Наставление ученицам при выпуске их из учебного заведения

Источник

Произнесено на акте в Симбирском Епархиальном женском училище 15 июня 1898 года.

Настало время расстаться вам с воспитавшим вас учебным заведением. Шесть лет вы пробыли в нем, шесть лет полагались в вас семена добра и правды, дабы ходить вам в жизни достойно вашего звания, к которому призваны Самим Господом (​Еф.4:1). Стоят теперь вдали от вас созидатели вашего религиозно-нравственного направления – лица воспитывающие; замолкла речь тружеников науки, вся жизнь которых направлена была к тому в дни вашего пребывания здесь, дабы передать вам необходимые знания, ведущие вас к познанию Бога, на делание добра себе и ближним. Они как бы так говорят вам: «Мы с вами кончили свое дело, к которому призвал нас ​Промысел​ Божий; мы взлелеяли, взрастили​ и воспитали вас; мы научили вас всему, чему могли. Теперь вы сами взрослые; живите же и ведите себя, как умеете и знаете; мы же будем радоваться вашему благополучию». Я же, многогрешный, в последние минуты вашего пребывания здесь считаю необходимым своим бывшим духовным чадам сказать свое напутственное слово для назидания. Впрочем, не от себя поведу речь, не свои скудные и слабые знания имею в виду передать бывшим своим питомицам, выходящим теперь на свободу из-под надзора и руководства лиц воспитывающих: коснется вашего сердца слово всеблагого​ Промыслителя​, устраивающего судьбы человека на его ​благо​ и ​счастье​.

Как отец, пекущийся о чадах своих, при вступлении их на самостоятельный жизненный путь, благословляя их именем ​Божиим​, молится о том, чтобы Господь ​сподобил​ их в жизни земной всего доброго, хорошего, прекрасного, даровал бы им земное счастье и благополучие, так и я, бывший ваш нравственный и религиозный руководитель в школе, направлявший все ваши деяния и мысли ко благу и благополучию временному и вечному, в настоящие последние минуты вашего пребывания здесь и расставания с вами, от искреннего сердца, как ваш отец родной, прошу и молю Господа, да подаст Он вам на новом поприще вашей жизни все те высшие блага, какие предназначены Им для Его чад, живущих на земле. Нетрудно, предполагаю, вам самим решить тот вопрос в вашем настоящем положении, в чем же может проявиться для вас хотя бы одно из сих высших благ? Пребывая здесь в стенах школы, в продолжение шести, семи, а может быть, и восьми лет, вы ​возросли​ достаточно, сколько нужно для вас, умственно, религиозно и нравственно, а равно и физически. С такими дарами природы и воспитавшей вас школы Слово Божие предлагает вам воспользоваться благом семейным, как самым высшим из всех земных благ, для приготовления новых членов царства Божия на земле и для воспитания верою вашею в Господа и ​любовью​ к человеку во имя Господне истинного человека-христианина, который бы на всех поприщах житейских проявлял себя в подвигах благочестия, честности, кротости и исполнительности. Здесь для вас величайшее и преимущественное назначение; здесь ваша слава, ибо отселе происходят добрые члены для общества, верные слуги для государства, истинные служители и пастыри церкви Божией. Будущее дитяти есть всегда произведение его матери; от неё зависит нравственная чистота и святость не только отдельных личностей, но и целых поколений. Да поможет вам Господь воспользоваться этим высшим благом для достижения тех целей, какие ​указуются​ нам Словом ​Божиим​ и нравственным учением христианским в деле воспитания материнского в семье и значения его для жизни религиозной, государственной, общественной и семейной.

Пресвятая Дева Мария, явив себя первой основательницей жизни девственной, дала и вам, чада, образ жития в состоянии девства для беспредельного служения Богу и ближним. Насколько велик и свят такой обет пред Богом, о том слышали вы из Слова Божия. Ничто не мешает и вам, по выходе из школы, на житейском поприще, по примеру ​Приснодевы​ и сонма тех дев, которые шествовали по пути ​Господню​, явиться миру в служении Богу, ​отрекшись​ от всех, даже естественных и законных, невиннейших, благороднейших и чистейших, благословляемых Богом, утех и мирских ​попечений​, ради Бога, ради теснейшего сочетания со Христом, небесным женихом как всей Христовой церкви, так и каждой христолюбивой души. Не закрыты для вас двери св. обителей, где хранится и незыблемо стоит христианское подвижническое благочестие, для нас назидательное. ​Отрекшись​ от своего рода, отца и матери и всех мирских ​привязанностей​, одетые в смиренную черную власяницу, как одежду покаяния, скорби и страдания, можете и вы войти в монашеское уединение на служение одному только Господу, чтобы неустанно стремиться к тому высочайшему духовному совершенству, какое праотец наш Адам получил от Господа, и какое проявил, как образ для нас, Спаситель в Своей земной жизни и деятельности. В наше время, когда видится упадок св. веры и благочестия в жизни общественной и семейной, в высшей степени благотворно сиять миру из обителей иноческих делами веры христианской в назидание ​слабоверным​ и уклонившимся от исполнения заповедей Господних. Великие уроки своим благочестивым житием преподали бы вы всем тем, которые возжелают подражать угодникам ​Божиим​, проявившим и проявляющим себя в подвигах поста, молитвы и сокрушения сердечного, представителями коих явились бы и вы, как ​светочи​ на священнике, стоящем наверху горы. Тогда свет вам просветится пред ​людьми​, которые увидят ваши добрые дела и ​прославят​ Отца вашего, Иже есть на небесах. Не забывайте и того, что служение ваше Господу в образе жития иноческого есть обычай ​древне​-русский, патриотический. В не очень ​давние​ времена девица, находясь еще в доме своих родителей, всегда приобретала через воспитание склонность к житию богобоязненному, к исполнению заветов св. ​подвижниц​. Благословенная Русь видела поэтому в своих обителях инокинь из княжеского рода, из ​великоименитых​ боярынь и боярышень, которые своим святым житием, ​любовью​ ко Христу, явили миру назидательные, великие подвиги благочестия, на созидание богоугодного жития в семейном и общественном быту. Наша отечественная церковь немало имеет в сонме святых ​подвижниц​ земли русской, просиявших своими добродетелями в обителях монастырских.

Вы можете, кроме сего, прославлять Господа и делами милости по отношению к нашему ближнему. Величайшую заслугу пред Богом и людьми проявите в том случае, если приложите свое усердие к делу образования и воспитания темного нашего люда, не отставшего еще от языческих суеверий, гибельных для него на пути ко спасению. Не одни пастыри церкви обязаны заботиться о просвещении истинами веры ходящих во тьме религиозной: это долг каждого христианина, имеющий для себя основание в словах Спасителя: «образ ​дах​ вам, да ​якожо​ Аз творю, ​такождо​ творите и вы» (Ин.13:15). Он не отвергал служения и благочестивых жен галилейских и мужественных мироносиц. Вместе с апостолами являлись на проповедь Мария ​Магдалина​, равноапостольная Фекла и многие другие. Всякий из нас, а тем более оглашенный, в достаточной мере при посредстве школьного обучения истинами веры и нравственности христианской чем-либо может научить своего ближнего ходить право по пути ​Господню​ в достижении славы Божией; тем более вам приличествует исполнение долга научения и назидания наших братьев и сестер о Господе. Вам ​ведомы​ истины веры, известно все домостроительство нашего спасения и те пути и способы, при посредстве которых возможно довести человека до благосостояния временного и вечного. Живя под ​сению​ св. обителей, при подвигах в служении Господу, вполне возможно для вас совершать святое, равноапостольное дело просвещения народа. С древних времен в нашем отечестве св. обители были рассадниками религиозного просвещения среди русского народа; в них сосредоточивалась богословская ученость, в них существовали школы для образования детей, юношей и взрослых. При подвигах жития иноческого беспрепятственно можете совершать служение ближнему просвещением в монастырских школах мальчиков и девиц, сообщая им истинные понятия о Боге и об отношениях человека к Нему и ближним, ​соделывая​ их через это истинными христианами, добрыми ​семьянинами​, полезными гражданами и наследниками царства Божия. Величие такого подвига на весах правды Божией и человеческой неизмеримо высоко. Нет выше подвига, как ​неведущего​ научить истине, заблудшего привести ко Господу и ​соделать​ их чадами ​Божиими​. Вот какой в высокой степени богоугодный подвиг может предстоять вам, чада, при избрании вами жития девственного и при упражнении в подвигах иноческих.

В наше время для женщины открыта разнообразная деятельность в быту общественном. Правда, женщина отстранена от должностей государственных, но зато она не лишена права заниматься в казенных и частных, мужских и женских учебных заведениях в качестве воспитательницы и учительницы подрастающего поколения. И вы, чада, весьма благотворно можете влиять в должности учительниц церковно-приходских школ на подрастающее молодое поколение, развивающееся в школах; на этот раз воспитательное влияние ваше будет несравненно больше, чем влияние учителя–мужчины, в действиях которого проявляется деятельность чаще холодного рассудка, чем благочестивых сердечных убеждений. Школа в таких деятельницах имеет нужду, особенно церковно-приходская, главная забота которой – научить детей православной вере и воспитать их в духе св. церкви и русской народности. На этом поприще вы можете проявить себя в возможной мере на пользу ближнего. Нужно помнить при этом, что воспитательное влияние ваше должно проявиться не чрез слова только, но по преимуществу чрез вашу жизнь: «слова учат, но примеры жизни увлекают к подражанию». Вы должны быть здесь благочестивыми без лицемерия, боящимися Бога, имеющими в душе страх Божий. Этот страх Господень требует от вас девственной чистоты в мыслях, чувствах, словах и действиях. Нравственная чистота, доброе идеальное настроение – вот те силы, то орудие, при посредстве которых вам суждено действовать в деле воспитания и обучения молодого поколения. Да, невозможно с успехом не только семью обширную, но и ограниченную по своему количеству, какова школа, вести по пути добра, не будучи самому человеком благонамеренным, благочестивым и нравственным в своей жизни. Религиозные примеры в христианской деятельности благотворно повлияют на нашего собрата в деле воспитания. Если увидят окружающие вас, что житие ваше сопровождается страхом ​Божиим​, в сознании вашем постоянно проявляется зависимость от Творца неба, они будут чрез вас ​поучаться​ в законе ​Божием​ и по примерам благочестия станут служить единому Богу. Поэтому как важно вам ​назидать​ народ усердным посещением храма Божия, всегда являться в него ранее всех вместе со своими питомцами, возбуждая и поддерживая в предстоящих во время совершения богослужения религиозное чувство своим христианским смирением, молитвою и служением Господу. Не будете служить вы для молящихся предметом выставки, не станете развлекать их звоном побрякушек на своих одеждах всякий раз, как будете осенять себя истовым крестным знамением, чем ​погрешают​ жены от сего мира; но как мытарь, считая себя недостойными ​воззреть​ на небо своими очами, в сокрушении сердечном, в одежде сетования будете преклонять главу свою долу, взывая ко Господу: Боже, буди милостив мне грешной! Не уклонитесь вы и от стояния на клиросе: как подготовленные в нашей духовной благонамеренной школе к чтению и пению церковному, не постыдитесь ​славославить​ Господа псалмами и песнями духовными, чем будете содействовать благоговейному возношению ума и сердца предстоящих к престолу небесному. А какая хвала вам будет от Господа и от народа в том случае, когда вы своим усердием образуете детский хор певчих для прославления Господа и Его святых угодников в храме ​Божием​; вы поможете этим молитвенному настроению предстоящих в храме, посодействуете привлечению большего количества посетителей дома Божия, придадите церковному богослужению особое благолепие; будут во множестве ходить православные с молитвенным настроением слушать прекрасное ваше пение, а чрез него ​умягчатся​ сердца пришедших в храм Божий и направятся их мысли к Создателю мира. Немалое ​благо​ будет от сего и для благолепия дома Божия: от благодарного сердца христианина ​принесутся​ лепты на украшение и благосостояние его, не будет в нем скудости ни в св. сосудах, одеждах ​священнослужителей​, ни во внешнем благолепном украшении.

Но дело служения вашего на пользу ближнего в праздничные дни может продолжиться и по пришествии в дом из храма Божия. Двери жилища вашего в это время могут быть открыты в послеобеденное время для ищущих нравственно-религиозной помощи и доброго совета. В известный час к вам могут являться дети и их матери – ваши помощницы и сподвижницы в миссионерской деятельности, особенно в семейном быту, где они владычествуют среди детей и мужей, не стесняя впрочем свободы последних, передают то, чему сами научились,– послушать назидательное чтение из св. Евангелия, поучительные жизнеописания св. угодников ​Божиих​, спеть общеупотребительные молитвы нашей церкви, разубедиться в каких-либо суевериях, несовместимых с верою в истинного Бога. Многое можете вы передать своим посетительницам в назидание из Слова Божия, из учения св. церкви и наук светских, как полезное человеку для развития в нем чувства религиозного, патриотического и эстетического, для здоровья телесного и в хозяйственном быту, и всем этим вы угодите Господу и приготовите в царство небесное чад ​Божиих​, ходящих большею частью во тьме неведения и заблуждений. Где, как не в домашней беседе, удобнее всего разрешить различные недоумения нашего ближнего, жаждущего истины, наставить его в правилах нравственности, поделиться с ним своими знаниями, вразумить ​согрешающих​, прекратить возникающие между ними ссоры, расположить ко взаимному расположению друг к другу в различных нуждах. Остальное время дня Господня может быть посвящено вами на посещение болящих, в бедах и нуждах находящихся, в жизни которых можете вы принять самое живое участие, воспользоваться случаем расшевелить лучшие стороны их душ, зажечь их огнем веры, надежды и любви, помочь добрым советом с практической стороны. – Вот поле деятельности для вас, чада, в праздничные дни, при занятиях учительством в школе в будничное время.

В этом последнем случае ваша христолюбивая деятельность может проявиться в больших размерах. С именем сестры милосердия вам позволительно, вполне прилично и ​богоугодно​, ухаживать в больницах за болящими, с самоотвержением проводить ночи без сна у их постелей и, кроме внешних услуг, предлагать слово евангельского утешения скорбящим. Любовь к ближнему поведет вас в темницы к узникам, чтобы и здесь, хотя отчасти, усладить горькую их долю и дать страждущей душе временную отраду. Любовь употребит все средства, чтобы остановить на пути нравственного падения​ согрешающую​ сестру вашу и возвратить ее на стезю долга и благочестия. А сколько страждущих и немощных, убогих в среде нашего крестьянского люда, где оставлены они на произвол судьбы, стонут и мучатся в одиночестве, стараясь заглушить свои страдания потоками горючих слез, иногда никем не видимых, но ведомых одному только Богу. Такая участь постигает многих особенно в летнее время, когда народ день и ночь пребывает на работе в полях, терпеливо перенося труды свои по заповеди Господа: «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт.3:19). В это-то время больные и немощные, старые и дети в большинстве случаев находятся вне всякого призора, иногда запертые на замок в своих убогих жилищах от вреда животных и злого человека. Боже мой! Какие страшные муки, помимо своей болезни, претерпевает в крестьянской среде тот горемыка, которому придется захворать в летнее страдное время! Лежит он несчастный один ​одинехонек​, совершенно покинутый своей родной семьей, ушедшей на работу в поле. От продолжительной болезни становится несчастный в тягость себе и другим, молит Бога о скорейшей смерти и не смеет даже роптать на семейных за недостаток к себе внимания с их стороны, хорошо понимая, что если они не станут с усердием работать на полях в свое время, то на весь год останутся без куска хлеба. Такова жизнь нашей крестьянской семьи. В это-то время вы можете явиться в сельском быту спасительницами и покровительницами немощных и болящих, заменить оставленным без всякого призора детям их родную мать. Не надо быть непременно женщиной многоученой, чтобы быть полезной находящимся под бременем телесных недугов. Довольно знать некоторые элементарные правила ухода и лечения, чтобы стать вам истинными благодетельницами в нашей крестьянской темной среде.

При всем вашем усердии к делу, вами избранному, при всей любви, какую вы будете проявлять к своему ближнему, может быть, вы станете ощущать недостаток в знаниях для проявления в полноте вашей деятельности на избранном вами поприще. Правда, знания, какие вы имеете теперь, нельзя назвать вполне достаточными для вашего житейского поприща. Как бы ни были даровиты ваши учителя и как бы красноречиво не излагали они пред вами своих уроков, однако их обучения для вас еще мало. Без собственной самодеятельности в приобретении знаний всегда будет ощущаться в жизни пробел в вашем просвещении. Поэтому вам необходимо неослабно заботиться о своем саморазвитии. Знания ваши могут восполняться или беседами с людьми просвещенными или чрез чтение книг, необходимых вам в исполнении вашего долга. Если желаете, чтобы чтение оставляло в вас глубокие и прочные знания и впечатления, то следует ограничиться вам небольшим числом писателей, проникнутых здравым умом, и питать ум и душу вашу сущностью их творений. Быть везде, значит нигде не быть преимущественно. Кто проводит свою жизнь в путешествиях, то видит действительно много чужестранцев, но приобретает мало друзей. Такова же участь тех жадных читателей, которые, не​ полюбя​ ни одной книги в особенности, поглощают их бесчисленное множество. Но самою главною книгою в вашем чтении должна быть книга Слова Божия – св. Евангелие, в котором для вас заключается истина, путь и живот. Без неё как для Бога, так равно и для ближнего и самих себя вы будете духовно мертвыми личностями.

Господь Бог заповедует каждому из нас проявлять христианскую любовь ко всем нашим братьям и сестрам о Христе. Но особенно мы должны питать ее к своим ​присным​, ​первее​ всего всю силу её обратить на отца и матерь, на тех, с кем теснее всего связаны узами родства, с кем имеете общих родителей, – на братьев и сестер. Сколько доброго вы можете совершить в доме родителей, не сделавшись супругами, не выходя из дома родительского. Здесь вы более, чем украшение дома: вы жизнь его, его опора, столп чертога. «Дщери ваши столпы изящной работы в строении чертога», говорит Псалмопевец (​Пс.143:12). Любовь ваша – как обильная роса для раскаленной земли. Вам приличны здесь физические труды по домашнему хозяйству, все работы иглы и шитья и многосложные и разнообразные заботы о семейном благосостоянии, попечение о коем составляет ваш естественный долг. Учением Слова Божия вам предписывается домовитость и неустанная деятельность, крепость мышц и рук, добрая заботливость о доме, щедродательность не только в домашнем кругу, но и чужом, – щедродательность нуждающимся, добрая нарядность, красота и веселость, мудрость и кроткая наставительность, в завершение всего – страх Божий. Да будет для вас в этом отношении примером Пресвятая Дева, которая, живя при храме, занималась свойственным её полу рукоделием, служила нищим и убогим, как говорит предание, отдавала и свою пищу, питаясь хлебом ангельским.

Вам хорошо известно, чада, что наши пастыри живут в исключительных условиях: им некогда оставаться дома за делами семейными; служебные обязанности влекут их в храм для совершения богослужения, в школы – для занятий Законом ​Божиим​, в приход – напутствовать болящих, совершать таинство елеосвящения и другие христианские требы. По нужде им не чужды занятия хозяйством, засевание хлеба, присмотр за его уборкою. При таких трудах пастырю не достанет времени быть дома в будние дни. А между тем настает нужда заняться воспитанием детей, развитием их способностей и передачей им необходимых знаний. Мать может быть больна, изнурена заботами по дому, не подготовлена своим обучением к правильным систематическим занятиям с детьми учебными предметами и воспитанием. Вот тут-то вы, как получившие надлежащее воспитание и образование, должны явиться благодетельницами своим родителям в воспитании и образовании своих братьев и сестер на твердых нравственных научных началах. Из-под вашего доброго руководства и влияния сестры ваши явятся в жизни умными, облагороженными и счастливыми; характер братьев станет таким, каким бывает он у доброго христианина и примерного гражданина и семьянина. В дни праздничные и воскресные, в субботнее время пред службой вы можете собирать в помощь своим родителям сельских детей обоего пола для беседы с ними о делах Божеских и человеческих, наставлять их устно в Христовой вере, питать ​млеком​ евангельских истин, читать в юных сердцах и на них ​начертывать​ назидательные письмена вечного закона, насаждать веру правую и благие нравы во внутреннем человеке.

Старайтесь воспитать юное поколение в духе любви к отечеству на исконных народных началах. Богобоязненность и царелюбие – вот основные начала жизни русского народа. Этими принципами православная Русь исконно была крепка и могуча; эти принципы спасли ее от врагов внутренних и внешних. После тяжких бедствий она, многострадальная, выходила целою и невредимою, ​возраждаясь​ из пепла своих городов, как феникс. «Бога бойтесь, царя чтите» – вот что должно быть основным правилом вашего образования и воспитания в духе русской народности. Царь да стоит пред детьми, как живой, светлый образ отца, любящего свой народ, которого все его подданные, от мала до велика, должны любить от всего сердца, ежедневно утром и вечером молиться об его здравии, и которого все, и стар и млад, обязаны беспрекословно слушаться: так повелевает Бог и так велит любовь к царю. Слова царя – закон: вот что должно быть внушено детям и словом, и примером вашей жизни.

Примите за правило, чтобы все, что вы говорите и делаете, творилось во славу Божию, при набожном настроении вашем и членов вашего дома. Всякий, даже обыденный, разговор должен получать у вас религиозную окраску и быть проникнутым набожными чувствами. Ведется ли в семье при своих и сторонних детях разговор о ком или о чем-нибудь, обсуждается ли какой случай из обыденной жизни, сообщается ли какая местная новость о постигшем кого горе – несчастье или наоборот – о неожиданном ​счастье​, все это должно быть ​объясняемо​ с религиозной точки зрения, как проявление действия Божия, как кара или милость Божия за грехи и добро людей. Это положит в сердца питомцев добрые семена веры, надежды и любви к Богу. Берегите детей от шалостей, отучайте от худых привычек, делайте внушения напоминанием об имени Господа, Его милости за исполнение воли Божией и кары Его ослушникам, будьте для них примером в жизни. Такое воспитание одно из лучших и древнейших в нашем отечестве. Жены священника или диакона и их дети немало вложили религиозно-нравственного элемента в общую сокровищницу русского народа своим домашним обучением грамоте молодого поколения и примерною своею жизнью в сельском быту. Это влияние гораздо больше по сравнению с влиянием современной народной школы. Русское духовенство со своими женами, чадами и домочадцами воспитало народ в духе строгого благочестия, укоренило в нем любовь и преданность к церкви и отечеству. Под его влиянием в русском народе сложился тот глубоко-религиозный взгляд на мир и на всю окружающую его жизнь и то глубокое благоговение пред всем священным, которыми он резко отличается от всех других национальностей. Старайтесь вы, чада, поддержать благодетельные обычаи нашей древней св. Руси в просвещении народа, создайте в своей школе и дома тихий рай, где все дышало бы благочестием, молитвою, теплою верою и ​любовью​, где ваши питомцы из людей темных и неверующих делались бы просвещенными христианами, из существ природы – сынами и дочерьми ​Божиими​, великими по нравственной чистоте и святости жизни; будьте для них светильниками на свешнице и градом, стоящим на верху горы (​Мф.5:14, 15); к этому призываетесь вы Самим Иисусом Христом, Который говорит: «в том состоит вечная жизнь, чтобы люди познали Бога и посланного им Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Благовоспитанные девицы нашей духовной школы! Народ кормил вас от щедрот своих и продолжает кормить. Платите ему и вы хлебом духовным, – учите, чрез что сослужите великую службу Богу, отечеству и человечеству. Учите всему доброму, как можете и умеете, учите домоводству, как шить, варить, беречь скот, разводить огороды и сады, птицу и пчел. Будьте живою силой между народом, величайшею из сил нашего времени – силою умственною. Будьте охранительницами разумных начал истинно-русской народной жизни.

Еще скажу вам последние слова: не гордитесь своим образованием не только пред своими родными, хотя бы они были и простые, и бедные, и неученые, но и пред чужими, кто бы они ни были, постоянно памятуя, что истинное образование и строго-нравственное воспитание ​несовместно​ с гордостью и превозношением. Не чуждайтесь труда, особенно домашнего; не воображайте, будто бы труды и занятия унизительны для вас: никакой труд и полезное занятие, хотя бы самое простое, не унизительны; унизительнее всего гордость и праздность. Любите свое звание и ту среду, из которой вышли. Будьте опорой престарелого отца, с детскою любовью отстраняйте от него все невзгоды и тяжести жизни. Возьмите на себя все хлопоты по хозяйству у старушки-матери, ухаживайте за нею при её немощах, несите вместе с нею горе и радости, будьте усладою в её жизни, ибо вы обязаны всем своей матери. Не оставляйте своею детскою любовью и ​помощью​ овдовевшего отца, а равно и вдовую мать: вы для них единственная отрада.

Жизнь не для всех бывает матерью, а для многих и мачехою. Может быть и вы явитесь под опекой последней, т.е. доведется и вам встретить много неприятностей и огорчений. Не падайте тогда духом, ищите поддержки в вере в Бога, в живой надежде на Его милосердие и в любви Божией к нам грешным. Обращайтесь тогда с молитвою к Господу Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, твердо веруя, что Она утешит, укрепит и защитит вас своим покровом. Не забывайте и устами петь и сердцем молиться: Спаси, Господи, люди твоя и главу людей – Благочестивейшего Императора нашего, благослови достояние Твое. Не забудьте также в своих молитвах милостивейшего Архипастыря нашего Преосвященнейшего ​Никандра​, Епископа ​Симбирского​ и Сызранского, вашего благодетеля и главного руководителя в нравственно-религиозной вашей жизни. Его заботы пред очами вашими. Он весьма нередко, со времени своего поступления на епархию, посещал наше училище, воспитавшее вас, входил во все нужды его, заботился о благосостоянии его для вашего же блага, слушал ваши уроки, ответы в классах и на экзаменах, молился вместе с вами в училищном храме о вас и руководителях ваших. Его заботами училище обновляется, растет, улучшается и возвышается, становится на подобающую ему высоту, чему он радуется, и свою душевную радость выразил недавно после экзамена по Закону Божию. Будем молиться за него все, да поможет ему Господь жить в полном здравии и благоденствии на ​благо​ паствы ​Симбирской​ и учебных заведений ​Симбирской​ епархии, в частности Епархиального женского училища.

Вот мои последние слова к вам, ​боголюбивые​ чада; помните их и исполняйте в вашей жизни; тогда устроитесь в свое душевное довольство и спокойствие, будете любимы Господом и людьми добрыми. Да будет на вас благословение Божие, да поможет вам Господь войти в жизнь с миром и да укрепит вас своею ​благодатию​. С миром же ​изыдем​ из сего священного для вас храма науки. Прошу вас, добрые, ​боголюбивые​ души, не оставлять и меня в своих усердных молитвах, а любовь наша никогда не забудет вас при совершении жертвы бескровной и будет ходатайствовать пред Спасителем о благоденствии вашем.

Инспектор классов Симбирского епархиального женского училища,

Священник Неофит Любимов


Источник: Любимов Неофит, свящ. Наставление ученицам при выпуске их из учебного заведения // Уфимские епархиальные ведомости. 1898. № 13. С. 354–369.

Комментарии для сайта Cackle