Источник

Толкование на Евангелие от Марка в неделю пред Просвещением (Мк.1:1–8)

Божественное Писание, как ветхое, так и новое, имеет таковые свойства, которые имеющим очеса видеть и ушеса слышать довольно показывают, что Творец сих есть Сам пресовершенный Бог, определивший для писания сих святых мужей, яко избранные сосуды светильников Его и яко приличные орудия к исполнению всего Божественного и великого дела. Имена, изображающие Божеские совершенства, имеют истинное, чудное и приличное единому всесовершеннейшему Существу превосходство. Имя Создателя, Вседержителя, Всемогущего, Вездесущего, Испытующего сердца и утробы, Судии живых и мертвых, и подобные приписывает Богу Божественное Писание: но никто из человек таковая о Боге сам по себе никогда не постигал, ни достиг до сего. Вечность, повсемственность, истина, правда, сострадание со всеми законами так сопряжены и соединены, что никто из благомыслящих никогда не находил в них праведного осуждения или истинной жалобы. Многие и различные суть законы, однако все они основываются на едином легчайшем законе – любви. Кто бы когда, Нума ли, или Солон, Ликург ли, или Римский законодатель, или других языков законоположители, кто когда из всех сих, и сих мудрейших, человеков издал толико высокие догматы, или толикое совершенство и толикую удобность в законоположении? Как не намереваюсь, так и времени и силы не достает начертать высоту и неудобоизобразимую лепоту характеров Божественного Писания. Упоминаю же токмо о том, что между прочими, изъявляющими Божественное Писание делом Божиим, есть един характер, – удивления достойная, выразительная простота. Она имеет великую и чудную красоту, но существенную, не искусственную и не приобретенную; имеет приятность и чистоту, превосходящую всякое изрядство и преимущество; имеет силу и благодать, проницающую в сердечные недра. Писание всякого человека по первом и втором чтении насыщает, но после бывает неприятно: чтение же Божественного Писания никогда не пресыщает; но чем больше оное читаешь, тем паче душа твоя жаждет сего чтения. Тако есть неподражаема таковая простота, что хотя бы кто пред очами своими и имел книгу Писания, однако никаким образом с таковою силою и благодатию таковые высокие истины изобразить не может. Мы сие реченное видим и в самом ныне чтенном Евангелии. Послушайте сего словес, вникните в разум, и рассудите праведно и благочестиво.

Мк.1:1–3. «Зачало Евангелиа Иисуса Христа Сына Божия. Якоже есть писано во Пророцех: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его.»

Хотя Евангелист Иоанн начинает свое Евангелие от безначального рождения Сына Божия и Слова, Матфей же от Его плотского родословия по Матери, а Лука от зачатия Предтечи и Крестителя: но Марк полагает начало от пророчествовавших о том же Предтече. Виждь же, как просто и кратко начинает Евангелие, им написанное, возвещая немедленно во первых Иисуса Христа Сыном Божиим: «Начало», говорит, «Евангелиа Иисуса Христа Сына Божия». Суть сии слова, писанные Пророками: «се Аз посылаю Ангела Моего», и проч. Но почему же сии пророческие слова суть началом Евангелия? Пoелику Иисус Христос немедленно по крещении начал Евангельскую проповедь, чудодействия и другие Его дела; того для начинает от сих слов, яко показывающих Крестителя и крещение Иисуса Христа. Те же Пророки, которые о сем пророчествовали, суть Малахия и Исаия. Первый из сих, беседуя яко от лица Бога, тако сказал: «се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим» (Мал.3:1). Также и второй, яко от лица Божия, утешая человеческий род, тако пророчествовал о Христовом Предтече, говоря: «глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего» (Ис.40:3). Сие же засвидетельствовал о самом себе и самый Предтеча, когда посылали Иудеи из Иерусалима священников и левитов вопросить его, кто он есть? Засвидетельствовал и сказал: «аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень, якоже рече Исаиа Пророк» (Ин.1:23). Изобразив Евангелист сии пророческие слова, показал потом сих действительное исполнение и совершение на Предтече Иоанне, говоря:

Мк.1:4. «Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния, во отпущение грехов.»

Иоанн, пришед в пустыню, крестил и проповедал крещение покаяния во оставление грехов. Какое же было сие Иоанново крещение, ясно показал Богоглаголивый Павел: «рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во Грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса» (Деян.19:4). Иоанново убо крещение было проповеданием веры во Христа и крещения Иисуса Христа. Он возвещал покаяние и обращение ко Христу, и отпущение грехов, которое имели получить чрез крещение Иисуса Христа верующие в Него. Крестил же к нему приходящих водою, да имеют чувственное уверение о крещении Иисуса Христа; притом тако говорил крещаемым: «аз убо крестих вы водою, Той же крестит вы Духом Святым» (Мк.1:8). Вот каким образом Предтеча Иоанн самым делом произнес глас вопиющего в пустыни! Он, пришед на Иорданскую пустыню, возвещал приходившим туда народам Иисуса Христа, по нем грядущего, то есть по нем от Святой Девы рожденного: а сею проповедию и уготовлял путь Господень, то есть человеческие сердца, и творил правыми стези Его, то есть направлял и убеждал их к приятию Евангельских Христовых догматов. Какие же были приходившие креститься от Иоанна?

Мк.1:5. «И исхождаше к нему вся Иудейская страна, и Иерусалимляне, и крещахуся вси во Иордане реце от него, исповедающе грехи своя.»

Почему Евангелист отличил Иерусалимлян от живущих в стране Иудейской? Иерусалимляне почитались мудрейшими и честнейшими пред живущими в прочей Иудеи, яко жители царствующего града Иерусалима, где был храм, в который весь Иудейский род собирался для жертвоприношения и совершения праздников, в котором наипаче были творимы чудеса, и проповедывали Пророки. Отделил убо Иерусалимлян от других Иудеев, да сим покажет, что не только все сущие во Иудеи, но и самые избранные Иудейские приходили в пустыню ко Иоанну и, исповедуя свои грехи, крещаемы были от него в реце Иордане. И которые из них с истинною верою и благоговением крещаемы были крещением Иоанна, те, после уверовав во Христа, крестились и Его крещением: «слышавше же», пишет священный Лука, – те, которые были крещены крещением Иоанна, – учение Павлово о сем крещении, «крестишася во имя Господа Иисуса». И о сем написав Евангелист, показал то, что Иоанн исполнил предсказанное о нем, и возгласил гласом «вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его» (Мк.1:3). Следующими же словами показал, что Иоанн истинно на земли жил яко небесный Ангел, и словом и делами предуготовлял человеческие души к вере во Христа в послушании.

Мк.1:6. «Бе же Иоанн оболчен власы велблужди, и пояс усмен о чреслех его: и ядый акриды, и мед дивий.»

О сем, «облечен власы велблужди», яснее написал Евангелист Матфей, говоря: «сам же Иоанн имяше ризу свою от влас велблуждь» (Мф.3:4). О акридах же иные говорят, яко сии были животные, называемые акридами, вкушал же оные Иоанн, поскольку Моисейский закон позволял; иные же верхи высоких древ, некоторые же – ветви трав или растений понимали (Лев.11:22). Утверждают Палестинские жители, яко и доныне во Иорданской пустыне растут питательные и сладкие растения: вероятнее убо есть, яко Предтеча питался сими растениями. Медом же дивиим почитают иные находящийся мед в дивиих местах; иные же – дивиими пчелами в пчельники собранный, который бывает горьким. Из простых велблуждих одеяний и из кожаного пояса и из простой и неприправленной пищи заключаем о умерщвлении всякого плотского вожделения, и о святой Ангельской жизни Предтечи и Крестителя Иоанна. Почему и Господь Иисус превознес его паче всех прочих человек, говоря: «аминь глаголю вам: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Мф.11:11). И таковая была его жизнь. Послушаем и благовествованного им.

Мк.1:7. «И проповедаше глаголя: грядет креплий мене во след мене, Ему же несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его.»

Виждь совершенство души Предтечи! Поскольку весь народ думал, яко он есть Христос, во-первых, с чистым и непорочным сердцем, возвестил всяку истину (Лк.3:15): «и исповеда и не отвержеся: и исповеда, яко несмь аз Христос» (Ин.1:20); потом, крайне смирив самого себя, возвеличил Спасителя Христа, изобразив своими словами чудную величественность Его Божества. Раб отрешает ремень, то есть подвязки господина своего, хотя бы его господин был царем, или святым: однако всегда может быть достойным такового малого служения. Но Предтеча Иоанн сказал, яко не есть достоин ниже понести Христовы сапоги, по словам Матфея (Мф.3:11), – «ниже разрешити ремень сапог Его», по словам Марка. Явствует убо, яко Иоанн назвал себя недостойным и сего малого служения, всяким рабом совершаемого для своего господина. Кто же был Иоанн? Пророк, и паче Пророка, священный от утробы своей матери, земной Господень Ангел, Креститель Самого Иисуса Христа, Проповедник во Христа веры и Апостол, болий в рожденных женами. Ради какой же другой причины сказал сие: «несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его», если не потому, что Владыка, о Котором он говорил, то есть Христос, был не земной царь, не человек святой, но Царь царствующих, Святый Святых, и Творец всея твари, то есть Бог? Грядет, говорил, в след Мене, – то есть, грядет Тот, Который родился после моего рождения. Он есть крепльший мене: Он есть Тот, Который имеет власть и державу, яко всемогущий, и сего я не есмь достоин, да преклонився на землю, разрешу ремень сапог Его. Еще же и следующими словами показал силу Христова Божества:

Мк.1:8. «Аз убо крестих вы в воде: Той же крестит вы Духом Святым.»

Сими словами показал треблаженный, яко Иисус Христос есть истинный Бог; ибо кто другой, человек ли, или Ангел, кто другой, если не един Бог, – податель Всесвятого Духа? Я, говорил, будучи человеком, крестил вас водою, и предуготовил к приятию того святого крещения: Он же, будучи истинным Богом, крестит вас Святым Духом, и ниспошлет вам благодать усыновления и наследие Своего Царствия.

Беседа о святом крещении

Почему же ныне читаемо было в церкви начало Евангелия от Марка? Пoелику ныне есть неделя пред праздником Просвещения, то есть, Крещения во Иордане Иисуса Христа, чрез которое есть просвещен мир. Начало же Евангелия от Марка упоминает о честном Предтече, крестившем Господа нашего Иисуса Христа, и о различии двух крещений, то есть крещения Иоаннова и крещения Иисус-Христова. Поскольку убо наступает преславный и спасительный праздник крещения Иисуса Христа, полезно и спасительно есть, да побеседовав о сем крещении, покажем: во-первых, почему Бог восхотел нам креститься не токмо Духом, но и водою? Во-вторых, что являют творимая нами при совершении святого крещения? Третье, каковой крещаемые сподобляемся благодати? И четвертое, коликочастные суть крещения Иисуса Христа?

Поскольку мы сложены из невещественной души и вещественного тела: того для всеблагий Бог благоволил, да все духовные дары, и самые чрез святые таинства ниспосылаемые, имеют и вещественные знаки, подлежащие чувствам, чтобы не токмо верою, но и чувствами постигала верующая душа, како и чрез кого ниспосылается ей благодать Святого Духа. Сии вещественные знаки возбуждают душу и творят расположительнейшею к приятию невидимой Божеской благодати. Если бы сих не было, то бы мы, не зная чрез кого и когда ниспосылается нам благодать, сомневались бы и были бы не готовы, а следственно недостойны Божественных даров.

Всесовершенный Бог, знающий, яко настоящая, вся еще прежде бытия, предвидев прежде создания мира и создание и падение человеческого рода, определил и предназначил средство возобновления и исправления, имевшего быть чрез воплощение единородного Его Сына: почему еще во время создания мира «Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт.1:2), – что было яснейшим знаком Духа и воды, которыми крещаемый человеческий род восстает от падения греховного и возобновляется духовным обновлением и отрождением. И когда Бог, прогневався за человеческие беззакония, весь мир потопил водою; тогда положил во знамение небытия гнева Божия и в подтверждение мирного Его завета с человеками дугу во облаце: «дугу Мою», сказал, «полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечнаго (между) Мною и землею» (Быт.9:13). Есть же дуга, то есть радуга, не другое что, как токмо вода и пар земной. Се другое знамение Божественного крещения, чрез которое человек, примиряясь с Богом, бывает Его другом! Вода есть ясным знаком святой воды, пар же образом Всесвятого Духа. Освобождение Израильского рода от Фараонского рабства образовало освобождение человеческого рода от рабства диавольского: тако Бог сотворил, проведши Израильтян чрез Чермное море и прикрыв их облаком, Фараона же с его колесницами погрузивший (Исх.14:9). Море знаменовало воду крещения, облако же благодать Духа, а Фараон – сатану, в водах крещения попираемого. Еще же ниже священства причастником творил Аарона, не омывши прежде тела его водою (Исх.29:4); ниже принимал священников, входивших в скинию свидетельства священнодействовать, прежде омытия их водою в освященной умывальнице, «между скиниею свидения и между олтарем» (Исх.30:18); ниже позволял жертвовать Илии прежде трикратного возлияния воды на жертву; ниже Илию восхитил на небо прежде прешествия его чрез Иордан (4Цар.2:11). Также и всех хотящих спастись отсылает, чрез велегласнейшего Пророка Исаию, к источникам спасения: «почерпите», говорит, «воду с веселием от источник спасения. Жаждущии идите на воду» (Ис.12:3, 55:1). Напоследок послал Предтечу единородного Своего Сына, крестившего в реке Иордане всех, к нему приходивших, и не обинуясь научавшего, яко он крещает крещением покаяния, «во грядущаго по Нем да веруют, сиречь, Иисуса Христа» (Деян.19:4), и возвещавшего, яко он крещает водою, Иисус же Христос Святым Духом (Мк.1:8). Когда же Сам Сын и Слово Божие, прияв плоть и вочеловечився, пришел на реку Иордан, и крестился от Иоанна, тогда вода была освящена. Пребыв же водою токмо престали образования Духа, и уступили место образы самым вещам. Ибо когда вышел Иисус от воды, отверзошася небеса, и Сей Всесвятой Дух, сшедший с небеси видимо во образе голубине, нисшел на Иисуса Христа и пребыл на Нем (Мф.3:6; Ин.1:32). В Иорданских струях, в которых мы крещаемся, вода освящается призыванием Божеского имени, и пребывает водою для того, да возбудит, как сказали, душу нашу к чувствованию небесного дара. Благодать же Святого Духа, ниспосылаемая нам тою освященною водою, есть невидимая и телесным чувствам неподлежащая, а токмо подлежащею бывает оку и чувствию души, просвещенной верою.

Но почему же Бог определил воду вещественным знаком толико великой небесной благодати? Да сей вещественный знак сообразен будет невещественному дару, им знаменуемому, и да покажет чрез сей того действия и силу. Вода омывает всякие нечистоты: крещение очищает от всех грехов. Вода возобновляет телесные силы, изнемогшие от жажды: крещение оживотворяет душевные качества, грехом умерщвленные. Вода есть подкреплением жизни: крещение вождем ко спасению. Сверх сего, поскольку «елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся» (Рим.6:3): нужно есть, да и спогребаемся Ему крещением в смерть. Где же можем погребаться, якоже погребся Христос? На воздухе ли? но в нем всегда пребываем. Во огне ли? но сей истинно умертвит нас. Долженствовало в земли, подражая Христу: но сие угрожает явною бедою смерти. Христос умерый был погребен в земли: мы, живущие, без всякой опасности погребаемся в воде. Вода убо единая токмо есть таковая стихия, в которой мы можем погребстись, подражая Иисусу Христу, якоже вещает Богопроповедник Апостол: «аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресению будем» (Рим.6:5). Слышал ли? «Сообразни подобию смерти Его». Погребен был Он, погребаемся и мы: только Он был погребен в земле, мы же в воде. Сего-то для не сказал, яко мы погребаемся таковым же, но подобным образом, по подобию смерти Его.

Виждь же сие подобие в самом совершении таинства святого крещения. Рай, первое отечество человеческого рода, был насажден на востоке. По тьме ночной, от востока является солнечный свет: тако и духовное правды Солнце, Христос, воссияв во тьме греховней и отверзши заключенную райскую дверь, назван был святыми Пророками Востоком (Зах.6:12; Лк.1:78). Сего-то для, следовательно, крещаемый во первых становится к западу, где находится тьма, и отвергается от рабства начальника тьмы, то есть от сатаны, и от всех его дел, то есть от всех грехов, и всего служения его, то есть всего того, что он вымышляет для своей славы и нашего вреда. Дует же для того, да сим покажет, яко он его далеко от себя прогоняет: а плюет, да сим изъявит, что он гнушается и его, и дел его. Виждь же подобие, каковое Иисус Христос, от него искушаемый, показал, говоря: «иди за Мною, сатано» (Лк.4:8); равным образом и тогда, когда Петром был умоляем отложить страдание и Свою смерть: «иди», сказал, «за Мною, сатано, соблазн Ми еси» (Мф.16:23).

После же такового отрицания, обратив лице свое к востоку, где находится свет, сочетавается Иисусу Христу, то есть обещавается быть Его учеником и последователем, и хранить Его заповеди, якоже Он – волю Бога Отца Своего; потом исповедует пред Церковию истину своей веры, якоже Иисус пред Пилатом приносил благое исповедание. И как Иисус пред смертию был совлечен Своих одежд и облечен червленою хламидою (Мф.27:28): тако и крещаемый, приближився к воде, совлекается своих одежд для облечения в ризу радования. Совлекается и облекается, да сим покажет, яко отлагает «ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных», и облекается «в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины» (Еф.4:22, 24). Пoелику же и жена, помазавшая Господа миром, во еже погребсти Его, «сотвори» (Мф.26:12), подобно и Иосиф, помазавший ароматами; также тело Его прежде было помазано от Никодима смешением смирниным и алойным, потом был погребен в новом гробе (Ин.19:39–40): того для и крещаемого, в подобие смерти Иисуса, помазуется тело миром, прежде погружения его в воду купели, означающей новый гроб Господа Иисуса. Сие же миро являет отсечение наше от дивия маслины, то есть освобождение от неверия и греха и прицепление к доброй маслине, то участие в вере и святости: притом заключает в помазании силу Божию, прогоняющую все невидимые лукавого силы и очищающую от грехов25.

Таким же образом приуготовившись, крещаемый трижды погружается в воде, для означения трех нощей, и трижды подъемлется, для знамения трех дней, в которые Христос был во гробе. Упоминается же при первом погружении и возвышении имя Отца, при втором – имя Сына, при третьем – имя Святого Духа, по заповеданию Богочеловека, рекшего: «шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф.28:19). Пoелику же трикратным погружением и равночисленным возвышением совершается великое таинство крещения, по свидетельству небесножителя Василия: того для крещаемый выходит из купели, якоже Христос воскрес от гроба26. Христова плоть по воскресении была бесстрастна и нетленна: крещаемый, после крещения, яко причастный и самого воскресения Христа, бывает свободным от всякого греха.

Господь, когда вышел из Иорданской воды, в которой был крещен, тогда же нисшел на Него Святой Дух: «и абие восходя от воды, виде разводящася небеса, и Духа, яко голубя сходяща нань» (Мк.1:10). Следовательно и крещаемый, вышед из купели, того для немедленно помазуется святым миром. Ибо сие миро, чрез молитвы и призывание Божие и чрез благословение, содержит благодать и силу Всесвятого Духа, которая помазанием крещенного полагает печать дара и святыни, полученной чрез крещение.

Какого же дара, или лучше сказать, каких даров и благодеяний сподобляется крестившийся человек? Получает оставление и совершенное очищение не только от всех вольных грехов, но и от того греха, с которым зачат и в котором родила его мать (Пс.50:7); того греха, ради которого не токмо первозданные были грешниками, но ради их и весь человеческий род; того греха, ради которого мы изгнаны из рая, учинились смертными и тленными, отчужденными от Бога, и соделавшимися рабами диавола; того греха, ради которого Бог столько был раздражен, что никаким бы другим образом не умилосердился, кроме крестною смертию и излиянием Крови единородного Его Сына; того греха, которого Бог никаким бы другим образом не простил, если бы не было крещения водою и Духом: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие» (Ин.3:5).

Из сих Владычних слов явствует, что крещение есть рождение. Никодим, услышав о сем рождении, усомнился; ибо не мог понять сего рождения, о коем говорил Спаситель. Мы же, наученные Спасителевым ответом к Никодиму, яко несть рождение плотское, но духовное: «рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть» (Ин.3:6), не сомневаемся, но есмы уверены, яко водою и Духом крещенный отрождается духовным отрождением, бывает вместо ненавидимого возлюбленным, вместо врага другом, вместо странного и чуждого сыном и наследником Царствия Божия, вселяет в душу свою Самого Иисуса Христа: «елицы бо во Христа крестистеся», говорит Божественный Павел, «во Христа облекостеся» (Гал.3:27). От чего получает Божественное просвещение и благодать, приемлет дары Всесвятого Духа, бывает сосудом, годным к приятию прочих тайн, тайны промышления, Божественных явлений, чудесной силы. И кто сохранит великий крещения дар непорочен и чист, обрящет таковый по смерти отверстую дверь небесного Царствия и, будучи облечен в брачную одежду, внидет в Божественный чертог и во светлости святых, возрадуется неизглаголанною радостию и удостоится, – тогда отчасти, по воскресении же мертвых и совершении всемирного суда совершенно, – Божеской славы и блаженства. Что ж убо будет тому треокаянному человеку, который, вознерадев о сем Божеском даре, омерзит своими грехами сию небесную ризу Божественного крещения? Получит ли таковый спасение? Может ли таковый человек иметь надежду о спасении, внемлите.

Мы исповедуем едино крещение, освобождающее нас от грехов: исповедую, каждый из нас говорит, едино крещение во оставление грехов. И сие крещение водою и Духом есть неповторяемое, в которое и Сам крестился Христос. Но кроме сего крещения, суть и другие два: первое, по всему равное крещению водою и духом; второе, очищающее от всех грехов, кроме прародительского. Первое совершается мученическою кровию, а второе – слезным покаянием.

В мученическое крещение был крещен и Сам Иисус Христос, излиявый Кровь Свою за свидетельство Божия истины; чего для вопрошал Иакова и Иоанна, говоря: «можета ли пити чашу, юже Аз имам пити, или крещением, имже Аз крещаюся, креститися?» (Мф.20:22) И сие крещение наипаче нужно было в те времена. Ибо тогда мучители нечаянно похищали верных, часто же еще некрещеных, либо потому, что не имели времени креститься, ибо тогда же и уверовали, когда Христа исповедали; либо потому, что ради страха и гонения не могли обрести крестителя. Похищая же сих, по многих муках закалали их, яко овцы на убойных местах, и они таким образом были крещаемы своею кровию. И сие крещение, говорит великий Богослов Григорий, есть гораздо честнейшее паче прочих, поскольку бывает незамаранным ниже единым грехом: вем мученическое крещение, в оньже Сам Христос крестися, и тем паче есть честнейшее других, яко вторыми нечистотами не окаляется27.

Слезное же крещение и доныне есть весьма нужное для всех человеков. Установил же сие Богочеловек Иисус тогда, когда дал власть Своим ученикам вязать и решить грехи, говоря: «имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся» (Ин.20:23). Крещается же сим крещением тот, кто с Пророком Давидом изнемогает во своем стенании, ежедневно омывает одр и орошает слезами свою постель, который подражает обращению Манассии и великому смирению Ниневитян, который, бия в перси, взывает с мытарем, и горько плачет ради своего греха, якоже Петр. И сие крещение возбуждает беспредельное Божие милосердие паче всякого другого средства. Воcстенал, покаялся, обратился, излил слезы ради твоего греха, – тогда же получил отпущение твоих грехов, и крестился твоими слезами: и слезу положих, сказал святой Григорий Нисский, равномощною омовению28. Кто нерадит о сем крещении, не имеет никакой надежды ко спасению: ибо никтоже есть безгрешен, разве токмо един Бог. Ему слава и держава во веки веков, аминь.

* * *

25

Кирилл. Иерус. в Кат.

26

Васил. велик. гл. 15 о Свят. Духе.

27

Григор. в слове 39.

28

Григ. Назианз. в слове О покаянии.


Источник: Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами / Сочинено на еллино-греческом языке преосвященным Никифором, бывшим архиепископом Астраханским и Ставропольским; Переведено в Казанской академии. - Изд. 3-е. - Москва : В Синод. Тип., 1824. / Т. 2. - [6], 724, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle