Источник

43. Явление Святых Даров для причащения мирян, последнее явление Святых Даров; благодарение за причащение, заамвонная молитва, раздаяние антидора и окончание литургии

После причащения в алтаре священнослужащих, диакон открывает завесу и царские врата и совершается явление Святых Даров для причащения мирян. Священник берет чашу и передает ее диакону. Диакон, с чашей в руках, обращаясь к народу, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Эти действия напоминают нам обстоятельства воскресения Христова: землетрясение, отваление ангелом камня от гроба и явление воскресшего Спасителя женам мироносицам. В это время молящиеся полагают крестное знамение сопровождая его земным поклоном. На клиросе от лица верующих поют радостную песнь: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». После этого пения священник произносит вслух молитву перед причащением.

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое и сия есть самая честная кровь Твоя; молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная: яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда; но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих тайн, Господи, но во исцеление души и тела.

Перевод.

Верю, Господи, и открыто обявляю, что Ты Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешных людей, из которых я самый первый грешник. Еще я верю, что этот хлеб (который я принимаю), есть Твое пречистое тело, а это вино– Твоя святая кровь. Я, грешный, молюсь Тебе: помилуй меня и прости мои грехи вольные и невольные: сказал ли я что дурное или сделал, знал я, что грешу, или не знал, сделай так, чтобы я мог достойно причаститься святых Твоих тайн (Тела и Крови Твоей), чтобы мне очиститься от грехов моих и получить жизнь вечную.

Сын Божий, прими меня ныне, причастившегося Твоей таинственной пищи – Тела и Крови, потому что я не выдам врагам Твоим тайны Твоей и не поцелую Тебя, как целовал предатель Иуда, но как разбойник на кресте буду говорить: вспомни обо мне, Господи, в царстве Твоем.

Пусть причащение Святых Таин будет мне не в осуждение и погибель, а на здоровье моей души и телу.

Желающие причаститься повторяют эту молитву и, сделав земной поклон, подходят к св. чаше со сложенными крестообразно на груди руками. Подойдя близко к чаше, громко произносят свое имя и из рук священника со лжицы принимают Тело и Кровь Христову; после этого целуют край чаши, как бы ребро Господа Иисуса Христа. Во время причащения на клиросе поют: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». После причащения мирян священник ставит св. чашу на престол и, обратившись к народу, благословляет его, говоря: «Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое». Это благословение и слова священника напоминают нам благословение Господа перед Его вознесением на небо. В ответ на это клир прославляет Господа таким песнопением: Видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретахом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, Та бо нас спасла есть.

Перевод.

Мы увидели истинный свет, приняли Святого Духа, нашли истинную веру, покланяемся нераздельной Троице; ибо Она спасла нас.

После благословения народа совершается последнее явление Святых Даров. Священник тайно произнеся: «Благословен Бог наш» берет чашу с престола, выносит ее к народу и возглашает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». После этого он переносит чашу на жертвенник. Верующие, кланяясь Святым Дарам как бы Господу, благодарят Его за причащение такими словами: Да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, яко сподобил еси причаститися Святым Твоим, Божественным, Бессмертным и Животворящим Тайнам. Соблюди нас во Твоей, Святыни весь день поучатися правде Твоей, аллилуйя.

Перевод.

Господи, пусть уста наши будут полны прославлением Тебя, чтобы мы воспевали славу Твою за то, что Ты удостоил нас причаститься Твоих Святых, Божественных бессмертных и подающих жизнь Таин, Сохрани нас достойными Твоей святыни, чтобы и нам весь день поучаться Твоей праведности. Аллилуйя.

Это последнее явление Святых Даров изображает вознесение Иисуса Христа на небо, слова священника напоминают нам данное перед вознесением на небо обещание Иисуса Христа: невидимо и вечно быть с верующими.

После отнесения Святых Даров на жертвенник священник возвращается к престолу, складывает антиминс в знак того, что уже кончилось то великое дело, для которого он раскрытым лежал на престоле, а диакон произносит малую благодарственную ектению, в которой верующие благодарят Бога за причащение Святых Христовых Таин. После ектении священник выходит за амвон и произносит молитву, в которой испрашивает у Господа благословение всем верующим. Эта молитва по месту своего чтения называется заамвонная молитва. По прочтении ее на клиросе три раза поют слова праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Этими словами мы выражаем желание вечно прославлять имя Божие. В некоторых храмах после этого пения читают 33-й псалом и молящимся раздают антидор. Так называются остатки той просфоры, из которой вынимается Агнец. Антидор раздается народу в воспоминание «вечери любви», которая совершалась в древности после литургии. По прочтении псалма священник благословляет народ к выходу из храма и совершает отпуст. Отпуст совершается

так: священник, остановившись в царских вратах лицом к народу с крестом в руках, воспоминает Матерь Божию и святых угодников Божиих и выражает надежду, что Иисус Христос по их молитвам спасет и помилует нас. На клиросе поют многолетие Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Архиерею и всем православным христианам. Молящиеся подходят, к священнику, целуют крест и выходят из храма. Причастники остаются слушать благодарственную молитву Богу за причащение, по выслушании ее целуют крест и выходят из храма.

Краткий порядок литургии верных: 1) Две краткие ектении, 2) Пение первой части Херувимской песни, 3) Великий вход, 4) Пение второй части Херувимской песни, 5) Первая просительная ектения, 6) Внушение диаконом мира и любви, 7) Пение Символа веры, 8) Благодарение Бога, 9) Воспоминание Тайной вечери, 10) Освящение Даров, 11) Поминовение живых и умерших, 12) Вторая просительная ектения, 13) Пение молитвы Господней, 14) Причащение священнослужащих, 15) Причащение мирян, 16) Последнее явление Святых Даров, 17) Благодарственная ектения, 18) Чтение заамвонной молитвы, 19) Отпуст, 20) Чтение благодарственной молитвы.

Для беседы с учащимися: Что делает диакон после причащения священнослужителей? Что возглашает диакон народу? Что поют на клиросе при появлении Св. Даров? Какую молитву верующие повторяют за священником? Как должны верующие подходить к причащению? Что поют на клиросе во время причащения? Что напоминают нам слова священника при благословении народа? Что означает последнее явление Св. Даров? Что делает священник после отнесения Св. Даров на жертвенник? Какую ектению произносит диакон перед заамвонной молитвой? Где священник произносит заамвонную молитву? Что называется антидором? Как совершается священником отпуст? Для чего причастники остаются в храме? Какой краткий порядок литургии верных?


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle