащаться, то позволим бесу мучить их чаще и тяжелее, потому что они лишаются подаваемой через Божественное приобщение помощи Божией.
Законные супруги должны воздерживаться от плотского общения по меньшей мере три дня, после чего могут причащаться.
Смотри примеч. 1 к VI Всел. 13.
Аристин и некоторые другие толкователи говорят, что под Пасхой здесь имеется в виду Страстная седмица, однако между тем и другим пониманием Пасхи особенной разницы нет, потому что как в саму Четыредесятницу, так и на Страстной седмице нужно поститься с сухоядением, и в этом они не разнятся. Поэтому, родит ли женщина в Четыредесятницу или на Страстной седмице, различий в ослаблении поста делать не нужно.
Под ослаблением поста здесь понимается то, что женщина должна есть пищу, способную восстановить ее телесные силы, истощенные после родов, как далее толкует св. Тимофей. А это пища только с маслом, потому что тот же отец в 10-м правиле говорит, что тот, кто от недуга совершенно изнемог, может употреблять масло.
Здесь также под Пасхой некоторые понимают Страстную седмицу.
Заметь, что и согласно настоящему правилу пост Четыредесятницы – сухоядение, с воздержанием от вина и масла.
Литургия, которая, по словам правила, должна была совершаться после венчания, совершалась, конечно же, ради того, чтобы вступившие в супружество причастились Божественных Таин. Так и теперь следует делать настоящим, ищущим спасения христианам, после того как они исповедаются и подготовятся воздержанием и прочими добрыми делами.
Смотри об этом 1-е примеч. к VI Всел. 13.
Так и Константинопольский патриарх Никифор вначале под сильным давлением императора Константина, сына Ирины, простил (как и Тарасий) эконома Великой церкви Иосифа, совершившего венчание этого императора с кувикуларией Феодотой, его родственницей, после того как император развелся с Марией, своей прежней женой. Однако потом, по воцарении благочестивого императора Михаила, сам же (св. Никифор) Иосифа отлучил (см.: Досифей. Двенадцатикнижие. С. 661 и 745).
Поэтому законы и предписывают венчаться не тайно, но открыто, в присутствии множества людей, для того чтобы иереи, которые будут совершать венчание, в точности узнавали у присутствующих, законен брак или нет (Арменопул. Кн. 4, тит. 4). А тот, кто осмелится венчаться тайно, должен быть наказан вместе с венчавшим его иереем по церковным правилам. Кроме того, если иерей обвенчает кого-либо без письменного разрешения архиерея, то он также должен быть наказан.
Вальсамон в 1-м ответе Марку, упоминая об этом правиле и передавая его вкратце, говорит, что миряне, осквернившиеся во сне, могут причащаться, а священнослужители в день, когда это с ними случилось, не должны служить ради уважения к священному сану. Исключение может быть только в том случае, если будет великий праздник и откладывать священнодействие опасно, потому что оно необходимо, как говорит об этом и Иоанн Китрский (см. примеч. к Дионисия Александр. 4). Но поскольку трудно рассудить, когда истечение вызвано лишь искушением и завистью демона, а когда вожделением к женщине или другой причиной, зависящей от человека, то самое верное и мудрое не причащаться ни мирянину, ни иеромонаху, если с ними такое случилось, как мы уже сказали об этом в примеч. к Дионисия Александр. 4.
Вальсамон в 11-м ответе Марку Александрийскому говорит, что супруги непременно должны воздерживаться от совокупления не только в день, когда они причащаются, но и накануне, и после причащения, а те, которые этого не соблюдают, понесут суровое наказание. Смотри также 1-е примеч. к VI Всел. 13. Но даже если супруги и не причащаются в указанные дни, они все равно должны воздерживаться. По этой причине Вальсамон в 49-м ответе тому же Марку говорит, что супругов, которые не воздерживаются от плотского смешения в субботу и воскресенье, следует исправлять умеренными епитимиями. Кроме того, они должны воздерживаться от плотской связи в Великую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам. Смотри также примеч. к Апост. 9.
Отметь, что гражданские законы, стараясь не допустить самоубийств, предписывают конфисковать имущество того, кто убьет себя, т. е. разделять это имущество среди народа, а за неудачную попытку покончить с собой наказывают как убийцу (см. у Властаря о самоубийцах).
А поскольку некоторые безумцы думали, что души людей, умерших насильственной смертью, становятся бесами, божественный Златоуст опроверг их неправильное представление (Слово 36 на Лазаря в т. 5, с. 234) (Ioan. Chrysost. De Lazaro 2. 2 // PG 48, 983–985.). Заметь, что предписание этого правила еще ранее подтвердил пресвитер одного монастыря св. Пахомия, который запретил поминать двух монахинь-самоубийц (см. житие св. Пахомия в «Лавсаике» (Pallad. Hist. laus. 40 // PG 34, 1105CD-1106A.)).
Итак, и из этого правила, и из слов Господа следует, что отпускающие своих бесноватых жен, беснуются ли они всю жизнь или какое-то время, прелюбодействуют. По этой причине должно признать недействительной новеллу императора Льва, которая разрешает мужчине оставлять свою бесноватую жену, и не нужно слушать Вальсамона, который позволяет такому мужчине брать другую жену и соглашается с постановлением Льва. Как муж, так и жена, кто бы из них ни находился под воздействием беса, должны терпеть друг друга, понимая, что это случилось из-за их грехов, а не просто так и случайно. Пусть мужья бесноватых женщин берут пример с благоговейнейшего и богобоязненного мужа, у которого была жена по имени Феотекна, жившая в Русополе Киликийском. Этот случай упоминается в житии св. Симеона Дивногорца (4-е деяние VII Всел.). Эта женщина жила со своим мужем 20 лет, и, несмотря на то что все это время она в припадках беснования падала и кусала свой язык (что началось у нее еще с детства, когда она была 14 лет; иначе говоря, с того времени, когда муж взял ее в жены по достижении брачного возраста), ее благословенный супруг не брал другую жену, мужественно терпел скорбь и разжжение плоти, пока его жена не освободилась от демона по молитвам св. Симеона.
Впрочем, чтобы не давать бесу основания и повода для подобных случаев, всем, кто готовится к причастию, нельзя полоскать рот и мыться в тот день, когда они должны причаститься. Пусть прополощут рот с вечера, а вымоются за день до причащения. Так и Вальсамон во 2-м ответе Марку говорит, что ни иерею, ни мирянину не разрешается мыться или делать кровопускание в тот день, когда они причастились, ни до, ни после причащения. Ведь и до и после причащения они должны со всяким умилением и благоговением припадать к Богу и благодарить Его за приобщение пресвятого Тела и Крови, которого они сподобились, а не расслабляться и стремиться нежить тело купанием в теплой воде. Только тогда можно в день причастия совершить кровопускание, когда это необходимо из-за смертельной болезни. То же самое говорит и Арменопул в «Кратком изложении правил». А о том, что кроме как по телесной немощи ни мирянам, ни тем более клирикам нельзя мыться в бане, смотри примеч. к VI Всел. 77.
Именно это правило заимствует прп. Анастасий Синаит и делает его своим 103-м вопросоответом (Anast. Sinait. Respons. 103 // PG 89, 757A.), если, конечно, все те вопросоответы, что опубликованы в издании 1777 г., действительно принадлежат Анастасию Синаиту. Однако обрати внимание, что св. Тимофей относит это правило не к тем нерадивым, которые слушают слово Божие, но по нерадению пренебрегают слышанным и не исполняют его, думая, что если они будут укорять себя за это неисполнение, то, мол, должны спастись. Пусть эти нерадивцы так не думают и не воспринимают это правило как повод для нерадения. Не ради них произнесено это правило, но ради тех, которые слушают слово Божие и, насколько возможно, подвизаются, чтобы его исполнить, но по телесной немощи не могут исполнить в совершенстве. Согласно с этим правилом говорит и божественный Златоуст: тот, кто услышал слово Божие и не исполнил его, но осудил себя самого за то, что не исполнил, считается сделавшим половину того, что услышал, и более того, самим самоукорением он стремится к исполнению (Ioan. Chrysost. De poenit. 8. 1 // PG 49, 337.). Смотри это изречение в начале книги. Смотри там же и изречение божественного Максима: «Много нас, говорящих, но мало делающих» (Maximus Conf. De carit. IV, 85 // PG 90, 1069A.), и всегда имей это в мысли, потому что это полезно почти во всяком случае, когда общаешься не только с теми, кто живет в нерадении и безразличии, но и с теми, кто по нерадению своему злословит и сами Писания, и божественные слова.