Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы (2)

Источник

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная Господь с Тобою.

Славное, чудное и величайшее в мире событие воспоминает ныне Св. Церковь. Она торжественно празднует главизну нашего спасения – вочеловечение Бога Слова от Пресвятой Девы Марии. Ныне день оснований всех празднеств наших, начало и заря христианской радости нашей. Чудо из чудес – воскресение Спасителя, но и его не было бы, если бы не было Благовещения. Спаситель воскрес, но воскресению Его должна была предшествовать смерть; Он умер, но прежде Ему надлежало родиться; родился, но прежде было благовестие о Нем, и Бог Слово вселился в утробу Пренепорочной Девы, – таково торжественное событие, воспоминаемое Св. Церковью ныне, оно настолько торжественно, что и дни поста, как дни сетования, не умаляют его величия. Придите, все верные, уготовим сердца свои с благоговением выслушать чудное благовестие вестника Божьего о явлении в мир нашего Искупителя, с величайшей простотой переданное нам Словом Божиим, дабы достойно блажить нам священное торжество Богоматери, усердно прославлять вместе с Церковью небесной и земной Ту, которой сотворил величие Сильный.

Спаситель мира Господь, Строитель царства благодати, чтобы устроить храм Духа Святого – селение Бога Слова, употребил немало времени и попечения. Для сего из среди дикого, и тернистого поля рода человеческого избирается и ограждается одно место, Палестина, – берется одно древо – одно племя и через тысячи лет согревается дыханием Духа Святого, дабы прозябла отрасль, возрастившая нам плод живота. И эта отрасль от славного дома Давидова, воспитанная в храме Иерусалимском под руководством Духа Божьего, обручена была праведному старцу Иосифу из рода царственного, Назаретскому плотнику.

Здесь-то, в Назарете, в одном из тихих уединенных домиков, скромно и безвестно, живет прекрасный крин, цветущая лилия, принесенная небу бесплодной землей – родом человеческим, живет отроковица, которой предназначено получить высшее откровение. В молодости свойственно человеку много говорить, веселиться, быть постоянно в обществе; но Св. Дева была чужда удовольствий. Еще в храме Иерусалимском, когда здесь воспитывала себя на служение Господу, дала обет девства, с тем, чтобы всей своей жизнью посвятить себя Господу, Ему одному служить постоянно. Поэтому уделом своего жития избрала Она смирение, размышление, пост, молитву и уединение. При таких обстоятельствах Ее святейшего жития является к Ней небесный посланник, когда Она в скромной, бедной и одинокой горнице своей тихо размышляла об обетованиях и утехах, имеющих быть посланными избранному народу Божьему, когда возносила взор свой к престолу небесному и молила Господа о ниспослании народу Божьему Избавителя мира, столь давно желанного для водворения в мире между людьми мира, с поникшей главой внимательно читала книгу пророка Исаии: «вот Дева во чреве зачнёт и родит Сына, и нарекут Его Еммануил (что значит с нами Бог)» (Мф.1:23; Ис.7:14). «Радуйся благодатная!» благовествует Ей небесный посланник. Мария, погруженная в предмет своего размышления и молитвы, казалось, не слыхала этого приветствия. «Господь с Тобою, – прибавил Ангел, – благословенна Ты в женах» (Лк.1:28). Мария смутилась от этих слов: Ей казалось такое приветствие слишком высоким. Смирение Ее заставляет Ее опасаться. Проникнувший смущение души Девы светоносный вестник ответил Ей: не бойся, потому что зачнешь во чреве и родишь Сына – Спасителя миру, которому до́лжно дать имя Иисус и этот Твой Сын будет столько велик, что Он наречется Сыном Вышнего. Это будет Тот, обетованный Отцом, Которому Бог даст престол Давида Отца Его. Он воцарится над домом Иакова и царство Его никогда не окончится. Поняла теперь Дева, для чего совершилось на земле такое необычайное явление. Она не может более уже молчать, сознает свое девство и слова Ангела оказываются для нее непостижимыми, почему и спрашивает Его: «Како будет сие, иде же мужа не знаю?» Ты и не познаешь мужа, отвечает бесплотный. «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лк.1:34–35). Поэтому рождаемое свято и будет называться Сыном Божьим. Над чудной Девой совершится такое же творческое дело Божие, какое было в «начале» над только что сотворенным бесформенным веществом, когда над ним носился Дух Божий, оживотворяя и оплодотворяя это мертвое создание. У Бога не остается бессильным никакое слово, для Него ничего нет невозможного, и вот Ангел, ожидая от Марии согласия, дабы укрепить ее веру, указывает Ей на событие, так же посредством только чуда возможное, что праведная Елизавета, неплодная, престарелая, зачала сына уже шестой месяц. «Я возвещаю Тебе, – говорит Ангел, – несравненно высшее чудо – рождение от Тебя чрез Духа Божьего Сына Вышнего». Пресвятая Дева повиновалась воле Божьей и свою безусловную покорность выразила в таких словах, которые показывают, что Она была вполне достойна высокого назначения: «се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1:38), – т.е. Я вполне и с совершенной покорностью предаю себя в волю Божью, пусть Господь творит со Мною, что Ему угодно. И это послушание преклонило душу Ее под осененное Духа Святого, соединило волю Ее с волей Божественной, отверзло сердце Ее для входа силы Вышнего, и вечный свет засветил в Ней жизнь новую, не только для земли, но и для неба, небесную в земной, вечную во временной, Божественную в человеческой, все оживляющую в умирающей. И слово стало плотью.

Во дни творения Господь, создавши человека, малым чим умалил его от Ангела; с ним горние силы делили беседы и поведали тайны мира небесного. Творец принял его по создании в Свои объятия, ввел в прекрасное и блаженное жилище и обращался с ним как с любимом сыном: но человек преступает заповедь Божию, лишается совершенств, какими наделен был Премудростью Божьей при его создании, изгоняется из рая на труды, скорби, болезни и проклятие. Но благодать Божья принимает грешника под свое покровительство и спасает его от отчаяния, обетовав ему Избавителя мира. И вот «пришла кончина лета» (Гал.4:4), исполнилось время, определенное для приготовления человека к принятию обетованного Искупителя, и Бог посылает Своего единородного Сына. Сын является, воплощаясь Духом Божьим от Пресвятой Девы Марии. Во дни творения мира, когда Бог изрек Свое живое и мощное: «да будет», – слово Творца производило в мир твари, но в этот беспримерный в бытии мира день вочеловечения Бога Слова, когда Божественная Мариам изрекла свое кроткое и послушное слово: «буди», – слово твари низвело в мир Творца. С этим словом Божество всей полнотой низошло в среду человечества, соединилось с ним теснейшим образом, приобщилось плоти и крови Его, чтобы все грешное человечество на раменах Божественной силы вознести в небесное вечное царство Божие. С этого момента Бог стал человеком, а природа человеческая во Христе сделалась природой Божественной. Мы были некогда сынами противления, отвергнутые от Бога своим грехопадением, теперь же чрез воплощение явились сынами Божьими, братьями Христа Спасителя, сонаследниками всех Его благ, уготованных в царстве благодати и славы; ради нас – Его чад Он послал Своего единородного Сына, чтобы показать в совершенстве Свою милость к нам, искупить от рабства греха, примирить нас с Богом Отцом, дать оправдание, а с ним жизнь, с жизнью силы, «яже к животу и благочестию» (2Пет.1:3). Мы были мертвы, теперь же ожили для жизни вечной, будущей, блаженной, для которой человек и живет теперь на земле. Через воплощение Сына Божьего мы увидели природу человеческую одухотворённую, преображённую, так что в будущем увидим Господа лицом к лицу, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (Ин.10:2). Вочеловечился Христос и тотчас рассеял мрак разума. Люди познали чрез Него пути спасительные, оставили служение страстям. Привязанность к одной только временной жизни, возвестил Он нам о Боге Отце Своем, как об истинном Триедином Боге, о Сыне – как о посланнике Божьем, истинном Его Сыне, о Духе Святом – как об Осветителе и Просветителе нашем, и вслед затем идолы ниспровергнуты, бесовские жертвы оставлены, вся земля стала служить Триипостасному совершеннейшему и чистейшему Духу, совершая Ему служение в духе и истине. По воплощении Богочеловек стал центром религиозного движения и возрождения всего человечества. На развалинах славных некогда государств, отживших свое время вследствие развращения и уклонения от Бога, появляются новые христианские народы с новыми гражданскими правами и законами на основах христианских. Весь мир составил великое общество детей Божьих. Не стало ни варвара, ни скифа, ни грека, ни римлянина, все явились равными друг другу, как существа, носящие одно имя людей Божьих. Любовь стала основным началом в жизни человечества. Цари перестали быть деспотами – тиранами, но явились слугами Божьими, работниками на благо своих подданных, справедливыми, кроткими, милосердными, милующими правителями; подданные послушными исполнителями во имя нравственного закона их предначертаний. Семейные начала утвердились на таинственном союзе Христа с Церковью (Еф.5:29–31). Жене возвращены человеческие достоинства, она не рабыня своего мужа, но его помощница, – не собственность его, а свободная личность, хотя и повинующаяся ему, боящаяся его, по любви к нему, как Церковь повинуется и боится своего Господа. Дети в семье стали чадами Божьими и членами царства небесного. Родители получили обязанность воспитывать их не для земной жизни только, но и для отечества небесного (Еф.6:4). На началах христианской свободы развилось стремление к познанию Бога в Его творении и Священном Писании, создались науки, явились искусства, предмет которых воплощенная истина и совершеннейшая красота – Господь наш Иисус Христос. Плодами просвещения с великим благодарением ко Господу уже около 20 веков пользуемся мы теперь для своего блага временного и вечного.

Вот что, благочестивые слушатели, даровал нам Сын Божий чрез Свое воплощение. На нем – сем празднике основывается все домостроительство нашего спасения и воспевается Св. Церковью настоящее торжество как «Главизна нашего спасения».

Христианин! Светло празднуя начало своего спасения, взирай на Совершителя его. Вспомни, какой дорого́й ценой куплено оно. И все это сделано Им – да спасет люди своя от греха их. А мы начали ли свое возрождение? Что сделали для себя в деле спасения? Не коснеем ли подобно подзаконному человеку в своих похотях, растлевая свою природу духовную и телесную, не имея никакой связи с нашим Искупителем? Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения: ныне дана жизнь первозданному человеку, ныне совершено чрез воплощение Сына Божьего воссоздание его для благодатного царства, ныне даны благодатные сродства к преуспеянию в делах веры и благочестия чрез соединение с Господом в таинстве Евхаристии, установленной пред началом страданий. Воспользуемся же спасительными дарами для обновления нашей духовной жизни, будем просить Господа помочь нам в нашем возрождении. Он не оставит нас, и как всемогущий даст нам все необходимое «яже к животу и благочестию» (2Пет.1:3). Мы имеем верную Ходатаицу пред Сыном Божьим о наших согрешениях в лице Пресвятой Девы Марии. Господь избрал Ее орудием нашего спасения, сделал Ее Своей Матерью. Наше сродство с Ней по человеческой природе дает нам надежду на Ее сочувствие в наших скорбях, тем более Она изведала болезни, труды и скорби наши собственным опытом. «Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки», учит Св. Церковь (Часы. Час Шестой).

Но это Матернее моление еще больше будет иметь значение для нас, если мы станем подражать тем качествам Девы Марии, какие проявила Она в своих отношениях к архангелу и Господу. Несмотря на честь и достоинство Свое, Она осталась смиренной рабой Господа. И нам следует служить пред Господом, исповедовать пред Ним греховность и слабость свою, у Него одного искать себе прощения во грехах и своего благодатного возрождения. Будем же со смирением припадать к стопам Пресвятой Девы Марии и просить Ее ходатайства пред Спасителем, дабы Он возвысил нас пред Собой и прославил нас в свое время.

Священник Н. Любимов.


Источник: Любимов Неофит, свящ. Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы // Симбирские епархиальные ведомости. 1897. № 7. С. 1–6.

Комментарии для сайта Cackle