Правила Святаго Первого Вселенского Собора, Никейского
Правило 1
Аще у кого в болезни врачами отъяты члены, или кто варварами оскоплен: таковый да пребывает в клире. Аще же, будучи здрав, сам себе оскопил: таковаго, хотя бы и к клиру причислен был, надлежит исключити, и отныне никого из таковых не должно производити. Но как явно то, что сие изречено о действующих с намерением, и дерзающих оскопляти самих себе: так напротив, аще которые оскоплены от варваров, или от господ, в прочем же обрящутся достойны, таковых в клир допускает правило.
(Ап. 21, 22, 23, 24; Двукр. 8).
Это Никейское правило ссылается на существовавшее уже правило (κάνων) о скопцах, а именно 21-е Ап. правило. Это правило содержит в себе вообще те же предписания, что и 21–24 Ап. правила, толкования коих служат в то же время и толкованием данного правила. По мнению Беверегия, подтверждаемому историей338, это правило издано было по делу пресвитера антиохийского Леонтия, жившего с некоей Евстолией, с которой он не был повенчан. Не желая отпустить из своего дома эту женщину, и в то же время желая предохранить себя от всякого подозрения, последний сам себя оскопил. За это Евстафий Антиохийский отлучил Леонтия от священнодействования и, как председатель собора, побудил последний, по всей вероятности, восстановить старое правило о скопцах, что собор и исполнил в данном правиле.
* * *
Beveregii, Σ. sive Pandectae, II, Annot., ρ. 44–45. Cp. Athanas., Ad imper. Constant. apol. I [Migne, s. g., t. 25, col. 596–641]. – Theodoret., Hist. eccl. I, 24 [Migne, s. g., t. 82, col. 973–980]. – Socrat., Hist. eccl., II, 26 [Migne, s. g., t. 67, col. 265–269].