Слово в день Пятидесятницы

Источник

Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину(Ин.16:13).

В пятидесятый день по воскресении и в десятый по вознесении Христа Спасителя на небо исполнилось Божественное обетование о ниспослании от Бога Отца Св. Духа на Апостолов. Это чрезвычайно важное событие в христианской церкви, положившее начало её истории, доказавшее Божественность новозаветного вероучения и его Учителя, по сказанию Евангелиста Луки и предания, совершилось в Иерусалиме в праздник Иудейской пятидесятницы, при следующих обстоятельствах. В пятидесятый, после праздника Пасхи день, когда заканчивалась полевая жатва и собраны последние колосья пшеницы, около трёх часов утра, народ, ещё ревнитель закона Моисеева, собравшийся из всех стран мира на знаменательный праздник ветхозаветной пятидесятницы, чтобы возблагодарить Господа за те преимущества, какие даровал Он ему ещё в ветхом завете, за то, что возвёл его на степень избранного народа, от которого должен был явиться Избавитель мира, теперь этот народ около трёх часов утра бесчисленными толпами, с гулом разноязычных говоров устремляется к храму Иерусалимскому для молитвы и жертвоприношений. Много было дела левитам и священникам в это время при исполнении ими своих обязанностей. Дым и пламя жертвоприношений высоко поднимались с жертвенников, чем знаменовали, по толкованию книжников и фарисеев, милость Иеговы к избранному народу. Но рабы ветхого завета не ведали, что сила закона Моисеева миновала и настала благодать. Представители нового завета ученики Иисуса Христа вместе с другими ста двадцатью верующими во имя Христово, собравшиеся в Сионской горнице, с грустью смотрели с высоты своего временного жилища на это волнующееся море ослеплённых фарисейством и саддукейством масс. Как не осмыслены и жалки были в глазах их эти люди! Они не ведали, что служат уже тщете ветхозаветной обрядности, когда на место её возвещён миру новый завет благодати, служат тени, когда явилась сама истина, ведут на заклание ягнёнка и козла, когда тяжесть грехов мира принял на себя Божественный Агнец и совершил искупление человечества. Тихо молились ученики духом и истиною в противоположность этой толпе, исполнявшей отжившую букву закона. А молились они о том, чтобы скорее ниспослал им Спаситель мира обетованного Св. Духа, который утешил бы их в сиротстве и дал тот новый закон благодати, с благовестием которого они с радостью пошли бы ко всем народам, иже под небесем. Молитва их была услышана: внезапно сделался необыкновенный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, всколебался до основ весь дом, где они находились, как бы от землетрясения, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках дотоле неведомых им, как Дух давал им провещевать. Почувствовали себя Апостолы как бы вновь рождёнными, вера, горячая как пламень запылала в их сердцах. Учение их Учителя и каждое слово этого учения требовало открытого всенародного исповедания, неудержимая сила божественного вдохновения влекла их теперь в то народное море, которое волновалось пред храмом, чтобы здесь в боговдохновенной проповеди исповедать Христа и проповедать Его слово.

Иудеи, прибывшие сюда от всякого народа, находящегося в мире, увидев чудесные знамения, предшествовавшие и сопутствующие явление Духа Святого, устремились к горнице, в которой находились богопросвещённые Апостолы; вышли они к народу и обратили к нему свою боговдохновенную речь. Безмолвно внимали несметные толпы Иудейского племени дивным их речам, дивились им более, нежели тем чудным и грозным явлениям, которые привлекли их сюда. Дивились потому, что каждый народ слышал из уст Апостолов свою родную речь, от этих убогих Галилеян, одно имя которых вызывало презрение к ним. Что это значит? Не се ли все Галилеяне; и как мы слышим кийждо свой язык наш в нем же родихомся, слышим глаголющих их нашими языки величия Божьего. Ужасахуся же вси и недоумевахуся, друг к другу глаголюще, что убо хочет сие быти? Выступает из среды Апостолов св. Пётр и громким голосом смущённой толпе вещает глаголы Божии: «Мужие Израильстии, послушайте словес моих! ныне исполняется событие, предречённое пророком Иоилем об излиянии св. Духа на рабов и на рабынь Божьих; Иисус – Спаситель мира, которого Бог засвидетельствовал вам знамениями и чудесами, Его же вы пригвоздив ко кресту руками беззаконных, убили, которого Он воскресил и вознёс на небо, этот-то Спаситель мира, прием обетование св. Духа от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите». Такая проповедь, с такой свободой и с такой силой духа сказанная собравшемуся народу, у которого память о великом, невинно распятом Иисусе Назарянине, была ещё жива, должна была произвести и произвела сильное впечатление. Слышавши такие слова, говорит далее Св. Дееписатель, умилишася сердцем, и любезно прияша слово Апостола, крестишася и приложишася в день той душ яко три тысячи.

Вот начало благодатной церкви христовой. Облёкшись силою свыше, получивши дары Духа Святого, Апостолы устремляются на проповедь Евангелия во все страны мира: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их. Доселе не знатные, боязливые, не книжные теперь перерождённые Божественным Духом, с надеждою победить мир благодатью Св. Духа, без страха и трепета идут они на борьбу с языческим миром, который дышит против них прещением и убийством, вооружается всеми казнями, какие тогда могла выдумать адская злоба и изобретательность, идут на созидание новозаветного благодатного царства на развалинах разрушающегося язычества. И что же? Не более как в три века эти посланники Христовы, а потом их преемники, обновляют, перерождают одряхлевшее язычество, дают ему истинное понятие о триедином Боге, устраивают церковь Христову, так что становится она господствующею, вносят в общество и семью Христианскую любовь, мир и согласие. Являются при этом в церкви Христовой как столпы и утверждение её св. мученики и мученицы, св. подвижники и подвижницы, лица, посвятившие свою жизнь Господу на пользу ближних, на благо страждущим меньшим братьям о Христе, на воспитание детей в духе христианском. Таковы последствия сошествия св. Духа на Апостолов. Но Дух Св., устроивши церковь Христову на земле, никогда не оставлял её, всегда пребывал и будет пребывать в ней до скончания века. Он даруется каждому члену церкви, и в частности каждому из нас с вами, благочестивые слушатели, в святых таинствах, чрез дело добродетели, чрез подвиги поста и молитвы. И под влиянием Св. Духа, наставляющего на всякую истину, душа познает величие Божие, познаёт высокие тайны своей веры, познаёт своего Спасителя и всё, что сделал для неё, познаёт своё назначение на земле, путь, которым она должна идти чтобы прийти к небу, познать красоту добрых дел и скверну порока, бренность и скоротечность земных вещей, познаёт, наконец, какая славная награда ожидает праведников на небе, и какое страшное наказание уготовано грешникам во аде.

Благочестивые слушатели! в день св. Троицы, когда на вечернем Богослужении св. церковь в своих молитвах с коленопреклонением молится о ниспослании на нас Духа Св., выслушаем эти молитвы с благоговением и вниманием, помолимся Утешителю нашему Св. Духу, чтобы Он пребывал в нас, наставлял на всякую истину, животворил на добрые дела, зажёг огонь любви к Богу и ближним на спасение наше. Царю небесный, Утешителю, Душе, истины! Прииди и вселися в ны!

Священник Н. Любимов


Источник: Любимов Неофит, свящ. Слово в день Пятидесятницы // Уфимские епархиальные ведомости. 1892. № 10. С. 255–259.

Комментарии для сайта Cackle