Азбука веры Православная библиотека священномученик Неофит Любимов Беседа о первом чуде Христа Спасителя на браке в Кане Галилейской

Беседа о первом чуде Христа Спасителя на браке в Кане Галилейской

Источник

На третий день после призвания Филиппа и Нафанаила к апостольскому служению Господь Иисус Христос из области Переи отправился в Галилею, в местечко Кану Галилейскую, отстоящую от Назарета, отечественного города Богочеловека, в 8 верстах, на 2–3 часа нетрудного пути. Здесь были у него родные, у которых гостила и Матерь Божия, пришедшая сюда ещё до возвращения Господа и учеников Его с берегов Иордана. Праведного старца Иосифа, её обрученника, в живых в это время уже не было. Он скончался до выхода Спасителя на общественное Его служение. Богоматерь минуты досуга проводила в кругу родных, живущих вне Назарета, с ними она делит свое одиночество, находит у них успокоение для себя и отраду после труда и молитвы. Случилось здесь быть свадебному пиру. Женихом был, по мнению Отцов Церкви, родственник Богоматери Апостол Симон по прозванию Кананиит или Зилот. Это сын Клеопы, брата св. Иосифа и, следовательно, племянник Пресвятой Девы и двоюродный брат Христа Спасителя. В торжественном пиршестве принимали участие, как близкие родные, Иисус с Богоматерью и ученики Господа, которые следовали за ним со времени недавнего их призвания к апостольскому служению. Брачные торжества у Еврейского народа происходили в продолжение нескольких дней и при том с особенной пышностью, радушием, гостеприимством и величайшим веселием. Хозяева пира, жених и невеста, не жалели ничего для угощения приглашённых на пир. Даже бедняк показывал себя на этот раз богатым, и полный избыток пищи и питья составлял принадлежность брачной трапезы. Невесту одевали в самые дорогие шитые ткани; с головы до ног покрывали её широким шелковым пурпурного или же белого цвета плащом, края которого подбивались дорогим мехом, а на концах прикреплялись сделанные из золотых нитей и украшенные драгоценными камнями массивные кисти. Все её одежды надушались благовонными ароматами, драгоценные камни придавали им блеск и величие. На ногах виднелись шитые шёлком и золотом туфли. Длинные волосы её, составлявшие драгоценное украшение еврейской девы, намащались драгоценными мастями, заплетались в одну длинную косу, украшались цветами и обвязывались кругом широкой дорогой лентой. Венок из миртовых ветвей, живых или искусственных, золотых и вызолоченных, составлял для неё необходимость и служил единственным отличием невесты от всех остальных её подруг и девушек. Особенный пояс, нарядиться в который невеста не могла забыть, так как он был символом подчинения мужу, составлял всегда неотъемлемую часть её одеяния. Как только наступали сумерки – «розовостыдливое угасание дня» – с гимнами, факелами, танцами, барабанным боем и флейтами, в присутствии подруг и девушек «сыны брачного чертога» восторженно провожали невесту в жилище жениха, который, украшенный и умащенный, со своими друзьями в самых лучших одеждах, подаренных ему нареченной подругой жизни, в венце, которым увенчала его в день радости его сердца родная мать, выходил навстречу к ней, приветствовал ласковой речью и вводил в свои украшенные чертоги на брачное пиршество. Начиналось торжество. Пир шёл далеко за полночь. Женщины за общим столом не присутствовали, они занимали места в особом помещении. Их делом было приготовлять кушанья, подавать их к столу и предлагать гостям. Поэтому они постоянно то приходили, то уходили из комнаты, где находились мужчины. Невеста сидела в женском отделении, украшенная своими драгоценными одеждами и камнями, а жених, одетый, как священник, в свои брачные одеяния, пребывал вместе с мужчинами, расположившись на земляном полу, покрытом дорогими восточными коврами (Ис.60:10 – так в оригинале. Прим. электронной редакции). (Жизнь Иисуса Христа Гейки, перевод Фивейского).

Все присутствующие на браке были в восторге от гостеприимства хозяина и его архитриклина. Неожиданный случай смутил – был конец торжества. Недостало вина. Гостей было много, запасы истощились. Это обстоятельство могло расстроить шумное веселье сынов брачного чертога, ввести в уныние семейство, где происходило свадебное пиршество, наложить на него и новобрачную чету бесчестие и быть дурным предзнаменованием для будущей их жизни. Дева Мария на брачном пире занимала почетное место, как родственница жениха; Она была теперь в качестве распорядительницы домашнего хозяйства и, вероятно, одна из первых заметила этот недостаток. Подходит Она к Сыну своему и говорит Ему: «Вина нет у них». Дева Мария знала, кто Сын её, видела в жизни, вероятно, много такого, что несомненно уверяло Её, что Он может помочь нуждающимся каким-либо необычайным способом, и, сердобольная ко всем неимущим, Она являет первый опыт ходатайства перед Сыном своим, чтобы помог Он нуждающимся, дабы они не скорбели в светлый день чистой радости. Спаситель ответил Ей: «Что мне и тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» (Ин.2:4), т. е. ещё не настало время, когда Я намерен показать Свою Божественную славу пред людьми. Богоматерь своим материнским сердцем угадала, что час прославления Сына Её настал, чудо должно было совершиться, чтобы произвести уверенность в учениках и гостях в Божественном Его происхождении и посланничестве. Это и совершил Он проявлением Своей истинной доброты к близким родственникам. Нисколько не сомневаясь в исполнении Её желания Сыном своим, Богоматерь, незаметно для гостей, сказала служителям: «Что скажет Он вам, то и сделайте». Господь после сего обратил внимание на стоявшие при входе в комнаты шесть водоносов, куда обыкновенно наливалась ключевая вода для омовения и охлаждения ног и рук перед вкушением всякой пищи, что требовалось законом иудейским, и для очищения сосудов, употребляемых в домашнем быту. Теперь эти сосуды были пусты. Каждый из них мог вмещать в себя от 8 до 12 вёдер. Спаситель велел наполнить их свежей водой до самого верха. Они исполнили волю Божию, и к удивлению всех увидели в водоносах вместо свежей воды прекрасное вино виноградное. Великий Чудотворец одним мановением воли Своей, не выразившимся ни в слове, и ни в каком внешнем действии, претворил обыкновенную воду в вино, несравненно лучше того, которое обыкновенно употребляли Галилеяне. По совершении чуда, Господь говорит слугам: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Архитриклин не знал ничего о случившемся. Позвал жениха к себе и с радостью, и с видом наставления сказал ему: «Ты поступил не по обычаю житейскому и не расчётливо: сперва подают хорошее вино, а потом, когда упьются, худшее; ты же лучшее вино сберёг до конца брачного торжества».

Так совершено первое чудо Христом Спасителем, послужившее началом бесчисленных и славных Его деяний на земле. Чрез Него в первый раз показано было миру сверхъестественное Божественное могущество Сына Божьего. Ученики уверовали в Него, как в Мессию, пришедшего в мир для обновления рода человеческого через искупительные заслуги. Они и прежде веровали в Него, но не так твердо и решительно; вера их основывалась только на свидетельстве Иоанновом и на впечатлении, произведённом на них Господом при первой встрече их с Ним. Теперь они сами своими глазами увидели, что Он обладает силой всемогущей, и вера их в Него возросла, окрепла и утвердилась. Таким образом, это чудо было не только превращением, но и претворением безверия в веру, дряхлого, ветхого, безжизненного иудейства в лучшее верование – христианство.

Кроме указанного значения, чудо претворения воды в вино имеет символическое и духовно-поучительное значение.

Брачное торжество обозначает царство Божие, Церковь Христову, где Бог и человек заключают между собой новый благодатный союз. Христос, предвечный Жених, призывает души людей на брачное торжество, устраиваемое Им на земле в царстве благодати, в собственной Своей Церкви. Вода, превращённая в вино, изображает изменение нашей природы силой Святаго Духа и добрыми делами ради Господа, пришедшего обновить ветхого человека; она же является прообразом того вина, которое мы будем пить с Господом в царствии Божием, на брачной вечере Агнца. Эта Женщина, эта Мать, восклицающая: «У них нет вина», которая с таким доверием обращается к Иисусу, олицетворяет вопль всех, сознавших ничтожество своей земной жизни, бессилие человечества, всех, воссылающих мольбы к Богу, которые Он всегда слышит и, хотя не скоро, но исполняет ради страждущих своих собратьев.

Своим присутствием на брачном пиршестве Господь наш Иисус Христос освятил и благословил супружеский союз и вообще семейную жизнь. Благословенно безбрачие, когда люди добровольно посвящают себя на всецелое служение Господу и принимают на себя обет девства для большей свободы в делании на ниве Христовой! Благословен Господом и брак еще по сотворении человека на земле: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника», – сказал Господь, по создании Адама (Быт.2:18). И сотворил Он помощницу по нему, привел её к мужу, дабы он делил с ней счастье и радости жизни, беды и горести, рождал детей для размножения рода человеческого и воспитывал их для славы Божией. Господь Иисус Христос так возвысил достоинство христианского брака, что возвёл его в таинство церковное, через которое супруги получают дары благодати Святаго Духа для брачного сожития, для того, чтобы дети естественных родителей были вместе чадами Божиими по благодати.

История первого евангельского чуда научает нас и тому, что радоваться и веселиться при известных обстоятельствах жизни, в особенных случаях, нисколько не противно Богу, но даже позволительно и законно, как выражение дружелюбия и гостеприимства к известным лицам или уважения к какой-либо радости семейной и общественной. Сам Спаситель не отвергал угощений, которые предлагались Ему по чувству искреннего расположения и уважения к Нему. Так Он принимаем был в доме Лазаря, которого называл другом Своим; присутствовал на вечере, устроенной собственно для Него у Левия по обращении его ко Господу. Своим участием на брачном торжестве в Кане, вместе со своей Матерью и пятью Апостолами, Спаситель благоволил показать Своё сочувствие к человеческим радостям, через что освятил и возвысил их, дал духовно-религиозный характер самым скромным обязанностям человеческой жизни, облагородил её, освятил самые простейшие её случаи. Он не видит греха и ничего непристойного, и неблагоприличного в веселии, изящной одежде, употреблении вина во время торжеств и пиршества, лишь бы все совершалось благовременно, благообразно и по чину, с соблюдением приличия в украшениях тела, благоповедении и без излишества в пище и напитках. На этом-то основании наша святая церковь в своих уставах в дни христианских праздников разрешает не только мирянам, но и строгим подвижникам, такие яства и пития, которые в другое время им не позволяются, и это называется утешением, иногда великим, смотря по величию праздников.

Пресвятая Дева Мария явила себя на браке в Кане усердной Ходатаицей пред Сыном Своим Господом за нуждающихся в Божественном утешении и Его помощи. Иисус Христос по её молитвам проявил на свадебном пиру Свою благодатную братскую любовь к друзьям, родным, соседям и знакомым, оказал Своё милосердие к несчастным жениху и невесте, которым угрожало от людей унижение на всю их дальнейшую жизнь: совершил чудо претворения воды в вино и тем доставил великое утешение всем гостям, а особенно семье, для которой этот праздник был столь важным событием. И мы в дни скорби своей, когда находимся под бременем искушений и бед житейских, должны просить у Владычицы нашей ходатайства пред Сыном Её и при этом надеяться, что хотя не скоро, но по Её молитвам Господь отстранит от нас беды, скорби и нужды, пошлёт нам в жизни отраду и успокоение.


Источник: Любимов Неофит, свящ. Беседа о первом чуде Христа Спасителя на браке в Кане Галилейской // Уфимские епархиальные ведомости. 1896. № 15. С. 488–495.

Комментарии для сайта Cackle