Ограды Соловецкаго монастыря
325. Преподобный Зосима игумен Преображения Господня, иже бысть Соловецкаго острова начальник и чудотворец, преставися в лето 6986 месяца апреля в 17 день
326. Преподобный Савватий игумен и начальник пустынный острова Соловецкаго, преставися в лето 6970 месяца марта в 23 день
327. Преподобный Герасим первый житель Соловецкаго острова, преставися в лето 6900 месяца марта в 23 день
В Белозерской обители преп. Кирилла подвизался инок Савватий. Безответное послушание игумену, кроткая любовь к братии и строгая жизнь стали приобретать ему уважение; это тяготило старца, и он решился скрыться в безмолвное место. Он ушел в Валаамский монастырь, но чрез несколько времени, услышав о необитаемом Соловецком острове, пустился на Север. Около 1430 года преп. Савватий встретилчя на реке Выге с старцем Германом, жившим при часовне. Нашедши в нем себе друга, любителя уединения, Савватий переправился с ним на Соловки и «изрече вся, иже о себе, старцу Герману» (Рукоп. Соловецк. библ. N 175, л. 29 на обор.). Несколько лет протекло уединенной жизни преподобных на пустынном острове. Когда Герман отплыл на реку Онегу, для приобретения жизненных потребностей, то Савватий остался на острове совершенно один – пред лицем всевидящего Бога. Предчувствуя приближение своей кончины, преп. Савватий пожелал причаститься св. Таин, и для сего, сев в небольшую лодку, поплыл к берегу. После двухдневного плавания он вышел на сушу и направился к часовне на реке Выге, где в то время находился игумен Нафанаил, прибывший для посещения православных христиан. Приняв св. Дары, преп. Савватий мирно почил 27 сентября 1435 года и погребен при часовне.
Через год по кончине преп. Савватия, в Поморский край пришел инок, по имени Зосима, родом из села Толвуя, на берегу Онежского озера, искавший удобного места для безмолвия. На устье р. Сумы встретил он блаженного авву Германа, и узнал от него о подвигах преп. Савватия. Зосима обрадовался и вместе с Германом пустился в ладье, через Белое море, на Соловецкий остров. Прибыв безбедно на желаемое место, пустынники ходили по острову с мыслию, где бы Бог благословил устроить обитель, и остановились недалеко от морского берега, на берегу озера с приятною водою. Помолясь Господу, отшельники начали рубить деревья для сооружения кельи; днем они занимались работою, а ночь проводили в молитве. В исходе лета Герман отправился на Сумский берег, чтобы запастись хлебом и надеялся возвратиться осенью. Но ветры и потом снег не позволили ему пуститься в море, и он провел зиму на берегу. Зосима остался один. Весною Герман привез с собою запас хлеба и рыболова Марка с снастью для рыбной ловли. Когда разнеслась молва о новом подвижнике Соловецком, к преп. Зосиме стали приходить любители безмолвия, он принимал их с любовию. Срублен был небольшой храм Преображения Господня и при нем трапеза. Послали одного монаха в Новгород, чтобы испросить благословение владыки и антиминс для храма. Возблагодарив Господа за благодать, одушевившую таким мужеством рабов Его, святитель (вероятно св. Евфимий (1429–1457)) послал игумена Павла с антиминсом для освящения храма и для управления новым братством. Так началась обитель Соловецкая! Для содержания своего, братия рубили дрова, копали под огород землю, доставали из озер соль. Последнюю, по времени, продавали они и для сторонних людей, которые стали ездить на остров и взамен соли привозили хлеб. Как настоятели, посылаемые на остров, не могли уживаться там, то братия решились избрать игумена из среды себя и стали просить первоначальника своего, преп. Зосиму, чтобы он принял на себя игуменство. Смиренный подвижник отрицался, но вызванный архипастырем в Новгород, должен был хотя против воли принять на себя священство и игуменство. Возвратившись на свой остров, преп. Зосима ревностно занялся устроением внутреннего быта обители. Постановив непременным правилом для нее общежитие, он внушил братии вести жизнь иноческую так, как заповедали великие отцы общежития. Поныне известен устав его о жизни братии. Слух о высокой духовной жизни преп. Зосимы привлекал на остров ревнителей вечного спасения со всех сторон. Даже Лопари и Чудь, даже Норвежцы
приходили к преп. Зосиме и поучались душевному спасению (Православ. Собесед. 1860, № 2, стр. 27). В 1465 году преп. Зосима перенес мощи пр. Савватия, уже прославленные чудесами, с берега р. Выги, в свою обитель. Между тем люди бояр, влдевших участками земли на Соловецком острове, являлись туда, оскорбляли иноков и отномали у них рыбную ловлю. Это принудило преп. Зосиму в 1470 году отправиться в Новгород. Там получил он от Марфы, вдовы посадника Борецкого, грамоту на владение принадлежавшими ей землями, а в последствии (уже при игумене Ионе) «Государь господин Великий Новгород, все пять концев на веце на Ярославове дворе, пожаловаша теми островы Соловки и Анзеры островом... и малыми островки». Великий светильник глубокого севера Русской земли, начальник общежития в стране нестерпимых морозов, богоносный Зосима прожил 42 года на Соловецком острове и 26 лет настоятельствовал в созданной им обители. Ум. 17 апреля 1478 года.
Преп. Герман пережил преп. Зосиму. И при жизни его и после него, блаж. Герман не раз путешествовал на твердую землю для выполнения нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудоьства пути, не легкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемник св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители преп. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Богу в 1479 году. Ученики его везли тело его в Соловецкую обитель, но за распутицею принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Ховроньиной. Спустя 5 лет (в 1484 г.), при игум. Исаии, гроб его перенесен в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи го нетленными. Перевезенный гроб с честию был поставлен близ олтаря, по правую сторону церкви св. Николая. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени. Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье преп. Савватия и пред которым молился вместе с ним и авва Герман (Филарет, Рус. Св. июль, стр. 172–173). «Повесть и блаж. старце Германе» составлена, по мнению В.О. Ключевского, в XVII в. (Ключевский, стр. 325). Церковная память преп. Германа, с 1692 года, совершается местно в Соловецкой обители 30 июля по благословенной грамоте патриарха Иоакима. В «Иконописном
Подлиннике», под 23 марта: «подобием сед, брада аки Александра Свирскаго, и власы таковы, ризы Монашеския, в руке свиток, а в нем написано: «Аз явихся пресвитеру, повеле написати тропарь и образ явления моего» (Филимонов, стр. 49).
Мощи преп. Зосимы и Савватия, по освящении каменного Спасского собора, перенесены в придел его, посвященный их памяти, и там почивают в великолепной серебряной раке. История составления жития их подробно описана В.О. Ключевским (стр. 198–200). В «Иконописном Подлиннике»: «Зосима подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток. Савватий подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, призы преподобническия, мантия и куколь» (Филимонов, стр. 323, 324).
328. Преподобный Иоанн свещеносец и ученик бысть святаго Зосимы, преставися в лето 6900
329. Преподобный Василий ученик бысть святаго Зосимы чудотворца
330. Преподобный Онуфрий пустынник Соловецкаго острова и ученик бысть тогоже святаго Зосимы
331. Преподобный Герасим иже быть отшельник Соловнцкаго острова, Соловецкаго монастыря и ученик святаго Зосимы
Упоминаются в житии преп. Зосимы. Все они пережили блаж. своего наставника и почили после подвигов в Соловецкой обители. Не канонизированы. Из числа их Иоанн, Василий и Онуфрий погребены в часовне преп. Иринарха. О первом из них, блаж. старце Иоанне, сказано в описании чудес преп. Зосимы (в рукописи «Жития свят. Рус.» библ. Сергиевой лавры № 692: «Той же Иоанн всеми знаем бе, Соловецкий постриженник и жилец; мнози о нем свидетельствуют, яко великий подвижник бысть в монастыри; пустынное бо отхождение и жительство любя, всяким послушанием и смирение и кротостию украшен, много же и монастырю поработа в рыбной ловитве».
332. Преподобный Иринарх игумен Соловецкаго монастыря чудотворец преставися в лето 7100
Приняв иноческое пострижение в Соловецкой обители, ревностно подражал добродетельной жизни преп. Зосимы и Савватия. По смерти игумена Антония, Иринарх был поставлен, по воле царя Михаила Феодоровича, Соловецким игуменом. Смиренный и кроткий, всегда погруженный в богомыслие и занятый иноческими подвигами, он в то же время, по воле царской, предпринимал меры защиты от внешних врагов – Шведов и Датчан и приводил монастырь в оборонительное состояние. В Сумском и Кемском острогах сделаны новые укрепления; число военных людей на содержание монастыря увеличено. Но с попечением о внешней безопасности обители, преподобный соединял заботливость и о внутреннем духовном преуспеянии ее. Будучи сам примером подвижничества, он ревновал о поддержании в подчиненных ему иноках духа истинного монашества. Приготовляясь к кончине, преп. Иринарх испросил себе увольнение от дел начальственных и последние два года жизни провел в совершенно безмолвии. Он преставился 17 июля 1628 года. Мощи его почивают под спудом в часовне его имени. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием сед, брада аки Кирилла Белозерскаго, в клобуке, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 50). Сохранились записки о нем (1614–1626), составленные Соловецким монахом, потом КОлязинским игуменом, Иларионом (Ключевский, стр. 325).
333. Преподобный Антоний иже бысть игуменом Соловецкия обители
Предшественник преп. Иринарха, возведен на игуменство в 1604 году. Ум. 1612 года, погребен в часовне преп. Иринарха (Истор. Росс. Иер., II, 435. Ратшин, стр. 4). Не канонизирован.
334. Преподобный Илия архимандрит Соловецкия обители чудотворец преставися в лето 7150
Илья Пестриков, постриженник Соловецкий, с 1645 г. игумен, а с 1651 г. архимандрит. Ум. 1 июля 1659 года и погребен в Соловецком монастыре, в Иринарховой часовне («Ист. Росс. Иерарх.», II, 436. Строев, «Списки Иерарх.», стр. 817). Когда
в Соловецком монастыре получены были новые церковные книги, тм 8 июня 1658 года составился соборный приговор, в котором сказано, что архимандрит Илия «печатные служебники новаго выходу священникам и диаконам на черном Соборе и братии объявил, как божественныя литургии служить в тех служебниках напечатано. И в Соловецком монастыре архимандриту Илие священницы и дьяконы в трапезне на черном Соборе сказали: «во обители, по преданию чудотворцев, преп. Зосимы и митрополита Филиппа, как были игуменами в Соловецком монастыре, как прежние игумены пастыри служили, навыкли и мы божественныя литургии служить по старым служебникам, по которым мы исперва учились и привыкли, а ныне и по тем служебником мы старые священницы очередей своих недельных держати несможем, а по новым служебником для своей старости учитца несможемже, да и некогда, которое учено было и того мало видим; а которые мы священницы и дьяконы маломочны и грамоте ненавычны и к учению косны». («Материалы для истории раскола», т. 3, стр. 5). Но из челобитной Соловецких священников патриарху Никону видно, что архимандрит воспрещал служить по новым исправленным книгам. Попы Соловецкие писали: «Мы у нево служебники прошали посмотреть, и он нам и посморить не дал, не токмо служить, и меня, попа Германа дважды плетьми бил за то лишь, только обедню пропел против тех служебников... И наша братья, попы, убряся его архимарита, руки приложили, как он велел, что не соужить по новым служебником» (Там же, стр. 8). Раскольники, за такое усердие к старопечатным книгам и за наглое упорство против высшей церковной власти, вписали Илью в число святых, называя его «преподобным и чудотворцем». И в нашу рукопись имя его внесено, без сомнения, раскольником.