Основы христианства. Том I. Уничижение Христа

Источник

Том II * Том III * Том IV * Том V

Содержание

От автора

Уничижение Христа Предисловие Объяснение посл. к Флп. II:5–11 Вопрос о кенозисе в христианской письменности за первые три века Учения IV века о самоуничижении Иисуса Христа Учение Кирилла Александрийского о самоуничижении Иисуса Христа в связи с христологией Феодора Мопсуестского Христология Феодорита Кирского с точки зрения кенозиса Данные для учения о кенозисе в догматическом послании Льва, папы римского Учение о самоуничижении Иисуса Христа в догматическом послании Софрония Ирусалимского Разъяснения к учению о самоуничижении Иисуса Христа в догматическом послании Агафона, папы Римского Иоанн Дамаскин по вопросу о самоуничижении Иисуса Христа Философия евангельской истории Предисловие Рождество Христа: откровение в Нем божественной жизни Самосознание Иисуса Христа Крещение Иоанново Искушения в пустыне Учение и дела Христа Первый период служения Христова: лето Господне благоприятное Второй период служения Христова: кризис Третий период служения Христова: ослепление иудеев и суд над ними А) От дня притчей до праздника обновления Б) Наедине с учениками – в странах языческих и при Кесарии Филипповой В) Последние дни Воскресение Христа Послесловие евангельской истории  

 
От автора

Переиздавая свои богословские сочинения, я решил соединить их в одном собрании. К этому меня побуждает то обстоятельство, что все мои богословские книги внутренно объединены одною идеею, раскрывают одну систему религиозной мысли.

Всё собрание распадается на четыре тома. Том первый Христос содержит два исследования – Уничижение Христа и Философия евангельской истории. Том второй Евангелие – вера и жизнь по евангелию. Том третий Христианское мировоззрение в двух частях – Цель и смысл жизни и Искушения Христа в связи с историею дохристианских религий и христианской церкви. Том четвёртый Христианская свобода обнимает два сочинения по вопросу об отношении христианства к задачам современности: Истина и символы в области духа и Христианская проблема и русская религиозная мысль.

При этом систематическом собрании некоторые сочинения значительно сокращены: выброшено прежде всего то, что выступает из рамок общей системы в сторону монографической полноты, – затем выброшено из одних сочинений сказанное по тем вопросам, которые специально исследуются в других сочинениях: что прежде требовалось планом отдельных изданий, было бы излишним повторением в системе, – наконец выкинуто всё, по сознанию автора, маловажное и, в частности, школьно-богословское, не имеющее систематически-религиозного интереса и обязанное особому первоначальному назначению некоторых книг. Таким образом в этом собрании богословских сочинений читатель вправе видеть всё значительное по мнению самого автора и характерное для его законченной системы религиозной мысли.

Автор обязан заявить, что эта религиозная система – итог пятнадцатилетней душевной работы – не имеет в его глазах ни конфессионально-дидактического, ни чисто объективного значения: он даёт личное понимание христианства, личное религиозное мировоззрение. В этих книгах обсуждается не та сторона христианства, которая образует общепринятую церковную формулу и общепризнанную внешне-научную рамку христианской религии, но то в христианстве, что лежит за этою формулою и за этой рамкой и что неизбежно предполагает субъективное переживание, индивидуальное освещение. Автор не претендует возвести на ступень общеобязательной нормы своих интимных отношений к историческому Лику Христа, которые на долгие годы приковали его ум к одному Образу и сделали для него этот Образ своим родным; он не принимает на себя задач проповедника, он просто хочет поделиться с читателями своим личным религиозным опытом, – допуская для других полную свободу интимной религиозной жизни, он может требовать её и для себя. Οὐκ εἰμὶ μόνος τι ὁ πατὴρ μετ᾿ ἐμοῦ ἐστιν (Ин. 16:32).


Источник: Основы христианства : [Система религиозной мысли] : Т. 1-[5] / Проф. М.М. Тареев. - 2-е изд. - Сергиев Посад : Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1908-1910. / Т. 1: Христос. [Уничижение Христа. Философия евангельской истории]. - 1908. - 369 с.

Комментарии для сайта Cackle