О догмате

Источник

По учению Православной Церкви мы исповедуем, что Бог Отец пребывает в Боге Сыне, как и Бог Сын пребывает в Боге Отце. Верные же Богу пребывают не в естестве Божием, а в благодати Его и в любви Его1.2

Прими и основу наших догматов, представленную здесь в сжатом виде и в то же время как полный кругозор и законченную форму.

Ведай, владыка, что Бог – сущий и ныне и в бесконечные века – есть Творец бесплотных тел и всего существующего во вселенной. Он бестелесен, неопределяем, невидим естеством, свободен, непостижим Своим Существом, но постижим Своими действиями, един и вместе троичен: един, поистине, существом, троичен же Ипостасями или – если хочешь – Лицами. Ибо Единый Бог является Три-ипостасным: Отец, Сын и Единосущный с Ними Святый Дух. Единый – Отец и безначальный, Отец, Вседержитель и Царь (στεφηφόρος). Единый – Сын: Он – не безначален в отношении Своего Бытия, ибо Начало Его – Отец; если же хочешь отнести к понятию времени, то и Он – безначален; в отношении же плоти Своей Он не безначален, ибо, воплотившись, приял плоть во времени. Дух Святый – дух и Бог Своим существом. Паче естества Он исходит от Отца: исхождение же не есть то же самое, что и рождение Сына, хотя образ сего исхождения превышает наше разумение. Три Ипостаси – по отдельности, но и Три Ипостаси есть Единый Бог.

Единый же Сын воплотился при конце веков и восприял наше естество от Девы; восприял не видимостью только или призрачно, а самым существом от честных кровей Всенепорочной Девы.

Знай, что одно – ипостась, а другое – существо. Существо есть то, что является общим в каждой из ипостасей. Ипостась же есть единое и индивидуальное лицо. Потому что оно-то и является показателем естества и носителем существа, будь то Божества, будь то человека. Отец же и Сын и Святый Дух являются Ипостасями, или Лицами.

Таким образом, воплотившись неизменно, несмешанно, не видимостью только, как мы сказали, и не согласно (всему) Божественному естеству, как нечестиво бредил жалкий Несторий, – Сын Божий соединился по ипостаси с воспринятым Им человеческим естеством, пребыв единой Ипостасью, Божественной и совершенной, сушей в двух естествах. Так вот мы чтим и так исповедуем две природы в Господе нашем Иисусе Христе: Божественную и человеческую, неизменно по ипостаси соединившиеся друг с другом; так что в сем соединении каждая из них пребыла неизменной, и из двух природ совершилась единая, составившаяся Ипостась Богочеловека. Так гласит Определение веры. Так мы исповедуем Единого Сына Отчего, Неизреченное Слово, сущее в недрах Отчих, и Того же, Сына Единородного и Слово, исповедуем как явно соделавшегося человеком, Единого Христа и Господа, всецело Бога и человека в единой Ипостаси. Итак, во Христе соединились две природы, но соединились, не смешавшись друг с другом; соединились согласно ипостаси; опять же, эти две природы во Христе – отличны друг от друга: ибо одно – Божия природа, а другое – человеческая; Слово же единое, сущее во обеих природах; так что Христос един, и Он же – сугуб: единый ипостасью, сугуб естествами.

Как мы прекрасно почитаем две природы Христовы, так мы говорим, что у Христа было два образа действия (энергии), согласных природам Его, а также и две воли, действующие согласно этим природам. Итак, существо и форма и естество – в Слове; неделимое же Лицо едино с Ипостасью. Не называй же «плотью» Ипостась Божию, но именуй Слово «воипостасным»; потому что так гласит точность догмата. Слово же «воипостасный», государь, имеет множество значений. Так, «воипостасным» именуется нечто то, что поистине существует (в силу самого себя). И опять же, «воипостасное» есть нечто общее, присущее существу, т. е. – вид, владыка, который существует в отдельных индивидуумах, существует на деле, а не только как идея. «Воипостасное», кроме того, заключает в себе нечто, что заслуживает еще большего внимания к сему определению.

Понятие «воипостасный» заслуживает к себе еше большего внимания именно тем, что оно является объединяющим началом – при существовании различий – в отношении существа, владыка, для составления единого лица и для бытия единой ипостаси, государь. Потому что так должно разуметь понятие «воипостасного». Ипостась же, в собственном смысле слова, является совершенно индивидуальной вещью или – лучше сказать – единым лицом.

«Существенное» (ἐνούσιον) же есть некое общее присущее естеству качественное состояние, незыблемое и не столь склонное к изменению. В ином же значении слова – это состояние по естеству неущербленной энергии в душе и теле, присущей каждому индивидууму, так что эта энергия стала в некотором отношении общим для всех качеством. Ко всему этому знай: Воплотившееся Слово, восприяв в Воплощении нашу плоть, приняло на Себя проклятие, будучи в действительности благословенным, и, умерев как человек, будучи бессмертное естеством, и, добровольно подвергнувшись умерщвлению на кресте, воскресло, тридневно пребыв в области смерти, и разрушило ад. Затем вознеслось в славе на небеса и снова приидет вместе с Отцем и Духом Святым судить всех по справедливости и вместе с тем человеколюбиво.

Это – общая сводка богословских изысканий и речей, владыка, посвященных Икономии (т. е. Догмату Искупления). Потому что смысл догматов – велик и не легок для разумения. Я же, собрав более ясный материал, предложил его тебе и полнейшим образом и вместе с тем сжато изложил его: потому что царствующему долженствует, конечно, и иные науки ведать, но особенно ему следует знать истину догматов нашей веры: потому что в этом состоит начало и фундамент царства.

Знай же и число священных Соборов, которые были собраны против нечестивых (еретиков), повелитель. Их всех было семь. Первый был в Никее, в то время когда царствовал, владыка мой, божественный Константин, а святительствовал в Константинополе всечестнейший душою и словом Митрофан. Этот Собор пресек язык Ария, разрушавшего единосущие Троицы и нечестиво сводившего Творца на уровень твари, и Его, равночестного по естеству Отцу, называвшего меньшим Отца.

Второй же из священных Соборов, как повествуют все историки, был в Константинополе, и там прекрасно председательствовал Феодосий Великий, и Нектарий тогда стал Патриархом Константинопольским. Этот Собор с корнем исторг ересь Македония, который всуе отчуждал Всесвятого Духа от вышнего Божества (не признавая в Нем Бога) и богохульно называл Его «тварью».

Третий же Собор происходил в Ефесе, в то время когда достойно владычествовал Феодосий Младший, и был собран против дерзкого и злодейственного Нестория, не полностью признававшего Божие Воплощение, но видевшего во Христе простого человека и называвшего «Христородицей», а не – «Богородицей», – Богородицу Владычицу и Деву Марию.

Четвертый Собор был в Халкидоне, в то время когда скипетр Рима держал в своих руках император Маркиан. Число же составлявших его священных и честных Отцев было 630. Они собрались против нечестивого Евтихия и против Диоскора, которые нечестиво фантазировали относительно тела Владычня (не признавая в Богочеловеке вместе с Божественной и полную человеческую природу).

Пятый же Собор происходил в Константинополе; на него собрались 165 Отцев, и они утвердили Халкидонский Собор как всеблагочестивейший (т. е. – как Вселенский Собор). Благочестиво же отвергнули от божественных оград (Православной Церкви) Евагрия и Дидима вместе с Оригеном, которые хотя уже и умерли, но сочинили ложные и чуждые Божественной Церкви учения: то они совершенно отрицали имеющее быть воскресение тел; то вздорили о каком-то восстановлении даже и чуждых Богу элементов; то объясняли, что и Адам и Рай являются только символами и в действительности не существовали; и учили, что адские мучения ограничены временем, и писали о том, что произойдет восстановление даже, увы, и демонов. Отцы сего Собора отвергли и Феодора Мопсуетского, бывшего духовного наставника ужасного Нестория, а также отвергли и первое послание Ивы к Мáрию, как и все то, что когда-то против Кирилла Александрийского написал Феодорит Киррский, такой же лицемерный.

Шестой же Собор также состоялся в Константинополе, и он расторг учение богоборцев, у которых было много и различных и образованных вождей, как Фарранский Феодор, Гонорий Римский, Кир Александрийский, Сергий и Пирр, и Павел Самосатский, к тому же и Петр, жалкий Макарий, и вместе с ним Стефан, которые не признавали в Воплотившемся Слове две природы, но видели некое единое сочетание и единое действие (т. е. – единую волю). Вместе с ними они полностью «раздавили» Полихрония. И утвердили, как всеблагочестивые, догмат о двух природах Воплотившегося Слова, как и о двух волях Его.

Наконец, Седьмой Собор был в Никее; на нем сошлись 673 избранных благочестивых богоносных Отцев, в то время когда императрица Ирина царствовала вместе с сыном и новым венценосцем Константином. Они утвердили почитание святых икон и единодушно предали анафеме тогдашних еретиков: Василия, епископа Писидийского, Ефесского Феодосия, Сисинния Пергийского, и иных множество, которые не почитали святые иконы3.

* * *

Сочинение Михаила Пселла «О характерных чертах Григория Богослова, Василия Великого, Златоуста и Григория Нисского»4

Это сочинение не является богословским, а представляет собою рассуждение о том, насколько помянутые Святые отцы держались классических форм красноречия и могут ли быть сравнены со знаменитейшими древними ораторами, как, например. Лисий и Демосфен. Пселл оспаривает тех, которые превозносили древних греческих ораторов за счет великих Отцов Церкви, славившихся своим красноречием. Он доказывает, что Святые Отцы по силе красноречия не только равняются знаменитым древним ораторам, но и превосходят их: они не прибегают к аллегориям, как делали те, а говорят более просто, более богато, более возвышенно и с большим блеском ума и достоинством речи. Из всех помянутых Святых Ото в Пселл особенно высоко ценит Св. Иоанна Златоуста.

Стихотворение Михаила Пселла в честь Трех Иерархов5.

Эго краткое стихотворение в честь Трех Иерархов не представляет собою интерес для богословия или для поэзии.

Служба Святому Симеону Метафрасту6

Написана в общем духе греческих служб, в которых совершенно отсутствует описание личности Святого и его индивидуального значения. Значение Святого в том, что он угодил Богу своей жизнью, а кто он был и что он есть – не имеет значения. Это и есть истинный смысл его жизни: его нет, жив только Христос. Которому он служил. В этом смирении заключается глубочайшая Истина Православия. Тропарь Св. Симеону Метафрасту написан полностью в духе общего тропаря церковным писателям.

Тропарь, глас 8:

Православия Наставниче, благочестия Учителю и чистоты, вселенныя Светильниче, свяшеннописателей богодухновенное Удобрение, Цевнице духовная, ученьями твоими вся просветил еси, Симеоне Отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим7.

* * *

1

Expositio Oraculorum Chaldaicorum // P. G. T. 122. Col. 1144 (см.: Karahalios. Op. cit. supra).

2

P. G. Migne. Т. 122 Col. 688–701, 708–709, 729, 732.

3

P.G. Migne. Т. 122. Col. 812–817.

4

Ibid. Col. 901–908.

5

Ibid. Col. 908–909.

6

Ibid. T. 114.Col. 183–208.

7

P.G. Migne. T. 114. Col. 201.


Источник: Богословские сочинения / Михаил Пселл ; Пер. с греч., предисл., примеч. архим. Амвросия, доктора Богословия. - СПб. : РХГИ ; Летний сад ; Журнал «Нева», 1998. - 383 с.: ил. (Серия «Византия») / Высочайшего философа господина Михаила Пселла гражданские (восьмистопные ямбические) стихи Царю господину Михаилу Дуке о Догмате. 88-95 с.

Комментарии для сайта Cackle