Поучение в день Покрова Пресвятой Богородицы (1)

Источник

Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве, Тебе, Владычице!

С давних времён в знойной стране Аравии жили потомки библейского Измаила, которые носили название измаильтян, агарян и сарацин. Они страшны были для всех окрестных стран, над ними в точности исполнилось предсказание, данное некогда Измаилу: «рука его на всех, и руки всех на него» (Быт.6:12).

Племена эти с незапамятных времён покланялись светилам небесным. Мекка, главный город Аравии, был для них священным местом; здесь стояло их святилище Храм-Кааба, в котором помещалось 360 идолов. В VII в. среди этих диких племён появляется Магомет, который называет себя посланником с неба, пророком, какого ещё не было до него. Он начинает проповедовать свое ложное учение, говорить, что кто будет распространять свою веру огнём и мечом, тот в загробной жизни получит все желаемые блага. Мнимый пророк воодушевил дикие племена, которые и без этого своими набегами на соседние страны наводили ужас, грабили города, сёла и всю добычу делили между собою. Соединились они в одну массу, которая, подобно бурной ужасной стихии, двинулась по земному пространству, покоряя одну страну за другой, наводя ужас своею разрушительною силой на жителей Азии, Африки и Европы. Храмы Божии гибли от нашествия потомков Измаила, христиане умирали под жестокими ударами последователей ислама и только тот спасался, кто отрекался от веры в Спасителя и делался последователем Магомета. Сокровища христианской святыни расхищались, имущество последователей Христа разграблялось, жилища их предавались огню. Дрогнули исповедники веры Христовой, положили они, что настало время последнего дня судного, время отчёта в своих делах и помышлениях перед Господом Спасителем. Но Матерь Господа нашего Иисуса Христа явила миру христианскому в это несчастное, ужасное для него время свое великое милосердие. Обстоятельства такого великого события рассказываются так: эта орда в царствовании греческого императора Льва Мудрого (836–912 г.) явилась в пределах его царства. Грозила она этой рассаднице Слова Божия, нашей русской просветительнице в деле православной веры совершенным разрушением, опустошением и огнём. Но много может молитва праведных. В такие тяжёлые минуты для отечества жители столицы Цареграда собрались в своих христианских храмах для усердной молитвы перед Господом – освободить их страну от ужасной наступающей грозы-гибели. Между молящимися во Влахернском храме, где сохранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса, находился блаженный Андрей Христа ради юродивый. Долго он бодрствовал перед Господом, долго молитвенный его дух возносился к престолу Божественному и Ходатаице за человеческий христианский мир. В четвёртый час ночи видит молитвенник Христов величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честной Предтеча и сын грома Иоанн Богослов поддерживали Её руками, а сонм ангелов и многие святые в белых одеждах предшествовали Ей и сопровождали Её гимнами и духовными песнями. Полный духовной радости прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу св. Епифанию и спросил его: видит ли он чудо? – видит ли Госпожу и Царицу мира? «Вижу, – ответил он, – и ужасаюсь». И зрят они: преклоняет Богоматерь колена, молится в долгий час, обливает слезами Свое благовидное и пречистое лицо, идёт потом Она к престолу, молится и здесь за предстоящий народ, снимает с себя головное покрывало и простирает его над главами молящихся в сокрушении сердечном. Праведники рассказали своё видение бывшему в храме народу; весть эта разнеслась по всему Цареграду и его окрестностям, все в умилении благодарят Бога и славят небесную Заступницу. Та вражья сила, которая тяготела над Цареградом, которая грозила разрушением христианству и его святыням, силою Божией, молитвами Пресвятой Богородицы надолго была удалена от хранительницы христианства – Византии. Оттоле благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили воспоминать утешительное событие ежегодно церковным празднеством. От греческой церкви прияла и верно соблюдает это торжество и Церковь Российская.

Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа по успении своём была вознесена Спасителем в горные обители, где Она сидит на небесном престоле одесную Своего Сына и Бога Спасителя нашего. Восседая так близко к Богу, удостоившись такой чести, Она, однако, не забывает нас в нашем земном странствовании, приникает на землю, посещает наши храмы и дома, осеняет нас своим благословением, избавляет от опасности, защищает от врагов, предохраняет от соблазнов и искушений. Как Царица неба и земли, Она укрепляет царя и утверждает царства, – возбранная Воевода спасает города от напастей вражеских, – Ходатаица мира – печётся об обращении заблудших на путь покаяния и добродетели, – Радость скорбящих спешит на помощь страждущему человечеству, – Защитница обиженных покрывает своим покровом беспомощных. Вознесшись на небо, Она сделалась лестницею, восходящею на небо. Через Неё, посредством её святых и чистых, сильных и действенных молитв, и мощного и тёплого предстательства, псредством подражания примеру высоких Её добродетелей, люди стали спешно и успешно восходить на небо и населять там горные обители. И мы, христиане, надеясь на Матерь Божию как на Матерь Царя Всемогущего и восходя по Её прочным и твёрдым ступеням добродетелей, никогда не преткнёмся и не падём, явимся наследниками Царства Божия в жизни вечной, а во временной будем защищены от искушений, напастей и бед. Не унывай же, христианин, в удручающих тебя скорбях, спеши с молитвой к Богоматери! Доколе рука твоя поднимается для крестного знамения, доколе взор твой возносится со слезами к небу, дотоле ты не погиб; ты защищён среди самых трудных обстоятельств жизни покровом Девы Марии, а в будущем ожидает тебя вечное благо. Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Аминь.


Источник: Любимов Неофит, свящ. Поучение в день Покрова Пресвятой Богородицы // Уфимские епархиальные ведомости. 1895. № 18. С. 655–659.

Комментарии для сайта Cackle