Источник

О святителе Никифоре, патриархе Константинопольском, Исповеднике

Предисловие

Во святых отец наш Никифор Исповедник, сначала асикрит, стал впоследствии монахом, а затем патриархом Константинопольским. Он занимал кафедру при императорах Никифоре, Ставракии и Михаиле Рангаве до 815 г., согласно Мелетию Афинскому (Церковная история. Т. 2. С. 259). На этой кафедре он был непосредственным преемником божественного Тарасия, председателя VII Вселенского собора. С патриаршего престола св. Никифор был свержен иконоборцем Львом Армянином. Память св. Никифора празднуется 13 марта и 2 июня. Смотри «Синаксариста» на эти дни.

Во святых отца нашего Никифора Константинопольского, исповедника 37 правил из церковных постановлений, как его собственных, так и бывших с ним святых отцов, в переложении на простой язык414

Правило 1

Если по незнанию выстирали святой антиминс, то он не теряет своей святости и из-за стирки не становится нечистый415.

(Апост. 73; VII Всел. 7.)

Правило 2

Второбрачного не венчают416, но подвергают епитимии, лишая причащения на два года, а троебрачного – на три.

(Неокесар. 7.)

Правило 3

Тот, кто останется в церковном притворе по необходимости и ненадолго, не заслуживает осуждения. Но если он проведет в нем долгое время, пусть его изгонят оттуда, наложив епитимию, а положение церкви будет восстановлено, т. е. она не станет обыкновенным домом, не отличающимся от прочих.

(VI Всел. 97.)

Правило 4

Следует принимать милостыню, которая подается за души умерших без завещания и не распорядившихся своим имуществом, однако если при этом они сами при жизни стремились и хотели, чтобы за них подавали такую милостыню, проще сказать – если они хотели подавать милостыню417.

Правило 5

Если Благовещение выпадет на Великий четверг или Великую пятницу, то мы не согрешим, если разрешим тогда пост на вино и рыбу418.

(Апост. 69.)

Правило 6

Пресвитер, возведенный в игумена, может поставлять чтеца и иподиакона в своем монастыре.

(VII Всел. 14.)

Правило 7

Если кто-либо провел в распутстве419 20 лет или даже больше, а затем совершил дела добродетели, то его не должно рукополагать во священника, поскольку священное – чисто и неоскверненно.

(I Всел. 19; Неокесар. 12.)

Правило 8

Дети, которые родились от наложниц или второбрачных и троебрачных, но проводят жизнь, достойную священства, могут становиться иереями420.

(VI Всел. 33.)

Правило 9

Иерей должен причастить того, кому грозит смерть, даже после того, как тот вкусил пищу.

Правило 10

Ради целования421 должно преклонять колена в воскресенье и в течение всей Пятидесятницы, однако обычных коленопреклонений совершать не должно.

(I Всел. 20; VI Всел. 90; Петра Александр. 15; Василия Велик. 91.)

Правило 11

Никто не погрешит, если подаст одну просфору422 или зажжет одну свечу сразу за трех человек.

Правило 12

Иерей не должен запечатлевать святую чашу крестным знамением во время молитвы сосудохранительницы423.

Правило 13

Иерей не должен совершать литургию без теплоты, т. е. горячей воды, разве только необходимость велика, а горячую воду найти там невозможно424.

Правило 14

Тот монах, который отвергнет монашеский образ, должен, когда обратится и покается, вновь надеть монашескую одежду, которую снял, но молитвы монашеского образа повторно над ним не читаются425.

Правило 15

Монахини могут входить в алтарь, чтобы зажечь свечу и лампаду и подмести там426.

(VI Всел. 69.)

Правило 16

Монахи не должны заниматься земледельческими работами в великую Четыредесятницу и под предлогом этой работы разрешать пост на вино и масло, поскольку это следствие чревобесия427.

(Апост. 69.)

Правило 17

Монаху позволено уходить из своего монастыря по трем причинам: 1) если игумен – еретик; 2) если в монастырь приходят женщины; 3) если в монастыре учатся мирские дети, поскольку не подобает, чтобы через этих детей мирянам становилось известно, чтó происходит в монастыре.

(VII Всел. 21.)

Правило 18

Тем монахам, которые находятся под епитимией, следует есть и молиться вместе с остальными монахами, а когда они исповедуются, вкушать и благословение, т. е. антидор428.

Правило 19

Во время поста святых апостолов и св. Филиппа (т. е. сорокадневного)429 монахи, которые находятся в монастыре, в среду и в пятницу должны вкушать один раз в день. А те монахи, которые находятся на работах, пусть вкушают два раза в день: после шестого часа и вечером.

Правило 20

Если монахиню растлили варвары или бесчинные люди, но ее прежняя жизнь была чистой, пусть несет епитимию (не причащается) только сорок дней. Если же ее прежняя жизнь была порочной, пусть несет епитимию как прелюбодейка, т. е. не причащается три года, согласно 13-му правилу Постника. Смотри также Григория Неокесар. 2.

(Григория Неокесар. 2; Василия Велик. 49.)

Правило 21

Кто из боязни быть зачисленным на военную службу или с другим каким-либо коварным умыслом облечется в монашеский образ, поглумившись над ним, – такого, когда снимет монашескую одежду, поскольку опасность миновала и не стало нужды в лицемерии и коварстве, пусть наказывают отлучением от причастия на три четыредесятницы дней.

Правило 22

Если молодой иеромонах служит монахиням, совершая литургию и причащая их, то нам не следует причащаться у него Божественных Таин430.

Правило 23

Игумен не должен снимать кукуль с монаха и своего послушника и в таком виде изгонять его из монастыря431.

Правило 24

Не следует приводить в свой дом монаха, который сбросил с себя святой образ и не исправляется, а также приветствовать его. Смотри IV Всел. 16.

(IV Всел. 7, 16; Неокесар. 12.)

Правило 25

Если кто-либо болен и хочет креститься или стать монахом, следует без промедления подать ему благодать крещения и ангельского образа и не препятствовать ему в этом432.

Смотри также Неокесар. 12.

Правило 26

Иеромонах не должен служить (λειτουργῇ) без мантии433.

Правило 27

Духовник должен отлучать от Божественного причащения тех, кто исповедует ему тайные согрешения, но не должен запрещать им входить в храм. Пусть он не объявляет их грехи, но с кротостью совтует им пребывать в покаянии и молитве и назначает им епитимии, соответствующие устроению каждого.

Правило 28

Прелюбодеи, скотоложцы, убийцы и тому подобные грешники, если добровольно исповедуют совершенный ими грех, о котором никто не знает, отлучаются от Божественного причащения и получают епитимию за свои грехи: приходя в церковь, они должны стоять до молитвы оглашенных и после уходить. Если же их грехи всем известны, тогда их следует наказывать по церковный законам, т. е. они не должны входить в церковь, но стоять в разряде плачущих за церковными вратами и в разряде слушающих в притворе.

Правило 29

Если мирянин добровольно исповедует свои грехи, то духовник может оказать ему снисхождение.

Правило 30

С разрешения архиерея ставропигию может совершать и иерей. Смотри также Апост. 31.

Правило 31

Иерею не следует причащать тех, кто взимает проценты, и даже вкушать с ними пищу, если они упорствуют в этом беззаконии.

Правило 32

Монахи должны поститься в среду и пятницу Сырной седмицы, а после окончания Литургии Преждеосвященных Даров (потому что в те времена в эти дни совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, как говорит Симеон Фессалоникийский, см. Лаодик. 49) пусть едят сыр, куда бы ни поехали, т. е. где бы они ни находились, в опровержение ереси яковитов и тетрадитов434.

Правило 33

От того, кто имеет наложницу и не хочет ни отпустить ее, ни обвенчаться с ней как с женой, мы не должны принимать приношения в Церковь, законы которой он попирает и презирает своими действиями.

(Апост. 17; Анкир. 25; Феофила Александр. 8.)

Правило 34

Монаха, сбросившего святой монашеский образ, вкусившего мяса и женившегося, следует предавать анафеме. Если же он не обратится, то его насильно следует облачить в монашеские одежды и запереть в монастыре435.

(IV Всел. 7, 15.)

Правило 35

Тот, кто хотя бы однажды впал в блуд, не должен становиться иереем, даже если оставил грех, потому что Василий Великий говорит, что если бы такой и мертвых воскрешал, иереем не становится.

Правило 36

Когда апостол говорит: С тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе (1Кор.5:11), очевидно, он имеет в виду не того, о ком один или два человека знают, что он согрешил блудом, но того, о ком все знают, что он блудник, и кого все называют блудником, потому что грехи, которые совершаются бесстыдно и всем на соблазн, подлежат большему наказанию, чем совершаемые втайне.

Правило 37

Если женщина родит и жизнь младенца спустя три или пять дней окажется под угрозой, его должно крестить и отдать на кормление другой крещеной и чистой женщине. Матери же не следует входить туда, где находится младенец, и вообще прикасаться к нему, пока она в течение 40 дней совершенно не очистится и иерей не прочитает над ней молитвы436.

7 других правил

Ниже предложены и другие 7 правил, которых нет в Святогорских рукописных книгах, но которые содержатся в книгах печатных: «Деяниях» (Т. 2, С. 918) и так называемом «Греко-Римском праве» (С. 196)

Правило 1

Не следует отправляться в путь в воскресенье без нужды и необходимости.

Правило 2

Мы не должны принимать апокалипсис Павла, равно как и так называемые вронтологии, селинодромии437 и каландологии438, потому что все это нечисто.

Правило 3

Мы не должны принимать апокалипсис Ездры и Зосимы, два мученичества св. Георгия и два мученичества свв. мчч. Кирика и Иулитты, а также книгу Марка439 и Диадоха440, потому что они отвергнуты и недостойны быть принятыми.

Правило 4

Не следует работать на Светлой седмице441, петь «Непорочны» в субботу разрешительной седмицы442, а также соблюдать четверги443.

Правило 5

Тот, кто преднамеренно убьет своего отца, должен быть наказан на 35 лет.

Правило 6

В случае необходимости и простой монах, не имеющий священнического сана, может крестить ребенка, равно как и диакон444.

Правило 7

Некрещенных младенцев, если не окажется священника, должен крестить кто угодно. Даже если крестит их собственный отец или кто-либо другой, лишь бы он был христианином, – не погрешит.

Вопросы неких монахов, подвизавшихся вне города445, и ответы на них святого Константинопольского собора, состоявшегося при патриархе Николае446 и императоре Алексее Комнине, в переложении на простой язык

Вопрос 1

Подобает ли монаху входить в святой алтарь? Правила VI Всел. 69 и 33 это запрещают, причем последнее не позволяет, чтобы какой-либо монах, не имеющий запечатления, пел или читал с амвона. О том же говорят правила Лаодик. 15 и VII Всел. 14.

Ответ

Монаху, не имеющему хиротесии, исполнять служение чтеца на амвоне запрещено, но входить в святой алтарь, чтобы возжигать свечи и лампады, монаху, не повинному ни в каком преступлении, запрещать, по моему мнению, не следует, из уважения к монашескому образу447.

Вопрос 2

Подобает ли не преклонять колен в субботу, подобно тому как мы не преклоняем колен в воскресенье и во дни Пятидесятницы?

(Апост. 64; VI Всел. 55, 90.)

Ответ

Правилом это не запрещено448, однако, поскольку в субботу не полагается поста, то, следовательно, многие и не преклоняют колен.

Вопрос 3

Подобает ли нам соблюдать августовский пост?

Ответ

Первоначально этот пост приходился на август, но позднее был перенесен, чтобы он не совпадал с постами язычников, которые они совершают в это время. Однако и ныне многие соблюдают этот пост в августе449.

Вопрос 4

Подобает ли причащаться тому, кто беснуется: Тимофей об этом говорит одно, божественные апостолы – другое, а позднейшие отцы еще иное?

(Апост. 79; Тимофея Александр. 3, 4.)

Ответ

Если кто-либо столь сильно страждет от черной желчи, что кажется бесноватым, то это не препятствует ему причащаться. Тот же, кто действительно беснуется, причащаться не может, поскольку ничего нет общего у света с тьмою450 451.

Вопрос 5

Может ли иерей без различия и как угодно есть приносимое в церковь, т. е. просфоры и вино, и позволительно ли есть их как обычный хлеб? И что следует делать, если просфор и вина принесено много?

(Феофила Александр. 8.)

Ответ

Части, которые остаются от возносимой просфоры, не следует есть в каких-либо других местах кроме церкви, и притом нужно употреблять их без остатка, как бы много их ни было. Те же части, которые остаются от других просфор, не возносимых, можно есть и вне церкви, но не вместе с молоком, или сыром, или, например, рыбой, словно это обычный хлеб, а отдельно, без другой пищи452.

Вопрос 6

Если кто-либо постригся в монахи в каком бы то ни было месте, а после терпит там душевный вред и, хотя он желает уйти оттуда из-за этого вреда, но настоятель связал его запрещением уходить, что ему следует делать? Пренебречь ли душевным вредом, который он получает, или пренебречь запрещением настоятеля?

(VII Всел. 21.)

Ответ

Прежде всего он должен сказать настоятелю, по какой причине терпит вред453, и если этот вред и душевная опасность очевидны, то ему следует уйти оттуда и не обращать внимания на запрещение настоятеля.

Вопрос 7

Если, например, игумен, умирая, оставил другого игуменом вместо себя и связал его запрещением уходить из этого монастыря, а потом совесть стала обличать этого преемника игумена в немощи и неспособности управлять монастырем, и он ушел, что тогда следует ему делать с этим запрещением?

Ответ

Это запрещение неразумно, а потому не имеет силы. Значит, тот, кто был им связан, освобождается, если обратится к архиерею и расскажет ему о своем деле.

Вопрос 8

Может ли тот иерей, который извержен за канонические преступления или добровольно отрекся от священного сана, будучи обличаем собственной совестью454, возглашать «Благословен Бог...» или «Христос, истинный...», или кадить кадилом, или причащаться в алтаре?

Ответ

Нет. Всего этого не подобает делать ни в том, ни в другом случае, но такой иерей будет причислен к мирянам455.

Вопрос 9

Что имеет в виду Василий Великий в «Малых епитимиях», когда говорит, сообразно с мерой прегрешения: «Да будет без благословения»456?

(Феофила Александр. 8; Никифора Исповедника 18.)

Ответ

Это значит лишить кого-либо благословения, подаваемого в церкви457.

Вопрос 10

Можно ли есть возносимые просфоры тем, кому запрещено причащаться?

(Феофила Александр. 8; Никифора Исповедника 18.)

Ответ

В житии св. Феодора Сикеота читаем, что таковым запрещено и вкушение этих просфор458. Прочти также правило Никифора Исповедника 18.

Вопрос 11

Нужно ли наказывать кающихся по «Номоканону», т. е. по правилам Постника?

Ответ

Поскольку этот «Номоканон» оказывает большое снисхождение, он многих погубил. Поэтому те, которые знают, что есть благо, но не делают этого, должны исправиться459.

Приложение460

Итак, оставалось бы прибавить к этой книге и отдельное руководство для духовника о таинстве исповеди, равно как и отдельное наставление для кающегося о том, каким образом следует исповедоваться и каяться. Но поскольку, прежде потрудившись над ними, мы узнали, что и руководство, и наставление уже напечатаны, по благодати Христовой, вместе с правилами божественного Постника, то сочли излишним печатать их здесь второй раз. Потому купившие настоящую книгу пусть купят и «Эксомологитарий», ведь он действительно необходим для них и весьма душеполезен.

* * *

414

Так озаглавлены эти правила в некоторых рукописных книгах честных святогорских монастырей. Однако в иных рукописях насчитывается всего 36 правил, т. е. без последнего 37-го.

415

Симеон Фессалоникийский в 81-м ответе говорит, что вымыть святой потир, губку и пр. – дело богоугодное, потому что оно совершается ради почтения к божественным сосудам и для их украшения (Sym. Thessal. Respons. 81 // PG 155, 949A.). Поэтому я считаю, что даже если кто-нибудь намеренно постирает святой антиминс, когда он сильно испачкается, то он не заслуживает осуждения.

Смотри также Апост. 73.

416

Ведь венцы – принадлежность победителей, а не побежденных плотским сладострастием, вступающие же во второй брак считаются побежденными.

Смотри Неокесар. 7.

417

То же говорит и свт. Афанасий Великий в 90-м ответе Антиоху: если человек был милостивым при жизни, то тем более – после смерти, так что милостыня, подаваемая за него, непременно угодна. Однако если кто-либо при жизни был немилосердным и умер без исповеди, милостыня, подаваемая родственниками за него, – жертва мертвых, как называет ее свт. Афанасий Великий в том же ответе (Athanas. Alex. Ad Antioch. 91 // PG 28, 653B.).

418

К настоящему правилу первоначально прп. Никодимом было сделано примечание, текст которого в настоящем издании: т.1. с. 22–23 (с. n). Согласно Типикону в этом случае в Великий четверг допускается разрешение только на вино и елей, а в Великую пятницу – на одно вино (см.: Типикон, снесть Устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2002. С.587:590).

419

Вероятно, под распутством здесь подразумевается впадение не в плотские грехи и подчревное сладострастие, а в роскошь, кутежи и так называемые чувственные наслаждения. Ведь если говорить о плотских грехах, то не 20 лет, а одного лишь дня и часа достаточно, чтобы человеку стать недостойным священства, если он совершит хотя бы один плотской грех, например блуд, прелюбодеяние или мужеложство. Слова правила «священное – неоскверненно» обозначают, что намеревающиеся принять священство должны быть не только безупречными, но и непорочными, т. е. свободными и от легких, нетяжких согрешений, к которым в частности относятся роскошь и чувственные наслаждения.

Смотри также I Всел. 19 с примечаниями к нему.

420

Согласно Второзаконию, дети не должны быть наказываемы смертью за отцов: каждый должен быть наказываем смертью за свой грех (Втор.24:16).

421

Обычные коленопреклонения – это те, которые совершаются в Церкви во время Четыредесятницы и которые запрещено совершать в воскресенье (а также в субботу, согласно церковному Уставу), как мы знаем, и во все великопостные субботы. Смотри еще примеч. к 16-му правилу Постника, которое также запрещает в субботу и воскресенье земные поклоны, поскольку они – знак впадения в грех и смерть. А поклоны ради приветствия, которые делают чтецы перед клиросом или иереи перед игуменом и архиереем, лобызая их руки, совершаются и в воскресенье, и во дни Пятидесятницы, поскольку они не служат таинственным выражением того, о чем мы сказали.

422

Поэтому в Литургии Василия Великого указано во множественном числе: «Помяни, Господи, иже дары сия Тебе принесших, и о нихже (вот как за многих приносится одна просфора), и имиже (прислуживающими и служащими иереями), и за нихже (т. е. из-за каких нужд и по каким причинам) сия принесоша». В любом случае прочти примеч. к правилу Василия Велик. 88.

423

Мы говорили об этом в примеч. к Лаодик. 21, смотри там.

424

Например, там нет сосуда, чтобы нагревать в нем воду, или из-за другого затруднительного обстоятельства.

425

Ведь благодать монашеского образа не была у таковых отнята, поскольку монашество есть второе крещение, как и благодать первого крещения также не отнимается и оно не совершается вторично.

426

Вероятно, настоящее правило позволяет монахиням входить в алтарь не во всех вообще церквях, в которых присутствуют мужчины (ведь это неприлично), а в своих монастырях.

Смотри также VI Всел. 69.

427

Смотри также Апост. 69.

428

Хотя 10-е правило Николая и говорит, что те, кто не причащается, не должны вкушать антидор, но это правило, несмотря на то что они не причащаются из-за епитимии, разрешает им брать антидор, по всей вероятности, ради их исповеди. Возможно, однако, и то, что в то время в разных местах применялись оба правила.

429

Обрати внимание, что здесь говорится о посте святых апостолов и о сорокадневном. О том же сорокадневном посте и об августовском (см. примеч. к Неокесар. 3) говорится и в «Томосе единения». О посте святых апостолов говорится также в «Апостольских постановлениях».

Смотри еще примеч. к Апост. 69.

430

Эта епитимия – угроза иеромонаху, чтобы он оставил это предосудительное и соблазнительное служение. А мы обязаны причащаться у иерея, даже когда сами воочию видели, что он согрешает плотским грехом.

431

Пресвитера Пелусиотского как раз порицали за то, что он снял кукули с некоторых скитян, производивших беспорядки (см.: Евергетин. С. 593). Хотя Пахомий Великий чуть было не снял кукуль со своего ученика Сильвана, как повествуется в его житии, но, вероятно, он поступил так не по-настоящему, а лишь притворно, желая пригрозить ему. Соблазняющих братство надо изгонять (см. также: Евергетин. С. 1098), а не переодевать.

432

Ведь если 4-е правило Тимофея позволяет крестить умалишенных, тем более можно крестить здравых умом, хотя и страдающих какой-то болезнью. Смотри в «Евергетине» на с. 184 о том, как один великий прозорливый старец во время монашеского пострига видел ту же благодать Духа, какую видел и во время крещения.

433

Как принято в святых афонских монастырях и соборных храмах скитов, иеромонахи вечерню, утреню и прочие священнодействия, для которых не нужна фелонь, совершают в мантиях. Ведь службой (λειτουργία), согласно правилу Антиох. 3, называется всякое священнодействие.

434

Это правило приводится и в Типиконе в разделе Триоди, гл. 27. Если мы хотим придерживаться акривии и не будем угождать чреву, по словам Иоанна Китрского, то это правило нужно понимать так, как понимают разрешение поста во время Арцивурия, т. е. соблюдать его следует там, где находятся яковиты – армяне и тетрадиты, – а не там, где их нет. Поэтому соборное постановление о различных вопросах, которое сохранилось в рукописях, указывает следующее: «Монахи в Сырную седмицу должны поститься в среду и пятницу, если они находятся в монастыре. Если же они отправились куда-то в другое место и за столом предложат сыр, пусть едят его». Думаю, это проясняет слова правила «куда бы они ни поехали», т. е. где бы они ни оказались – вне стен монастыря, а не в обители. Смотри также Апост. 69.

А о том, отчего они называются яковитами, – смотри в предисловии к IV Всел.

А тетрадитами, по словам Властаря, были те, которые не разрешали поста, когда праздновали Пасху, но продолжали поститься, как мы постимся по средам. Возможно, они подражали иудеям, которые на Пасху ели опресноки с горькими травами. Смотри также примеч. к II Всел. 7.

435

Св. Феодор Студит также предает анафеме таких монахов. Смотри его Оглашение 17, в котором он нам заповедует не скрывать своих согрешений.

436

Это правило, как я сказал выше, в одних рукописях содержится, а в других нет. Если у роженицы есть возможность, то она должна соблюсти это постановление; если же нет, то и ей самой разрешается кормить младенца, хотя она и нечиста, как говорит Петр Хартофилакс в 21-м ответе (Деяния. Т. 2. С. 1003).

437

Мы должны понимать, что под селинодромиями здесь имеются в виду не те книги, в которых рассказывается о физических движениях, рождении, прибывании и убывании Луны, но те, в которых говорится, что если, например, Луна полная, то это означает победу, если серповидная – войну, и вообще по различным положениям Луны предсказываются движения и действия людей, зависящие от их свободного выбора.

438

Под каландологиями также нужно разуметь разные предзнаменования, бывающие в календы, т. е. первые дни месяца (некоторые называют их приметами), и т. п.

Смотри об этом VI Всел. 62.

439

Книга Марка, о которой здесь говорится, принадлежит тому еретику Марку, отпрыску гностической ереси, от имени которого получили свое название его последователи – маркосии. Они с усердием занимались подсчетом букв, из которых состоят имена, и в них отыскивали какие-то тонкие смыслы и умозрения. О них говорит св. Епифаний в сочинении против ересей (Epiph. Adv. haer. 34 // PG 41, 581C-625D.). Названная книга не имеет никакого отношения к книге Марка Подвижника – прочь подобную мысль! Марк Подвижник – святой, память которого празднуется 5 марта, и его книгу и сочинения хвалят святейший Фотий (Мириобиблион. Чтение 200. С. 268) (Phot. Bibl. 200// PG 103, 668C-669D.) и Никифор Каллист (Церковная история. Т. 2, кн. 14, гл. 53) (Niceph. Callist. Hist. eccl. ХIV, 54 // PG 146, 1256CD.). Смотри также «Добротолюбие», с. 89.

440

Книга Диадоха – это не сто глав, содержащиеся в «Добротолюбии», – да не будет! – ведь они православны и мы их принимаем (см. с. 203 того же «Добротолюбия»), Однако в рукописях под именем Диадоха сохранилось некое учение, в котором содержатся представления запутанные, странные для слуха большинства и неприемлемые, потому что содержат мысли непонятные и чуждые.

Смотри также в примеч. 3 к Двукрат. 2 другое правило, приписываемое св. Никифору.

441

Так, и в Московии во всю Светлую седмицу не работают, но ежедневно совершают крестные ходы.

Смотри VI Всел. 66.

442

Т. е. не надо петь «Непорочны» в субботу утром на Светлой седмице, как поется во все остальные субботы, потому что на Светлой седмице Псалтирь не читается. А разрешительной (ἀπολύσιμον) правило назвало Светлую седмицу или потому, что в продолжение ее разрешается вкушать любую пищу, или потому, что ее суббота – это завершение (ἀπολύσιμον), т. е. последний день недели, в который она заканчивается (ἀπολύεται).

443

У армян и христиан, живущих на Востоке, был и до сих пор распространен обычай не работать во все четверги от Пасхи до Вознесения, вероятно, из благоговения к четвергу, в который празднуется Вознесение. Из-за нерадения и беспечности молдовлахийского священства там до сих пор в соответствии с этим обычаем соблюдают больше четверги, чем воскресные дни, соблюдения которых, по словам некоторых ученых людей с Востока, они не замечали ни у православных, ни у армян.

444

В «Кратком изложении правил» Арменопула также приводится это правило (разд. 4, тит. 2) под номером 14. Там добавлено, что и мирянин может крестить (Деяния. Т. 1).

445

Этих вопросоответов насчитывается восемь во 2-м т. «Соборных деяний» (с. 984) и столько же в греко-латинском издании, содержащем одни только толкования Вальсамона (Имеется в виду издание Г. Гервета (см. в настоящем издании: т. 1. с. 29.)), а в рукописных книгах Святой Горы их находится одиннадцать. У Вальсамона есть толкования на них. Их упоминает и Арменопул в предисловии к «Краткому изложению правил». Эти вопросоответы считаются каноническими, потому что были истолкованы Вальсамоном.

446

Николай был некогда грамматиком и монахом в Лофадии, затем стал патриархом Константинопольским, занимал кафедру двадцать семь лет и три месяца (см.: Греко-римское право. С. 302). Он жил около 1087 г.

447

Однако тот, кто еще не монах, а только послушник, проходит ли он искус в монашеской одежде, о чем говорит Зонара в толковании на правило Василия Велик. 30, или в мирской, на чем настаивает Вальсамон, или же в одежде монастырской (не совсем мирской, но и не монашеской), как говорит Кассиан в «Евергетине» (с. 156–157), т. е. как и сейчас на Святой Горе проходят искус в черных рясах, одного цвета с монашескими одеждами (об этом см. VI Всел. 45), – послушник, повторяю, согласно толкованию Вальсамона, не может входить в алтарь.

448

Но не все, что не запрещено, уже потому и позволено, – таково установление закона, как говорит Вальсамон.

449

Когда и каким Собором этот пост был перенесен – неясно, по словам Вальсамона. Вопрос об этом посте рассматривался при патриархе Луке в присутствии императора Мануила Комнина, и было соборно постановлено соблюдать этот пост как потому, что о его существовании говорит Собор при патриархе Николае, так и потому, что о нем упоминает «Томос единения» (о котором см. Неокесар. 3).

451

Однако все бесноватые могут причащаться, если приближаются к кончине, как говорит Вальсамон. Но в противоположность тому, что страдающий от черной желчи, если он богохульствует, не должен причащаться, беснующийся, если он не богохульствует, причащаться может, согласно правилу Тимофея Александр. 3, которое прочти вместе с Апост. 79.

452

В примечании к правилу Феофила Александр. 8 мы уже сказали, почему просфора, из которой вынимается Святой Хлеб (Т. е. агнец.), называется возносимой. Прочти это там.

453

Здесь надо иметь в виду, что монаху следует уйти, если настоятель не устранит соблазна или причины вреда. Однако он должен позаботиться о том, чтобы получить разрешение от наложенного настоятелем запрещения, если последний пожелает его разрешить. Если же он не пожелает, то надо обратиться к местному архиерею, чтобы получить разрешение от него, а не от другого, как определяет и правило Апост. 32, потому что никто не может разрешить себя сам. Смотри указанное правило и узнаешь из него, что всякий отлучивший кого-либо безосновательно подвергается отлучению и сам, согласно гражданскому закону.

454

Обрати внимание на то, о чем говорит здесь этот канонический вопрос: да, действительно возможно отречься от священного сана, однако не просто так и не как случится, не из-за равнодушия и нерадения, не из мнимого благоговения. Всякий таким образом отрекшийся от сана ответит перед Богом за свое запрещение в служении, согласно 88-му правилу Василия Велик. и 10, 11, 12 и 13-му вопросам Симеона Фессалоникийского. Ведь, по словам упомянутого Симеона (Sym. Thessal. Respons. 10–13 // PG 155, 860B-C.), тот, кто был рукоположен по всем правилам, должен быть усердным и ревностным в служении Богу, а никак не равнодушным и нерадивым из-за мнимого благоговения. Смотри также примеч. к Василия Велик. 88. Но без сомнения от сана может отказаться тот, кого совесть обличает в том, что он недостоин, впал в каноническое преступление, заслуживающее извержения из священного сана. Такой хорошо поступил, отрекаясь от священного сана, чтобы привлечь к себе большую милость Божию и не возжечь против себя Его гнева, как говорит Златоуст в 3-м слове о священстве (Ioan. Chrysost. De sacerd. 3. 10 // PG 48, 647.) (см. это высказывание в образце канонического отречения в конце книги), и чтобы покаяться и спастись, совершенно отказавшись от святейших дел священного сана, согласно 13-му ответу Симеона Фессалоникийского (Sym. Thessal. Respons. 10–13 // PG 155, 861A.).

455

Из этого канонического ответа и слепому станет ясно, что те из священнослужителей, которые были извержены за явные преступления или сами отреклись от священства (после исповеди духовному отцу) по причине тайных согрешений, заслуживающих извержения из сана, не могут совершать никакого священнодействия: венчания, освящения, крещения, а также быть духовными руководителями. Да и как они могут совершать всё это, если в начале указанных священнодействий нужно произнести возглас «Благословен Бог наш», а им не позволено настоящим правилом произносить это, и даже кадить кадилом или причащаться в алтаре? Согласно с этим, и Вальсамон в толковании настоящего правила, ссылаясь на Неокесар. 9 и на 79-ю новеллу Льва Мудрого, утверждает, что таких следует отстранять от всякого священнодействия, совершаемого в алтаре, но им позволено совершать действия клириков, принявших хиротесию вне алтаря, и церковнослужителей. Что же это за клирики, принявшие хиротесию вне алтаря, и церковнослужители? Это чтецы, певцы, привратники и дидаскалы. Итак, изверженные из сана и добровольно от него отказавшиеся могут совершать их действия, т. е. петь, читать, учить в церкви и т. п.

Тот же Вальсамон в толковании на правила Неокесар. 9 и VI Всел. 21 и 26 прибавляет, что священнослужитель, который добровольно исповедал грех, совершенный им до рукоположения, не должен священнодействовать, однако может сидеть и стоять вместе с иереями, пользуется одной с ними честью и причащается в алтаре. А тот, кто был уличен в грехе и поэтому извержен, не может пользоваться ни той же честью, ни правом сидеть и стоять вместе с иереями, но должен быть поставлен на место для мирян, согласно правилам Василия Велик. 3 и VI Всел. 21. Итак, пусть отказавшиеся от сана и добровольно оставившие его по причине преступления имеют и названные преимущества.

Что еще сказать? Вальсамон в ином месте говорит, что отказавшиеся от священного сана и священнодействий добровольно, а не по причине преступления, заслуживающего извержения из сана, по прошествии трех лет уже не могут вернуть себе право священнодействовать, от которого сами отказались. Видишь, что он говорит? Насколько же более не могут священнодействовать те, кто отказался от сана по причине преступления, заслуживающего извержения? Однако отрекшиеся от священства не из-за преступления, заслуживающего извержения, а из-за болезни, или старости, или телесной немощи свободны от епитимии, налагаемой этим правилом, и могут, когда их здоровье поправится, вновь священнодействовать, хотя бы и прошло три года. Ведь они отреклись от священства вынужденно, из-за телесной немощи, а не добровольно, не будучи виновны ни в каком преступлении (что достойно осуждения и запрещено, как мы сказали выше).

Смотри также примеч. к VI Всел. 26.

456

Basil. Маgп. Poenae 15–60 // PG 31, 1308С-1313.

457

О том, что это благословение есть так называемый антидор, мы сказали в правилах Феофила Александр. 8 и Никифора Исповедника 18. Вальсамон же говорит, что церковное благословение – это все, что епископы и пресвитеры подают или совершают в Церкви для укрепления и благословения народа.

458

Память св. Феодора празднуется 22 апреля. Однако житие его, помещенное в Синаксаре, не содержит ничего подобного, разве только есть иное его житие, более пространное. В других списках написано: «В книге св. Феодора», но мне не известно, существует ли вообще книга этого святого. Вальсамон же говорит: «Мы видим на практике, что те, кому запрещено причащаться, не едят и антидора». (Впрочем, он же говорит, что женщинам нельзя запрещать брать антидор, как запрещается это мужчинам, возможно, потому, что не следует давать их мужьям повода для подозрений.) (Об этом см. также примеч. к правилу Феофила Александр. 8.) Однако 18-е правило Никифора Исповедника говорит иначе.

459

О «Номоканоне» Постника Вальсамон говорит: «Видим, что большинство духовников именно по «Номоканону» Постника наказывают исповедующихся». А выражение «те, которые знают, что есть благо, но не делают этого, должны исправиться» означает, по объяснению Вальсамона: будь внимателен, духовник, чтобы следовать этому спасительному совету и не оказывать большого снисхождения исповедующимся у тебя, устрашаясь примера, о котором читаем в историях. А в них мы находим рассказ о том, как один чиновник, приближаясь к смерти, призвал секретаря, чтобы тот записал его завещание. Сказав ему несколько фраз, он прибавил: «Хочу, чтобы тело мое было предано земле, из которой и сотворено, душа же моя была предана диаволу, потому что она принадлежит ему». Услышав это, секретарь замер от изумления и не хотел более ничего писать. Тогда умирающий, рассердившись, сказал ему снова: «Душу мою должны взять демоны, и душу моей жены, и души моих детей, и душу моего духовника. Мою душу – за то, что я бесчестно грабил чужое имущество и удерживал его у себя. Жены моей – за то, что она склоняла меня к этому. Детей моих – за то, что я творил беззакония, желая сделать их богатыми. А моего духовника – за то, что он неправедно снисходил мне и никогда не наставлял и не обличал меня». С этими словами он испустил дух (в Пολιτικὸν Θέατρον. Σ. 333) (Имеется в виду книга: Ambrosio Marliano. Θέατρον Пολιτικὸν μεταγλωττισθὲν ἐκ τῆς λατινικῆς εἰς τὴν ἡμετέραν ἀπλῆν διάλεκτον Пαρὰ Nικολάου τοῦ Мαυροκορδάτου... Venice, Panos Theodosiou, 1802.). Смотри также на с. 82 в недавно изданном «Эксомологитарии» еще один страшный пример чрезмерной снисходительности духовника. См. и предисловие к правилам Постника.

460

В свое приложение прп. Никодим предполагал включить тексты, вошедшие затем в «Эксомологитарий», о чем он и говорит здесь. См. также предисловие к настоящему изданию; т. 1, с. 36–37, 79.


Источник: Пидалион: правила Православной Церкви с толкованиями: перевод с греческого: в 4 томах / преподобный Никодим Святогорец. - Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019. / Т. 4: Правила святых отцов. - 524, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle