Предисловие
"Толковый Апостол«, первую книгу коего, содержащую Деяния Святых Апостолов, заключает в себе предлежащая книга, частью составлен, частью составляется с той же целью, в том же духе и направлении, с тем же характером и тем же методом, как и »Толковое Евангелие«, нами изданное, что все изложено в общем Предисловии к первой книге Толкового Евангелия. Именно:
1) Мы имеем в виду сделать издание Толкового Апостола общедоступным для чтения в том смысле, чтобы издание Апостольских Деяний, Посланий и Апокалипсиса с объяснительными примечаниями могло быть удобовразумительно по возможности для всех и имело значение первоначального руководства к уразумению писаний апостольских для малообразованных в богословской науке и совсем необразованных, и – значение пособия к изучению их для получивших образование, в особенности для духовных пастырей и учителей народных.
2) Текст Апостола мы взяли славянский и русский, издаваемый по благословению Святейшего Синода, и примечания объяснительные делаем к тексту русскому (по изд. 1862 г.), так как им значительно уясняется уже текст славянский; примечания же объяснительные требуются к тому, что и в этом, сравнительно со славянским, ясном тексте требует более или менее полного и подробного объяснения.
3) К самому тексту мы присовокупляем довольно подробное указание важнейших, так называемых параллельных мест Библии, т. е. таких мест, которые или по мысли или по выражениям сходны с объясняемым текстом, и могут сами по себе служить более или менее к объяснению сего последнего.
4) Объяснение в виде подстрочных непрерывных примечаний к самому тексту составлено и составляется методом положительным, с устранением почти совершенным критического разбора разных мнений, не принятых составителем, и по возможности общепонятно.
5) Объяснительные примечания составлены и составляются:
а) на основании самого Священного Писания, поскольку оно объясняет само себя, когда говорится об одном и том же или о подобному предмете в разных местах разных книг;
б) на основании толкований св. Отцов и Учителей Церкви, достоверных истолкователей истинного смысла Слова Божия, заключающегося в Св. Писании, по разуму православной Церкви. В особенности мы много пользовались и пользуемся бездонными толкованиями Златоустого Учителя церкви, так глубоко и многосторонне раскрывшего смысл богодухновенных писаний, и потом – истолковательными трудами блаженных Феофилакта и Феодорита. При сем в важнейших местах приводим подлинные слова сих толковников, как более убедительные, сильные и глубокие, чем наше слово, или парафраз их слов [в примечаниях к Деяниям Св. Апостолов цитируются (3лат.) Златоустого беседы на Деяния апостольские по русскому переводу при С.-Петербургской Дух. Академии, 1856–57 г., в двух томах, и (Феофил.) Феофилактово толкование на книгу Деяний по русскому переводу при Казанской Дух. Академии (1871 г.); цитируемые слова берутся обыкновенно из соответствующего стиху или отделению толкования];
в) при пособии лучших новейших иностранных толкований1 и многих исторических, археологических, географических и филологический сочинений, имеющих предметом исследование писаний св. апостолов.
6) Кажущиеся разногласия в исторических сказаниях или одной и той же книги или со сказаниями других книг разрешаются и примиряются по мере того, как читатель Апостола встречается с ними при чтении самих книг по порядку их расположения.
7) Хронологических объяснительных примечаний к Деяниям и посланиям апостольским мы почти не делали и не делаем, во-первых, потому, что разбросанные в разных местах применительно к текстам книг и потому необходимо отрывочные, они не очень много уяснили бы дело, а во-вторых, потому, что точно установить хронологию апостольской истории, как и евангельской, во всех частностях и подробностях нет возможности за недостатком точных данных. Вместо подобных отрывочных хронологических примечаний к текстам писаний апостольских мы к сей книге Толкового Апостола присоединяем хронологическую (приблизительную) таблицу событий апостольской истории, подобную той, какая присоединена к последней книге Толкового Евангелия.
Да дарует Господь, чтобы и это издание «Толкового Апостола», как и издание «Толкового Евангелия», приносило свой добрый плод, споспешествуя правильному христианскому православному просвещению умственному и развитию нравственному народа русского, в которых так нуждается он на всех степенях общественной жизни!
Епископ Михаил
Январь 1886,
Курск.
I. О книге «Апостол»
1. Название
Как словом «Евангелие», которое означало первоначально изустную проповедь о Христе и совершенном Им деле искупления рода человеческого и основания нового царствия Божия на земле, впоследствии названы были письменные повествования о жизни, учении и делах Господа, составленные четырьмя учениками Его, и в одном составе сих повествований и каждое в отдельности (см. Предисл. к первой книге Толк. Еванг. 1, Евангелие): так словом «Апостол», которое означает первоначально посланника (см. прим. к Мф.10:2), проповедника Евангелия, избранного самим Иисусом Христом, названы писания некоторых из сих апостолов в одном составе сих писаний (за исключением Евангелий и в отличие от них), собранных в одну книгу, так что весь состав новозаветных писаний обозначается обыкновенно этими двумя названиями – Евангелие, под которым разумеются четыре книги о жизни Господа Ииcyca Христа, и – Апостол, под которым разумеются все остальные подлинные писания апостолов. Такое разделение Нового Завета на две части, с наименованиями одно Евангелием и другой – Апостолом, очень древнее. Слово ,,Апостол» в значении состава апостольских писаний (кроме Евангелий и в отличие от них) встречается еще у св. Принея)2, Климента Александрийского3 и Тертуллиана4, и, следовательно, было употребительно и на востоке, и на западе с самых древних времен христианства.
2. Состав
Под названием апостольских «Деяний, Посланий и Апокалипсисов» появилось в первые века христианской Церкви очень много книг, но из всех них признаны Церковью, на основании древнейшего, непрерывного от самих апостолов предания и других признаков, подлинными апостольскими писаниями и, следовательно, содержащими в себе достоверное апостольское учение, только двадцать три книги, которые и внесены Церковью в канон (состав) подлинно и несомненно апостольских писаний и которые вошли в одну книгу, называемую «Апостолом»5. В разборе и отделении подлинных и неподлинных из сих книг древняя Церковь была так строга, что решилась лучше оставить до времени под сомнением подлинность некоторых подлинно апостольских писаний, но подвергавшихся «пререканиям» по некоторым причинам, чем подать повод к подозрениям в признании неподлинных писаний подлинно апостольскими. Вот почему состав «Апостола» в равных древнейших Церквях – Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Римской был не во всех одинаков, и в тех или других из них признавались до времени «спорными» или «пререкаемыми» некоторые писаний апостолов, именно: послание Иакова, 2 послание Петра, 2 и 3 послания Иоанновы, послание Иуды, послание к Евреям и Апокалипсис Иоанна Богослова. Со временем, по достоверном исследовании, и они признаны Церковью подлинными и внесены в канон несомненно подлинных апостольских писаний, и, таким образом, состав «Апостола» явился в следующем виде, в каком сохраняется и доныне:
1) Одна книга исторического содержания, именно – Деяния Святых Апостолов, написанные евангелистом Лукой.
2) Двадцать одна книга учительного содержания – Послания Апостолов, именно:
I. Семь посланий соборных; из них:
Одно послание Иакова,
Два послания (1 и 2) Петра,
Три послания (1, 2 и 3) Иоанна Богослова,
Одно послание Иуды.
II. Четырнадцать посланий апостола Павла; из них:
Одно послание к Римлянам,
Два (1 и 2) – к Коринфянам,
Одно – к Галатам,
Одно – к Ефесянам,
Одно – к Филиппийцам,
Одно – к Колоссянам,
Два (1 и 2) – к Солунянам,
Два (1 и 2) – к Тимофею,
Одно – к Титу,
Одно – к Филимону,
Одно – к Евреям.
3) Одна книга пророческого содержания, именно – Апокалипсис Иоанна Богослова.
Все другие книги, появившиеся под названием Деяний, Посланий и Апокалипсисов и надписанные именами разных апостолов, отвергнуты Церковно как подложные, содержащие недостоверное апостольское учение, как апокрифические, каковые все и запрещено читать в Церкви православно верующим христианам, как неполезные и вредные.
II. О книге «Деяния Святых Апостолов»
1. Важность книги
Св. Златоуст в первой беседе своей на книгу Деяний апостольских между прочим говорит своим слушателям: «Многие не знают даже и того, что эта книга существует, не знают ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил. Посему-то в особенности я и рассудил заняться этим сочинением, дабы и научить незнающих, и не допустить, чтобы такое сокровище таилось и оставалось в неизвестности. Эта книга может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым! Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, который Христос возвещает в Евангелиях, истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Христос сказал ученикам: верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит (Ин.14:12), и предсказал им, что их поведут к правителям и царям, что их будут бить в синагогах (Мф.10:17–18), что они подвергнутся жесточайшим мукам и над всем восторжествуют, и что Евангелие будет проповедано во всем мире (Мф.24:14): все это, равно как и еще многое другое, что Он говорил, обращаясь с учениками, представляется в этой книге исполнившимся со всей точностью. Здесь же увидишь и то, как сами апостолы, как бы на крыльях, обтекали землю и море, как они, некогда боязливые и немудрые, вдруг сделались другими людьми, стали презирать богатство и славу, были недоступны ни гневу, ни зависти и сделались решительно выше всего; увидишь, что они имели великое единомыслие, и что между ними никогда уже не было, как прежде, ни зависти, ни спора о первенстве, а напротив в них водворилась всякая совершенная добродетель, и в особенности просияла любовь, о которой и Христос много заповедовал им (Ин.13:35). Можно также найти здесь и догматы, которые, если бы не было этой книги, никому не были бы так хорошо известны; да и то, что составляет основание нашего спасения, как по отношению к жизни, так и по отношению к догматам, было бы темно и неясно... Таким образом, все, что заключается в этой книге, достойно удивления, но в особенности – то снисхождение апостолов, которое внушил им Дух Святой, приготовляя их на служение слову о домостроительстве спасения. Поэтому-то, говоря столько о Христе, они немногое сказали о божестве Его, а больше говорили о Его человечестве, страданиях, воскресении и вознесении. Теперь им прежде всего нужно было удостоверить в том, что Он воскрес и вознесся на небо. Посему, как сам Христос преимущественно старался показать, что Он пришел от Отца, так и Лука (писатель Деяний) в особенности доказывает, что Он воскрес и вознесся, и отшел к Отцу и от Него пришел. Если не верили этому прежде, то тем более теперь, когда присоединилось воскресение и вознесение, все учение о Христе казалось иудеям невероятным. Поэтому постепенно и мало помалу (писатель) возводит их к высшему.... Поэтому-то и апостолы постепенно и мало помалу возводят их к понятиям высшим и, с одной стороны, выказывают великое снисхождение, а с другой – пользуются обильнейшей благодатью Духа и именем Христа творят чудеса еще большие, нежели какие Он сам сотворил, чтобы посредством того и другого воздвигнуть лежащих долу и удостоверить в слове о воскресении. И настоящая книга действительно содержит в себе, по преимуществу, доказательства воскресения, так как уверовавшему в это уже легко было принять и все прочее. Итак, – заключает свою речь Златоустый Учитель, –вот в чем, говоря вообще, преимущественно состоите содержание и главная цель этой книги». Прибавим к сему, что Деяния – единственная священная книга, которая излагает последовательно и с подробностью важнейшие события из истории внутренней и внешней жизни, основанной Господом, и – по Его вознесении – образовавшейся и распространявшейся, принимавшей в недра свои и иудеев и язычников, ратовавшей с миром и победившей мир, Церкви Христовой, в продолжение первых лет (ок. 30) ее жизни после Христа. Правда, не все в ней описано, что было в течение этого времени, но заметим со св. Златоустом, что «и этого довольно для тех, которые хотят быть внимательными, что апостолы всегда были заняты делами нужнейшими, и что главная забота их состояла не в том, чтобы писать книги, так как они многое сообщили и посредством неписанного предания» ( Злат., там же).
2. Писатель
Книга Деяний апостольских, по указанию самого писателя ее (Деян.1:1–2), есть вторая книга его, написанная для некоего Феофила; первая книга его имеет содержанием своим все, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, т. е. Евангелие. Из этого указания несомненно видно, что писатель книги Деяний есть писатель третьего канонического Евангелия, т. е. апостол Лука, спутник и сотрудник ап. Павла (краткие сведения о жизни его см. в Толков. Еванг. кн. 2. Предисловие к Ев. от Луки, §1; ср. §4). Это подтверждается как внешними свидетельствами древнехристианской Церкви, так и внутренними признаками. Прямые свидетельства о сем находятся у св. Принея Лионского6, в послании Лионской и Виенской церкви к церквям Асийским и Фригийским (относящемся ко 2 половине второго века7, у Климента Александрийского8, у Тертуллиана9, в древнем, так называемом, Мураториевом каноне10, у Оригена11, а затем у всех позднейших христианских писателей, которые имели случай упоминать о сем. Следы употребления ее в Церкви, как книги апостольской, есть и у более ранних писателей: у Игнатия Антиохийского12, у Поликарпа Смирнского13, у Иустина мученика14, хота имя писателя книги, по их обычаю, и не называется у них, как не называются у них по именам и писатели Евангелий – Внутренние признаки книги также указывают на апостола и евангелиста Луку, как писателя ее. Писатель ее представляется спутником и сотрудником ап. Павла (Деян.16:10–17; Деян.20:5–15; Деян.21:1–17; Деян.27:1; Деян.28:16), а из спутников Павловых книгу о жизни Христовой писал к Феофилу ап. Лука. С сими указаниями согласны в книге Деяний: точное знание писателем описываемого времени и обстоятельств, естественность и истинность характера говорящих и действующих лиц, независимость от догматических предубеждений, равно как от односторонностей и преувеличений, каковые встречаются в апокрифических Деяниях, наконец, сходство тона и слога книги Деяний с Евангелием от Луки. – Коли так, то полная и безусловная достоверность сказаний дееписателя до мельчайших частностей и подробностей выше всякого сомнения: писатель частью был сам очевидец многих описываемых им событий, частью слышал о них от ап. Павла, особенно относительно того, что касалось самого Павла, частью слышал от прочих апостолов, как ближайший их сотрудник и помощник, особенно до времени своего сопутствования ап. Павлу.
3. Время и место написания книги Деяний
Рассказ книги Деяний апостольских заключается указанием на двухлетнюю проповедническую деятельность узника апостола Павла в Риме (Деян.28:30–31). О смерти апостола или о его освобождении из уз в ней не упоминается, следовательно, она написана несомненно еще до его мученической кончины в Риме. Это падает на 63 или 64 год по Рожд. Xр. – Лука прибыл в Рим вместе с ап. Павлом (Деян.28:12–16) и там оставался с ним некоторое время, как это видно из упоминания о нем в посланиях к Колоссянам (Деян.4:24) и Филимону (Деян.4:24), писанных апостолом из Рима; но в послании к Филиппийцам, которое написано в Риме же, о Луке уже не упоминается, может быть потому, что его там уже не было. Потому можно с большей вероятностью полагать, что книга Деяний написана в Риме, на что есть свидетельство бл. Иеронима15; но по указанной причине этой вероятности нельзя возвести на степень несомненности. Во всяком случае, впрочем, влияние первоверховного апостола Павла на написание сей книги спутником его Лукой несомненно.
4. Содержание книги Деяний
Книга Деяний изображает главнейшие события христианской Церкви от вознесения Господа Иисуса Христа до прибытия в Рим ап. Павла, следовательно, обнимает период около 30 лет. В ней описываются деяния не всех апостолов, а только главнейших из них с их сотрудниками – апостолами из 70. Церковь Христова распространялась сначала в Иерусалиме и Палестине, затем – в мире языческом, сперва между иудеями в рассеянии, потом между самими язычниками. При распространении в Иерусалиме и при первоначальном ее переходе к язычникам особенно много потрудился первоверховный апостол Петр; при распространении же в мире языческом – первоверховный апостол Павел, необычайным образом призванный к апостольскому служению. Соответственно сему книга Деяний состоит из двух главных частей. В первой (1–12 гл.) повествуется по преимуществу об апостольской деятельности Петра и о Церкви из иудеев, во второй (13–28 гл.) – о деятельности Павла и о Церкви из язычников. Таким образом, в книге Деяний в существенных их чертах изображено. как малое общество Господа Иисуса Христа, соответственно Его обетованиям, руководимое невидимо Им Самим в духе веры и любви, явилось свидетелем истины о Нем перед миром; как оно постепенно увеличивалось между природными наследниками древних обетований Божьих – иудеями в Палестине и рассеянии; как потом, согласно с предречениями Господа, при упорном неверии иудеев перешло в мир языческий и постепенно распространяясь в средней Азии и в южной Европе, мало помалу покоряло мир языческий в образованнейших тогда областях его игу Христову: как таким образом из двух враждебных половин миpa – иудейства и язычества составилось единое стадо под управлением единого Пастыря (Ин.10:16). – В частности, содержание книги Деяний следующее:
Глава 1. Первая книга писателя (1–3). Наставления и обетования Господа апостолам перед вознесением и вознесение Его (4–11). Первая речь ап. Петра – об избрании нового апостола на место Искариота и само избрание (12–26).
Глава 2. Первая христианская пятидесятница и сошествие Св. Духа на апостолов (1–4). Недоумение народа (5–13). Речь ап. Петра (14–36) и ее действие (37–42). Внутреннее состояние первого христианского общества в Иерусалиме (43–47).
Глава 3. Чудесное исцеление хромого от рождения св. ап. Петром (1–11) и речь по сему поводу ап. Петра к народу (12–26).
Глава 4. Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1–4). Допрос апостолов в синедрионе (5–7), ответ их (8–12), недоумение синедриона и освобождение апостолов (13–22). Молитва апостолов и чудо (23–31). Состояние внутреннее первенствующей Церкви (32–37).
Глава 5. Анания и Саифира (1–10); состояние Церкви (11–16). Новое гонение синедриона на апостолов: заключение их в темницу, освобождение ангелом, проповедь во храме, ответ перед синедрионом (17–33). Совет Гамалиила (34–39). Бесчестье, нанесенное апостолам, и общее замечание о их деятельности (40–42).
Глава 6. Первые христианские диаконы (1–6). Архидиакон Стефан (7–15).
Глава 7. Речь архидиакона Стефана (1–53) и его мученическая кончина (54–60).
Глава 8. Гонение на Церковь после убиения Стефана (1–4). Филипп благовестник в Самарии и Симон волхв (5–13). Петр и Иоанн в Самарии и Симон волхв (14–25). Филипп благовестник и евнух (26–40).
Глава 9. Обращение Савла Христом и пребывание его в Дамаске (1–25). Первое пребывание христианина Савла в Иерусалиме (26–30). Петр в Лидде и исцеление Энея (31–35). Петр в Ионии и воскрешение Тавифы (36–43).
Глава 10. Корнилий сотник, явление ему ангела и посольство от него к Петру (1–8). Видение Петрово и встреча с посланными от Корнилия (9–22). Путешествие Петра к Корнилию, проповедь его к собравшимся в дом Корнилия, сошествие на них Духа Св. и крещение (23–48).
Глава 11. Упреки Петру со стороны обрезанных за обращение его с необрезанными и успокоение (1–18). Проповедь христианства вне Палестины, особенно в Антиохии (19–21). Варнава и Савл в Антиохии (22–26). Пророчество о голоде и милостыня христианам в Иудее (27–30).
Глава 12. Гонение, воздвигнутое на Церковь Иродом, убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное освобождение его (1–18). Ирод в Кесарии и смерть его (19–23). Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25).
Глава 13. Путешествие Варнавы и Савла на Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1–12). Путешествие их в Пергию и Антиохию и речь Павла в синагоге антиохийской (13–41), влияние ее на язычников и иудеев, гонение на Варнаву и Павла и отшествие их в Иконию (42–52).
Глава 14. Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, потом в Листре и Дервии (1–7). Исцеление хромого в Листре и попытка тамошних язычников принести им жертву (8–18). Гонение там на апостолов, обратное путешествие по новоучрежденным обществам и возвращение в Антиохию сирскую (19–28).
Глава 15. Смущение в Церкви Антиохойской (1–4). Апостольский собор, рассуждения на нем, определения его и письмо в Антиохию (5–35). Путешествие Варнавы с Марком и Павла с Силой (начало второго апостольского путешествию Павла (З6–41).
Глава 16. Павел в Листре и Дервии (1–3). Путешествие до Троады (4–8). Видение мужа македонянина и путешествие в Македонию (9–11). Павел в Филиппах: обращение Лидии (12-–15), изгнание прорицательного духа (16–18), заключение в темницу, чудо и обращение стража, освобождение из темницы (19–40).
Глава 17. Павел в Фессалонике (1–9) и Верии (10–14). Павел в Афинах и речь его в ареопаге (15–34).
Глава 18. Павел в Коринфе (1–17). Отплытие его через Эфес в Иерусалим (18–23). Начало третьего апостольского путешествия Павла (22–23). Аполлос александрианин (24–28).
Глава 19. Павел в Эфесе: крещение учеников Иоанновых (1–7); отделение христиан от иудеев (8–10); чудеса Павла и их влияние (11–20); предположения Павла о дальнейшем путешествии (21–22). Мятеж в Эфесе против христиан и укрощение его (23–40).
Глава 20. Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Троады (1–6). Воскрешение Павлом Евтиха в Троаде (7–12). Дальнейшее путешествие до Милита (13–17). Прощальная речь Павла к пресвитерам Эфесским (18–38).
Глава 21. Путешествие Павла от Милита до Кесарии (1–9). Павел в Кесарии и пророчество о его узах в Иерусалиме (10–14). Дальнейшее путешествие до Иерусалима (15–16). Последнее пребывание Павла в Иерусалиме: возмущение против него иудеев и его узы (17–40).
Глава 22. Речь Павла к народу (1–21); крик народа, распоряжение о бичевании Павла и отмена его (22–29). Павел перед собранием синедриона (30).
Глава 23. Ап. Павел пред синедрионом (1–10). Явление ему Господа Иисуса (11). Умысел иудеев убить Павла и открытие его (12–22). Отправление и прибытие узника Павла в Кесарию к прокуратору Феликсу (23–35).
Глава 24. Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса: обвинение его иудеями (1–9) и защитительная речь его (10–21). Отсрочка решения (22–23). Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой и прибытие нового прокуратора (24–27).
Глава 25. Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалобы ему на ап. Павла (1–6). Павел на суде перед Фестом (7–12). Агриппа II и Вереника в Кесарии, предложение им дела Павлова и желание их слушать апостола (13–27).
Глава 26. Защитительная речь Павла перед Агриппой и Фестом и другими присутствовавшими (1–29). Мнение Агриппы и присутствовавших о деле Павловом (30–32).
Глава 27. Путешествие ап. Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Ликийских (1–5); от Мир до Крита и близ Крита (6–13); от Крита до Мальты (14–44).
Глава 28. Путешествие ап. Павла в Рим (окончание): от Мальты до Рима (1–14); прибытие в Рим (15–16); двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17–29). Заключение книги Деяний апостольских (30–31).
* * *
В особенности H. Olshansen`s Biblischer Commentar über die sämmtliche Schriften des Neuen Testaments; H. Meyer`s Historisch-kritischer Kommentar über das Neue Testament; J. Lange`s Dogmatisch-homiletisches Bibelwerk; J. Сhr. Hofmann`s Die heilige Schrift Neuen Testaments (в тех частях издания, какие доселе вышли); Alb. Barnes Notes explicatives et pratiques (на некоторые книги Апостола, в переводе с английского на французский язык par Nap. Roussel).
Adv. haeres, 1, 3.
De bapt. 15. De praeser. haer. 36.
Подробное ученое исследование обо всем этом на русском языке находится в книге «Введение в новозаветные книги священного писания», соч. Герике, пер. с немецкого. М. 1862. Вторая половина. Отделение третье: история канона.
Adv. haer. III, 14. 1.
У Евсевия hist. eccl. V, 2.
De bapt. 10. De jejun. 10. De praeser. 22.
У Герике – истор. канона во «Введении».
У Евсевия hist. eccl. VI, 25. cp. III, 25.
Ep. ad Smyrn. c. 3.
Ep. ad Philipp. c. 1.
Dial. c. Thryph. p. 302 (ed. Col.).
Catal. c. 17.