Азбука веры Православная библиотека Михаил Иванович Лилеев Подробное описание рукописных сочинений Юрьевского архимандрита Фотия, хранящихся в Черниговской семинарской библиотеке

Подробное описание рукописных сочинений Юрьевского архимандрита Фотия, хранящихся в Черниговской семинарской библиотеке

Источник

Содержание

Глава I (1–108) Глава II (108–204)  

 

В библиотеке при Черниговской духовной семинарии, довольно богатой книгами, в особенности старинными и иностранными и русскими изданиями, преимущественно богословского содержания, имеется до 200 рукописей, из которых значительная часть падает на рукописи с богословском содержанием и на относящиеся к истории раскола. Последних около сорока; есть между ними и такие, которые или малоизвестны или даже вовсе неизвестны в литературе. Из остальных рукописей наибольшую историческую цену приписать рукописным сочинениям Юрьевского архимандрита Фотия, известного реакционного деятеля второй половины царствования Александра I. Особенное историческое значение принадлежит в этом случае его «Повествованию о своей жизни и деятельности» и «собранию актов и документов революционных и других бумаг, в копиях, которые были в действии к против еретиков и отступников во время действования архимандрита Фотия за церковь православную в 1822, 1824, 1825 и 1826 г. и прочие времена.»

Рукописные сочинения Фотия перешли в Черниговскую семинарскую библиотеку по смерти преосвященного Черниговского Филарета Гумилевского († 1866г.), по распоряжению его преемника, преосвященного Варлаама Денисова, а к преосвященному Филарету они перешли от Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, взявшего их для своих учебно-богословских работ непосредственно из Юрьевского монастыря.

В Черниговской семинарской библиотеке хранятся следующие рукописные сочинения архимандрита Фотия.

1) Огласительное Богословие Веры Католической и Апостольской церкви Восточной, первоклассного Юрьева монастыря священно-архимандритом Фотием составленное. Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в познание же, во спасение и в жизнь вечную, Православной Восточной церкви чадам, благородным и благочестивым отрокам, воспитывающимся при втором кадетском корпусе в С.-Петербурге и для испытания на публичных экзаменах, изложено это Божественное законоучение, то есть святое огласительное Богословие веры Католической и Апостольской, церкви Восточной, законоучителем и настоятелем этого корпуса, а теперь первоклассного Юрьева монастыря архимандритом Фотием. Слушано и смотрено трижды митрополитом Михаилом Новгородским и С.-Петербургским и на публичном экзамене в 1817 году 6-го сентября, в 1818 г. 17 сентября, в 1819 и 1820 годах окончательно слушано и одобрено».

Содержание огласительного Богословия разделено автором на три части: ч.I о Вере Евангельской, ч.II о законе Божьем и ч.III о Молитве Господней. Изложено в 90 вопросах и ответах. Ответы местами чрезвычайно длинны.

Рукопись в листе, на 103 л., прошнурованных и скрепленных печатью Херсонской духовной консистории, в роскошном красном сафьянном переплете.

2) Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, скончавшегося в Боге 10 октября 1819 года, написанное учеником его и сыном духовным, очевидцем, Фотием в 1821 году. Рукопись в листе, в роскошном сафьянном переплете, на 69 листах.

В «Сказании о житии и подвигах блаженного Иннокентия», как и в других сочинениях архимандрита Фотия (ум. 1838 г.), неприятно поражает крайнее обилие условной торжественности и стремление к искусственному подбору церковно-книжных выражений. В отношении историческом это сказание не лишено своего интереса, как материал для характеристики личностей Иннокентия и Фотия, а равно и их эпохи, не смотря на известную тенденциозность и односторонние и личные воззрения автора.

Поля нашей рукописи испещрены по местам заметками покойного преосвященного Филарета. Вот одна из них. На стр. 58, Фотий говоря о причинах нечаянного посвящения Иннокентия на святительский престол в Пензу, пишет: «Враги церкви силились как-нибудь удалить с бесчестием из Петербурга Иннокентия» против этих слов преосвященный Филарет замечает: «К. Г. (князь Голицын) и Ф-т (покойный митрополит Московский Филарет). О последнем несправедливо подозрение. По его отзыву, высказанному мне случайно, он, напротив предостерегал и уговаривал блаж. Иннокентия не одобрять книги (Беседы над гробом младенца о бессмертии души – Евстафия Станевича), которая действительно, при его добром намерении, написана плохо, неотчетливо, бездоказательно, бессвязно. Ф. А. Ч.»

3) Повествование священно-архимандрита Фотия о своей жизни и деятельности, рукопись в лист, в трех книгах, в роскошном сафьяновом переплете, с посвящением на первых двух книгах: «Г. А. А. О. Ч.», на последней: «П. Ю. О. М.»1

Книга первая заключает в себе сведения о роде Фотия, воспитании домашнем и училищном, о состоянии и житии в должности учителя в С.-Петербурге, и о прочих прикосновенных обстоятельствах и лицах. Она начинается введением, которое объясняет нам причину повествования его о своей жизни, содержание его, и состоит из 5 глав.

Глава I. (1–15). Род и воспитание Фотия; повесть о злоречии рождения; повесть о благословлении материю Петра и смертной болезни; повесть о смерти матери Евфимии; повесть об отце Фотия, оставившем диаконский сан и вступившем во второй брак для воспитания чад своих; повесть об начатках обучения церковному чтению; о напрасных наказаниях отеческих за учение чтению часослова; о начале чтения в церкви отрока Петра.

Глава II. (16–21). Воспитание вне дома родительского и определение десятилетнего Петра в хор Казанских певчих ы С.-Петербург; воспитание, соблазны, прочное житие певчих, жестокость старших к младшим; бедность родного дяди и двоюродного брата; соблазн; оставление от родственников и возвращение по случаю болезни в дом отца; начальные сведения о монашестве; видение Ангелов Господних в виде монахов-схимников в алтаре.

Глава III. (21–53). Воспитание в Новгородской духовной семинарии (интересны черты семинарского воспитания в начале XIX в.); случай принятия прозвания (Спасский); омертвение от угара и оживление; определение брата Евфимия в семинарию; возвышение цены за содержание в казне и плата в год 12 рублей; трудолюбие и работы в доме отца, и упражнения в свободное время от работ время в ловле рыб и хо хождении в лес; бедность и ядение желудей; пакости и искушения по наваждению вражьему; напасть от мороза и искушение в дороге по вражьей козни; напасть от лукавого в доме родителя; искушение от блудного беса в юности; искушение от врага через мачеху к постному житию; искушение вражье на жатве; чтение церковных книг, прологов, житий святых и наклонность к церковному благочестию через пример прабабы; повесть о побеге из семинарии в гору, называемую Курской, дабы спастись, и о привидении; хождение в светлую неделю Пасхи со крестами; о пользе житию и учения в Новгороде в старинной семинарии в монастыре св. Антония Римлянина; хождение в церковь на молитвы и службы великую пользу давало для благонравия; попечение начальников и наставников семинарии об успехах учения; духовное училище семинарское было святилищем учения христианского;2 место и степени учебные в семинарии Новгородской старинной с 1800 года бывшая, и книги и науки, какие там были; о древнем храме и монастыре св. Антония; повесть о пении на воздухе слышанном; повесть о тайной клети св. Антония, об уединении и безмолвии в семинарии; повесть о старце молчальнике Патермуфие; повесть о скорбях, болезнях, трудах и работах в семинарии и в доме родительском во время вакантное.

Глава IV (54–68). Житие и учение Петра Спасского в С.-Птербургской Духовной Академии у знаменитого просветителя Филарета, воспитанника Московского Платоновского. Вступление в Академию; испытания по приезду в Академию в учении Филарета; начатки учения, житие в Академии и с товарищами; начатки злых учений в Академии от чтения книг еретических новых, и прение против оных со всеми ; сострадательность Филарета во время болезни Петра Спасского, увольнение его в дом родителя для излечения; облегчение от болезни и выход из Академии; замечание о качествах Филарета; о достойных внимания учителях и начальниках Академии; об учениках академии, учении и поведении их; вред от дозволения читать без разбору всякой книги мирской и еретической; об учении Филарета касательно веры.

Глава V (68–84). Житие в должности учителя при С.-Петербургском духовном училище (с 1815 г.); благоволение Иннокентия, ректора семинарии; о начальном чтении книг еретических и лжепророческих (1816 г.); о скверной и зловредной книги Иакова Бема: Путь ко Христу; наставление Иннокентия с сетях бесовских; занятие учительством во время вакации в доме родительском; искушение там от беса блудного в ноши; истребление родины и дома отца от огня среди дня; действие перста Божьего в сожжении всего села и дома родительского.

Книга вторая заключает в себе события из жизни Фотия начиная с 1817 года по 1823 год включительно и расположена по годам.

Глава I (1–108)

Лето 1817: О горьком житии Фотия в жительстве Ангельском, и ужасных происшествиях церковных, бывших во время его учительства во 2–м кадетском копрусе в С.–Петербурге. О пострижении в монашество и посвящение во иеродиакона и иеромонаха; начатки жития в монашестве; начатки искушений от дьявола во монашестве; вступление в корпус законоучителем, начатки строгого жития и подвиги по внешности, начатки обучения Закону Божьему; начатки брани бесовской, нападения вражье и первая борьба с ним, начальная ненависть за слово и дело истинного учения в корпусе; испытание кадетов от Филарета, ректора Академии, его защита и благоволение к Фотию.

Лето 1818: Начало скорбей и трудов за православие, и явные успехи беззаконных тайных обществ в С.–Петербурге; невнимание высших духовных лиц к издаваемым антихристианским сочинениям, сказание о ревности блаж. Иннокентия за православие; сказание о Филарете, многоученнеишем муже и славном питателе, ораторе XIX в.;3 восстание отца Фотия против Лабзина и его Сионского Вестника, сказание о законоучителях Феофиле и Иове и об их отступничестве от веры и церкви; видение царствия Божия первое, которое было явлено отцу Фотию для ободрения в брани за веру; вопль о. Фотия против диавола, молва вражья (о сумасшествии), великая скорбь и предательство его от духовных, искушение явное от мит. Михаила о. Фотию и присмотр над ним; любовь Иннокентия отеческая к нему; сказание о слепце под видом благочестия вред творящем.

Лето 1819: Искушение Иннокентия и его изгнание из столицы за истину, болезнь и смерть его. Путешествие о. Фотия на озеро Ладогу во св. Коневскую обитель; обычаи Чухон и Шведов, пребывание в обители Коневской, об авве Никоне, игумене бывшем Отенском и Коневском, об авве Иларионе, строителе Коневском; о благочестии церковном, неусыпном молении и синодиках, о трапезе общей и общежитии, о прельщенном старце. Обратное путешествие из обители Коневской в С.–Петербург; об умножении всяких отраслей зловерия, нечестия, беззакония в С.–Петербурге и всей России; о секте под властью Лабзина, о лицах духовных бывших в секте Лабзина; благоволение Императора к Лабзину по содействию князя Голицына; об издании книг еретических и нечестивых под руководством Лабзина и иных того же духа, о сокровенной вредности в книгах; о секте под влиянием Р. Кошелева; о библейском обществе; перевод Библии, место собрания и лица переводившие; влияние методистов на учение православия; роды сект новых в С.–Петербурге; о секте Татариновой, Хвостовой, ревность и учение о. Фотия против учения и секты Лабзина и прочих, способы как тайные беззакония были раскрываемы о. Фотию; благоволение боярыни Действительной Тайной Советницы Дарьи Державиной, супруги славного стихотворца Державина.

Лето 1820: Причина болезни о. Фотия и безпризрение на его в болезни; тайная милостыня о. Фотию в крайней нужде и болезни в день св. Пасхи; последняя проповедь в С.–Петербурге и дары, и послание девицы графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской; первое свидание о. Фотия с графиней и беседа с ней о Господе; беседа с ней о хульных помыслах; ответ девы на вопрос о девстве; послушание графине и поставление икон по всем комнатам; опасность болезни и долговременности её; удаление (свыше, а не от человека) в Деревяницкий Новгородский монастырь и посвящение в игумена;4 неполная сострадательность в крайней нужде Фотию Михаила митрополита; помощь ему со стороны на путь и в обитель; тайная милостыня купца Ивана Д. Солодовникова и других.

Глава II (108–204)

      Жизнь в Новгороде настоятелем обители в Деревяницком монастыре в сентябре 1820 г.; попечение о церкви, монастыре, братии, благодарность о. Фотию, ученика учителю, бывшему своему предместнику игумену Иерониму; приятность уединения в монастыре и попечение о спасении души; тайное подаяние милостыни в обитель.

Лето 1821 (болезненное): Третья тайная великая милостыня; смерть игумена Иеронима страшная; о трудах в ускорении обители и болезни смертной; трикратное резание груди о. Фотия; пособие девицы графини Анны в болезни о. Фотию; об искушении и терпении; устроение и обновление Деревяницкого монастыря в лето 1821.

Лето 1822 (благодатное): Перевод из Деревяницкого монастыря в Сковородский и посвящение о. Фотия в священно-архимандрита; приезд графини Анны в Древяницы,5 дерзость Криднер и Татариновой, яко начальницы секты в С.–Петербурге, и других нечестивых обществ, заведений, падение их, невнимание духовенства; об Иване Ястребцове, директоре комиссии Духовных училищ и о прочих сподвижников зловерия (Павском); вызов Фотия в С.–Петербург, его приезд к митр. Серафиму, его благоволение, проповедь, действо Фотия чрез духовные беседы на лица знатные и первые; несогласие митр. Серафима с князем Голицыным и средства о. Фотия между ними некий мир сотворить на время; княгиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская делается духовной дщерью аввы Фотия, прилепляется к делу православия и совет ей о браке благом на все полезном, духовном. Первое свидание и беседование Фотия с князем Голицыным на время; явление св. Георгия Фотию для укрепления его в действовании на пользу веры и церкви. Приезд Императора из путешествия в С.–Петербург и назначение Фотия явиться к нему, наставление князя Голицына, что и как говорить с царем; молитва о. Фотия в Казанском соборе перед явлением к императору, вход его к царю, обращение и беседа с царем, какую Господь дал благодать Фотию у царя 1822 г. 5 июня. Представление митр. Серафима к награде о. Фотия драгоценным крестом; отъезд о. Фотия в обитель, представление его царице Марии Федоровне и награда его от царицы; откровение Фотию во сне о будущей участи и вручение Юрьева монастыря св. Георгием. Второй вызов о. Фотия в С.–Петербург для содействия успешному течению дел по духовному ведомству; попытка отправления и награждение 1-го августа о. Фотия драгоценным крестом; запрещение тайных обществ и лож Масонских от Императора Александра; поздравление императора с получением креста о. Фотия. Исход о. Фотия из Сковородской обители в Юрьев монастырь 4-го сентября; бедность Юрьева монастыря и его расстройство, причина расстройства монастыря. О частных посланиях о. Фотия девице Анне, откровение во сне о. Фотию о пожаре в обители и сожжении зимний церкви, посещение графини Анны в первый раз Юрьева монастыря; посещение Фотием отца и родины в первый раз в монастыре.

Лета 1823: Крайнее разорение Юрьева Монастыря после пожара и большие пожертвования в обитель; искушение о. Фотия от диавола во время пожара, присылка пожертвований и сострадание многих о Господе; вид разорения Юрьева монастыря. Прибытие в Москву о. Фотия; беседа во дни и ночи о. Фотия со своей духовной дочерью и со всеми в её доме; её любовь к о. Фотию; новость о потаенной убогой деве в образе мужском, бывшей в Москве и по стогнам ползающей; посещение св. обителей и церквей в Москве; о скудности в обителях подвижников, о ревности против зловерия в Москве пресвитера Михаила и чиновника Стефана Смирнова; об общей неприятной молве в Москве о Филарете, о ересеначальниках в Москве, общий вопль в Москве, что Библейское общество и перевод Евангелия есть кознь и умысел нечестивых во вред церкви и государству; собрание сведений об успехах зловерия в Москве; о редкостях, жемчужинах и о прочих бывших на вещах соблазнительных в доме графини Анны и об употреблении их на украшение ризы на св. иконы. Благоволение Императора Александра I к устроению Юрьевской обители и к о. Фотию; устроение церквей в обители; прибытие графини Анны в монастырь для принятия благословения от о. Фотия и для обозрения успехов обновления обители и дар св. икон Спаса и Богородицы; освящение в новом Спасском соборе предала во имя успения св. Анны.

Книга третья, на 163 листах, без разделения на главы, заключает в себе сведения о действиях и успехах о. Фотия за православие, за церковь, веру Христову, посланиях и писаниях против ересей, тайных обществ злых и антихристианских, против нововведений вредных, духовного министерства, Библейского общества, и о прочих обстоятельствах, служивших к победе по православию в 1824 г. при царствовании Императора Александра I, архиерействе же С.–Петербурге и Новгороде Серафима митрополита.

Лета 1824: Видение и откровение о. Фотию о имеющем быть подвиге за веру и св. церковь в С.–Петербурге и пред царем; звание его в С.–Петербург на подвиг за веру; предварительное увещание кн. Голицына не идти против церкви и вооружиться против еретиков и прежде всего против Госнера, растриги католического, о вреде и соблазнах разных книг, сочинённых, переведенных и изданных против православной церкви, веры Божьей и государственных законов и всякой власти; выписки из книг безбожных и еретических; о вовлечении Императора Александра обманом в заблуждение от любимцев своих; об опасности от нового учения, особенно знатным людям; о нерадении духовных пастырей к распространяемому зловерию; о вызове в Россию безбожников и растриг из католического монашества – Феснера и Госнера; успехи Госнера в С.–Петербурге в 1824 г. к образованию новой религии антихристианской; о сочинении Госнерадля превратного толкования св. Евангелия. Прение митр. Серафима в Синоде с кн. Голицыным и изгнание его оттуда силою духа; о тайной деятельности митр. Серафима против кн. Голицына; последнее усильное попечение о. Фотия обратить кн. Голицына на правый путь; безуспешность; действие в тайне против него написанием Апологии на книгу «Воззвание к человекам» и двух посланий на имя Императора. Первое действие царского неблаговоления к кн. Голицыну всей тайной партии чрез неприятие в день пасхи Р. Кошелева, об отведении кн. Голицына от свиданий в Пасху с митр. Серафима с Императором и об устроении свидания гр. А.А. Орловой-Чесменской; пастырская беседа митр. Серафима с Императором Александром I против нововведений, вредных для правительства, церкви и всего государства; об опасности, угрожавшей от тайных обществ; о злоупотреблении кн. Голицына властью по трем министерствам и по делам духовным особенно, и о вредном влиянии на св. Синод по нарушении церковной иерархии; о покровительстве его всех ересиархов и вредных людей церкви, вере и государству; о вредном влиянии его на просвещение, о покровительстве его виновных против архиереев и печатание публикаций всех соблазнов частных в церквах бываемых; о препятствиях от кн. Голицына в делах епархиальных митр. Серафиму.

Беседа о. Фотия с Императором Александром I 20-го апреля за веру и церковь Христу против зловерия и врагов ересиархов; беседа с графом Аракчеевым по воле царевой Серафима и Фотия; последние беседы архим. Фотия с кн. Голицыным о революции и донесение о них царю 25-го апреля; указ Императора Александра кн. Голицыну о Госнере от того же числа. Анафема Госнеру, Попову, Кошелеву, всему богоборному сонмищу, вождю всякого зла и покровителю нечестия и всем участникам в С.–Петербурге и все оного против Бога и царя, церкви и царства, истины и учения святых, учащим и все делавшим; страх графини Анны и боляр от анафемы, реченной вождю нечестия не покаявшемуся; жалоба и клевета царю на Фотия, благоволение митр. Серафима за анафему, реченную князю и сонмищу его; молва об анафеме в с. Третье послание Фотия к Императору Александру I от 29-го апреля с оглашением врагов веры и способ исправить потребное для церкви и блага всего государства. Четвертое послание о. Фотия Императору Александру I и апология, т.е. раскрытие плана революции обнародываемой или тайны беззакония и показанной в книге – Победная повесть – тайным обществам.6 Об увольнении кн. Голицына и уничтожении министерства духовных дел; явное уклонение м. Филарета от дела Божия и участие в зловерии в самое важное время для духовенства; неудовольствие Императора на Фотия за анафему, болезнь Фотия, ответ Императора и посещения им графини; беседа его с нею и расположение к Фотию, ненависть зловерных и козни потребить Фотия; о лицах, через которых действовал Фотий на Императора Александра, об адмирале Александре Семеновиче Шишкове, о князе Платоне Шихматове Ширинском; о начальнике гвардии Федоре Уварове и обер-полицеймейстере Иване В. Гладком; о сидящем за обер-прокурорским столом в синоде Алексее Алек. Павлове и Михаиле Л. Магницком, о графе Алексее А. Аракчееве; о лицах духовных и об их скудном делании; продолжение действий о. Фотия при самом гневе Императора. Пятое послание Фотия к Императору поданное 14-го июня. Обозрение революции готовимой и понятие звериного числа (666), какое в тайных обществах крылось.

Об уничтожении благочестивых обычаев введении новых во вред духовенству и пр. Уничтожение проповеди слова Божия в придворной церкви; уничтожение столпового древнего пения и перемена на мирское, неподобное; сказывание поучений от людей в светском звании; опущение служб церковных, презрение и умаление св. Божиих церквей (особенно Фотий напирает на преграды приобретать монастырям недвижимые имения и на невозможность пострижения в монашество без указа св. Синода); обычай, в случае осуждения духовных лиц, отдавать в военную службу или ссылать в ссылку; обычай начальства для повышения переводить часто на высшие места без нужды и дела спасения; перемещение архиереев частое со епархии на епархию и их уклонение от правил веры и благочестия и несогласное с саном житие; занятие монашествующих мирскими делами; разврат мирского сословия людей, охлаждение к церкви, вере и благочестию.

Беседа Фотия с царем, гнев царя и проклятие кн. Голицына, явление Божией милости и благодати перед царем. Отъезд Фотия из С.–Петербурга в свой монастырь и дело о вызове Киевского митрополита Евгения в Синод. Записка Фотия Императору о том, с какого времени действует против тайных обществ, или: Дела убогого Фотия с 1817 по 1824 г. против тайных обществ, от 17-го июня; записка о действиях тайных обществ на Россию через Библейское общество, от 14-го июня; благоволение Императора к о. Фотию ревность против Библейского общества и прочих вредных нововведений; позволение от Императора о. Фотию во всякое время приезжать в С.–Петербург, от 1-го августа. Письмо графа Аракчеева к Фотию о монаршем к нему благоволении и о назначении ему аудиенции у Государя между 3 и 10 августа, о вручении Императору при аудиенции (6-го августа) сведений о зверином числе 666 и влиянии Англичан на церковь Российскую и веру святую в ней; о прелести врага под видом тысячелетнего царствования Христова на земле в смерть и пагубу, о революции под именем 1000-го Христова царствия, готовимой в 1836 году в России через влияние тайных обществ и англичан методистов, записка настоятельная (от 7-го августа), дабы взять решительные меры к прекращению революции, готовимой в тайне; о ревности против Библейского общества попечителя Казанского округа М.Л. Магницкого; действие английских властей в пользу падающего Библейского общества.

Третья книга заканчивается сообщением следующих сведений: об освящении соборной церкви в великом Новгороде в Юрьевом монастыре во имя Спаса нерукотворного образа; о потопе, бывшем в С.–Петербурге 1824 г. ноября 7-го дня; о новой секте в Донском войске, возникшей для содействия к реформам и революции.

4. Собрание актов и документов революционных и других бумаг в копиях, которые были в действии против еретиков и отступников во время действия архимандрита Фотия за церковь православную в 1822, 1824, 1825 и в 1826 годах и прочие времена. Оные бумаги заключают в себе или ереси и нечестие, или опровержение, и были представляемы при особых посланиях и представлениях на Высочайшее усмотрение. – Ркп. В лист, в двух книгах на 469 листах, в роскошном сафьяновом переплете с надписью на корешке: «Повествование А.Ф.» и его собственноручными по местам заметками.

Оглавление книги первой:

Л.1. Выписка зловредных душепагубных учений, обретающихся в разных нечестивых книгах, изданных и издаваемых на Российском языке.

Л.13. О главнейших распоряжениях министерства народного просвещения с июня 1824 г. по ноябрь 1825 г.

      Л.19. Отрывок из записки профессора Феслера о греческой философии у Римлян и её прехождении в высшую философию христианства.

Л.22. Замечания на конспект наук философских, составленная профессором Феслером для преподавания в С.–Петербургской духовной академии Рязанского архиепископа Феофилакта Русанова. – Самый конспект напечатан в Ист. С.–Петерб. Ду. Акад. Сиб. 1857 г., стр. 197–200. О Феофилакте Русанове см. в Ж. М. Н. Пр. 1848 г., июнь, стр. 363–5, также в Обз. Дух. Лит. Филарета, ч II, стр. 169

Л.30. Нечто о терпимости.

Л.35. Копия с письма митр. Серафима к Государю Императору о прекращении действий Библейского общества и его комитетов, от 28-го декабря 1824 г.

Л.36. на об. Краткое историческое обозрение цели, хода и последствии учреждения Библейских обществ в России.

Л.48. Копия с собственноручной записки фактора о ввозе и приеме золотою монетою денежных сумм в России, и о выгодах и удобствах банка заграничного общества под залог имений знаменитых Российских бояр (в 1825 г.)

Л.49. Записка архим. Фотия против мнения фактора и его денежной операции, по секрету.

Л.53. Записка о расколах в России.

Л.55. Копия с донесения генерала Ермолова к министру Козодавлеву о колонистах в местах Кавказа и их вредности для русского населения.

Л.56. Extrait de la Feuille publice chez Tiffling et Hughes imprimeurs grosuenor Row, Chels. Mai 1817. –Открытие заговора на Россию тайного в Англии под видом Библейского общества через речь в Библейском английском обществе.

Л.57. Примечания (Колнета) на книгу: Обозрение Женевских богословских прений пастора и профессора богословия Шеневьера.

Л.58. на об. О квиетизме и учении опаснейшем, вреднейшем и злочестивейшем г. Гион, из жизни Боссюета, писанной кардиналом Боссе.

Л.63. Замечания на книгу, сочиненную г. Гиюн, о последовании младенчеству И. Христа, выданную в печать на русском языке 1823 года по светской цензуре, митр. Серафима.

Л.65. ответ Боссюета к г-же де-Ментенон, от 6-го июля 1694 г., о книгах г. Гион: а) кратчайший и легчайший способ молиться, и b) изъяснение Песни Песен. Перевод с французского.

Л.66. Записка о сочинениях г-жи Гион, поданная Фотием Императору 6-го августа 1824 г.

Л.67. Об обществе и секте карбонариев.

Л.69. Список некоторых книг (42) противных св. вере и правительству, изданных в России со времени утверждения духовного министерства, с 1817 по 1824 г., для реформы и революции.

Л.72. Рассмотрение книги под названием: Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению Духа Христова.

Л.85. Réponse de M. de Chalon à M. de Mointenon. A Chaons, 6 Joullet 1694.

Л.86. Копия с дела из Свят. Синода о книге Арнда под названием: И истинном Христианстве, – от 1787 г.

Л.88. Записка о напечатании книги св. отец новым изданием, дабы невежи по своему худо не толковали Библии.

Л.89. Записка о методизме и методистах, главных агентах духа революционного, врученная Государю Императору 28-го декабря 1824 г.

Л. 98. О действиях тайных обществ на Россию через Библейское общество.

Л.100. Записка о каталоге русских книг, в которых Фотий старается показать развращение тогдашней литературы духом времени. Все изданные в то время книги он делит на четыре разряда: а) наполненные английского материализма и французского вольнодумства; b) масонские и магические; с) представляющие с разными приправами весь яд германской философии Канта, Фихте и Шеллинга и d) излагающие учения методистов и квиетизма.

Л.119. Копия указа на должность министра народного просвещения с управлением духовным департаментом иностранных исповеданий адмиралу А.С. Шишкову, – от 15 мая 1824 г.

Л.120. Копии Императорских указов Свят. Синоду и Сенату, от того же числа, о восстановлении хода дел в Свят. Синоде в том же порядке, в каком они были до утверждения духовного министерства (т.е. до 21-го октября 1817 г.), р об увольнении князя Голицына от управления министерствами – духовным и народного просвещения, а также директоров департамента духовных дел и народного просвещения – Тургенева и Попова.

Л.121 Копия Императорского указа министру духовных дел и народного просвещения кн. Голицыну о запрещении сочинения Госнера: «О Евангелии от Матфея», и о высылке его за границу, от 25-го апреля 1824 г.

Л.122. Высочайший рескрипт министру внутренних дел графу В.П. Кочубею о закрытии лож масонских, от – 1-го августа 1822 г.

Л.124. Разбор некоторых мест перевода Евангелия на русский язык.

Л.132. Копия с письма министра народного просвещения А.С. Шишкова к митр. Серафиму о книгах противных духу веры и правлению в России, без даты.

Л.134. Копия с письма архим. Фотия к графу Аракчееву, от 10-го мая 1825 г. о новых напечатанных книгах есаула Котельникова.

Л.137. О том же, копия с письма митр. Серафима к графу Аракчееву, от 4-го мая, надписью секретно.

Л.139. Выписки из Journal de Frankfurt, Journal de S.-Petersbourg, от 18 и 21-го июля 1825 г., и из рапорта полковника Берха в коллегию иностранных дел, от 21-го мая 1824 г., об английских миссионерах в России и их действиях.

Л.142. Копия с письма архим. Фотия Государю Императору с приложением книги о методистах. На обороте того же листа – копия записки о графе Аракчееве, как муже верном, правдивом и преданном престолу и отечеству. Письмо и записка помечены 1824 годом.

Л.143. Объявление о новых и прежде напечатанных книгах (полезных и вредных), продающихся у книготорговца Ивана Заикина в книжных лавках под №№ 18, 19, 20 и 23 и в доме генерала-майора Балабина под 26, со следующими краткими собственноручными критическими замечаниями Фотия о них на полях: «злая, скверная, еретическая, антихристианская, революционная, бесовская, худая масонская» и проч. См. у преосвящ. Филарета в Обз. Дух. Лит II, 199.

Л. 158. Перевод заметки из №73 Франкфуртского журнала, от 14-го марта 1817 г., о терпимости Императора Александра, по поводу его рескрипта, от 21-го декабря 1816 г., Херсонскому военному губернатору Л., касательно секты духоборцев, с приложением самого рескрипта.

В конце карандашом кем-то замечено: «Вот хитро и искусно в пользу духоборцев составлен рескрипт по влиянию князя Голицына, и против св. православной все веры»!

Л.161. Замечание с выписками на книгу – Острый серп, есаула Котельникова.

Л.164. Выписка слов Лейбница из книги: Nouveaux Essais sur l'Entendement humain, стр. 429 о возможности революции.

Оглавление второй книги:

Л.1. Разбор и представление вредных учений в книге Толкования на Евангелие от Матфея, сочинённой пастором Госнером, проповедником новой ереси под названием библейской религии, подписанный от министра внутренних дел В. Ланского и просвещения А.С. Шишкова.

Л.23. Представление Императору от министра народного просвещения Шишкова о переводе свящ. писаний и о катехизисе Филарета, коль перевод на простонародное наречие русское оных вреден и какие вредные цели неблагомыслящих в том скрываются.

Л.39. Письмо министра просвещения Шишкова к графу Аракчееву о библейских отчетах и о Библейском обществе, коль оно вредно есть.

Л.45. Выписка из окружного послания папы Льва XII ко всем патриархам, примасам, архиепискам, епископам, напечатанного в Риме 3-го мая 1824 г., о вредности нового перевода свящ. писаний и библейского общества.

Л.51. Записка о тайных обществах иллюминатов, якобинства, феслеровщины и масонских лож.

Л.52. Синодальное определение об епископе Иннокентии, бывшем цензоре книги им пропущенной: «Беседа над гробом младенца», сделанная якобы по внушению Филарета и по влиянию князя Голицына, от 24-го февраля 1824 г.

Л.54. Отношение министра просвещения Шишкова к митр. Серафиму о выпущенных зловредных книгах с краткими замечаниями о них и реестром (всего 10).

Л.68. Предложение митр. Серафима Свят. Синоду о запрещении зловредных книг, данное по поводу отношения министра просвещения Шишкова.

Л.70. Письмо А.С. Шишкова к митр. Серафиму, от 21 ноября 1824 г., о приостановлении печатания Филаретова катехизиса.

Л.71. Два письма арх. Московского Филарета к митроп. Серафиму о приостановлении печатания его катехизиса. Последнее от 13-го декабря 1825 г.

Л.78. Ответное письмо митр. Серафима к арх. Филарету по делу о катехизисе.

Л.80. Замечания ученого комитета при главном правлении училищ о кратком катехизисе Православной Католической Восточной Греко-Российской церкви.

Л.89. Нечто о Гернгутерах, из напечатанной в 1815 г. на русском языке книги: Победная песнь, илы торжество христианской веры, соч. Юнга Штиллинга.

Л.91. Выписка из Real Encyclopedie (I, VI и VII), где, между прочим, выписан рассказ о смерти Императора Павла Петровича.

Л.97. Краткие примечания на книгу: Христианский катехизис Православной Католической Восточной Греко-Российской церкви, изданную в Сиб. 1823 г.

Л.106. Краткие примечания на книгу: Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной Греко-Российской церкви.

Л.113. О так названном новом Божьем кивоте мистическом Боровиковского.

Л.116. Послание митр. Серафима Государю Императору о секте духоносцев, Котельников и о вызове в Синод митрополита Киевского Евгения, от 11-го декабря 1824 г.

Л.118. Краткое обозрение существующих в Российском государстве разных раскольничьих ересей, о причинах их происхождения, укоренения и распространения, о вреде от них происходящем и о мере к возможному отвращению их распространения.

Л.125. Разбор некоторых стихов нового перевода Евангелия для показания, как оный неисправен и вреден.

Л.132. Объяснение Донского есаула Евлампия Никифорова Котельникова о своем деле к архимандриту Соловецкого монастыря Досифею, написанное им от 29-го октября 1826 г.

Л.148. Копия с письма дочери Котельникова, Марии Кустовой, к отцу, от 23-го мая 1827 г.

Л.153. Другое объяснение Котельникова к архимандриту Досифею, написанное им от 7-го февраля 1827 г., в котором он отрицает ересь и раскаивается совершенно.

Л.171. Отрывки из Записок на книгу Бытия с присовокуплением замечаний, показывающих дух автора сих Записок.

Л.200. Записки о книгах г-жи Гюн.

Л.201. Копия с письма архим. Фотия к графу Толстому об обращении раскольников в военных поселениях Новгородской губернии, от 28-го ноября 1830 года, с надписью: секретно.

Л.225. О ереси скопцов, возникшей в России в конце XVIII столетия.

Л.245. Две скопческие духовные песни с примечаниями о них.

Начало первой:

      «Из под той крутой горы«…

Второй:

      «Ой во саду, саду, саду зеленом»…

Л.247. Нравственный катехизис для истинных скопцов 1790 г.

Л.253. Два письма к архим. Фотию Донского войска есаула Котельникова.

Л.260. Краткое объяснение догматов новых богоотступников, известных под названием истинных христиан, духоборцев, малаканов, субботников.

Рукописными сочинениями архимандрита Фотия, хранящимися в Черниговской семинарской библиотеке, кроме преосвященных – Иннокентия Херсонского и Таврического, Филарета Черниговского и Нежинского, пользовались: граф Д.А. Толстой, теперешний Министр Народного Просвещения и Обер-прокурор Свят. Синода, бравших их еще при жизни преосвящ. Филарета (до 1866 г.), профессор Киевской духовной Академии и Университета Ф.А. Терновский, член-ревизор учебного комитета при Свят. Синоде С.И. Миропольский и др.

М. Лилеев

Нежин 5-го мая

1879 года

* * *

1

Отрывки из «Повествования» были напечатаны в Об. Ист. И Древ. Росс., в Рус. Архив, в Чт. Об. Любителей Духов. Просв., в Рус Старине в др. изданиях.

2

Восхваляя семинарское воспитание своего времени Фотий, здесь между прочим говорит: «О! если бы духовные особы были главные смотрители, управители университетов, институтов, и прочих училищ, тогда бы воистину мирские учебные заведения были лучшими святилищами науки и вместилищем благочестия, нежели каковы они бываю ныне».

3

Здесь в особенности Фотий нападает на Филарета за перевод Нового Завета на русское наречие. На мысль Фотия, что перевод Нового Завета принесет больше вреда, нежели пользы, кто-то из читателей нашей рукописи сделал такое замечание: «что перевод совсем точен и верен – правда, но мысль перевода на язык живой – мысль самая благая! В тех странах, где Евангеле не приведено на язык общенародный, там велико влияние духовенства, а чувство веры в народе слабо и неразвито. В тех же странах, где существует перевод Евангеле на язык живой, там влияние духовенства уменьшилось, а чувство общенародного благочестия увеличилось и окрепло.

4

Хотя Фотий свое удаление в Деревяницы объясняет «званием свыше, а не от человек, якоже Моисею пророку от Египта в Хорив, и Ильи от Израиля в гору Божию», тем не менее Фотий был сильно недоволен своим новым назначением; «ибо», – говорит он далее, – «все законоучители почти прямо в Архиереи производились, а редко которые из корпуса, но неспособностям к сану архиерейскому, посылались в монастыри первоклассные с отличием, хотя бы они совсем не были люди заслеженные: то как же, Фотий, четыре года в трудах законоучителя все здравие и живот положивший, должен удалиться»?

5

Здесь же, на стр. 130–1 Фотий говорит о письмах графине к нему и от него к ней.

6

Послание и апология были вручены Государю 7-го мая.


Источник: Подробное описание рукописных сочинений Юрьевского архимандрита Фотия, хранящихся в Черниговской семинарской библиотеке / [Соч.] М. Лилеева. - Издание Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те. - Москва : В Унивеситетской типографии (М. Катков), 1880. - [2], 18 с.

Комментарии для сайта Cackle