Митрополит Нестор – апостол Камчатки

Источник

Митрополит Нестор (Николай Александрович Анисимов) родился в городе Вятка 9/22 ноября 1885 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», и с раннего детства отличался глубокой религиозностью. После окончания реального училища он обучался на миссионерских курсах при Казанской духовной академии.

В 1907 году по влечению души и воле Божией, получив благословение праведного Иоанна Кронштадтского, Николай Анисимов решается на подвиг миссионерства. 17 апреля 1907 года в Казанском Спасо-Преображенском монастыре он принимает монашеский постриг с именем Нестор, 6 мая того же года возводится в сан иеродиакона, а спустя три дня посвящается в иеромонахи.

2 июня 1907 года отец Нестор отправляется на Камчатку. Здесь иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни исполняет свой пастырский долг, проповедуя Слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов.

Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору глубокую любовь и доверие паствы в самых отдалённых уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь камчадалам, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Благотворительного православного камчатского братства.

В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, отец Нестор отправляется в Санкт-Петербург, где сталкивается с чёрствостью и даже враждебностью бюрократов Святейшего Синода и его обер-прокурора. Это не останавливает молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удаётся привлечь к идее создания Братства православную общественность и депутатов Государственной думы. Однако решающую роль сыграло личное участие государя Николая Александровича, государыни Александры Фёдоровны и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное камчатское братство во имя Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, а вскоре появились его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Выдающиеся люди разных сословий считали за честь стать членами и жертвователями Братства. Действенную помощь оказывала царская семья. Официальным покровителем Братства считался цесаревич Алексей. Братству были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. В 1910–1917 годах на средства Братства на Камчатке строились церкви, часовни, школы, приюты, больницы и амбулатории.

Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор перевёл на них Божественную литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За эту работу отец Нестор в 1913 году был возведён в сан игумена. Уже тогда его стали заслуженно называть Апостолом Камчатки.

После начала Мировой войны 1914 года отец Нестор организовал санитарный отряд «Первая помощь под огнём врага». В составе лейб-гвардии драгунского полка он верхом на коне сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазарет. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также орденов Святой Анны II и III степеней, Святого Владимира IV степени.

В конце 1915 года отец Нестор был отозван с фронта, возведён в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке.

16 октября 1916 года архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа и назначен правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. Годы, проведённые на Камчатке, Владыка называл самыми счастливыми в своей жизни.

Епископ Нестор не принял Февральскую революцию, считая её происками врагов России. В 1917–1918 годах он участвовал во Всероссийском Поместном соборе и выборах Патриарха Тихона. После большевистского переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве, он ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и, пренебрегая опасностью, подбирал раненых, оказывая им медицинскую помощь. По благословению Собора как член комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля большевиками епископ Нестор издаёт обжигающе-обличительную книгу «Расстрел Московского Кремля», признанную важнейшим документом эпохи. В этот же период Владыка становится вдохновителем и организатором единственной непритворной попытки (к сожалению, неудачной) спасения Царской Семьи.

В марте 1918 года епископ Нестор впервые был арестован большевиками и около месяца находился в заключении. На свободу он вышел только под давлением Поместного Собора и верующих. Тогда на защиту молодого архипастыря встала вся православная Москва.

После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай добирается до Петропавловска-Камчатского, где продолжает своё епископское служение. Однако вскоре Владыка изгоняется большевиками с Камчатки.

Находясь в вынужденной эмиграции в г. Харбине (Маньчжурия), епископ Нестор тяжело переживает разлуку с любимой Родиной, однако не впадает в уныние. С удвоенной энергией он продолжает свою пастырскую, проповедническую, милосердную и общественную деятельность и вскоре становится одним из признанных духовных лидеров дальневосточной ветви русской эмиграции. В 1921 году епископ Нестор основывает в г. Харбине Камчатское подворье, а позже Дом милосердия и трудолюбия, благодаря деятельности которого удалось сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Трудами Владыки на территории Дома милосердия построены церковь и часовня-памятник Венценосным мученикам.

Несмотря на нестроения в церковной жизни 1920–1930-х годов на Родине и в русском зарубежье, епископ Нестор последовательно отстаивает идею единства страждущей Матери-Церкви. В этот период Владыка посещает ряд стран Европы и Азии, встречаясь с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей, предстоятелями ряда Поместных Православных Церквей, многими видными деятелями русской эмиграции и совершает паломничество на Святую Землю. В 1938–1939 годах занимается миссионерской работой в Индии и на Цейлоне (Шри-Ланка). В 1933 году он возводится в сан архиепископа, а в 1941 году удостаивается права ношения креста на клобуке.

Владыка Нестор никогда не заблуждался относительно природы большевистской власти в России. Её богоборческую сущность он уяснил ещё в 1917 году, наблюдая за трагическими событиями штурма большевиками Московского Кремля, а также будучи активным участником многих событий гражданской войны на Украине, в Крыму, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Последовательный в своих взглядах, владыка Нестор всегда открыто выражал своё негативное отношение к большевистскому режиму устно и в многочисленных книгах, брошюрах и статьях. Убеждённость в неизбежности падения богоборческой власти не покидала Владыку до конца его дней.

Вместе с тем он всегда оставался горячим патриотом Родины и непоколебимым поборником единства Русской Православной Церкви. После начала Великой Отечественной войны архиепископ Нестор решил, что в тяжкую для Родины годину испытаний он не вправе быть вне Матери-Церкви. В 1943 году, когда исход войны ещё никто не мог предвидеть, он тайно устанавливает связь с Московской Патриархией. Эти контакты в течение определённого времени приходилось скрывать, поскольку они в условиях жесточайшего режима японской оккупации представляли смертельную угрозу как для самого Владыки, так и для его паствы. Тем не менее, в проповедях архиепископа Нестора с новой силой зазвучала тема святого долга защиты Отечества от поработителей, находившая живой отклик среди прихожан и усиливавшая их патриотические настроения.

В июне 1945 года, ещё до начала военных действий СССР против Японии, владыка Нестор предпринимает не просто смелый, а, по условиям того времени, героический шаг – открытое богослужебное поминовение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По его инициативе все харбинские архиереи подписали обращение к Патриарху Московскому с просьбой принять их и паству под свой омофор.

В августе 1945 года архиепископ Нестор вместе с другими русскими жителями Маньчжурии радуется приходу Армии-освободительницы и встречается с её командованием. В 1946 году Святейшим Патриархом Алексием I владыка Нестор возводится в сан митрополита и назначается правящим архиереем Харбинским и Маньчжурским, Патриаршим Экзархом в Восточной Азии. Деятельность Владыки на этом посту в тяжёлые послевоенные годы была чрезвычайно плодотворной.

14 июня 1948 года, в день намечавшегося выезда из Харбина в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, митрополит Нестор неожиданно арестовывается китайскими властями и депортируется в СССР. Особым Совещанием при МГБ СССР архипастырь был приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. В вину Владыке ставятся издание книги «Расстрел Московского Кремля», а также его церковная и общественная деятельность в период эмиграции. Наказание он отбывает в мордовских лагерях для особо важных государственных преступников – Особлаг № 3 (Дубравлаг). Тяжкие годы заключения, сопровождавшиеся изощрёнными пытками, издевательствами и унижением, не сломили воли архипастыря.

После освобождения в 1956 году Владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским. Это была крупнейшая в Русской Православной Церкви епархия, включавшая в то время территорию Новосибирской, Томской и Кемеровской областей, Красноярского и Алтайского краёв, а также Тувинской АССР (почти 20% территории СССР).

Отягощённый многими болезнями, полуслепой, он находит силы для того, чтобы проповедовать Слово Божие не только в крупных городах епархии, но и в затерянных в глуши посёлках, где, по его собственному выражению, никогда не ступала нога архиерея, а люди не видели епископа и его служения. Это привело к заметному оживлению церковной жизни епархии. Владыка протестует против закрытия храмов, ставит вопрос об открытии новых приходов и духовной семинарии. Высокая активность митрополита Нестора вызывала крайнее неудовольствие властей, организовавших гонение на архипастыря.

В декабре 1958 года митрополит Нестор назначается управляющим Кировоградской и Николаевской епархией. В этот период Владыка, несмотря на продолжавшиеся гонения, много ездит по епархии, совершает богослужения, проповедует Слово Божие, протестует против закрытия храмов богоборческой властью. В трудное время, предшествовавшее закрытию Киево-Печерской Лавры, Владыка посещает обитель, чтобы утешить её наместника и братию, укрепить в них уверенность в неизбежности победы веры Христовой. В 1961 году митрополит Нестор завершает написание удивительно искренней книги воспоминаний, выдержавшей в последние годы много переизданий.

Скончался владыка Нестор 22 октября /4 ноября/ 1962 года в Москве в день празднования Казанской иконы Божией Матери. При отпевании разрешительную молитву над почившим архипастырем прочитал Святейший Патриарх Алексий I. Похоронили Владыку в ограде Спасо-Преображенского храма Патриаршего Подворья в Переделкино.

Православный народ хранит благодарную память о великом миссионере, смиренном молитвеннике, милосердном пастыре, удивительном человеке, горячем патриоте, блестящем проповеднике и выдающемся церковном писателе.

Петропавловская и Камчатская епархия возбудила ходатайство перед Священным Синодом Русской Православной Церкви о прославлении просветителя камчатских народов митрополита Нестора в лике святых.

Архиерейство Твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем!


Источник: «Вятский епархиальный вестник» № 10 (300), октябрь 2012 г.

Комментарии для сайта Cackle